Формирование УУД в начальных классах
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Урок на тему:
« Площадь прямоугольного треугольника ».
Автор:
Дженгабаева Аминя Халишовна,
учитель начальных классов,
ГБОУ ООШ пос.Торшиловский
2014 год
Урок математики. ( Математика Моро 4 класс,часть 1,)
Тема: « Площадь прямоугольного треугольника»
Цели:
- Формирование способности
-к выделению правила на нахождение площади прямоугольного треугольника;
- к анализу собственных ошибок;
- к применению полученных знаний на практике.
2. Учить ясно и доказательно выражать свои мысли, слушать друг друга.
3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
4. Развивать логическое мышление, сообразительность, интерес к
математике, речь.
УУД:
- Личностные:
- формирование основ гражданской идентичности личности. (ОГИ)
1.2.развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
1.3.стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений
2.Регулятивные:
2.1 контроль в форме сличения способов действий и его результата с заданным эталоном.
2.2 волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодоление препятствий.
2.3.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
2.4. планирование-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
3. Познавательные:
3.1 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
3.2 знаково-символическое моделирование
3.3 установление причинно- следственных связей
3.4 построение логической цепи рассуждений
3.5 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
4. Коммуникативные:
4.1 потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
4.2 умение слушать собеседника;
4.3 рефлексия своих действий
4.4 владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения
Оборудование: карточки с формулами (п.3,2), конверт с фигурами, ножницы (п.1,3), карточки с терминами, Формула (№3,№4,с.94,95)
Ход урока.
I.Организационный момент.
Девизом сегодняшнего урока будут слова «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 1)
-Как вы понимаете смысл фразы?
-На уроке каждый из вас должен сделать своё маленькое открытие в математике. Чтобы всё у вас получилось, надо внимательно слушать друг друга (слайд 2). Повернитесь к своим соседям и пожелайте: »Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра, если будет трудно, то я помогу тебе.»
II. Актуализация знаний.
1. Логические задачи. (2.1)
1) На верёвке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?(слайд 3)
2) Купили 4 шара красного и голубого цвета. Красных было больше. Сколько шаров каждого цвета купили?
3) Термометр показывает 24 градусов тепла в классе. Сколько градусов покажут 2 таких термометра? А 10? (использовать датчик температуры)
2. Площадь, объём. (1.1, 2.1)
Рассмотри чертежи фигур и карточки с формулами. Назовите фигуры.
-Подумайте, что можно вычислить у каждой из данных фигур? Прикрепите к данным фигурам карточки с соответствующей формулой. (слайд 4)
Прокомментируйте каждую формулу.
- Чему равна длина прямоугольника, если его площадь -18 см?, а ширина – 3см?
- Найдите площадь квадрата, если его периметр равен 80см.
- Вычислите объём куба, если его сторона равна 30см
- Чему равен объём прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 4см, 3см, 5см? (слайд5)
3. Виды треугольников. (1.1, 2.1, 2.6)
– Рассмотри чертёж. ( слайд 6)
-Сколько треугольников?
-Какие это треугольники? На какие группы по виду углов их можно разделить?
Анализируя чертёж, учащиеся определяют, что здесь встречаются:
-Прямоугольные треугольники.
(Треугольник, у которого есть прямой угол.)
-Остроугольные треугольники.
(Треугольник, у которого все углы острые.)
Тупоугольный треугольник.
(Треугольник, у которого один из углов тупой.) (слайд 7)
-И египетские землемеры научились измерять площадь треугольника. Давайте попробуем найти способ вычисления, представив себя древними египтянами. (слайд 8)
III.Постановка проблемы ( 5.2)
-Как будем рассуждать? (Проблема!)
--Постановка учебных задач: научиться вычислять площадь треугольника.
IV. Открытие нового.
1Площадь прямоугольного треугольника.
- Площадь какой фигуры мы умеем находить?
( Площадь прямоугольного треугольника)
Практическая работа (у каждого учащегося конверт с геометрическими фигурами). (№1, с. 94) ( 1.1; 2.1; 3.5; 3.1; 4.3; 2.5)
- Выберите из набора прямоугольник. Измерьте его стороны.
-Найдите, чему равна площадь данного прямоугольника. (2.9)
- Разрежьте прямоугольник по диагонали на две части. Что получили? Какие это треугольники?
( Получили два прямоугольных треугольника, равных между собой, Это можно проверить наложением.)
- Чему равна площадь каждого из полученных треугольников? (Учащиеся приходят к выводу, что площадь одного треугольника равна половине площади прямоугольника,) (Открытие!) (5.2)
№2, с 94 (2.1; 4.3; 5.2)
№3, с 94 (5.2; 1.1; 1.2;2.1)
- А как вы думаете, если имеется такой треугольник. У которого нет прямого угла? ( Проблема!)
( Надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два треугольника, площадь которых вычислить можно.) (Открытие!) (5.5)
2.Катеты , гипотенуза. ( 2.1)
Работа с учебником – тетрадью с.94,№2, №3
Катеты – стороны, которые образуют прямой угол.
Гипотенуза – сторона, противолежащая прямому углу.
3.Формула площади прямоугольного треугольника.( 2.6; 4.3; 2.8; 5.5)
№4, с. 95.
Вывод: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов. (Формула) (Открытие!)
Физминутка
V. Первичное закрепление.
1. Решение задач (2.1)
№6, с.95-блицтурнир (2.1)
Выполнить самостоятельно. Проверка по образцу на доске (2.5)
2.Решение уравнений. (2.9)
№10, с.96 (2.9.)
а) Чему равен корень уравнения?
Взаимопроверка в парах.
3.Вычисление объёма.
№11, с. 96-устно.
4. Программа действий. (4.1)
№12, с. 96 (б)
VI.Итог
-Какую проблему определили в начале урока? Расскажите.
- Удалось ли её решить? Каким образом?
-Какое значение могут иметь сделанные нами открытия? Объясните.
-Как найти площадь прямоугольного треугольника? А если треугольник не является прямоугольным?
- Что удалось?
-Какие задания вызывали затруднения?
Вспомните девиз нашего урока. Мы шаг за шагом приближаемся к «стране Знатоков математики».
-Желаю вам успехов!
Домашнее задание: №10 (б), №12 (а), с. 96.
Анализ урока математики в 4 классе
Учитель: Дженгабаева Аминя Халишовна
Цель посещения: состояние преподавания уроков математики
Дата:23.11.11г
Класс: 4
Предмет: математика
Количество учащихся в классе: 3
Количество учащихся на уроке: 3
Тема урока: «Площадь прямоугольного треугольника»
Тип урока: урок введения нового знания
Цели урока:1.формирование способности
- -к выделению правила на нахождение площади прямоугольного треугольника;
-к анализу собственных ошибок;
-к применению полученных знаний на практике.
2. Учить ясно и доказательно выражать свои мысли , слушать
друг друга.
3.Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
4.развивать логическое мышление, сообразительность, интерес к
математике, речь.
- Организация начала занятий.
Класс полностью готов к работе, учащиеся быстро включились в деловой ритм урока
Доска оформлена в соответствии с темой урока .
II. Подготовка к основному этапу урока.
Учащиеся готовы к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Выбранная форма проведения и его структурное построение соответствует теме и возрастным особенностям учащихся. Рационально распределено время, отведенное на все этапы урока, хороший темп проведения урока.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель на данном этапе использует различные приемы, соответствующие частично-поисковому методу обучения. Интегрированный тип урока позволяет учащимся получать информацию по теме урока, используя наглядный материал. Разнообразные формы урока способствуют развитию самостоятельно наблюдать, мыслить, развивать творческие способности. В процессе работы формируется универсальные учебные действия. Учитель поддерживает, укрепляет и развивает положительную мотивацию. Обеспечивает формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности.
Учитель соблюдает дидактические принципы обучения (воспитание и развитие, сознательность, доступность,наглядность, систематичность, последовательность).
IV. Первичная проверка понимания.
Дети усваивают изученный материал на репродуктивном уровне.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Урок на тему:
« Площадь прямоугольного треугольника ».
Автор:
Дженгабаева Аминя Халишовна,
учитель начальных классов,
ГБОУ ООШ пос.Торшиловский
2014 год
Урок математики. ( Математика Моро 4 класс,часть 1,)
Тема: « Площадь прямоугольного треугольника»
Цели:
- Формирование способности
-к выделению правила на нахождение площади прямоугольного треугольника;
- к анализу собственных ошибок;
- к применению полученных знаний на практике.
2. Учить ясно и доказательно выражать свои мысли, слушать друг друга.
3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
4. Развивать логическое мышление, сообразительность, интерес к
математике, речь.
УУД:
- Личностные:
- формирование основ гражданской идентичности личности. (ОГИ)
1.2.развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
1.3.стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений
2.Регулятивные:
2.1 контроль в форме сличения способов действий и его результата с заданным эталоном.
2.2 волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодоление препятствий.
2.3.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
2.4. планирование-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
3. Познавательные:
3.1 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
3.2 знаково-символическое моделирование
3.3 установление причинно- следственных связей
3.4 построение логической цепи рассуждений
3.5 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
4. Коммуникативные:
4.1 потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
4.2 умение слушать собеседника;
4.3 рефлексия своих действий
4.4 владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения
Оборудование: карточки с формулами (п.3,2), конверт с фигурами, ножницы (п.1,3), карточки с терминами, Формула (№3,№4,с.94,95)
Ход урока.
I.Организационный момент.
Девизом сегодняшнего урока будут слова «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 1)
-Как вы понимаете смысл фразы?
-На уроке каждый из вас должен сделать своё маленькое открытие в математике. Чтобы всё у вас получилось, надо внимательно слушать друг друга (слайд 2). Повернитесь к своим соседям и пожелайте: »Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра, если будет трудно, то я помогу тебе.»
II. Актуализация знаний.
1. Логические задачи. (2.1)
1) На верёвке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?(слайд 3)
2) Купили 4 шара красного и голубого цвета. Красных было больше. Сколько шаров каждого цвета купили?
3) Термометр показывает 24 градусов тепла в классе. Сколько градусов покажут 2 таких термометра? А 10? (использовать датчик температуры)
2. Площадь, объём. (1.1, 2.1)
Рассмотри чертежи фигур и карточки с формулами. Назовите фигуры.
-Подумайте, что можно вычислить у каждой из данных фигур? Прикрепите к данным фигурам карточки с соответствующей формулой. (слайд 4)
Прокомментируйте каждую формулу.
- Чему равна длина прямоугольника, если его площадь -18 см?, а ширина – 3см?
- Найдите площадь квадрата, если его периметр равен 80см.
- Вычислите объём куба, если его сторона равна 30см
- Чему равен объём прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 4см, 3см, 5см? (слайд5)
3. Виды треугольников. (1.1, 2.1, 2.6)
– Рассмотри чертёж. ( слайд 6)
-Сколько треугольников?
-Какие это треугольники? На какие группы по виду углов их можно разделить?
Анализируя чертёж, учащиеся определяют, что здесь встречаются:
-Прямоугольные треугольники.
(Треугольник, у которого есть прямой угол.)
-Остроугольные треугольники.
(Треугольник, у которого все углы острые.)
Тупоугольный треугольник.
(Треугольник, у которого один из углов тупой.) (слайд 7)
-И египетские землемеры научились измерять площадь треугольника. Давайте попробуем найти способ вычисления, представив себя древними египтянами. (слайд 8)
III.Постановка проблемы ( 5.2)
-Как будем рассуждать? (Проблема!)
--Постановка учебных задач: научиться вычислять площадь треугольника.
IV. Открытие нового.
1Площадь прямоугольного треугольника.
- Площадь какой фигуры мы умеем находить?
( Площадь прямоугольного треугольника)
Практическая работа (у каждого учащегося конверт с геометрическими фигурами). (№1, с. 94) ( 1.1; 2.1; 3.5; 3.1; 4.3; 2.5)
- Выберите из набора прямоугольник. Измерьте его стороны.
-Найдите, чему равна площадь данного прямоугольника. (2.9)
- Разрежьте прямоугольник по диагонали на две части. Что получили? Какие это треугольники?
( Получили два прямоугольных треугольника, равных между собой, Это можно проверить наложением.)
- Чему равна площадь каждого из полученных треугольников? (Учащиеся приходят к выводу, что площадь одного треугольника равна половине площади прямоугольника,) (Открытие!) (5.2)
№2, с 94 (2.1; 4.3; 5.2)
№3, с 94 (5.2; 1.1; 1.2;2.1)
- А как вы думаете, если имеется такой треугольник. У которого нет прямого угла? ( Проблема!)
( Надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два треугольника, площадь которых вычислить можно.) (Открытие!) (5.5)
2.Катеты , гипотенуза. ( 2.1)
Работа с учебником – тетрадью с.94,№2, №3
Катеты – стороны, которые образуют прямой угол.
Гипотенуза – сторона, противолежащая прямому углу.
3.Формула площади прямоугольного треугольника.( 2.6; 4.3; 2.8; 5.5)
№4, с. 95.
Вывод: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов. (Формула) (Открытие!)
Физминутка
V. Первичное закрепление.
1. Решение задач (2.1)
№6, с.95-блицтурнир (2.1)
Выполнить самостоятельно. Проверка по образцу на доске (2.5)
2.Решение уравнений. (2.9)
№10, с.96 (2.9.)
а) Чему равен корень уравнения?
Взаимопроверка в парах.
3.Вычисление объёма.
№11, с. 96-устно.
4. Программа действий. (4.1)
№12, с. 96 (б)
VI.Итог
-Какую проблему определили в начале урока? Расскажите.
- Удалось ли её решить? Каким образом?
-Какое значение могут иметь сделанные нами открытия? Объясните.
-Как найти площадь прямоугольного треугольника? А если треугольник не является прямоугольным?
- Что удалось?
-Какие задания вызывали затруднения?
Вспомните девиз нашего урока. Мы шаг за шагом приближаемся к «стране Знатоков математики».
-Желаю вам успехов!
Домашнее задание: №10 (б), №12 (а), с. 96.
Анализ урока математики в 4 классе
Учитель: Дженгабаева Аминя Халишовна
Цель посещения: состояние преподавания уроков математики
Дата:23.11.11г
Класс: 4
Предмет: математика
Количество учащихся в классе: 3
Количество учащихся на уроке: 3
Тема урока: «Площадь прямоугольного треугольника»
Тип урока: урок введения нового знания
Цели урока:1.формирование способности
- -к выделению правила на нахождение площади прямоугольного треугольника;
-к анализу собственных ошибок;
-к применению полученных знаний на практике.
2. Учить ясно и доказательно выражать свои мысли , слушать
друг друга.
3.Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
4.развивать логическое мышление, сообразительность, интерес к
математике, речь.
- Организация начала занятий.
Класс полностью готов к работе, учащиеся быстро включились в деловой ритм урока
Доска оформлена в соответствии с темой урока .
II. Подготовка к основному этапу урока.
Учащиеся готовы к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Выбранная форма проведения и его структурное построение соответствует теме и возрастным особенностям учащихся. Рационально распределено время, отведенное на все этапы урока, хороший темп проведения урока.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель на данном этапе использует различные приемы, соответствующие частично-поисковому методу обучения. Интегрированный тип урока позволяет учащимся получать информацию по теме урока, используя наглядный материал. Разнообразные формы урока способствуют развитию самостоятельно наблюдать, мыслить, развивать творческие способности. В процессе работы формируется универсальные учебные действия. Учитель поддерживает, укрепляет и развивает положительную мотивацию. Обеспечивает формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности.
Учитель соблюдает дидактические принципы обучения (воспитание и развитие, сознательность, доступность,наглядность, систематичность, последовательность).
IV. Первичная проверка понимания.
Дети усваивают изученный материал на репродуктивном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ
СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ. Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими ...
Формирование УУД в начальных классах.
Статья посвящена УУД в начальных классах, является более актуальной в настоящее время в рамказ реализации ФГОС....
Создание развивающей среды в воспитательном процессе для формирования у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения
Делиться опытом применения приёмов, формирующих у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения....
Использование современных технологий для формирования модели выпускника начальных классов в учебно-познавательной компетенции
Презентация к докладу по теме "Использование современных технологий для формирования модели выпускника начальных классов в учебно-познавательной компетенции"...
Формирование УУД учащихся начальных классах - требование времени
В 2011-2012 учебном году введены ФГОС первых классов образовательных учреждений страны. В чем теперь заключается роль начальной школы?...
"Формирование самооценки в начальных классах"
Из опыта работы...
Формирование УУД в начальных классах
История развития педагогических концепций и систем состоит из чередования взглядов на цели и задачи образования от узкоутилитарного освоения молодым поколением накопленных в культуре знаний и умений, ...