Формирование УУД в начальных классах
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

                       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики в 4 классе24.24 КБ
Файл formirovanie_uud.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

                           Министерство образования и науки Самарской области

                               Урок на тему:

« Площадь прямоугольного треугольника ».

                                                                              Автор:

Дженгабаева Аминя Халишовна,

учитель начальных классов,

ГБОУ ООШ пос.Торшиловский

2014 год

           

                                                                                         

Урок математики. ( Математика  Моро 4 класс,часть 1,)

Тема: « Площадь прямоугольного треугольника»

Цели:

  1. Формирование способности

-к выделению правила на нахождение площади прямоугольного треугольника;

- к анализу собственных ошибок;

- к применению полученных знаний на практике.

      2. Учить ясно и доказательно выражать свои мысли, слушать друг друга.

      3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

      4. Развивать логическое мышление, сообразительность, интерес к

            математике, речь.

УУД:

  1. Личностные:
  1. формирование основ гражданской идентичности  личности. (ОГИ)

1.2.развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней  нуждается.

1.3.стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений

2.Регулятивные:

2.1  контроль в форме сличения способов действий  и его результата с заданным эталоном.

2.2  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и  энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодоление препятствий.

2.3.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2.4. планирование-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

3. Познавательные:

3.1  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

3.2  знаково-символическое моделирование

3.3  установление причинно- следственных  связей

3.4 построение логической цепи рассуждений

3.5 осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в устной и письменной форме

4. Коммуникативные:

4.1  потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

4.2  умение слушать собеседника;

4.3   рефлексия  своих действий

4.4 владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения

Оборудование: карточки с формулами (п.3,2), конверт с фигурами,  ножницы (п.1,3),  карточки с терминами, Формула  (№3,№4,с.94,95)

                   Ход урока.

I.Организационный момент.

Девизом сегодняшнего урока будут слова «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 1)

-Как вы понимаете смысл фразы?

-На уроке каждый из вас должен сделать своё маленькое открытие в математике. Чтобы всё у вас получилось, надо внимательно слушать друг друга (слайд 2). Повернитесь к своим соседям и  пожелайте: »Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра, если будет трудно, то я помогу тебе.»

 II. Актуализация знаний.

1. Логические задачи. (2.1)

1) На верёвке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?(слайд 3)

2) Купили 4 шара красного и голубого цвета. Красных было больше. Сколько шаров каждого цвета купили?

3) Термометр показывает 24 градусов  тепла  в классе. Сколько градусов покажут 2 таких термометра? А 10? (использовать датчик температуры)

2. Площадь, объём. (1.1, 2.1)

Рассмотри чертежи фигур и карточки с формулами. Назовите фигуры.

-Подумайте, что можно вычислить у каждой из данных фигур? Прикрепите к данным фигурам карточки с соответствующей формулой. (слайд 4)

Прокомментируйте каждую формулу.

  1. Чему равна длина прямоугольника, если его площадь -18 см?, а ширина – 3см?  
  2. Найдите площадь квадрата, если его периметр равен 80см.
  3. Вычислите объём куба, если его сторона равна 30см
  4. Чему равен объём прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 4см, 3см, 5см? (слайд5)

3. Виды треугольников.  (1.1, 2.1, 2.6)

Рассмотри чертёж. ( слайд 6)

-Сколько треугольников?

-Какие это треугольники? На какие группы по виду углов их можно разделить?

Анализируя чертёж, учащиеся определяют, что здесь встречаются:

-Прямоугольные треугольники.

(Треугольник, у которого есть прямой угол.)

-Остроугольные треугольники.

(Треугольник, у которого все углы острые.)

Тупоугольный треугольник.

(Треугольник, у которого один из углов тупой.)  (слайд 7)

-И египетские землемеры научились измерять площадь треугольника. Давайте попробуем найти способ вычисления, представив себя древними египтянами. (слайд 8)

III.Постановка проблемы ( 5.2)

-Как будем рассуждать? (Проблема!)

--Постановка учебных задач: научиться вычислять площадь треугольника.

IV. Открытие нового.

1Площадь прямоугольного треугольника.

- Площадь какой фигуры мы умеем находить?

( Площадь прямоугольного треугольника)

Практическая работа (у каждого учащегося конверт с геометрическими фигурами).  (№1, с.  94) ( 1.1; 2.1;  3.5;  3.1;  4.3; 2.5)

- Выберите из набора прямоугольник. Измерьте его стороны.

-Найдите, чему равна площадь данного прямоугольника. (2.9)

- Разрежьте прямоугольник по диагонали на две части. Что получили? Какие это треугольники?  

( Получили два прямоугольных треугольника, равных между собой, Это можно проверить наложением.)

- Чему равна площадь каждого из полученных треугольников? (Учащиеся приходят к выводу, что площадь одного треугольника равна половине площади прямоугольника,) (Открытие!) (5.2)

№2, с 94  (2.1;  4.3;  5.2)

№3, с 94 (5.2; 1.1; 1.2;2.1)

- А как вы думаете, если имеется такой треугольник. У которого нет прямого угла?  ( Проблема!)

( Надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два треугольника, площадь которых вычислить можно.) (Открытие!) (5.5)

2.Катеты ,  гипотенуза. ( 2.1)

 Работа с учебником – тетрадью с.94,№2, №3

Катеты – стороны, которые образуют прямой угол.

Гипотенуза – сторона, противолежащая прямому углу.

3.Формула площади прямоугольного треугольника.( 2.6;  4.3;  2.8;  5.5)

№4, с. 95.

Вывод: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.    (Формула) (Открытие!)

Физминутка

V. Первичное закрепление.

1. Решение задач  (2.1)

№6, с.95-блицтурнир (2.1)

Выполнить самостоятельно. Проверка по образцу на доске (2.5)

2.Решение уравнений.  (2.9)

№10, с.96   (2.9.)

а) Чему равен корень уравнения?

Взаимопроверка  в парах.

3.Вычисление объёма.

№11, с. 96-устно.

4. Программа действий.   (4.1)

№12, с. 96   (б)

VI.Итог

-Какую проблему определили в начале урока? Расскажите.

- Удалось ли её решить? Каким образом?

-Какое значение могут иметь сделанные нами открытия? Объясните.

-Как найти площадь прямоугольного треугольника? А если треугольник не является прямоугольным?

- Что удалось?

-Какие задания вызывали затруднения?

Вспомните девиз нашего урока.  Мы шаг за шагом приближаемся к «стране Знатоков математики».

-Желаю вам успехов!

Домашнее задание:  №10 (б), №12 (а), с. 96.

Анализ урока математики в  4 классе

 Учитель: Дженгабаева Аминя Халишовна

Цель посещения: состояние преподавания уроков математики

Дата:23.11.11г

Класс: 4

Предмет: математика

Количество учащихся в классе:  3

Количество учащихся на уроке: 3

Тема урока: «Площадь прямоугольного треугольника»

Тип урока:  урок введения нового знания

Цели урока:1.формирование способности

-                         -к выделению правила на нахождение площади прямоугольного треугольника;

                         -к анализу собственных ошибок;

                         -к применению полученных знаний на практике.

                       2. Учить ясно  и доказательно выражать свои мысли , слушать  

                          друг  друга.

                       3.Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

                       4.развивать логическое мышление, сообразительность, интерес к

                          математике, речь.

 

  1. Организация начала занятий.

        Класс полностью готов к работе, учащиеся быстро включились в     деловой ритм урока

       Доска оформлена в соответствии с темой урока .

       

II.     Подготовка к основному этапу урока.

        Учащиеся готовы к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Выбранная форма проведения и его структурное построение  соответствует теме и возрастным особенностям учащихся. Рационально распределено время, отведенное на все этапы урока,  хороший темп проведения урока.

III.   Усвоение новых знаний и способов действий.

            Учитель на данном этапе использует различные приемы, соответствующие частично-поисковому   методу обучения. Интегрированный тип урока позволяет учащимся получать информацию по теме урока, используя наглядный материал. Разнообразные формы урока способствуют развитию самостоятельно наблюдать, мыслить, развивать творческие способности. В процессе работы формируется универсальные учебные действия.  Учитель поддерживает, укрепляет и развивает положительную мотивацию. Обеспечивает формирование и  совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности.

             Учитель соблюдает дидактические принципы обучения (воспитание и развитие, сознательность, доступность,наглядность, систематичность, последовательность).

IV. Первичная проверка   понимания.

         Дети усваивают изученный материал на репродуктивном уровне.  

                                 



Предварительный просмотр:

                           Министерство образования и науки Самарской области

                               Урок на тему:

« Площадь прямоугольного треугольника ».

                                                                              Автор:

Дженгабаева Аминя Халишовна,

учитель начальных классов,

ГБОУ ООШ пос.Торшиловский

2014 год

           

                                                                                         

Урок математики. ( Математика  Моро 4 класс,часть 1,)

Тема: « Площадь прямоугольного треугольника»

Цели:

  1. Формирование способности

-к выделению правила на нахождение площади прямоугольного треугольника;

- к анализу собственных ошибок;

- к применению полученных знаний на практике.

      2. Учить ясно и доказательно выражать свои мысли, слушать друг друга.

      3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

      4. Развивать логическое мышление, сообразительность, интерес к

            математике, речь.

УУД:

  1. Личностные:
  1. формирование основ гражданской идентичности  личности. (ОГИ)

1.2.развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней  нуждается.

1.3.стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений

2.Регулятивные:

2.1  контроль в форме сличения способов действий  и его результата с заданным эталоном.

2.2  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и  энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодоление препятствий.

2.3.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2.4. планирование-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

3. Познавательные:

3.1  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

3.2  знаково-символическое моделирование

3.3  установление причинно- следственных  связей

3.4 построение логической цепи рассуждений

3.5 осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в устной и письменной форме

4. Коммуникативные:

4.1  потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

4.2  умение слушать собеседника;

4.3   рефлексия  своих действий

4.4 владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения

Оборудование: карточки с формулами (п.3,2), конверт с фигурами,  ножницы (п.1,3),  карточки с терминами, Формула  (№3,№4,с.94,95)

                   Ход урока.

I.Организационный момент.

Девизом сегодняшнего урока будут слова «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 1)

-Как вы понимаете смысл фразы?

-На уроке каждый из вас должен сделать своё маленькое открытие в математике. Чтобы всё у вас получилось, надо внимательно слушать друг друга (слайд 2). Повернитесь к своим соседям и  пожелайте: »Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра, если будет трудно, то я помогу тебе.»

 II. Актуализация знаний.

1. Логические задачи. (2.1)

1) На верёвке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку?(слайд 3)

2) Купили 4 шара красного и голубого цвета. Красных было больше. Сколько шаров каждого цвета купили?

3) Термометр показывает 24 градусов  тепла  в классе. Сколько градусов покажут 2 таких термометра? А 10? (использовать датчик температуры)

2. Площадь, объём. (1.1, 2.1)

Рассмотри чертежи фигур и карточки с формулами. Назовите фигуры.

-Подумайте, что можно вычислить у каждой из данных фигур? Прикрепите к данным фигурам карточки с соответствующей формулой. (слайд 4)

Прокомментируйте каждую формулу.

  1. Чему равна длина прямоугольника, если его площадь -18 см?, а ширина – 3см?  
  2. Найдите площадь квадрата, если его периметр равен 80см.
  3. Вычислите объём куба, если его сторона равна 30см
  4. Чему равен объём прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 4см, 3см, 5см? (слайд5)

3. Виды треугольников.  (1.1, 2.1, 2.6)

Рассмотри чертёж. ( слайд 6)

-Сколько треугольников?

-Какие это треугольники? На какие группы по виду углов их можно разделить?

Анализируя чертёж, учащиеся определяют, что здесь встречаются:

-Прямоугольные треугольники.

(Треугольник, у которого есть прямой угол.)

-Остроугольные треугольники.

(Треугольник, у которого все углы острые.)

Тупоугольный треугольник.

(Треугольник, у которого один из углов тупой.)  (слайд 7)

-И египетские землемеры научились измерять площадь треугольника. Давайте попробуем найти способ вычисления, представив себя древними египтянами. (слайд 8)

III.Постановка проблемы ( 5.2)

-Как будем рассуждать? (Проблема!)

--Постановка учебных задач: научиться вычислять площадь треугольника.

IV. Открытие нового.

1Площадь прямоугольного треугольника.

- Площадь какой фигуры мы умеем находить?

( Площадь прямоугольного треугольника)

Практическая работа (у каждого учащегося конверт с геометрическими фигурами).  (№1, с.  94) ( 1.1; 2.1;  3.5;  3.1;  4.3; 2.5)

- Выберите из набора прямоугольник. Измерьте его стороны.

-Найдите, чему равна площадь данного прямоугольника. (2.9)

- Разрежьте прямоугольник по диагонали на две части. Что получили? Какие это треугольники?  

( Получили два прямоугольных треугольника, равных между собой, Это можно проверить наложением.)

- Чему равна площадь каждого из полученных треугольников? (Учащиеся приходят к выводу, что площадь одного треугольника равна половине площади прямоугольника,) (Открытие!) (5.2)

№2, с 94  (2.1;  4.3;  5.2)

№3, с 94 (5.2; 1.1; 1.2;2.1)

- А как вы думаете, если имеется такой треугольник. У которого нет прямого угла?  ( Проблема!)

( Надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два треугольника, площадь которых вычислить можно.) (Открытие!) (5.5)

2.Катеты ,  гипотенуза. ( 2.1)

 Работа с учебником – тетрадью с.94,№2, №3

Катеты – стороны, которые образуют прямой угол.

Гипотенуза – сторона, противолежащая прямому углу.

3.Формула площади прямоугольного треугольника.( 2.6;  4.3;  2.8;  5.5)

№4, с. 95.

Вывод: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.    (Формула) (Открытие!)

Физминутка

V. Первичное закрепление.

1. Решение задач  (2.1)

№6, с.95-блицтурнир (2.1)

Выполнить самостоятельно. Проверка по образцу на доске (2.5)

2.Решение уравнений.  (2.9)

№10, с.96   (2.9.)

а) Чему равен корень уравнения?

Взаимопроверка  в парах.

3.Вычисление объёма.

№11, с. 96-устно.

4. Программа действий.   (4.1)

№12, с. 96   (б)

VI.Итог

-Какую проблему определили в начале урока? Расскажите.

- Удалось ли её решить? Каким образом?

-Какое значение могут иметь сделанные нами открытия? Объясните.

-Как найти площадь прямоугольного треугольника? А если треугольник не является прямоугольным?

- Что удалось?

-Какие задания вызывали затруднения?

Вспомните девиз нашего урока.  Мы шаг за шагом приближаемся к «стране Знатоков математики».

-Желаю вам успехов!

Домашнее задание:  №10 (б), №12 (а), с. 96.

Анализ урока математики в  4 классе

 Учитель: Дженгабаева Аминя Халишовна

Цель посещения: состояние преподавания уроков математики

Дата:23.11.11г

Класс: 4

Предмет: математика

Количество учащихся в классе:  3

Количество учащихся на уроке: 3

Тема урока: «Площадь прямоугольного треугольника»

Тип урока:  урок введения нового знания

Цели урока:1.формирование способности

-                         -к выделению правила на нахождение площади прямоугольного треугольника;

                         -к анализу собственных ошибок;

                         -к применению полученных знаний на практике.

                       2. Учить ясно  и доказательно выражать свои мысли , слушать  

                          друг  друга.

                       3.Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

                       4.развивать логическое мышление, сообразительность, интерес к

                          математике, речь.

 

  1. Организация начала занятий.

        Класс полностью готов к работе, учащиеся быстро включились в     деловой ритм урока

       Доска оформлена в соответствии с темой урока .

       

II.     Подготовка к основному этапу урока.

        Учащиеся готовы к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Выбранная форма проведения и его структурное построение  соответствует теме и возрастным особенностям учащихся. Рационально распределено время, отведенное на все этапы урока,  хороший темп проведения урока.

III.   Усвоение новых знаний и способов действий.

            Учитель на данном этапе использует различные приемы, соответствующие частично-поисковому   методу обучения. Интегрированный тип урока позволяет учащимся получать информацию по теме урока, используя наглядный материал. Разнообразные формы урока способствуют развитию самостоятельно наблюдать, мыслить, развивать творческие способности. В процессе работы формируется универсальные учебные действия.  Учитель поддерживает, укрепляет и развивает положительную мотивацию. Обеспечивает формирование и  совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности.

             Учитель соблюдает дидактические принципы обучения (воспитание и развитие, сознательность, доступность,наглядность, систематичность, последовательность).

IV. Первичная проверка   понимания.

         Дети усваивают изученный материал на репродуктивном уровне.  

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ

СРЕДСТВА, ФОРМЫ  И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ.  Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими ...

Формирование УУД в начальных классах.

Статья  посвящена УУД в начальных классах, является более актуальной в настоящее время в рамказ реализации ФГОС....

Создание развивающей среды в воспитательном процессе для формирования у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения

Делиться опытом  применения приёмов, формирующих у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения....

Использование современных технологий для формирования модели выпускника начальных классов в учебно-познавательной компетенции

Презентация к докладу по теме "Использование современных технологий для формирования модели выпускника начальных классов в учебно-познавательной компетенции"...

Формирование УУД учащихся начальных классах - требование времени

В 2011-2012 учебном году введены ФГОС первых классов образовательных  учреждений страны. В чем теперь заключается роль начальной школы?...

Формирование УУД в начальных классах

История развития педагогических концепций и систем состоит из чередования взглядов на цели и задачи образования от узкоутилитарного освоения молодым поколением накопленных в культуре знаний и умений, ...