программа по внеурочной деятельности "юный математик"
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
состоит из пояс.записки, тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_matematik.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
К рабочей программе по внеурочной деятельности «Юные математики»
Рабочая программа актуальна т.к. создана на основе:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании»
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г №373, зарегистрирован в Минюсте России 22декабря 2009года №17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г.№1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля2011г №19707)
3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября2010г.№986, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2011г. №19682)
4.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от29 декабря 2010г. №189, зарегистрировано в МинюстеРоссии3 марта2011г., №19993)5.Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251- 03(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от3 апреля 2003г. №27; зарегистрирован в Минюсте России27 мая 2003г.№4594);
6. Методические рекомендации «О введении федерального образовательного стандарта» Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04 2011г;
7.Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г;
8.Примерная образовательная программа начального общего образования.
Цель программы:
Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников.
Задачи программы:
Обучающие:
1.Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов. . 2.Овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи 3.Формирование основ информационной грамотности, умение работать с информацией 4.Расширение и углубление математических представлений и понятий.
Личностные
1 Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2 Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний. 3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные.
1.Овладение способами выполнения заданий творческого характера 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих .3. Использование различных способов поиска, сбора информации.
Количественный состав:
Программа рассчитана на учащихся 1,4 классов
Формы проведения занятий:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- беседа;
- лекция;
- конкурсы;
- праздники;
- КВН;
- Проектная деятельность
- занятия с презентацией
- деловая игра
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 64часов в год, два часа в неделю.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся могут узнать:
- историю возникновения математики;
- названий геометрических фигур;
- правила о порядке выполнения действий; названия компонентов действий;
- таблицу умножения.
Имеют возможность научиться:
- собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
- ориентироваться в пространстве;
- проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, находить закономерности, проводить классификацию объектов;
- решать нестандартные задачи;
- вычислять значения числовых выражений с натуральными числами, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий;
- строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, находить рациональные способы вычислений;
- решать и анализировать задачи в 2-3 действия на все изученные случаи арифметических действий.
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
- будет использоваться разнообразный дидактический материал .,ИКТ
Технологическая карта
№ дата | Название темы занятия | Виды учебной деятельности | оборудование Виды деятельности | |||||||
1-2 | Математика вокруг Происхождение математических знаков нас | .Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на занятии.. Высказывать свою версию | Беседа с использованием презентации | |||||||
3-5 | . . Составление числовых выражений | Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства .Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Путешествие по станциям | |||||||
6-8 | Сравнение числовых выражений | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. | Работа по подгруппам | |||||||
9-12 | Круговые примеры | Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Работа в парах | |||||||
13-16 | Числовые цепочки | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. | Работа в подгруппах | |||||||
17-21 | Числовые головоломки и ребусы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. | Работа с использованием И.Д. | |||||||
22-27 | Проект «Числа в пословицах, поговорках» | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи | Защита проекта | |||||||
28-33 | Переставляем буквы- получаем числа Логические задачи | Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | кроссворд | |||||||
34-35 | Задачи на сравнение | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи | Работа в подгруппах | |||||||
36-39 | Приемы устного счета | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни | арифметический диктант | |||||||
40-41 | Комбинаторные задачи | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи | Работа с педагогом | |||||||
42-43 | Сюжетные задачи | Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | самостоятельная работа | |||||||
44-45 | Составление сюжетных задач | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. | Работа в подгруппах | |||||||
46-47 | Изготовление задачника | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи | самостоятельная работа | |||||||
48-49 | Задания на выявления закономерностей | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. | Работа с педагогом | |||||||
50 | Задачи на внимание | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Взаимоконтроль | |||||||
51 | Задачи на смекалку | Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | самоконтроль | |||||||
52-53 | Удивительные квадраты | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни | ||||||||
54 | Задачи - шутки | КВН | ||||||||
55 | Задачи с геометрическим содержанием | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни | самостоятельная работа | |||||||
56 | Конструктивные задачи | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Работа в парах | |||||||
57-58 | Геометрия на плоскости и в пространстве | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. | Круглый стол с использованием презентации | |||||||
59 | Деление геометрических фигур на части | Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | Мастер класс | |||||||
60 | Составление изображения из геометрических фигур | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Практическая работа | |||||||
61 | Увеличение рисунка по клеткам | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. | Составление мозаики | |||||||
62-64 | Разные задачи | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Деловая игра самостоятельная работа | |||||||
65-67 | Геометрическая смесь | Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | ||||||||
68 | Итоговое занятие |
Краткое содержание программы, основные термины
Название раздела | Основные термины | Краткое содержание |
Числа от 1до20 | История математики, математические фокусы. | Из истории математики. Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. Происхождение математических знаков. . |
2Логические задачи | Особые случаи счёта, логические цепочки, признаки делимости, рациональные способы вычислений. | пословицы, поговорки, загадки, рассказы, в которых встречаются числа, некоторые особые случаи счёта, логические цепочки с числами, приёмы устного счёта.
|
3. Геометрия вокруг нас. | Геометрические фигуры, тела, танграм, задачи с геометрическим содержанием, конструктивные задачи. | Превращение фигур, решение конструктивных задач, задач с геометрическим содержанием. |
4.Разные задачи. | Взвешивание, уравнивание , перекладывание, римские цифры | Решение текстовых задач с использованием графических изображений, , повторение знаний нумерации., практическая работа с весами,гирями |
Методики и технологии обучения и воспитания
Название раздела | Форма занятий | Дидактический материал (техническое оснащение) |
1.Числа от1до20 | Беседа, лекция, рассказ учителя, объяснение, практические упражнения; викторина | Карточки-задания для самостоятельных работ; карточки-задания для усвоения нового материала; карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила); викторины; кроссворды; тесты; ребусы; загадки; загадки с подсказкой; загадки-обманки; рассказы-загадки; анаграммы; таблицы; спец.наборы «Танграм», «Волшебный круг»; головоломки; круговые примеры; |
2Логические задачи. | Беседа, лекция, практические упражнения, разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией; КВН; конкурс; игра; викторина, использование ИКТ | Компьютер, интерактивный комплекс |
3. Геометрия вокруг нас. | Беседа, лекция, рассказ учителя, объяснение, практические упражнения; олимпиада; игра | Цветная бумага, картон, ножницы, деревянные, счетные палочки |
4. Разные задачи. | Беседа, лекция, рассказ учителя, объяснение, практические упражнения, экскурсия в магазин | Весы, наборы гирь, развесной материал., |
Программа кружка «Юный математик» нацелена на развитие творческого математического мышления учащихся начальной школы. В кружок принимаются дети 7 -10 лет, по интересу, без предъявления специальных требований. Занятия могут проводиться как со всей подгруппой, так и по подгруппам, индивидуально. Занятия проводятся в помещении школы, в классе с интерактивным комплексом.
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучение, научности, систематизации, последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Используются педагогические технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:
педагогика сотрудничества
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса;
групповые технологии
технологии индивидуального обучения;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Игровые технологии;
Проблемное обучение
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы; теоретические и практические занятия, участие в олимпиадах, математических конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем.
На практических занятиях закрепляются полученные знания и умения сопровождаются показом, решением педагога, проводятся обучающие задания, тренинги, Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все учащиеся пытались максимально творчески и точно выполнить задание.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- Репродуктивный (воспроизводящий)
- Иллюстративный (объяснения сопровождаются демонстрацией наглядного материала)
- .проблемный(педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)
- Эвристический (проблема формулируются учащимися, ими предлагаются способы решения)
И воспитания:
- Убеждения
- Упражнения
- Личный пример
- Поощрение
Все методы обучения реализуются различными средствами:
Предметные – для полноты восприятия учебная работа производится с использованием наглядных пособий и технических средств;
Практические – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческие задания
Интеллектуальные: логика, воображение, интуиция, память, внимание.
Эмоциональные: переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на работу с учащимися 1-4 классов. Включает в себя годичный курс обучения 2 часа в неделю (по 25минут)
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения
Система контроля.
1. Предварительный контроль: Выявление подготовленности ребенка – владение навыками выполнять простые арифметические действия, решать простые задачи
2.Промежуточный контроль: Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития математических способностей.
3. Заключительный контроль: Полученные за учебный год знания, умения, навыки.(проекты)
Предполагаемые результаты.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем учащихся.
Итог обучения - участие в школьных , районных олимпиадах, конкурсе «Кенгуренок»
К концу году учащиеся научатся: анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения, определять логику решения задач, решать задачи разных видов, с помощью знаков, схем, графиков, рисунков
Литература для учителя
- Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. – М.:Илекса, 2002.
- Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- С.А.Левина Открытые уроки и занимательные задания., Учитель 2009г.
Литература для учащихся и родителей
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
- Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
- Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". "
Предлагаю полное планирование программы по внеурочной деятельности курса "Математика и конструирование" для 1-4 классов. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, планируемые резуль...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Курс математика и конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....
Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование" во 2классе
Эта программа для учителей 2класса....
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...