Работа над задачами в младших классах специальной коррекционной школы
статья по математике (4 класс) на тему
Наблюдения, практика и специальные исследования проводимые российскими дефектологами показывают, что при решении задач учащиеся с отклонениями в развитии сталкиваются с большими трудностями.
Для того, чтобы устранить эти трудности, особое внимание в процессе обучения нужно уделять коррекционно-воспитательной работе, направленной на преодоление недостатков их познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_zadachami.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края школа №59 г. Краснодара
Выступление на МО учителей начальных классов на тему:
«Работа над задачами в младших классах
специальной коррекционной школы»
Учитель: Моспанова Г.В.
Работа над задачами в младших классах специальной коррекционной школы
Наблюдения, практика и специальные исследования проводимые российскими дефектологами показывают, что при решении задач учащиеся с отклонениями в развитии сталкиваются с большими трудностями.
Для того, чтобы устранить эти трудности, особое внимание в процессе обучения нужно уделять коррекционно-воспитательной работе, направленной на преодоление недостатков их познавательной деятельности.
Надо создавать систему подготовительных упражнений, направленных на то, чтобы помочь детям лучше уяснить условие решаемой задачи, показать им, что в ней в словесной форме отражена определенная жизненная ситуация, поставлен вопрос, на который следует ответить, исходя из предметного содержания задачи. С этой целью надо проводить уроки в процессе которых учащиеся учились бы составлять задачи на основе наглядного восприятия предметных действий. Например: во втором классе учитель выставляет наборное полотно с 8 грибками. Через некоторое время добавляет ещё 5 грибков, а затем 6 грибков убирает и предлагает ребятам рассказать в виде задачи то, что они увидели.
Учитель: Ребята, кто расскажет по порядку, что я делала с грибочками?
Ответ: Было 8 грибков, вы поставили ещё 5 грибков, а потом взяли 6 грибков. Ответ конечно правильный, но учитель подсказывает начало задачи.
Учитель: На наборном полотне стояло 8 грибков. Учитель поставил ещё 5 грибков. Затем 6 грибков убрал.
Составленное условие надо записать на доске и коллективно прочитать. А затем учить ставить вопрос к составленному условию. Можно взять кружочки, грибочки, яблочки, машины, мячи и т. д. и составлять задачи.
При решении задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц можно дать такое задание:
Учитель: Люда, возьми со стола 4 книги, а тетрадей возьми столько же и ещё 5. (ученица выполняет).
Учитель: Ребята, Люда взяла больше книг или тетрадей? На сколько тетрадей больше?
Ответ: Тетрадей больше на 5.
Учитель: Какое условие задачи мы можем составить?
Условие задачи: Люда взяла 4 книжки, а тетрадей на 5 больше.
Вопросы к условию задачи: 1. Сколько всего тетрадей взяла Люда? (простая задача). 2. Сколько книг и тетрадей взяла Люда? ( сложная задача).
Постановка вопроса к задаче, составленной на основе наглядного восприятия предметных действий, может служить учащимся не только обобщающим моментом в уяснении последовательности и количества действий к задаче, но и предпосылкой для установления связи между ситуацией отраженной в её условии и вопросом.
Упражнения такого рода не вызывают у детей особых затруднений. Многим ребятам легче поставить вопрос после самостоятельного составления условия задачи.
Условие задач нужно записывать на доске и коллективно работать над содержанием задачи. Например:
№1
У Иры было 5 марок. 2 марки она подарила подруге. Сколько марок осталось у Иры? (вопрос ставят дети).
№2
У Иры было 5 марок. 2 марки она подарила подруге, но Коля дал ей ещё 3 марки. Сколько марок стало у Иры? (вопрос ставят дети).
После прочтения первой задачи ученики должны ответить, почему они поставили вопрос: Сколько марок осталось у Иры? А во второй задаче: Сколько марок стало у Иры? Хотя в обеих задачах сказано, что у Иры было 5 марок. Такого рода вопросы способствуют выработке у учащихся внимательного чтения, умения осознанного анализа задач.
На первых порах, учителю надо подчеркивать, что каждая задача имеет свое содержание, которое нужно понять. Нужно спрашивать, о чем говорится в задаче, учить выделять главные слова, данные в задаче, вопрос.
Практика показывает, что учащиеся часто допускают ошибки в решениях задач в следствии поспешного, поверхностного чтения условия задачи. Некоторым учащимся достаточно повторить условие или предложить самостоятельно ещё раз перечитать, чтобы исправить допущенную ошибку.
В течении длительного времени учителю надо разъяснять учащимся смысл выражения «в несколько раз больше», «в несколько раз меньше» и т д. Это можно довести до сознания только с помощью наглядности. Учитель показывает, например 3 ореха и предлагает взять со стола в 2 раза больше. Ученик выполняет действия: берет 3 ореха, и ещё 3 ореха. Выражение «в 2 раза больше» следует понимать так, 2 раза взять по 3 ореха т.е. заданное число повторяется 2 раза.
Сначала можно не пересчитывать полученное количество, а всё внимание обратить на способ получения ответа, понимание самого процесса выполнения задания.
Задание: У Пети 7 яблок, а у Коли в 2 раза больше (учитель предлагает показать наглядно Петины и Колины яблоки). После того, когда учащиеся научатся правильно выполнять задания, правильно понимать выражение « в несколько раз больше» учитель предлагает решить задачу (можно сложить числа, но лучше умножить). С этого момента надо в урок включать задачи на увеличение числа в несколько раз.
Затем учащиеся усваивают выражение «в несколько раз меньше» как требование разложить, разделить имеющееся множество на несколько равных групп.
Здесь снова учитель привлекает наглядность: карандаши, тетради, книги, счетный материал. Например:
Учитель: У Саши 15 карандашей, а у Иры в 3 раза меньше. Покажите карандаши Саши, Иры?
Ученик отсчитывает 15 карандашей (это Саши), столько же отсчитывает карандашей и делит их на 3 равные кучки. В каждой кучке по 5 карандашей. Это карандаши Иры.
После того, как все учащиеся научатся выполнять задание : уменьшить число в несколько раз, учитель должен заучить каким же действием выполняется задание и как записывается решение. После этого надо включать в урок решение задач.
Например: Папа и Дима очень любят ловить рыбу. Папа поймал 28 окуней, а Коля в 7 раз меньше. Сколько окуней поймал Дима? (простые задачи можно переделывать в сложные).
К задачам на нахождение неизвестного слагаемого нужно систематически давать предметную иллюстрацию.
Например: В книге 80 страниц. В первый день Марина прочитала несколько страниц, во второй день она прочитала последние 45 страниц. Сколько страниц прочитала Марина в первый день? Учитель берет книгу в 80 страниц, показывает часть страниц, прочитанных в первый день,- несколько страниц ( попутно останавливается на том, что несколько - это неизвестное количество), показывает страницы, прочитанные во второй день- 45 страниц. Если от числа 80 отнять 45, останется 35 страниц. 35 страниц прочитала Марина в 1 день. Выполняется действие и проверка.
Решение: 80стр.-45стр.=35стр.
Проверка: 35стр.+45стр.=80стр.
Или такая задача, которая сопровождается наглядностью.
Например: В пустую коробку Лена положила несколько карандашей и Алеша положил 15 карандашей. В коробке стало 22 карандаша . Сколько карандашей положила в коробку Лена? Учитель спрашивает у учащихся, чьи останутся карандаши, если Алеша возьмет свои карандаши назад. Учащиеся догадаются, что останутся карандаши Лены. Учитель после этого просит рассказать и выполнить действие, как найти карандаши Лены?
Решение: 22кар.-15кар.=7кар.
Проверка: 7кар.+15кар.=22кар.
Чтобы задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого были хорошо усвоены учащимися, надо с 1 класса вести подготовительные упражнения в игровой форме. Это игры в магазин, почту, покупка билетов на разный вид транспорта и т .д., где учитель систематически задает учащимся такие вопросы:
- Сколько ты денег заплатил?
- Сколько денег у тебя осталось?
- Сколько денег у тебя было?
Большое внимание при обучении решению задач надо обратить на математическую терминологию, так как многие слова- термины, выражающие количественную зависимость между предметами, остаются для учащихся непонятными. При чтении текста математических задач учащиеся не выделяют те слова и выражения, которые имеют решающее значение для правильного установления связей и отношений между числовыми данными. Они не осознают до конца смысл таких, казалось бы, простых слов: «шире», «уже», «ниже», «выше», «дороже», «дешевле», и т.д., или словосочетаний типа: столько же, на сколько меньше, на сколько больше, несколько и т.д. Поэтому с учащимися надо проводить определенную пропедевтическую работу, направленную на обогащение их «математического языка» и усвоение соответствующих понятий, которые нужны при решении задач.
Так перед тем как приступить к решению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, надо помочь детям уяснить понятие «на несколько единиц больше (меньше)». А для этого надо сначала поработать над смыслом выражения «столько же».
Можно предложить учащимся такие задания:
- Положите слева 5 палочек и столько же справа.
Сколько палочек вы положили справа? ( повторите что вы сделали).
- Положите в одну корзинку 4 яблока и столько же во вторую.
Сколько яблок положили в другую корзинку? и т. д
Эти упражнения помогают понять и усвоить математические выражения «на сколько больше», «на сколько меньше», а так же то, что оно состоит из двух понятий « столько же, плюс ещё».
Учитель может дать письменное задание. Например:
- Нарисовать 3 красных кружка и столько же синих и ещё 2.
После выполнения заданий можно спросить, каких кружков они нарисовали больше, на сколько больше, почему?
Одновременно работать над понятием «на сколько меньше». Задание:
- Нарисуйте в один ряд 6 квадратиков, а под ними во 2 ряду нарисуйте на 2 квадрата меньше.
- Увеличьте 4 на 6.
- Уменьшите 5 на 3.
- Назовите число, которое было бы больше 4 на 3; меньше 8 на 6;
- Задуманное число увеличить на 6, получится 12; и т.д.
При решении задач на разностное сравнение нужно сначала поработать над выражениями « на сколько больше, меньше, выше, ниже, короче, поровну и т д». Большое значение надо придавать слову «каждый». Можно дать такое задание:
- Вызвать 4 ученика и предложить взять со стола по одной книге.
Учитель: Андрей, Саша, Люда, Лена подойдите к столу и возьмите по книге.
Вопрос: Сколько учеников взяли по книге со стола?
Учитель: Расскажите, что вы увидели?
Ответ : К столу учительница вызвала 4 ученика. Сначала Андрей взял книгу,
Потом Саша, Люда и Лена.
Учитель: А как можно сказать короче?
Ответ: К столу подошли 4 ученика и каждый взял по одной книге.
Составленное условие надо записать на доске, слово «каждый» выделить цветным мелком.
Ещё можно дать такие задания:
- Нарисуйте 5 кружков, в каждом поставьте точку.
- На каждый лист приклейте трафарет яблока.
- Положите на парту каждый по 3 листа бумаги.
- Нарисуйте 3 желтых квадрата, в каждом напишите цифру 8 и другие.
После таких упражнений предложите ребятам рассказать, что они делали с употреблением слова «каждый».
Ответы учащихся могут быть такими:
- Я нарисовал 5 кружков и в каждом поставил точку.
Учитель: А теперь поставьте вопрос?
- Сколько точек поставил ученик в пяти кружках, если в каждом он поставил по одной точке?
Аналогично можно проводить работу над другими математическими выражениями. В целях выяснения правильности понимания значения слов, в задаче ученикам можно предложить изобразить виденное схематическим рисунком. Например:
К кормушке сначала прилетело 8 птиц, потом ещё 7 птиц. Через некоторое время 9 птиц улетело. Сколько птиц осталось на кормушке?
Учитель после разбора предлагает палочками изобразить условие задачи:
Решение задач активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию заинтересованности математикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа над задачами с геометрическим содержанием»(«Начальная школа XXI века», математика, В.Н.Рудницкая)
Сегодня мне хочется рассказать об особенности математики, входящей в данную учебную линию, автором которой является Виктория Наумовна Рудницкая, кандидат педагогических наук, ведущий научн...
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Данная статья включает в себя систему работу над ошибками в младших классах коррекционной школы, в которой предлагаются упражнения, при помощи которых не только закрепляются, но и уточняются знания де...
статья в журнале "Система работы по курсу "Здоровый образ жизни" на коррекционных и внеклассных мероприятиях в младших классах коррекционной школы VIII вида"
статья в журнале "Коррекционная педагогика: теория и практика" № 4 (40), 2010...
Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения
В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...
Методика работы над предложением в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Опыт работы...
Методика работы над текстовой задачей в 1 классе начальной школы методические рекомендации ( из опыта) учителя высшей категории КОЧИНОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ
Методика работы над текстовой задачей в 1 классе начальной школы методические рекомендации ( из ...
Выпускная квалификационная работа студентки ФГБОУ ВО "РГПУ им.А.И.ГЕРЦЕНА" Аверкиной Галины Николаевны по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». (2016 год).
ВКР по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». В работе широко освещается проблема нарушения устной...