Работа над задачами в младших классах специальной коррекционной школы
статья по математике (4 класс) на тему

Моспанова Галина Васильевна

Наблюдения, практика и специальные исследования проводимые российскими  дефектологами показывают, что при решении задач учащиеся  с отклонениями в развитии сталкиваются с большими трудностями.

    Для того, чтобы устранить эти трудности, особое внимание в процессе обучения нужно уделять коррекционно-воспитательной работе, направленной на преодоление недостатков их познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_zadachami.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Краснодарского края школа №59 г. Краснодара

Выступление на МО учителей начальных классов на тему:

«Работа над задачами в младших классах

специальной  коррекционной школы»

Учитель: Моспанова Г.В.

 Работа над задачами в младших классах специальной  коррекционной школы

    Наблюдения, практика и специальные исследования проводимые российскими  дефектологами показывают, что при решении задач учащиеся  с отклонениями в развитии сталкиваются с большими трудностями.

    Для того, чтобы устранить эти трудности, особое внимание в процессе обучения нужно уделять коррекционно-воспитательной работе, направленной на преодоление недостатков их познавательной деятельности.

     Надо создавать систему подготовительных упражнений, направленных на то, чтобы помочь детям лучше уяснить условие решаемой задачи, показать им, что в ней в словесной форме отражена определенная жизненная ситуация, поставлен вопрос, на который следует ответить, исходя из предметного содержания задачи. С этой целью надо проводить уроки в процессе которых учащиеся учились бы составлять задачи на основе наглядного  восприятия предметных действий.                                                                                           Например:  во втором классе учитель выставляет наборное полотно с 8 грибками. Через некоторое время добавляет ещё 5 грибков, а затем 6 грибков убирает и предлагает ребятам рассказать в виде задачи то, что они увидели.

     Учитель: Ребята, кто расскажет по порядку, что я делала с грибочками?

     Ответ:  Было 8 грибков, вы поставили ещё 5 грибков, а потом взяли 6 грибков. Ответ конечно правильный, но учитель подсказывает начало задачи.

     Учитель:  На наборном полотне стояло 8 грибков. Учитель поставил ещё 5 грибков. Затем 6 грибков убрал.

   Составленное условие надо записать на доске и коллективно прочитать. А затем учить ставить вопрос к составленному условию. Можно взять кружочки, грибочки, яблочки, машины, мячи и т. д. и составлять задачи.

    При решении задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц можно дать такое задание:

     Учитель: Люда, возьми со стола 4 книги, а тетрадей возьми столько же и ещё 5.   (ученица выполняет).

     Учитель:  Ребята, Люда взяла больше книг или тетрадей? На сколько тетрадей больше?

     Ответ: Тетрадей больше на 5.  

     Учитель: Какое условие задачи мы можем составить?

     Условие задачи: Люда взяла 4 книжки, а тетрадей на 5 больше.

     Вопросы к условию задачи:  1. Сколько всего тетрадей взяла Люда? (простая задача). 2. Сколько книг и тетрадей взяла Люда? ( сложная задача).

    Постановка вопроса к задаче, составленной на основе наглядного восприятия предметных действий, может служить учащимся не только обобщающим моментом в уяснении последовательности и количества действий к задаче, но и предпосылкой для установления связи между ситуацией отраженной в её условии и вопросом.

     Упражнения такого рода не вызывают у детей особых затруднений. Многим ребятам легче поставить вопрос после самостоятельного составления условия задачи.

    Условие задач нужно записывать на доске и коллективно работать над содержанием задачи. Например:

                                       №1

   У Иры было 5 марок. 2 марки она подарила подруге. Сколько марок осталось у Иры? (вопрос ставят дети).

                                        №2

   У Иры было 5 марок. 2 марки она подарила подруге, но Коля дал ей ещё 3 марки. Сколько марок стало у Иры?  (вопрос ставят дети).

     После прочтения первой задачи ученики должны ответить, почему они поставили вопрос: Сколько марок осталось у Иры? А во второй задаче: Сколько марок стало у Иры? Хотя в обеих задачах  сказано, что у Иры было 5 марок. Такого  рода вопросы способствуют выработке у учащихся внимательного чтения, умения осознанного анализа задач.

    На первых порах,  учителю надо подчеркивать, что каждая задача имеет свое содержание, которое нужно понять. Нужно спрашивать, о чем говорится в задаче, учить выделять главные слова, данные в задаче, вопрос.

     Практика показывает, что учащиеся часто допускают ошибки в решениях задач в следствии поспешного, поверхностного чтения условия задачи. Некоторым учащимся достаточно повторить условие или предложить самостоятельно ещё раз перечитать, чтобы исправить допущенную ошибку.

     В течении длительного времени учителю надо разъяснять учащимся смысл выражения «в несколько раз больше», «в несколько раз меньше» и т д. Это можно довести до сознания только с помощью наглядности. Учитель показывает, например 3 ореха и предлагает взять со стола в 2 раза больше. Ученик выполняет действия: берет 3 ореха, и ещё 3 ореха. Выражение «в 2 раза больше» следует понимать так, 2 раза взять по 3 ореха т.е. заданное число повторяется 2 раза.

    Сначала можно не пересчитывать полученное количество, а всё внимание обратить на способ получения ответа, понимание самого процесса выполнения задания.

    Задание: У Пети 7 яблок, а у Коли в 2 раза больше (учитель предлагает показать наглядно Петины и Колины яблоки). После того, когда учащиеся научатся правильно выполнять задания, правильно понимать выражение « в несколько раз больше» учитель предлагает решить задачу (можно сложить числа, но лучше умножить). С этого момента надо в урок включать задачи на увеличение числа в несколько раз.

      Затем учащиеся усваивают выражение «в несколько раз меньше» как требование разложить, разделить имеющееся множество на несколько равных групп.

    Здесь снова учитель привлекает наглядность: карандаши, тетради, книги, счетный материал. Например:

    Учитель: У Саши 15 карандашей, а у Иры в 3 раза меньше. Покажите карандаши        Саши, Иры?

    Ученик отсчитывает 15 карандашей (это Саши), столько же отсчитывает карандашей и делит их на 3 равные кучки. В каждой кучке по 5 карандашей. Это карандаши Иры.

     После того, как все учащиеся научатся выполнять задание : уменьшить число в несколько раз, учитель должен заучить каким же действием выполняется задание и как записывается решение. После этого надо включать в урок решение задач.

     Например: Папа и Дима очень любят ловить рыбу. Папа поймал 28 окуней, а Коля в 7 раз меньше. Сколько окуней поймал Дима?  (простые задачи можно переделывать в сложные).

      К задачам на нахождение неизвестного слагаемого нужно систематически давать предметную иллюстрацию.

      Например: В книге 80 страниц. В первый день Марина прочитала несколько страниц, во второй день она прочитала последние 45 страниц. Сколько страниц прочитала Марина в первый день? Учитель берет книгу в 80 страниц, показывает часть страниц, прочитанных в первый день,- несколько страниц ( попутно останавливается на том, что несколько - это неизвестное количество), показывает страницы, прочитанные во второй день- 45 страниц. Если от числа 80 отнять 45, останется 35 страниц. 35 страниц прочитала Марина в 1 день. Выполняется действие и проверка.

  Решение:    80стр.-45стр.=35стр.

  Проверка:     35стр.+45стр.=80стр.

      Или такая задача, которая сопровождается наглядностью.

     Например: В пустую коробку Лена положила несколько карандашей и Алеша положил 15 карандашей. В коробке стало 22 карандаша . Сколько карандашей положила в коробку Лена? Учитель спрашивает у учащихся, чьи останутся карандаши, если Алеша возьмет свои карандаши назад. Учащиеся догадаются, что останутся карандаши Лены. Учитель после этого просит рассказать и выполнить действие, как найти карандаши Лены?

   Решение:    22кар.-15кар.=7кар.

   Проверка:   7кар.+15кар.=22кар.

     Чтобы задачи на нахождение  неизвестного уменьшаемого были хорошо усвоены  учащимися, надо с 1 класса вести подготовительные упражнения в игровой форме. Это игры в магазин, почту, покупка билетов на разный вид транспорта и т .д., где учитель систематически задает учащимся такие вопросы:

    - Сколько ты денег заплатил?

    - Сколько денег у тебя осталось?

    - Сколько денег у тебя было?

        Большое внимание при обучении решению задач надо обратить на математическую терминологию, так как многие слова- термины, выражающие количественную зависимость между предметами, остаются для учащихся непонятными. При чтении текста математических задач учащиеся не выделяют те слова и выражения, которые имеют решающее значение для правильного установления связей и отношений между числовыми данными. Они не осознают до конца смысл таких, казалось бы, простых слов: «шире», «уже», «ниже», «выше»,  «дороже», «дешевле», и т.д., или словосочетаний типа: столько же, на сколько меньше, на сколько больше, несколько и т.д. Поэтому с учащимися надо проводить определенную пропедевтическую работу, направленную на обогащение их  «математического языка» и усвоение соответствующих понятий, которые нужны при решении задач.

      Так перед тем как приступить к решению задач на увеличение   и уменьшение числа на несколько единиц, надо помочь  детям уяснить понятие «на несколько единиц больше (меньше)». А для этого надо сначала поработать над смыслом выражения «столько же».

      Можно предложить учащимся такие задания:

  1. Положите слева  5 палочек и столько же справа.

      Сколько палочек вы положили справа? ( повторите что вы сделали).

  1. Положите в одну корзинку 4 яблока и столько же во вторую.

Сколько яблок положили в другую корзинку? и т. д

    Эти упражнения помогают понять и усвоить математические выражения  «на сколько больше», «на сколько меньше», а так же то, что оно состоит из двух понятий « столько же, плюс ещё».

      Учитель может дать письменное  задание. Например:

  - Нарисовать 3 красных кружка и столько же синих и ещё 2.

   После выполнения заданий можно спросить, каких кружков они нарисовали больше, на сколько больше, почему?

    Одновременно работать над понятием «на сколько меньше». Задание:

  1. Нарисуйте в один ряд 6 квадратиков, а под ними во 2 ряду нарисуйте на 2 квадрата меньше.
  2. Увеличьте 4 на 6.
  3. Уменьшите 5 на 3.
  4. Назовите число, которое было бы больше 4 на 3; меньше 8 на 6;
  5. Задуманное число увеличить на 6, получится 12; и т.д.

    При решении задач  на разностное сравнение нужно сначала поработать над выражениями « на сколько больше, меньше, выше, ниже, короче, поровну и т д». Большое значение надо придавать слову «каждый». Можно дать такое задание:

    - Вызвать 4 ученика и предложить взять со стола по одной книге.

   Учитель: Андрей, Саша, Люда, Лена подойдите к столу и возьмите по книге.

   Вопрос: Сколько учеников взяли по книге со стола?

   Учитель: Расскажите, что вы увидели?

    Ответ :  К столу учительница вызвала 4 ученика. Сначала Андрей взял книгу,              

                 Потом Саша, Люда и Лена.

   Учитель: А как можно сказать короче?

   Ответ: К столу подошли 4 ученика и каждый взял по одной книге.

 Составленное условие надо записать на доске, слово «каждый» выделить цветным мелком.

   Ещё можно дать такие задания:

  1. Нарисуйте 5 кружков, в каждом поставьте точку.
  2. На каждый лист приклейте трафарет яблока.
  3. Положите на парту каждый по 3 листа бумаги.
  4. Нарисуйте 3 желтых квадрата, в каждом напишите цифру 8 и другие.

  После таких упражнений предложите ребятам рассказать, что они делали с употреблением слова «каждый».

 Ответы учащихся могут быть такими:

 - Я нарисовал 5 кружков и в каждом поставил точку.

 Учитель: А теперь поставьте вопрос?

 - Сколько точек поставил ученик в пяти кружках, если в каждом он поставил по одной точке?

     Аналогично можно проводить работу над другими математическими выражениями. В целях выяснения правильности понимания значения слов, в задаче ученикам можно предложить изобразить виденное схематическим рисунком. Например:

  К кормушке сначала прилетело 8 птиц, потом ещё 7 птиц. Через некоторое время 9 птиц улетело. Сколько птиц осталось на кормушке?

  Учитель после разбора предлагает палочками изобразить условие задачи:

      Решение задач активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию заинтересованности математикой.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа над задачами с геометрическим содержанием»(«Начальная школа XXI века», математика, В.Н.Рудницкая)

Сегодня мне хочется рассказать об особенности математики, входящей в данную учебную линию, автором которой является Виктория  Наумовна Рудницкая, кандидат педагогических наук, ведущий научн...

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Данная статья включает в себя систему работу над ошибками в младших классах коррекционной школы, в которой предлагаются упражнения, при помощи которых не только закрепляются, но и уточняются знания де...

Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...

Методика работы над текстовой задачей в 1 классе начальной школы методические рекомендации ( из опыта) учителя высшей категории КОЧИНОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ

Методика работы        над текстовой задачей      в 1 классе  начальной школы    методические рекомендации ( из ...

Выпускная квалификационная работа студентки ФГБОУ ВО "РГПУ им.А.И.ГЕРЦЕНА" Аверкиной Галины Николаевны по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». (2016 год).

ВКР по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». В работе широко освещается проблема нарушения устной...