Конспект урока математики для 3 класса по теме "Решение задач с недостаточными данными"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
- В чем особенность этой задачи?
- Ты можешь ответить на вопрос задачи? - Если можешь, реши её.
- Если нет, почему?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_pechat.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
Математику, друзья.
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука-
Эта математика!(слайд 1)
Сейчас мы с вами проведем устный счет:
В саду росло 16 белых роз, а желтых – в 2 раза меньше. Сколько желтых роз?
Дети:8
Учитель: Тетрадь стоит 3 рубля, а ручка в 4 раза дороже. Сколько стоит ручка?
Дети: 12 рублей
Учитель: В поселке 20 деревянных домов, а каменных 4 дома. Сколько каменных домов в деревне?
Дети: 4 дома
Учитель: Миша сделал 2 флажка, а Дима – в 6 раз больше. Сколько флажков сделал Дима?
Дети: 12 флажков
Учитель: Слава решил 15 примеров, а Ира – 5 примеров. Во сколько раз меньше решила примеров Ира?
Дети: в 3 раза
Учитель: Бабушке 56 лет, а внуку – 8 лет. Во сколько раз бабушка старше внука?
Дети: в 7 раз
Учитель: А теперь давайте выбирем букву, соответствующую ответам
(таблица на доске)
5 | 8 | 7 | 12 | 4 | 3 |
д | з | и | а | е | ч |
Дети: получилось слово ЗАДАЧИ
Учитель: Верно, сегодня на уроке мы будем совершенствовать умения решать задачи.
Учитель: Обратите внимание на карточки. Какое задание можете предложить? (Слайд 2)
Ученики предлагают варианты заданий.
- Этап актуализации опорных знаний и способов действий
Учитель: Выполните задание, которое предложили … и…..(решить и записать ответ)
| 1)13+3=16 2)13+16=29 |
| 1)8х3=24 2)8+24=32 |
| 1)12:3=4 2)12+4=16 |
Учитель: Проверьте результаты своей работы? (Слайд 3)
Ученики сверяют свои ответы.
Учитель: Почему не возникло никаких вопросов?
Ученики: Мы умеем решать такие задачи.
Учитель: Что в текстах задач позволило их решить без затруднений?
Ученики: В них есть условие с необходимыми числовыми данными, понятен вопрос.
Учитель: Какова тема урока?
Ученики: Решение задач.
Учитель: Прочитаем задачу. На ферме живут 20 коров, а овец на 12 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных живет на ферме?
- В чем особенность этой задачи?
- Ты можешь ответить на вопрос задачи? - Если можешь, реши её.
- Если нет, почему?
- Ты заметил, что в задаче не хватает данных?
Ученики: Особенность этой задачи в том, что не хватает числовых данных.
Мы не смогли её решить, не хватает числовых данных.
Мы уже встречались с задачами с недостающими данными.
Цель урока: научиться решать задачи с недостающими числовыми данными.
Учитель: А вы сможете такие задачи решить?
Ученики: Нет.
Учитель: Тогда какую же цель поставим перед собой?
Ученики: Найти способы как изменить такую задачу, чтобы было возможно её решить.
Учитель: Как найти способы преобразования?
Ученики: Подумать, посмотреть в книге, спросить у взрослых.
- Этап усвоения новых знаний и способов действий
1. Дополнение условия задачи. Работа в группах
Учитель: Какие преобразования вы можете сделать?
Ученики предлагают свои варианты.
Учитель открывает на доске карточки с предложенными вариантами и предлагает, обратившись к заданию учебника №124(3) (Слайд 5), уточнить, как нужно дополнить?
Ученики: Дополним так, чтобы её можно было решить.
Учитель: Обсудите в группах дополнения, внесите их в условие задачи
Прочитай текст и внеси такие дополнения, чтобы её можно было решить: На ферме живут 20 коров, а овец на 12 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных живёт на ферме? |
Выбирай дополнения (карточки): 1. 15 свиней; 2. свиней на 5 больше, чем коров; 3. свиней на 6 меньше, чем коров 4. свиней в 2 раза меньше, чем коров 5. свиней в 2 раза больше, чем коров 6. лошадей на 5 больше, чем коров |
Ученики обсуждают, вносят в текст изменения.
Учитель: Предлагаю выйти к доске по одному представителю от группы, продемонстрировать дополнения.
Ученики читают тексты своих задач.
Учитель предлагает решить любую по выбору.
Учитель: Почему нам удалось решить задачу с недостающими данными?
Ученики: Потому что мы дополнили условие необходимыми данными.
Физминутка
2. Изменение условия задачи. Работа в группах.
Учитель: Какой ещё способ преобразования? Если дети не смогут назвать, то обратить их внимание на задание (Слайд 6).
Ученики: Можно изменить условие задачи.
Предлагаю поработать в группах.
Каждая группа получает карточку.
1. Прочитай текст и внеси изменения на слова, так, чтобы её можно было решить: На ферме живут 20 коров, а овец на 12 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных живёт на ферме? |
Выбирай необходимые изменения:
3. на 12 больше |
Задания для групп:
Ученики читают тексты своих задач.
Учитель предлагает решить полученные задачи по вариантам и сделать взаимопроверку.
Учитель: Какое преобразование задачи мы выполнили?
Ученики: Изменили текст задачи.
Учитель: Для чего мы это делали?
Ученики: Чтобы в задаче были необходимые данные, и мы могли её решить.
- Этап первичной проверки понимания изученного материала
Учитель: Выберите из предложенных записей задачу с недостаточными данными, используя любой из рассмотренных нами способов, преобразуйте и решите задачу. (Слайд 7)
- В детский сад привезли 17 мячей, 9 кукол и 13 стульев. Сколько всего игрушек привезли в детский сад?
- В детский сад привезли мячи, 9 кукол, а скакалок на 5 больше, чем кукол. Сколько всего игрушек привезли в детский сад?
- В детский сад привезли мячи, несколько кукол и 12 скакалок.
Учитель: Какую задачу преобразовывали? Почему не 1 и не 3?
Кто из вас дополнял условие? Какое из решений на слайде подходит к вашей задаче?
Кто изменял? Какое решение подходит для вас? ( слайд 8)
- Этап первичного закрепления изученного материала
Учитель: Прочитайте текст задачи. (Слайд 9)
В парке посадили 7 берёз, 8 клёнов и липы. Сколько всего саженцев высадили в парке?
Подумайте, какой из способов преобразования необходимо использовать, чтобы решение задачи начиналось так:
Выбирай и заканчивай решение:
1) 8 · 2 = 14 1) 7 · 2 = 18 1) 7 - 4 = 5 1) 8 + 5 =13
Сверьтесь с решениями. (Слайд10)
- Этап подведения итогов урока
Учитель: Каков итог нашего урока?
Ученики: Нам удалось достичь цели.
Учитель: Какая цель стояла перед нами?
Ученики: Научиться преобразовывать задачи с недостаточными данными так, чтобы их было возможно решить.
Учитель: Как мы нашли способы достижения цели?
Ученики: Предложили сами, воспользовались книгой.
- Этап рефлексии
Учитель предлагает проанализировать свою работу, продолжив фразы на карточке. (Слайд 11)
1.Задачи, в которых не хватает числовых данных, это задачи с _________________________________________________________________. 2. Наиболее удобным способом преобразования для меня был способ____________________________________________________________. 3. Такие задания помогают мне развивать ______________________________. |
- Этап информации о домашнем задании №129, 125
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 2 класс. Тема: Решение задач на нахождение суммы. УМК "Школа России"
Конспект урока математики по учебнику Моро М. И. во 2 классе....
Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"
Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"...
Конспект урока математики 2 класс. Тема:"Решение задач"
Уонспект крока с использованием технологической карты для учащихся....
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Разные задачи" УР
Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Разные задачи" УР...
План-конспект урока математики 4 класс "Учимся решать задачи"
Конспект урока математики УМК: «Перспективная начальная школа», 4 класс (Учебник «Математика» А.Л.Чекин стр. 66)Пример план-конспекта урока по решеню задач (цена, количесво, ст...
конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме
Цели учебного занятия: Образовательная: создать условия для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. Раз...
Конспект урока математики 2 класса. Тема урока: «Задачи, обратные данной»
Цель: создание условий для знакомства с понятием «обратная задача».Задачи:Образовательная: научить учащихся решать и составлять обратные задачи; совершенствовать вычислительные навыки.Восп...