Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 2 класса общеобразовательных школ по ФГОС ("Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika.doc | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика»
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
2. Общая характеристика учебного предмета
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает младшему школьнику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывать пути решения задачи. Наряду с этим она воспитывает такие качества, как настойчивость, объективность, и дает школьнику необходимый для ориентации в современном мире набор знаний и умений математического характера. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математика» включен в обязательную предметную область.
Согласно учебному плану на изучение этого предмета в 1 классе выделено 132 часа (33 учебные недели), во 2, 3, 4 классах по 170 часов при 5 часах в неделю ( 4 часа обязательных + 1 час из части, формируемой участниками образовательной деятельности)
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по математике
Личностные результаты освоения программы по математике
Освоение курса «Математика» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
У выпускника будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
-развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
-установка на здоровый образ жизни;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты освоения программы по математике
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научиться:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность:
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
-устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
-соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
-активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научиться:
-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
-сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
-обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
анализ информации;
-передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
-интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
-оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
-анализ;
-синтез;
-сравнение;
-сериация;
-классификация по заданным критериям;
-установление аналогий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение рассуждения;
-обобщение.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Выпускник научиться:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, чв том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнеров;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
-слушать собеседника;
-определять общую цель и пути ее достижения;
-осуществлять взаимный контроль,
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Предметные результаты освоения программы по математике
Раздел «Числа и величины»
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Раздел «Арифметические действия»
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
Выпускник научится:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Раздел «Геометрические величины»
Выпускник научится:
• измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
6. Содержание учебного предмета.
Обучение математике по программе «Школа России» представлено разделами:
1.«Числа и величины»,
2.«Арифметические действия»,
3.«Текстовые задачи»,
4.«Пространственные отношения.
5. «Геометрические фигуры»,
6.«Геометрические величины»,
7.«Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
1.Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
2.Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
7.Тематическое планирование
Содержание предмета | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Числа от 1 до 100 Нумерация. | |
Повторение: числа от 1 до 20. Нумерация Числа от 1 до 100. Счет десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100. Поместное значение цифр. 35 – 30 | -образовывать, называть и записывать числа в пределах 100; -сравнивать числа и записывать результат сравнения; -устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа; -классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу; суммой разрядных слагаемых; -выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30 . |
Миллиметр. Метр. Таблица единиц длины | -переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. |
Рубль. Копейка. Соотношение между ними. | -переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними; |
Логические задачи, задачи-расчеты, работа на машине, которая меняет цвет вводимых в нее фигур, сохраняя их размер и форму /«Странички для любознательных»/ | -действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи; -наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса); -планировать решение задачи. |
Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | -решать задачи поискового характера, в том числе задачи-расчеты. |
Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)./ Анализ результатов. | соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
Сложение и вычитание. | |
Числовые выражения, содержащие действия сложение и вычитание Решение и составление задач, обратных данной, задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | -составлять и решать задачи, обратные заданной; -моделировать на схематических чертежах, зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. |
Задачи с сюжетами, связанными с изделиями народных промыслов: хохломской росписью, самоварами, дымковской игрушкой, русским костюмом. | обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения задачи и в вычислениях при решении задачи; |
Время. Единицы времени: час, минута. Соотношение 1 ч = 60 мин. | определять по часам время с точностью до минуты. |
Длина ломаной. Периметр многоугольника | находить длину ломаной и периметр многоугольника. |
Числовое выражение. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений | читать и записывать числовые выражения в два действия; -находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. |
Сочетательное свойство сложения. Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. | применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. |
Логические задачи, знакомство с изображением прибавляющих и вычитающих вычислительных машин в виде графа, над ребром которого записывается число с соответствующим знаком /Странички для любознательных»/ | моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; -моделировать изученные арифметические зависимости; -объяснять выбор арифметических действий для решения. |
Наш проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде». | собирать материал по заданной теме; -определять и описывать закономерности в отобранных узорах; -составлять узоры и орнаменты; -работать в парах, в группах. |
Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. |
Контроль и учет знаний . | контролировать и оценивать свою работу и ее результат. |
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание. | |
Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Устные приемы сложения и вычитания вида: 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24 , 26 + 7, 35 – 8 . | -моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100; - выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.); -сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. |
Решение задач. Запись решения задачи выражением . | записывать решения составных задач с помощью выражения |
Задачи с сюжетами, способствующими формированию бережного отношения к окружающему миру (об изготовлении кормушек для птиц, уходе за домашними животными, украшении улиц, городов и др.)∗ Задания творческого и поискового характера, игры «Угадай число» /«Странички для любознательных»/ | выстраивать и обосновывать стратегию игры; работать в паре; -находить значение буквенного выражения при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового выражения, в том числе, правила о порядке действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. |
Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. |
Буквенные выражения | -решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного. |
Уравнение . | выполнять проверку правильности вычислений. |
Проверка сложения вычитанием Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания сложением и вычитанием. | использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. |
Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. |
Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)./ Анализ результатов | оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Контроль и учет знаний. | -оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание. Табличное умножение и деление. | |
Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. | -применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком; -выполнять вычисления и проверку; -различать прямой, тупой и острый угол; -чертить углы разных видов на клетчатой бумаге; -выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников; -чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. |
Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый). Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. Квадрат. | -применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком; -выполнять вычисления и проверку; -различать прямой, тупой и острый угол.; -чертить углы разных видов на клетчатой бумаге; -выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников; -чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. |
Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Решение текстовых задач. | -решать текстовые задачи арифметическим способом. |
Задачи с сюжетами, способствующими формированию доброго отношения к людям, желания проявлять заботу об окружающих Задания творческого и поискового характера: задания с логическими связками «если, … то», «все», выявление закономерностей, работа на вычислительной машине. /«Странички для любознательных»/ | -выполнять задания творческого и поискового характера. |
Наш проект «Оригами». Изготовление различных изделий | -выбирать заготовки в форме квадрата; -собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет; -читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и работать по нему изделие; -составлять план работы; -работать в группах, анализировать и оценивать ход работы и ее результат; -работать в паре. |
Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | -излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. |
Взаимная проверка знаний /«Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»./ Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» | -излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. |
Конкретный смысл действия умножение. Умножение. Конкретный смысл умножения. Связь умножения со сложением. Знак действия умножения. Название компонентов и результата умножения. Приемы умножения 1 и 0. Переместительное свойство умножения . | -моделировать действие умножение; -заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно); -умножать 1 и 0 на число; -использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; |
Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. | -решать текстовые задачи на умножение; -искать различные способы решения одной и той же задачи. |
Периметр прямоугольника | -находить периметр прямоугольника. |
Конкретный смысл действия деление | -моделировать действие деление; -решать текстовые задачи на деление. |
Задания логического и поискового характера /«Странички для любознательных»/ | -выполнять задания логического и поискового характера. |
Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | -выполнять задания логического и поискового характера; -работать в паре; -излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. |
Взаимная проверка знаний /«Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»./ Работа в паре по тесту «Верно? | -выполнять задания логического и поискового характера; -работать в паре. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. |
Связь между компонентами и результатом умножения Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Прием умножения и деления на число 10. | -использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления; -умножать и делить на 10. |
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | -решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость; -решать задачи на нахождение третьего слагаемого. |
Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)/. Анализ результатов. | -решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость; -решать задачи на нахождение третьего слагаемого. |
и деление . Умножение числа 2 и на 2. Деление на 2. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3 (10 ч) | -выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. |
Задания логического и поискового характера /«Странички для любознательных»/ | -прогнозировать результат вычислений; -решать задачи логического и поискового характера. |
Повторение пройденного/ «Что узнали. Чему | -оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)./ Анализ результатов | -оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» | -соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
Проверка знаний |
8. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Тип урока | Виды учебной деятельности | Корректировка | Текущий контроль | ||||||
Числа от 1 до 100. Нумерация. ( 20часов) | ||||||||||||
1 | 2.09 | Повторение : числа от 1 до 20. | Урок систематизации знаний | -образовывать, называть и записывать числа в пределах 20; -сравнивать числа и записывать результат сравнения; -устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа; -классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу; | Теоретическая разминка | |||||||
2 | 3.09 | Десяток. Счёт десятками до 100 | ОНЗ | -вести счёт десятками от 1 дес.до 10 дес -называть и записывать числа, которые получаются при счёте десятками | Самопроверка по образцу | |||||||
3 | 4.09 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | ОНЗ | - образовывать, называть и записывать числа в пределах 100; | Самопроверка по образцу | |||||||
4-5 | 7,8.09 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | ОНЗ | -записывать и читать числа от 11 до 99 -определять поместное значение цифр -сравнивать именованные числа | Самопроверка по образцу | |||||||
6 | Однозначные и двузначные числа | Комбинированный | -записывать, сравнивать однозначные и двузначные числа | Опрос по парам | ||||||||
7-8 | Миллиметр | ОНЗ | -переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | Беседа-полилог | ||||||||
9 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | ОНЗ | -образовывать и записывать наименьшее трёхзначное число - сотню | Взаимопроверка с помощью образца | ||||||||
10 | Метр. Таблица мер длины. | ОНЗ | -получить наглядное представление о метре -переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | Математический диктант | ||||||||
11 | Контрольная работа | Урок контроля знаний и умений | -работать самостоятельно -соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить -планировать ход работы -контролировать и оценивать свою работу и её результат | Письменная контрольная работа | ||||||||
12 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного. | Урок коррекции | -анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе и выявлять их причины | |||||||||
13 | Сложение и вычитание вида: 35+5, 35-5, 35-30. | ОНЗ | -выполнять сложение и вычитание, основанное назнании разрядного состава чисел | Беседа-полилог | ||||||||
14 | 18.09 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | ОНЗ | -заменять число суммой разрядных слагаемых -вычитать из двузначного числа десятки или единицы | Беседа-полилог | |||||||
15-16 | 21,22.09 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | ОНЗ | -выполнять преобразования величин -соотносить копейку и рубль -проводить расчёт монетами разного достоинства -выражать стоимость в рублях и копейках | Беседа-полилог | |||||||
17 | 23.09 | Странички для любознательных | Урок актуализации знаний | -выполнять задания творческого и поискового характера -действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи; -наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса); -планировать решение задачи. | Математическая викторина | |||||||
18-19. | 24,25.09 | Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | Урок актуализации знаний | соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Эстафета взаимоопроса | |||||||
20. | 28.09 | Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» | Урок контроля знаний и умений | соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Тестовый контроль | |||||||
Сложение и вычитание. Устные вычисления ( 55 часов) | ||||||||||||
21. | 29.09 | Задачи, обратные данной | ОНЗ | -составлять и решать задачи, обратные заданной; -моделировать на схематических чертежах, зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | Проверка по образцу | |||||||
22 | 30.09 | Сумма и разность отрезков | ОНЗ | -выполнять сложение и вычитание длин отрезков | Проверка по образцу | |||||||
23-24 | 1,2.10 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | .ОНЗ | -решать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого -различать геометрические фигуры и называть их | Проверка по образцу | |||||||
25 | 5.10 | Закрепление изученного. Решение задач. | Урок актуализации знаний | -Решать текстовые задачи -использовать графические модели при решении задач -использовать математическую терминологию | Математическая эстафета | |||||||
26. | 6.10 | Время. Единицы времени: час, минута. | ОНЗ | Переводить одни единицы времени в другие определять по часам время с точностью до минуты. | Теоретическая разминка | |||||||
27-28 | 7,8.10 | Длина ломаной. | ОНЗ | находить длину ломаной линии двумя способами | Проверка по образцу | |||||||
29 | 9.10 | Странички для любознательных | Урок актуализации знаний | -выполнять задания творческого и поискового характера -действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи; -наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса); -планировать решение задачи. | Эстафета взаимоопроса | |||||||
30 | 12.10 | Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. | ОНЗ | читать и записывать числовые выражения в два действия; -находить значения выражений со скобками и без них, | Проверка по образцу | |||||||
31-32 | 13,14.10 | Числовые выражения | ОНЗ | -составлять числовые выражения со скобками и находить их значение -пользоваться математической терминологией -сравнивать числовые выражения | Письменная проверочная работа | |||||||
33 | 15.10 | Периметр многоугольника | ОНЗ | -находить периметр многоугольника | Практическая работа | |||||||
34-36 | 16,19,20. 10 | Свойства сложения | ОНЗ | -использовать переместительное свойство сложения при упрощении выражений -применять переместительное и сочетательное свойства сложения для рационализации вычислений. | Проверка по образцу | |||||||
37 | 21.10 | Контрольная работа | Урок контроля знаний и умений | -работать самостоятельно -соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить -планировать ход работы -контролировать и оценивать свою работу и её результат | Письменная контрольная работа | |||||||
38 | 22.10 | Анализ контрольной работы. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. | Урок творчества | -анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе и выявлять их причины собирать материал по заданной теме; -определять и описывать закономерности в отобранных узорах; -составлять узоры и орнаменты; | Проекты | |||||||
39 | 23.10 | Странички для любознательных | Урок актуализации знаний | моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; -моделировать изученные арифметические зависимости; -объяснять выбор арифметических действий для решения. | Математическая эстафета | |||||||
40-42 | Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | Урок актуализации знаний | контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. | Тестовый контроль | ||||||||
43 | Устные вычисления | ОНЗ | -применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях | Проверка по образцу | ||||||||
44-45 | Приём вычислений вида: 36+2, 36+20 36-2, 36-20 | ОНЗ | -моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100; - выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.); -сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
46-47 | Приём вычислений вида: 26+4, 30-7 | ОНЗ | -моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100; - выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.); -сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный | Опрос по парам | ||||||||
48 | Приём вычислений вида: 60-24 | ОНЗ | -моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100; - выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.); -сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный | Самопроверка по образцу | ||||||||
49-51 | Закрепление. Решение задач | Комбинированный урок | -решать задачи на нахождение суммы, неизвестного слагаемого -проверять правильность решения простых задач составлением и решением обратных задач -решать простые и составные задачи -выбирать способы действий | Теоретическая разминка | ||||||||
52-53 | Приём вычислений вида: 26+7, 35-7 | ОНЗ | -моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100; - выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.); -сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный | Самопроверка по образцу | ||||||||
54-56 | Закрепление | Урок актуализации знаний и умений | -применять приёмы сложения и вычитания при устных вычислениях -планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, выбирать способы действий | Общественный смотр знаний | ||||||||
57. | «Странички для любознательных» | Урок актуализации знаний и умений | -выстраивать и обосновывать стратегию игры; работать в паре; -находить значение буквенного выражения при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового выражения, в том числе, правила о порядке действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. | Математическая викторина | ||||||||
58-59 | Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | Урок актуализации знаний и умений | -контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. | Тестовый контроль | ||||||||
60 | Контрольная работа | Урок контроля знаний и умений | -работать самостоятельно -соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить -планировать ход работы -контролировать и оценивать свою работу и её результат | Комбинированная контрольная работа | ||||||||
61 | Анализ контрольной работы. Закрепление пройденного. | Урок коррекции знаний и умений | -анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе и выявлять их причины -планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, выбирать способы действий | Работа над ошибками | ||||||||
62-64 | Буквенные выражения | ОНЗ | -читать и записывать буквенные выражения, находить их значения, выбирать способы действий | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
65-67 | Уравнение. | ОНЗ | -решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного. выполнять проверку правильности вычислений. | Самопроверка по образцу | ||||||||
68 | Проверка сложения вычитанием | ОНЗ | -использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. | Опрос по парам | ||||||||
69 | Проверка вычитания сложением и вычитанием. | ОНЗ | -использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. | Опрос по парам | ||||||||
70-71 | Закрепление | Урок актуализации знаний и умений | -проверять вычисления, выполненные при вычитании и сложении -решать задачи | Теоретическая разминка | ||||||||
72 | Контрольная работа | Урок контроля знаний и умений | -работать самостоятельно -соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить -планировать ход работы -контролировать и оценивать свою работу и её результат | Контрольная работа | ||||||||
73-74 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | Урок коррекции знаний и умений | контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. | Работа над ошибками | ||||||||
75 | Тестовая работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | Урок коррекции знаний и умений | оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Тестовый контроль | ||||||||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Письменные вычисления (33 часа) | ||||||||||||
76-77 | Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. | ОНЗ | -моделировать приёмы сложения и вычитания с помощью предметов -применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком; | Проверка по образцу | ||||||||
78-79 | Проверка сложения и вычитания | ОНЗ | -проверять правильность вычислений при сложении и вычитании, используя взаимосвязь сложения и вычитания -читать равенства, используя математическую терминологию | Проверка по образцу | ||||||||
80-81 | Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый). | ОНЗ | -определять с помощью модели угольника виды углов -различать прямой, тупой и острый угол.; -чертить углы разных видов на клетчатой бумаге; | Практическая работа | ||||||||
82-83 | Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. | ОНЗ | -решать текстовые задачи арифметическим способом. -применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд | Проверка по образцу | ||||||||
84-85 | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. | ОНЗ | -распознавать геометрические фигуры -выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников; -чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. | Практическая работа | ||||||||
86-87 | Сложение вида: 87+13 | ОНЗ | -выполнять приёмы сложения двузначных чисел с переходом через разряд столбиком -моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи | Проверка по образцу | ||||||||
88 | Вычисления вида: 32+8, 40-8 | ОНЗ | -выполнять приёмы сложения двузначных чисел с переходом через разряд столбиком -решать задачи разными способами | Проверка по образцу | ||||||||
89 | Вычитание вида: 50-24 | ОНЗ | -выполнять вычитание из круглых чисел -выполнять вычисления изученных видов в пределах 100 | Проверка по образцу | ||||||||
90 | Странички для любознательных | Урок развивающего контроля | -выполнять задания творческого и поискового характера. -задания с логическими связками «если, … то», «все», выявление закономерностей, работа на вычислительной машине. -решать задачи с сюжетами, способствующими формированию доброго отношения к людям, желания проявлять заботу об окружающих | Эстафета взаимоопроса | ||||||||
91-93 | Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | Урок актуализации знаний и умений | -выполнять письменные и устные вычисления изученных видов в пределах 100 -моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи -преобразовывать одни единицы длины в другие -излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | Тестовый контроль | ||||||||
94 | Контрольная работа | Урок контроля знаний и умений | -работать самостоятельно -соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить -планировать ход работы -контролировать и оценивать свою работу и её результат | Письменная контрольная работа | ||||||||
95. | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | Комбинированный урок | -анализировать ошибки, выявлять их причины -выполнять работу над своими ошибками -выполнять задания творческого и поискового характера -излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | Работа над ошибками | ||||||||
96 | Вычитание вида: 52-24 | ОНЗ | -выполнять приёмы сложения двузначных чисел с переходом через разряд столбиком -решать задачи разными способами | Самопроверка по образцу | ||||||||
97-98 | Закрепление пройденного | Комбинированный урок | -выполнять письменные и устные вычисления изученных видов в пределах 100 -моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи | Общественный смотр знаний | ||||||||
99-100 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | ОНЗ | -распознавать геометрические фигуры -выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников; -чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. | Практическая работа | ||||||||
101-102 | Квадрат | ОНЗ | -соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами -выполнять чертёж квадрата на клетчатой бумаге -решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата | Практическая работа | ||||||||
103 | Наш проект «Оригами». Изготовление различных изделий | Урок творчества | -выбирать заготовки в форме квадрата; -собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет; -читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и работать по нему изделие; -составлять план работы; -работать в группах, анализировать и оценивать ход работы и ее результат; -работать в паре. | Проект | ||||||||
104 | Странички для любознательных | Урок актуализации знаний и умений | -выполнять задания творческого и поискового характера. -задания с логическими связками «если, … то», «все», выявление закономерностей, работа на вычислительной машине. -решать задачи с сюжетами, способствующими формированию доброго отношения к людям, желания проявлять заботу об окружающих | Математическая викторина | ||||||||
105-107 | Закрепление пройденного | Урок актуализации знаний и умений | -выполнять письменные и устные вычисления изученных видов в пределах 100 -моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи | Опрос по парам | ||||||||
108 | Проверочная работа | Урок контроля | -работать самостоятельно -соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить -планировать ход работы -контролировать и оценивать свою работу и её результат | Письменная комбинированная работа | ||||||||
Числа от 1 до 100. Умножение и деление.(29 часов) | ||||||||||||
109-111 | Умножение. Конкретный смысл действия умножения. Связь умножения со сложением. | ОНЗ | -моделировать действие умножение; -заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно); | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
112 | Вычисление результата умножения с помощью сложения | ОНЗ | -заменять сумму одинаковых слагаемых умножением -сравнивать суммы одинаковых слагаемых и результат умножения | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
113 | Периметр прямоугольника | ОНЗ | -распознавать изученные геометрические фигуры и их отличительные особенности -находить периметр прямоугольника разными способами | Практическая работа | ||||||||
114-115 | Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. | ОНЗ | -решать текстовые задачи на умножение; -искать различные способы решения одной и той же задачи. | Самопроверка по образцу | ||||||||
116-117 | Название компонентов и результата умножения. Приемы умножения 1 и 0. | ОНЗ | -заменять действие умножения сложением одинаковых слагаемых -умножать 1 и 0 на число; | Самопроверка по образцу | ||||||||
118-119 | Переместительное свойство умножения . | ОНЗ | -использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; -использовать математическую терминологию при | Самопроверка по образцу | ||||||||
120 | Конкретный смысл действия деления. | ОНЗ | -моделировать действие деления с помощью схематических рисунков | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
121-123 | Задачи, раскрывающие смысл действия деление. | ОНЗ | -моделировать с помощью схематических рисунков и записывать решение задач на деление по содержанию и на деление на равные части -выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100 | Самопроверка по образцу | ||||||||
124 | Название компонентов и результата деления. | ОНЗ | -читать примеры на деление, называя компоненты и результат деления -моделировать с помощью схематических рисунков и записывать решение задач на деление. | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
125 | Странички для любознательных | Урок актуализации знаний и умений | -выполнять задания логического и поискового характера. | |||||||||
126-128 | Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | Урок актуализации знаний и умений | -выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100 -моделировать с помощью схематических рисунков и записывать решение задач на деление. -решать уравнения и геометрические задачи | |||||||||
129 | Взаимная проверка знаний /«Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»./ Работа в паре по тесту «Верно? | Урок контроля знаний и умений | -выполнять задания логического и поискового характера; -работать в паре. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
130 | Связь между компонентами и результатом умножения | ОНЗ | -моделировать с помощью схематических рисунков действие деления и умножения -находить множители на основе взаимосвязи умножения и деления | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
131 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | ОНЗ | -использовать приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения для выполнения деления; | Самопроверка по образцу | ||||||||
132 | Прием умножения и деления на число 10. | ОНЗ | -умножать и делить на 10 на основе переместительного свойства и взаимосвязи умножения и деления | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
133 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | ОНЗ | -моделировать с помощью таблицы и записывать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» | Самопроверка по образцу | ||||||||
134 | Задачи на нахождение третьего слагаемого. | ОНЗ | -моделировать с помощью таблицы и записывать задачи на нахождение третьего слагаемого | Самопроверка по образцу | ||||||||
135 | Закрепление изученного. Решение задач. | Урок актуализации знаний и умений | -моделировать с помощью таблицы и записывать задачи изученных видов -выполнять устные и письменные вычисления изученных видов в пределах 100 | Теоретическая разминка | ||||||||
136 | Контрольная работа | Урок контроля знаний и умений | -работать самостоятельно -соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить -планировать ход работы -контролировать и оценивать свою работу и её результат | Письменная контрольная работа | ||||||||
137 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного | Урок коррекции знаний и умений | -анализировать ошибки, выявлять их причины -выполнять работу над своими ошибками -выполнять задания творческого и поискового характера -излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | Работа над ошибками | ||||||||
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. (33 час) | ||||||||||||
138-140 | Умножение числа 2 и на 2. | ОНЗ | -моделировать с помощью схематических рисунков приём умножения числа 2 -решать задачи на умножение | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
141 | Приёмы умножения числа 2 | Комбинированный урок | -использовать переместительное свойство умножения при составлении табличных случаев умножения | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
142-143 | Деление на 2. | Комбинированный урок | -использовать взаимосвязь умножения и деления при делении на 2 | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
144-145 | Закрепление. Решение задач. | Урок актуализации знаний и умений | -Решать задачи изученных видов -преобразовывать одни единицы в другие, сравнивать -находить значение буквенных выражений | Самопроверка по образцу | ||||||||
146 | Задания логического и поискового характера /«Странички для любознательных»/ | Урок актуализации знаний и умений | -выполнять задания творческого и поискового характера. -задания с логическими связками «если, … то», «все», выявление закономерностей, работа на вычислительной машине. -решать задачи с сюжетами, способствующими формированию доброго отношения к людям, желания проявлять заботу об окружающих | Математическая викторина | ||||||||
147-149 | Повторение пройденного/ «Что узнали. Чему | Урок актуализации знаний и умений | -оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Тестовый контроль | ||||||||
150-152 | Умножение числа 3 и на 3. | ОНЗ | -моделировать с помощью схематических рисунков приём умножения числа 3 -решать задачи на умножение | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
153-154 | Деление на 3 | Комбинированный урок | -использовать взаимосвязь умножения и деления при делении на 3 | Взаимопроверка по образцу | ||||||||
155-156 | Закрепление | Урок актуализации знаний и умений | -решать задачи изученных видов -выбирать способ решения задачи -выполнять вычисления в пределах 100 | Самопроверка по образцу | ||||||||
157 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | -работать самостоятельно -соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить -планировать ход работы -контролировать и оценивать свою работу и её результат | Письменная контрольная работа | ||||||||
158-160 | Повторение. «Что узнали. Чему научились.» | Урок актуализации знаний и умений | -решать задачи изученных видов -выбирать способ решения задачи -выполнять вычисления в пределах 100 | Опрос по группам | ||||||||
161 | Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» | Урок контроля | -оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | тест | ||||||||
162-170 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» | Урок актуализации знаний и умений | -соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Общественный смотр знаний |
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Моро М.И. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений В 2 частях . / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2014. Моро М. И., Волкова С.И. Математика .Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений . В 2 частях. – М.: Просвещение, 2014. Волкова С.И. Математика: Устные упражнения . 1, 2, 3 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2010. М.И. Моро, С.И. Волкова «Для тех, кто любит математику» 1,2,3,4 класс Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2010. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы 1,2,3,4 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011. | Комплект учебников «Школа России»: Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1/ Е.В.Алексеенко, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – М.: Просвещение; Математика: Программа и планирование учебного курса: 1 – 4 классы / Моро М. И. и др. Методическое пособие к учебнику «Математика»: пособие для учителя (2 кл.)/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение; Математика: Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику М. И. Моро и др.: 2 кл. / Бука Т. Б. Волкова С. И. Математика. Контрольные работы: 1-4 классы . Пособие для учителей общеобразоват. учреждений - М. : Просвещение, 2009. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
2. Карточки с заданиями по математике для 1 — 4 классов
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор
5. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио - и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики
6. Объекты (предметы), предназначенные для счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.
7. Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).
8. Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
9. Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел.
Информационно – коммуникационные средства
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»; Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Математика; «Новая начальная школа» 1-4 кл. Математика; | Учителю начальных классов: математика. Материалы по преподаванию математики в начальной школе. (http://annik-bgpu.nm.ru) Натуральные, простые, составные, четные, нечетные, круглые числа. Математические игры, фокусы. Задачи из математических тетрадей любознательного гнома Загадалки. Ответы к задачам. (http://suhin.narod.ru/mat2.htm) Веселая арифметика: задачи для младших школьников в стихах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике по ФГОС 3 класс
Представлена примерная рабочая рограмма по математике "Школа России" по учебнику Моро на 2012-2013 учебный год....
Рабочая программа по математике по ФГОС
Рабочая программа по математике по ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века". 2 класс...
рабочая программа по математики по ФГОС 1 класс (Школа России)
рабочая программа по математике по ФГОС 1класс...
Рабочая программа по математике ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по математике по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по математике по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по математике по ФГОС 2 класс
Курс математики для 1–4 классов начальной школы, реализующий программу «Учусь учиться», является частью непрерывного курса математики для дошкольников, начальной школы и 5−6 классов средней школы обра...
Рабочая программа по математике, реализующая ФГОС НОО 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по математике составлена на основе сборника программ для четырехлетней начальной школы УМК «Школа России», 3 класс...