I. | Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстиками. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности - Устный счет.
2. Математический диктант
3. Самоопределение к деятельности
|
Слайд № 1. Переведите: 5 м = … дм 54 см2 = … дм … см 8 дм = … см 39 дм2 = … м … дм Слайд № 2. Игра «Кто быстрее полетит в космос?» На изображении ракеты написаны примеры (для первого и второго ряда). 90:3 30·2 60:20 3·6 18:9 2·40 80:4 - Ребята, у вас на партах листы с изображением ракет, в которые вы должны внести ответы по очереди, передавая ракету вдоль своего ряда. Побеждает ряд, который первым справится с заданием.
Слайд 3. Занимательная задача. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход?
Слайд 4. Занимательная задача. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку?
Слайд 5. - Замените числа суммой разрядных слагаемых. 85, 77, 98, 45, 26. -Подчеркните в этих выражениях однозначные числа одной чертой, а двузначные двумя чертами.
-Выполните вычисления. 4·6 45·4 10·30 7 ·51 20·6 -Какие примеры вызвали затруднения? -Почему?
-Сформулируйте тему и задачи урока.
|
Выполняют задания устно.
Выполняют задание.
Устно решают задачу, называют ответ, объясняют решение задачи. - 10 лыжников.
Устно решают задачу, называют ответ, объясняют решение задачи. - 12 глаз.
Выполняют задания под руководством учителя.
-Примеры из второго столбика. -Мы еще не решали примеры на умножение двузначного числа на однозначное и однозначного числа на двузначное.
-Будем учиться умножать двузначные числа на однозначное и однозначное числа на двузначное.
| П – осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – самостоятельно делают несложные выводы о математических объектах и их свойствах. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
III. | Построение проекта выхода из затруднения.
- Подготовительная работа
2. Изучение нового приема. |
– Вычислите результаты разными способами: (4 + 2) · 5 = 6 · 5 = 30 (6 + 3) · 9 = 9 · 9 = 81 (4 + 2) · 5 = 4 · 5 + 2 · 5 = 20 + 10 = 30 (6 + 3) · 9 = 6 · 9 + 3 · 9 = 54 + 27 = 81
Откройте учебник на с. 8, рассмотрите иллюстрацию.
– Как можно вычислить произведение 23 · 4 с помощью сложения?
– Посмотрите на записи и объясните, что сделали сначала.
– Теперь надо умножить эту сумму на 4. Объясните, как это сделали по записи и по рисунку.
– Как найти произведение 4 · 23 и какое свойство умножения при этом использовать? – Назовите три основных этапа, из которых складывается решение примера вида 23 · 4.
|
Выполняют задания под руководством учителя.
Рассматривают в учебнике развернутую запись решения примера 23 · 4 и данную к нему иллюстрацию.
– 23 нужно повторить слагаемым 4 раза. На рисунке показано это, а число 23 изображено как 20 и 3.
– Число 23 представили в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3.
– На рисунке видно, что можно сначала определить, сколько будет 20 · 4, а потом 3 · 4.
– Переместительное свойство умножения.
1) заменить первый множитель суммой разрядных слагаемых; 2) прочитать полученное выражение: (20 + 3) · 4; 3) вычислить произведение удобным способом: умножить на число каждое слагаемое в отдельности и полученные произведения сложить.
| П – осуществляют логические действия при выполнении заданий; адекватно воспринимают информацию, полученную из разных источников (учебника, объяснения учителя, ответов учащихся). Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют, контролируют учебные действия. К – владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками
|
IV. | Первичное закрепление с реализацией во внешней речи.
Физкультминутка. | № 1. с. 8. 36 · 2 = (30 + 6) · 2 = 30 · 2 + 6 · 2 = = 60 + 12 = 72 5 · 16 = 5 · (10 + 6) = 5 · 10 + 5 · 6 = = 50 + 30 = 80 24 · 4 = (20 + 4) · 4 = 20 · 4 + 4 · 4 = = 80 + 16 = 96 13 · 3 = (10 + 3) · 3 = 10 · 3 + 3 · 3 = = 30 + 9 = 39
Музыкальная физкультминутка «Лепим снеговика»
| Решают на доске и в тетрадях с подробной записью каждого шага в рассуждении.
Дети выполняют движения под музыку.
| П – осуществляют логические действия при выполнении заданий. К – осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимную помощь Л – способность к самооценке своей деятельности |
V. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Давайте проверим, как вы усвоили приемы умножения двузначного числа на однозначное. Выполните самостоятельную работу на карточках.
Слайд 6. - Проверьте себя. | Выполняют работу на карточках.
Проверяют решение примеров. | П – используют приобретенные знания в самостоятельной работе Л – способность к самооценке своей деятельности |
VI. | Включение в систему знаний и повторение. | № 2 (под руководством учителя). Под диктовку учащихся записывает ее кратко в таблице. Масса 1 посылки | Кол-во | Масса всех посылок | 8 кг | Одина- ковое | 32 кг | 6 кг | ? |
– Что известно о посылках с книгами? Что можно узнать по этим данным? – Поможет ли это ответить на вопрос задачи? -Запишите решение задачи.
– Самостоятельно выполните задания № 3, 5 с. 8
– В рабочей тетради выполните задания № 27, с. 13 и № 30, с. 14 - Кто быстро справился с заданием, выполните № 7 с. 8 в учебнике | Устанавливают зависимость между данными и искомым в задаче, отражают её в таблице, выбирают и объясняют арифметическое действие для решения задачи, составляют план решения.
Самостоятельно записывают решение. Решение: 1) 32 : 8 = 4 (п.) – с книгами. 2) 6 · 4 = 24 (кг) – с фруктами. О т в е т: 24 килограмма весят посылки с фруктами.
Решают задачу. Работают с величинами.
Выполняют задания. Взаимопроверка.
Выполняют задание.
| П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р – осуществляют контроль, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – задают вопросы; четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения. Л – осуществляют смыслообразование |
VII. | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Какое открытие сделали сегодня на уроке? – Остались ли вы довольны своей работой? Почему? – Какие задания показались легкими? Сложными? -Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы: самостоятельность, решение задач, решение примеров. | Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу с помощью шкалы | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету |