конспект урока для 1 класса. Тема: «Единица измерения длины. Сантиметр»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Матвиенко Любовь Николаевна

На уроке дети знакомятся с новой единицей измерения "сантиметр", учатся измерять, чертить отрезки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока для 1 класса29.23 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «НОВОГРЕМЯЧЕНСКАЯ СОШ»

                ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО МАТЕМАТИКЕ

В 1 КЛАССЕ

ТЕМА: «Единица измерения длины. Сантиметр»

                                                     

                                                      Подготовила и провела

                                                     учитель начальных классов:

                               Матвиенко Л.Н.

                                         2014 – 2015 г

Тема: Единица измерения длины. Сантиметр.

Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере,   путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи урока: ввести понятие нового термина «сантиметр» - единицы измерения длины; научить измерять отрезки, используя линейку; развивать практические,  интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; закреплять знания учащихся о составе чисел первого десятка; развивать навыки рефлексии; создать условия для развития речи, мышления, внимания, памяти учащихся; воспитывать любовь к математике; продолжать учить работать в паре, в группах.

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;

регулятивные:   научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Оборудование для учащихся:  «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; разные мерки; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1.

Оборудование для учителя: карточка «сантиметр (см) », большая линейка с делениями, презентация.

ХОД УРОКА

Слайд 1. Титульный (общая информация об уроке)

1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)

Приветствие  гостей.

Сегодня математика у нас,

Должны мы хорошенько поработать,

Чтоб гости, посмотрев на нас,

Все удивились: «Вот так класс!»    

                                                                                                                                    Слайд 2. К нам на урок  пришли герои известного вам мультфильма. Назовите его. Назовите  героев.
Они приготовили для вас интересные задания. Вы готовы?
                                                                                                Слайд 3. – Вот девиз нашего урока:                                                                                       Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится.

2. Актуализация знаний.                                                                                             Слайд 4.  Удав очень любит считать.                                                                            – Посчитайте от 1 до 10 и обратно (хором);                                                                    - От 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (парами).                                                                                                                                                                                                                                                                    

Работа с « веерами»                                                                                                   - Какое число идёт при счете сразу за числом  5, 9.                                                 - Какое число идёт при счёте перед числом 2, 8.                                                        - Покажи соседей числа 2, 7.                                                                                         - Покажи число, которое на 1 больше, чем 8.                                                             - Покажи число, которое на 1 меньше, чем 7.                                                                                                             Слайд 5.                                                                                                                               – Каких чисел нет в этом ряду?
– В каком порядке записаны эти числа?
                                                                      Слайд 6 - 17.                                                                                                                            – Попугай нарисовал свой портрет. Угадайте, какие цветные краски он будет использовать.                                                                                                                 Слайд 18.                                                                                                                           – Посмотрите на геометрическую фигуру у Мартышки и скажите, что изменилось.

3. Физминутка про мартышек.

4. Постановка учебной задачи.                                                                                       – Кого измеряли  зверята в мультфильме?
– Как они это делали?
– Почему у них получались разные результаты?                                                    – Что же у них получилось?
 Слайд 19. 

-  В чём проблема удава?

- Он хочет знать свой рост, но измерения дают разный результат.
Решением этой проблемы мы и займёмся.

- Поставьте учебные задачи на сегодняшний урок.

Слайд 20. 

1. Познакомиться с единицами измерения длины.
2. Научиться измерять отрезки.
3. Научиться сравнивать отрезки.

- Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения.                                                                            Слайд 21.

Историческая справка.  В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
Пядь – расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук.                                                                                          Дюйм – голландское название большого пальца. Длина, которого была равна 2см 54 мм.                                                                                                                             Локоть - расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку; высоту дерева, срубленного на постройку дома.                                                                             1 фут – стопа ноги.                                                                                                         Сажень – расстояние на вытянутые руки.                                                                           - Это всё мерки.
- И так выдвигаем предположение
: если надо произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.

5. Практическая работа.

У вас на партах полоска и мерка. Сейчас мы работаем с полоской. Измерьте её меркой (работа в  группах).
1 ряд измеряет солнышком
2 ряд – мячиком

3 ряд – машинкой.
- Сколько раз ваша мерка помещается в отрезке?
 

Самостоятельный поиск.

- У каждого ряда разные результаты.
- Значит отрезки разной длины?
- А в чем проблема?                                                                                                             - Перед исследованием мы выдвинули предположение: если надо произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.                                                                   – Как вы считаете, это правильно?

- Что же должно быть одинаковым, чтобы получить точные измерения?
- Существует ли универсальные мерки, измеряя которыми у всех будет получаться одинаковый результат?
- Да, такие мерки существуют. И сегодня мы с вами познакомимся с одной из универсальных мерок. Это сантиметр. (На доске  карточка «САНТИМЕТР (СМ)»

- Проведём исследование.  Какой результат нам даст универсальная мерка?  

6. Физминутка. Слайд 22. 

   

7. Первичное закрепление знаний.

 - Какой результат нам даст универсальная мерка?                                                                               Поможет нам  важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

        Загадка:    Я люблю прямоту,

        Я сама прямая.

        Сделать ровную черту

        Вам я помогаю.

        Что-нибудь без меня

        Начертить сумей-ка.

        Угадайте-ка, друзья,

        Кто же я? - … (линейка)

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Измерим длину полоски. Вывод: одинаковая мерка, одинаковая длина. Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине.

  Работа по учебнику. Слайд 23.

- Откройте учебники на с.66

Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).

- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)

- Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см)

- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?

- Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее?

- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как  могут быть использованы отвертка и шуруп?

- Начертите (на листочке) без линейки отрезок длиной 1 см. С помощью линейки 3 см, 7 см. Взаимопроверка.

Слайд 24.                                                                                                                                – А вот Мартышка и Слон измерили длину одинакового отрезка.
– Длина отрезка у Слона 5см, а у Мартышки - 4см.
– Почему у них отрезок разной длины?
– Кто из них правильно измерил?

Слайд 25.                                                                                                                                     Мартышка приготовила для вас задание. Определите длину отрезков. 

8. Проверка освоения нового знания

Слайд 26. Работа в тетради.                                                                                               - Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.                                                                                                            - Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.                                                                     - Продолжите узор в нижней части страницы тетради. Самостоятельная работа.                                                                                                                 Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.                                                                                           - Ребята, для чего человеку нужно знать единицы длины?   (Учитель приводит примеры из жизни: рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.) Слайд 27.

                                                                                                                                                                9. Итог урока. Рефлексия. Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Теперь герои мультфильма  научатся измерять длину разных предметов и у них получатся одинаковые мерки. Слайд 28.

- Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.

Слайд 29.  - Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

- Мы сегодня познакомились с единицей измерения длины – сантиметром, ответили на многие  вопросы, но длина таит в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках. 

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема "Единицы измерения длины. Сантиметр".

Урок в 1 классе по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр" содержит ссылки на электронные ресурсы сайта ЕК ЦОР и "Открытый класс", позволяющие отрабатывать у учащихся предметные и метапредметные уме...

презентация к уроку математики по теме "Единица измерения дллины - сантиметр" (УМК "Школа России")

Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")...

Математика 1 класс тема "Единицы измерения длины. Сантиметр."

Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром. Ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога. Обучить учащихся постро...

Урок математики по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр"

Открытый урок для обучающихся 1 класса по математике с использованием ЭОР...

Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")

Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")...

План-конспект урока математики во 2 классе. Тема: "Единица измерения длины:дециметр".

Данный материал представляет собой план-конспект урока математики во 2 классе "Единица измерения длины:дециметр". Это урок-знакомство с новым материалом....

Презентация к уроку математики по теме: "Единицы измерения длины" 2 класс. УМК "Школа России"

Данная презентация-тренажёр может использоваться как на уроке математики, так и на внеурочном занятии. Учащиеся наглядно представляют перевод единиц измерения длины как алгебраическим, так и графическ...