Конспект урока "Решение задач на движение" (4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Кривелева Людмила Геннадьевна

Задачи на встречное движение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_dvizhenie_hod_uroka.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач на движение (4 класс)

Ход урока

1

Орг. момент

Отчет дежурных. Проверка готовности школьных принадлежностей к уроку.

2

Обсуждение домашнего задания

Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?

3

Актуализация знаний

А) Работа по карточкам

Цель: развитие слуховой памяти, выявление понятий, нужных для урока и установление взаимосвязи

Учебная задача. Сейчас я прочитаю слова, которые вы постараетесь запомнить. Затем подвинете  к себе карточку и вычеркните те слова, которые я прочитала.

Внимание, слова! Цыпленок, машина, поезд, медведь, пешеход, мотоциклист.

Карточка № 1

Цыпленок, скорость, машина, поезд, медведь, время, пешеход, движение, задача, мотоциклист, расстояние.

Какие остались слова? Как они связаны между собой? При помощи этих слов сформулируйте тему урока. (Решение задач на движение)

Прочитайте вычеркнутые слова. Они как-то связаны между собой? Вернемся к этому вопросу в конце урока.

Б) Уточнение знаний

Какие знания, умения и навыки понадобятся нам сегодня на уроке?

Чем задачи на движение отличаются от других задач? Ведь недаром их математики выделяют в отдельный блок.

В) Работа в группах постоянного состава

Предлагаю решить маленькие задачки и выяснить являются ли они задачами на движение. Пересядьте, пожалуйста, по группам. Это блиц-задачки, на обсуждение отводится 15 секунд.

Задача № 1.

Три товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух товарищей – учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу? (3)

Задача № 2.

Куда идет цыпленок, переходя дорогу? (На другую сторону дороги)

Задача № 3.

Электровоз идет на запад со скоростью 70 км/ч, дует восточный ветер, со скоростью 20 км/ч. В каком направлении идет дым от электровоза? (у электровоза нет дыма)

Задача № 4

Медведь упал в яму-ловушку глубиной 20 метров за 2 секунды. Какого цвета был медведь? (бурого)

Вывод: эти задачи нельзя отнести к задачам на движение, несмотря на то, что в них есть движущийся объект или объекты, так как в них нет зависимости между величинами скорость, время, расстояние. Эти задачи на логику и смекалку.

Г) Решение простых задач на движение с уточнением формул движения.

Учебная задача находится у вас в конвертах. Вы должны ее изучить и выполнить.

Задание для 1 группы.

  1. Вспомните, что такое движение.
  2. Какие виды задач на движение вы знаете?
  3. Проинсценируйте их у доски

Задание для 2 группы.

Решите только задачи на движение.

  1. На дереве сидело 10 птиц, 5 улетело. Сколько птиц осталось на дереве?
  2. Мотоциклист ехал со скоростью 70 км/ч и был в пути      2 часа. Какое расстояние он проехал?
  3. Аня от дома до школы проходит за 5 мин, двигаясь со скоростью 10 метров в минуту. Каково расстояние от дома до школы?

Какую величину вы искали в задачах на движение? Уточните правило нахождения этой величины и вспомните формулу.

Задание для 3 группы

Решите только задачи на движение.

  1. На дереве сидело 10 птиц, 5 улетело. Сколько птиц осталось на дереве?
  2. Мотоциклист, двигаясь со скоростью 70 км/ч, проехал 140 км. Сколько времени он был в пути?
  3. Расстояние от дома Ани до школы 50 метров. Сколько времени она потратит на дорогу, проходя его со скоростью  10 метров в минуту?

Какую величину вы искали в задачах на движение? Уточните правило нахождения этой величины и вспомните формулу.

Задание для 4 группы

Решите только задачи на движение.

  1. На дереве сидело 10 птиц, 5 улетело. Сколько птиц осталось на дереве?
  2. Мотоциклист проехал 140 км за 2 часа. Какова скорость мотоциклиста?
  1. Расстояние от дома до школы в 50 метров Аня проходит за 5 минут. С какой скоростью она движется?

Какую величину вы искали в задачах на движение? Уточните правило нахождения этой величины и вспомните формулу.

Проверка, уточнение видов задач на движение и формул зависимости величин. Переход к новой теме.

Уточнение темы «Решение задач на встречное движение»

4

Изучение темы урока

Предлагаю вам решить следующую задачу (карточка № 2)

Карточка № 2

Из двух городов одновременно, навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 3 часа. Скорость первого поезда – 80 км/ч, скорость второго – 90 км/ч. Найдите расстояние между городами.

1.Исследуем задачу

Назовите тип задачи, подтип задачи.

Прочитайте условие, вопрос задачи.

2.Составьте краткую запись (если нужно)

80 км/ч                                90 км/ч

______________________________________

3.План решения задачи

4. Решение задачи

5. Формулировка и запись ответа

Мальчик решил задачу так

  1. 80 · 3 = 240 (км)
  2. 90 · 3 = 270 (км)
  3. 240 + 270 =510(км)

Ответ: 510 километров между городами.

Обсуждение двух решений. Выбор рационального способа.

5

Применение знаний

Самостоятельное решение задачи

Стр. 90, задача, № 3

6

Связь с жизнью

1.Рассуждение «Где в жизни нам пригодятся задачи на движение?»

Вся наша жизнь наполнена движением. Отправляясь в школу, на занятия в кружках, мы рассчитываем время, необходимое для того, чтобы не опоздать. Рассчитываем, с какой скоростью будем идти, чтобы  быть на месте вовремя. Поэтому нам важно уметь решать задачи на движение.

2. Презентации про скорость, подготовленные учащимися

«Это интересно»

«Скорость в моей жизни»

7

Рефлексия. Итог

С какой скоростью сегодня на уроке работали ваши мысли?

Быстро ли прошло время на уроке?

На какое расстояние вы сегодня продвинулись на пути знаний? Измерьте словами это расстояние. Скажите, чему научились, что нового узнали?

Вернемся к карточке с зачеркнутыми словами. И ответим на вопрос, который мы оставили на конец урока.

8

Домашнее задание

С. 90, № 4 (устно)

Презентация «Это интересно»

Свое домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.

1.Закрепить  и  систематизировать  знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии;формировать  вычислительные  навыки, навыки  решения  прос...

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России...

Конспект урока математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс

Урок математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс по УМК ""Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по математике в 4 классе.Тема: " Решение задач на движение"

Материал содержит подробный конспект урока, мультимедийный тренажер,карточки с разноуровневыми заданиями. Рекомендуется использовать на этапе закрепления изученного материала....

Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."

Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...

Конспект урока "Задачи на движение в противоположных направлениях."

Цели урока: Сформирование умения решать задачи на движение в противоположных направлениях. Планируемые результаты:·        Предметные: научить и закрепить умени...

Конспект урока : "Задачи на движение" 4 класс

Предмет: математикаКласс: 4Тема урока:  «Задачи. Скорость движения»Цели урока: формирование умений решать задачи на движение, моделировать условие задач на движение. Формирование умений выполнять...