Урок математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Решение задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

Тема урока: Решение задач

Цель урока: познакомить с решением задач на приведение к единице;

закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2 – 6;

развивать умение работать самостоятельно и в парах

Задачи урока:        

-  организовать поисковую деятельность, направленную на умение приведения к единице для решения задачи (Р);

- формировать приёмы анализа, классификации, обобщения через решение задач (П);

- формировать умение планировать собственную и учебную деятельность (Л).

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование:

для учителя – учебник  М.И. Моро «Математика. 3 класс»;

                    - иллюстрация по сказке Э.Успенского «Простоквашино», к м.ф. «Скрудж Магдак»

                     - модели краткой записи задач

                      - карточки для самостоятельной работы

для обуч-ся -    учебник  М.И. Моро «Математика. 3 класс»;

                       - тетрадь;

                       - карточки для самостоятельной работы.

                       

Структура урока

Этапы урока

Время

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового учебного материала.
  4. Закрепление учебного материала.
  5. Самостоятельная работа в парах
  6.  Самостоятельная работа
  7. Домашнее задание
  8. Рефлексия деятельности на уроке
  9. Подведение итогов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, выполняемые учащимися на уроке

Л – личностные

П – познавательные

(общеучебные и логические)

Р – регулятивные

К - коммуникативные

Орг. момент.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, определить содержательные рамки урока.

         

           - Прозвенел звонок, начинаем наш урок!

- Попробуйте догадаться, в какую область математики мы сегодня отправимся. 

Готовясь к встрече с вами и к сегодняшнему уроку математики, я натолкнулась на такое стихотворение: 


Хоть ты смейся, хоть ты плачь, 
Не люблю решать задач. 
Потому что нет удачи, 
Не могу решать задачи. 
Может быть, учебник скверный, 
Может быть, таланта нет, 
Не могу открыть секрет: 
Как задаче дать ответ… 


- Итак, в какую область математики мы отправляемся? 


- Конечно, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк?

- А вы любите решать задачи? Почему?

- В область задач

- Не умеет решать задачи…

(Ответы детей) 

Учимся рассуждать

Р. – волевая саморегуляция

Л. – смыслообразование (Я должен научиться…)

К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Актуализация знаний

Цель: выполнение заданий по изученному материалу, подготовка к решению задач нового вида


- Какие задачи вы уже научились решать на уроках математики? 

- Задачи на разностное и кратное сравнение, увеличение и уменьшение числа в несколько раз  и на несколько единиц. Задачи с величинами

«цена, количество, стоимость»

П. – систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами

К. – аргументировать свое мнение

- Давайте поупражняемся в решении задач. Я читаю задачу, а вы называете номер схемы, которая подойдет для краткой записи, решение и ответ

( иллюстрация к сказке)

- Все жители Простоквашино очень трудолюбивы, они вырастили богатый урожай, а мы поможем им произвести подсчеты.

( Схемы к задачам на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц, задачи на разностное и кратное сравнение

 

I  -       (8 таблиц)пронумеровать!

II –

цена, количество, стоимость)

1) Кот Матроскин собрал 17 кг яблок и 9 кг груш. На сколько меньше собрано груш, чем яблок?

2) Шарик собрал 36 кг картофеля и 6 кг моркови. Во сколько раз больше урожай картофеля, чем моркови?

3) Дядя Федор заготовил на зиму 4 банки огурцов, а помидоров в 5 раз больше. Сколько банок помидоров заготовил Дядя Федор?

4) Галчонок предложил продать излишки урожая, чтобы купить банки для варенья.

 С продажи картофеля было получено 48 рублей. На эти деньги нужно купить 8 банок. Сколько стоит одна банка?

(Дети подбирают модели краткой записи и решают задачи. )

Подведение итога этапа урока

 

- И так, вы хорошо справились с заданием.


- У кого из вас есть желание отправиться дальше в путь по Стране Математики и научиться решать задачи нового типа? 


- Тогда все вместе – в путь!

Л. - стремление к самоизменению- приобретению новых знаний и умений. 

Изучение нового учебного материала.

Цель: организовать поисковую деятельность, направленную на умение приведения к единице для решения задачи

Построение подводящего диалога. Цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых предсказуем (развитие логики)

Научиться решать задачи нового типа

П. – формирование конкретных знаний, умений объяснять и применять эти знания;

- строить логическую цепь рассуждений;

- наблюдение;

- слушание

Р. – волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий)

К. – вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

- осуществлять контроль

- Внимательно послушайте задачу, которую Скрудж Магдак предложил решить своим племянникам.

(Вывешиваю иллюстрацию)

- Он сказал: «Я подарю каждому из вас необыкновенную книгу, если вы узнаете стоимость всех книг, которые я куплю  для вас.

     «За 10 книг нужно заплатить 60 рублей. Сколько будут стоить 4 такие книги?»

- А вы сможете решить такую задачу?

 - Чтобы не ошибиться, запишем задачу кратко.

 - В виде чего сделаем краткую запись?

Составление плана решения задачи и самостоятельная запись решения, с последующей проверкой (записать с обратной стороны доски).

Проверка.

- Почему мы не смогли сразу ответить на главный вопрос задачи?

 

Итог этапа.

- Чему научились?

- В виде таблицы

- Не знали цену книги.  

- Решать задачи в два действия, где неизвестна цена предмета.

Физминутка

 

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стена, а там окно,

Это знаем мы давно.

(Руки перед грудью, повороты туловища вправо и влево)

Головой теперь вращаем

Вправо-влево, а потом –

(Вращение головой вправо и влево.)

Три-четыре – приседаем,

Наши ножки разомнем.

(Приседания.)

Мы размяться все успели

И на место снова сели.

Закрепление учебного материала.

Цель: проверить умение учащихся применять новые знания 

Контроль над выполнением заданий, требующих от ученика применить новые знания в работе по образцу, а затем – самостоятельно в новой ситуации

Р. - волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий);

- контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности;

- самоконтроль

П. – выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий

К.- участвовать в коллективном обсуждении;

- аргументировать свое мнение;

 - осуществлять контроль

Выполнение заданий в учебнике

С. 46 № 1

.

Итог этапа.

- Какие задачи вы научились решать?

- Каким действием находили цену предмета, расход овощей за 1 день?  

- В подобных задачах может быть неизвестна масса

 1 предмета или выработка в день. Суть в том, что сначала нам необходимо узнать эти неизвестные данные, чтобы ответить на главный вопрос задачи.

Самостоятельное чтение задачи.

Повторное чтение вслух.

Работа над краткой записью (есть в учебнике)

Составление плана решения («сильные» учащиеся)

Запись решения.

Проверка

- Задачи в которых неизвестен расход  за 1 день или цена предмета.

- Делением

Работа над пройденным материалом.

Цель: проверить знание таблицы умножения и деления, умение решать примеры на порядок действий.

Р.

П.

Работа в парах

- Сейчас вы поработаете самостоятельно.

- Нужно решить примеры на умножение и деление. И, поменяться с соседом работами, проверить и выставить отметку.

Решение примеров на умножение и деление, с последующей взаимопроверкой.

Учащиеся ставят отметки друг другу

- Поднимите руки те, кто справился с работой на «5», «4».

- Необходимо регулярно повторять таблицу.

  1. Решение примеров № 3( 2 столбик)  на с 46

(2 ученика решают с обратной стороны доски)

Проверка

Р. - проводить рефлексию деятельности;

-  осуществлять контроль, коррекцию, оценку. 

К. - аргументировать свое мнение;

 - осуществлять контроль

Домашнее задание.

Цель: организовать обсуждение  домашнего задания

Р. - волевая саморегуляция

 - самоконтроль

- Мы сегодня познакомились с новым видом задач, в которых неизвестна цена, расход в день,

может быть неизвестна масса 1 предмета или выработка в день.

- Кто запомнил, какое действие нужно выполнить, чтобы найти эти неизвестные данные?

- Кто скажет, с каким действием связано деление?

- Какое будет домашнее задание?

- Деление

- С умножением

- Учить таблицу умножения

Рефлексия учебной деятельности
Цель этапа:
 : организовать рефлексию и самооценку обучающимися своей учебной деятельности. 

Р. – организовать  рефлексию и самооценку своей учебной деятельности;

К. - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. 

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?» 


- Достигли ли мы цели? 

- Решим задачу в учебнике, с 46, внизу

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке. 


- Оцените свои умения знаком + напротив одной из фраз: 


- Да, я умею решать задачи нового вида( ). 
- Не хватает уверенности в решении задач нового вида ( ). 
- Пока я затрудняюсь в решении задач нового вида ().

- Поднимите руки те, кто выбрал первую фразу, вторую, третью.

  - Нарисуйте на карточке  смайлик, который покажет, какое у вас настроение в конце нашего урока. 


- Спасибо за работу на уроке и желание добиться успеха

- Научиться решать задачи нового типа

(Учащиеся делятся впечатлениями об уроке) 

(Учащиеся выполняют самооценку) 

Подведение итогов урока

Выставление отметок и оценка работы учащихся

Дополнительно: Задачи-шутки, загадки.

1) Сколько орехов  в пустом стакане?

2) Неожиданно пошёл сильный дождь. Однако Андрей, Алёна, Вова, Миша Серёжа не    промокли? Почему?

3) Сколько надо сделать разрезов, чтобы разделить батон на 4 части?

4) На полке 5 пар сапог. Сколько сапог на правую ногу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...