Урок математики в 1 классе по теме "Вычитание разрядного слагаемого"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Харитонова Ирина Анатольевна

Урок математики в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов                                                                                                                                                                  МБОУ СШ № 37  г. Архангельска                                                                                                                                                       Харитонова Ирина Анатольевна  

Сценарий урока математики в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

(2014-15 уч. г.)

1. Тема: "ВЫЧИТАНИЕ РАЗРЯДНОГО СЛАГАЕМОГО"

2. Тип урока – Урок первичного усвоения новых предметных знаний  и УУД.

3. Цель – создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности учащихся по формированию умения вычитать разрядное слагаемое из суммы.

4. Задачи: 

Организовать деятельность учащихся по формированию умений:

- выполнять сложение числа 10 с любым однозначным числом, опираясь на правило;

- применять правило вычитания из суммы одного из слагаемых;

- использовать приём вычитания разрядного слагаемого при вычислении разностей;

- решать задачи с использованием приёма вычитания разрядного слагаемого;

- правильно выбирать действие для решения текстовой задачи;

Создать условия для развития у детей монологической речи, коммуникативных навыков, воспитания интереса к изучению математики.

Планируемые результаты: 

личностные:

* возможность каждого ребёнка принять участие в действиях интриги учебника по данной теме, учитывать позицию собеседника.

предметные:

* в процессе деятельности у учащихся формируются умения вычитать разрядное слагаемое из суммы;

* закрепляются навыки вычитания числа из суммы,

метапредметные:

* регулятивные - развиваются умения ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, развиваются навыки самоконтроля;

* коммуникативные – формируются умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах;

* познавательные (информационные) - формируются умения искать информацию в учебной книге, понимать, сравнивать и анализировать информацию;

* познавательные (общеучебные) - формируются умения пользоваться инструкцией, формулировать выводы на основании обобщений и умению использовать знаково-символические модели (схемы);

 5. Оборудование:

- проектор;

- ноутбук;  

- мультимедийная презентация;

- карточки для групповой работы;

- карточки с пунктами плана;

- сигнальные карточки жёлтого и зелёного цвета;

- магнитная доска.

6. Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация.

-  Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

-  Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся.

Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.

Личностные:

положительный эмоциональный настрой на урок.

Проверим организацию рабочего места к уроку математики

Учебник, тетрадь в клетку, тетрадь для сам. работы, пенал, дневник, сигнальные карточки

2. Актуализация знаний

- откройте тетради в клетку, подпишите число.

По условному знаку определите, как будем работать?

Найдите у себя на столах карточку (она розового цвета) Подумайте, какое задание можно выполнить?

10+2=

18–8=

13–3=

19–9=

13–10=

17–10=

13–10=

15–10=

10+8=

12–2=

12–10=

10+4=

16–6=

14–10=

15–5=

14–4=

17–10=

11–1=

16–10=

10+3=

- Анишит Йокоп предлагает найти и выписать за 1 минуту только суммы.

- Миша тоже выполнял это задание волшебницы, сравните, так ли у вас?

- Что можете сказать об этих записях?

-Какое правило надо знать, чтобы найти значения этих сумм? Назовите его.

- Вычислите.

Пишут в тетрадях.

В парах

Предлагают: вычислить, разделить на группы записи и др.

Выписывают: 10+2, 10+4, 10+8, 10+3

Сравнивают, сигналят.

Это суммы разрядных слагаемых.

Правило сложения числа 10 с однозначными числами. (При сложении числа 10 с однозначным числом получается двузначное число, у которого в разряде десятков стоит цифра 1, а в разряде единиц - цифра данного однозначного числа.)

Записывают значения сумм.

- Проверяем. Назовите сумму, значение которой 12, 14, 18, 13

- Кому было трудно находить значение сумм?

Показывают желтую карточку.

3. Мотивация и целеполагание.

- По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте название темы урока.

Откройте нужную страницу, прочитайте ещё раз тему урока.

На странице «Содержание» читают название темы урока:

«Вычитание разрядного слагаемого» с.68

Познавательные: поиск информации в учебной книге.

- Какую поставите для себя цель урока:

чему вы хотите научиться на уроке.

Читают ещё раз название темы.

Обдумывают свою цель.

Самостоятельная деятельность детей.

Регулятивные:

постановка учебной задачи самостоятельно.

- Проговорите в парах каждый свою цель.

В парах по опорным словам продолжают фразы:

-«Я хочу узнать, как выполнять вычитание разрядного слагаемого»,

- «Я хочу понять, как правильно, без ошибок, вычитать разрядное слагаемое»,

 -«Я хочу научиться вычитать разрядное слагаемое» и т. п.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Коммуникативные:   работа в парах.

- Озвучьте свою цель.

- Сегодня мы научимся вычитать разрядное слагаемое.

Несколько обучающихся произносят вслух свою цель.

Регулятивные:

развитие навыков самоконтроля.

4. Открытие новых знаний.

Проверка

- Рассмотрите условные обозначения к заданиям на этой странице.

Находят в учебнике на с. 68 условные знаки и задания к уроку.

Познавательные: поиск информации в учебной книге.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Регулятивные:

работа по совместно составленному плану.

Познавательные:  

поиск информации в учебной книге,

умение пользоваться инструкцией.

Коммуникативные:   оказание помощи.

Регулятивные:

развитие навыков самоконтроля.

-Какая работа предстоит на уроке?

Познакомьтесь с планом работы.

Кто готов к работе, сядьде правильно.

Тогда - вперед за новыми знаниями!

План

1. Работа по учебнику

2. Работа в печатных тетрадях

3.Самостоятельная работа в тетрадях и по учебнику.

4. Подведем итоги.

5. Оценим свою работу.

  1. Работа по учебнику 

№ 1 с. 68

- Кто может объяснить, как можно вычислить значения разностей: 17-7= (10+7) - 7 = 10,

17-10 = (10+7) – 10 = 7.

- Назовите уменьшаемое в обеих разностях?

-На какие слагаемые разложили уменьшаемое 17?

-Чему равно вычитаемое в первой разности?

-Чему равно вычитаемое во второй разности?

-Что получится, если из суммы вычесть одно из слагаемых?

Какой вывод можно сделать: для чего нужно знать что такое сумма разрядных слагаемых?

1. Работа по учебнику 

Выполняют задания.

Уменьшаемое 17

- Уменьшаемое 17 представили в виде суммы разрядных слагаемых.

-Вычитаемое в первой разности равно 7.

-Вычитаемое во второй разности равно 10.

-Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.

Чтобы выполнить вычитание

2. Работа в печатных тетрадях.

-По условному знаку определите, на какой странице нужно открыть печатную тетрадь?

Выполняйте задание.

-Кто справится и кому нужна помощь, дайте условный сигнал с помощью зелёной и желтой карточки.

2. Работа в печатных тетрадях.

С.95

Поднимают карточки, справившиеся оказывают помощь.

-Проверьте себя с помощью доски.

Самопроверка и по образцу.

5. Первичное закрепление

3.Самостоятельная работа в тетрадях.

Найдите в учебнике № 2 с.68

Что нужно записать в тетрадь?

Кому трудно, можно пользоваться розовой карточкой, выбрать там подходящие разности.

Оцените свою работу.

3.Самостоятельная работа в тетрадях.

4 разности со значением 10.

Записывают.

Сигналят.

Динамическая минутка (можно вставить по своему усмотрению)

-Встаньте, пожалуйста, немного отдохнем.

-Садитесь.

Выполняют несколько упражнений.

Садятся.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону  

Работа по учебнику над задачей.

- Какое задание из учебника осталось выполнить?

По условному знаку определите, что понадобится для выполнения задания?

- В каком порядке будете работать?

Кто желает прокомментировать?

(1 ученик работает на обратной стороне доски)

Проверьте решение …(имя ученика)

Какой вывод можете сделать?

Работа по учебнику.

№ 3 с.68

Подумать

По плану работы над задачей.

Читают задачу. Делают схему. Выбирают решение. Записывают решение и ответ.

Сверяют решения.

При решении задачи понадобилось умение вычитать разрядное слагаемое.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. Познавательные:  

поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.

Физкультминутка для глаз

Указать варианты движения глаз: влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали, по периметру стены, доски, зажмурить, открыть широко, похлопать ресницами, закрыть, сосчитать до 5, открыть.

Выполняют упражнения для расслабления.

7. Включение в систему знаний.

Найдите значения всех разностей на розовой карточке.

Кто справился сам?

Вычисляют разности.

Сигналят зеленой карточкой.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

8. Рефлексия деятельности

(итог урока)

4. Подведем итоги.

- Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока? Кто достиг своей цели?

- Расскажите, чему вы сегодня на уроке научились новому?

4. Подведем итоги.

Вспоминают свою цель, поднимают руку те, кто достиг цели.

На уроке я

- узнал, что…

- понял, как …

научился

- выполнять …

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Кого можно отметить?

Называют имена отличившихся детей.

5. Оценим свою работу.

-С помощью оценочной линейки отметьте, как вы поняли, как вычитать разрядное слагаемое.

5. Оценим свою работу.

На полях тетради чертят оценочную линейку и отмечают кружком: место ближе к верхней границе, если всё было понятно, по середине линейки - если что-то не совсем понятно и ближе к нижней границе – если много было затруднений.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

-Молодцы! Спасибо. Урок окончен.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: учебник. В 2 ч. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
  2. Захарова О.А. Юдина Е.П. Математика: тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М.: Академкнига/Учебник.
  3. Чекин А.Л. Математика: 1 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
  4. http://images.yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ

Системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Методы обучения на уроке: словесные (объяснение), наглядные (демонстрация алгоритма, схем, учебных рисунков), практические (выполнение заданий самостоятельно, в парах, группах), связаны с содержанием учебного материала и особенностями школьников. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

ИННОВАЦИОННОСТЬ

Формирование на уроке универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок математики в 1 классе (УМК ПНШ) Харитонова Ирина Анатольевна - учитель начальных классов 2015 г.

Слайд 2

Проверка 10 + 2 10 + 4 10 + 8 10 + 3 Суммы разрядных слагаемых

Слайд 3

Проверка 12 14 18 13 10 + 2 = 10 + 4 = 10 + 8 = 10 + 3 =

Слайд 6

Цель урока Я хочу узнать … понять … Я хочу научиться выполнять … правильно …

Слайд 7

№ 3 12 10 ? 12 – 10 = 2 (тр.) Ответ: 2 трактора.

Слайд 8

Итоги урока Я узнал… Я понял… Я научился… Я узнала… Я поняла… Я научилась…

Слайд 9

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых.

Изучение разрядного (позиционного) принципа нумерации трехзначных чисел....

Разработка урока математики 2 класс "Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых."

Изучение разрядного (позиционного) принципа нумерации трехзначных чисел;  процедура разложения числа на разрядные слагаемые (сумма разрядных слагаемых трехзначного числа); распознание разрядного ...

Урок математики, 2 класс. Тема: Разрядные слагаемые многозначного числа.

Этот материал будет полезен учителям, которые работают по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Самоанализ урока математики 1 класс по теме "Группировка слагаемых"

Приведен пример самоанализа урока математики 1 класс «Группировка слагаемых» в помощь учителю для составления самоанализа уроков, используя текстовую форму или презентацию....

УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку математики для 3 класса на тему "Разрядные слагаемые"

Цели деятельности учителя: учить записывать трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; закреплять вычислительные навыки; умение решать задачи изученных видов.Планируемые результаты:-пред...

Урок математики, 2 класс. "Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых" (ПНШ)

На уроке учащиеся познакомятся с разрядным принципом нумерации трехзначных чисел....

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....