Математика.Единицы времени.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Математика. Единицы времени. Сутки»
Гурбан Татьяна Георгиевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ №189 «Шанс»
Центрального района
Санкт Петербург
План-конспект урока по учебнику «Математика. 4 класс»
Автор: М.И.Моро
Тема: «Единицы времени. Сутки»
Цели урока:
сформировать представление о сутках, как единице времени, развивать умение наблюдать, рассуждать, прививать интерес к занятиям математикой, учить детей ценить свое и чужое время, использовать знания, полученные на уроке во внеурочное время.
Оборудование:
компьютер, слайды к уроку, макет часов, карточки для учеников с тестами,
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
У нас сегодня увлекательнейший урок, но тему урока вы установите сами. Перед вами волшебные конверты, в которых зашифрована тема нашего урока. Но чтобы раскрыть секрет письма, нам нужно приложить максимум усилий. Вы должны совершить 5 арифметических действий, результат которых будет первой ступенью к разгадыванию темы урока. А помогать нам сегодня на уроке будут песочные часы. (дети выполняют арифметические действия, работая парами и проверяя друг у друга результаты).
144:8 117:9 19х6 24х4 144:6
А теперь расположите ответы в порядке возрастания (13, 18, 24, 96, 114). Каждое число соответствует определённой букве. Прочтём слово и узнаем тему сегодняшнего урока (время). Показ слайда №1.
Организационный момент:
-Сегодня мы будем говорить о единицах измерения времени, будем учиться преобразовывать их, совершенствовать свои вычисления, выполнять практическую работу. А самое главное-будем учиться мыслить.
Проверка домашнего задания:
Какое задание вы выполняли дома?
(узнать, какие существуют часы: механические, кварцевые, электронные, водные, огневые, солнечные, цветочные, атомные). Показ слайдов №2, №3, №4.
Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1. Работа с макетами часов, изготовленных учениками на уроке труда:
А) На сколько равных частей разделён часовой циферблат?
Б) Сколько раз часовая стрелка проходит по кругу циферблата?
В) Что такое полдень, полночь?
г) Сколько часов в сутках?
Д) Когда начало исчисления суток? (за сутки земля успевает сделать один оборот вокруг своей оси)
2. Работа с календарём.( раздаточные карточки-календари, слайд №5)
А) Что такое год, сколько в нём месяцев?
Б) Назовите осенние месяцы.
В) Сколько дней в неделе?
Г) Назовите месяцы, в которых 30 дней, 31 день. Какой месяц самый маленький?
3. Практическая работа с конвертами №2 (слайд №6, ставятся песочные часы на 5 минут) .
Вырази:
1. в часах: 2 сут., 10 сут. 12 час, 120 мин.
2. в сутках: 48 час., 72 час., 96 час.
3. в месяцах: 3 года
4. в годах : 24 месяца
После проверки ученики вскрывают конверты и читают пословицы о времени, объясняют их смысл (слайд №7).
А). Время всему научит.
Б). Время-лучший лекарь.
В). Утро вечера мудренее.
Г).Всему своё время.
Д). Время-деньги.
Отгадайте загадку:
Чёрная корова повалит,
Белая поднимет (День и ночь).
Есть такое выражение: «День да ночь и сутки прочь».
А что такое сутки?
Человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Они были в виде палочки, прикрепленной вертикально на дне чаши. День разбивали на части по движению тени палочки на деления края чаши. А как быть в пасмурную погоду?
В Древнем Египте и Вавилоне изобрели водяные и песочные часы. На циферблате первых часов было 24 деления, а 500 лет тому назад Рудольф разделил циферблат на 12 частей.
Но еще до нашей эры, со времен Аристотеля, вводится деление суток на 24 часа. За начало суток ранее принимали полдень. А в наше время началом суток считается полночь
1 сутки = 24 часа
За сутки, то есть 24 часа, наша планета Земля успевает сделать один виток вокруг своей оси. (Показ слайда – вращение Земли вокруг своей оси).
Час за часом - двадцать раз
И четыре про запас –
Сутки полные идут,
День и ночь с собой ведут.
3. Физкультминутка.
4. Работа в группах.
Ученики работают с макетами циферблатов, определяя режим дня ученика при помощи вычислений, используя полученные навыки на этом уроке:
- Подъём-8.00
- Зарядка-6-ая часть часа (10 минут)
- Умывание-5-я часть часа (12 минут)
- Завтрак-3-я часть часа (20 минут)
- Сколько времени остаётся на дорогу, чтобы дойти до школы
4. Выявление места и причины затруднения.
-№224, № 231, №232, стр. 49 в учебнике – работа по заданию;
- Какие знания применили для выполнения заданий?
- Что у вас вызвало затруднение?
- Как вышли из сложившейся ситуации?
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Что мы должны знать, чтобы ответить на вопрос задания?
- Чему научимся, выполнив это задание?
- Какие знания мы использовали, чтобы ответить на вопрос задачи?
Для сравнения единиц измерения времени Для перевода единиц
Сколько часов в 1 сутках
6. Реализация построенного проекта.
- № 226, стр. 48 – используя макет часов и вопросы, помогающие выйти из затруднения.
- Задача*
Сколько ударов в сутки делают часы, если они бьют каждые полчаса; каждый час 2 раза? (48 и 48 раз).
7. Первичное закрепление с комментированием.
- Задача № 3. Прочитайте условие задачи.
- Прочитайте вопрос задачи.
- Какие единицы времени встретились в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Сколько часов в сутках?
- Самостоятельно составьте краткую запись.
- Решение задачи у доски.
Молодцы, если справились с заданием.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Тест «Единицы измерения времени».
- Найди верное утверждение
а.) 1час = 50 мин
б.) 1 год = 12 месяцев
в.) 1 сутки = 12 часов
- Найди ошибки, если они есть:
а.) самый короткий месяц – февраль;
б.) декабрь – первый месяц в году;
в.) Луна вращается вокруг Солнца за 1 месяц.
3. Самая крупная единица измерения времени из данных:
а.) месяц;
б.) час;
в.) год.
( Проверка осуществляется по слайду).
9. Включение в систему знаний и повторение.
Работа по учебнику страница 226, №226. Перевод единиц измерения времени.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
С какой единицей измерения времени мы познакомились на уроке?
Сколько часов составляют 1 сутки?
Когда вам могут пригодиться, полученные сегодня знания?
Что на уроке вызвало у вас затруднение?
Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?
Что понравилось?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. "Единицы времени. Час. Минута."
Проблемный урок "Единицы времени. Час. Минута". Урок позволяет систематизировать основные понятия, решать проблемные задачи, расширяет научное мировоззрениеформирует математические знания и прием...
Урок - презентация по математике "Единицы времени. Год"
Урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков....
Конспект урока по математике «Единицы времени»
Тема урока: «Единицы времени» Цели урока: - ознакомление учащихся с единицами времени: год, месяц, неделя, сутки;- преобразование практической задачи в познавательную;- анализировать информ...
Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.
Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...
Конспект урока математики "Единица измерения времени - минута" 3 класс
Урок по программе УМК "Школа 2100" построен в соответсвии с требованиями ФГОС НОО на основе системно-деятельностного подхода. ...
Презентация по математике "Единицы измерения времени"
Презентация по математике "Единицы измерения времени"...
Математика "Единица измерения времени-минута"
Математика "Единица измерения времени-минута"...