Математика.Единицы времени.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Татьяна Гурбан

Математика.Единицы времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Математика. Единицы времени. Сутки»

Гурбан Татьяна Георгиевна,
 учитель начальных классов, 
ГБОУ СОШ №189 «Шанс» 
Центрального района
Санкт Петербург

План-конспект урока по учебнику «Математика. 4 класс»
Автор: М.И.Моро
Тема: «Единицы времени. Сутки»

Цели урока:
сформировать представление о сутках, как единице времени, развивать умение наблюдать, рассуждать, прививать интерес к занятиям математикой,  учить детей ценить свое и чужое время, использовать знания, полученные на уроке во внеурочное время.
Оборудование: 
компьютер, слайды к уроку, макет часов, карточки для учеников с тестами, 
Тип урока:  урок открытия нового знания.
Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

У нас сегодня увлекательнейший урок, но тему урока вы установите сами. Перед вами волшебные конверты, в которых зашифрована тема нашего урока. Но чтобы раскрыть секрет письма, нам нужно приложить максимум усилий. Вы должны совершить 5 арифметических действий, результат которых будет первой ступенью к разгадыванию темы урока. А помогать нам сегодня на уроке будут песочные часы. (дети выполняют арифметические действия, работая парами и проверяя друг у друга результаты).

144:8   117:9   19х6   24х4   144:6

А теперь расположите ответы в порядке возрастания (13, 18, 24, 96, 114). Каждое число соответствует определённой букве. Прочтём слово и узнаем тему сегодняшнего урока (время). Показ слайда №1.

Организационный момент:

-Сегодня мы будем говорить о единицах измерения времени, будем учиться преобразовывать их, совершенствовать свои вычисления, выполнять практическую работу. А самое главное-будем учиться мыслить.

                                                          Проверка домашнего задания:

 
Какое задание вы выполняли дома?
(узнать, какие существуют часы: механические, кварцевые, электронные, водные, огневые, солнечные, цветочные, атомные). Показ слайдов №2, №3, №4.
Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1. Работа с макетами часов, изготовленных учениками на уроке труда:

А) На сколько равных частей разделён часовой циферблат?

Б) Сколько раз часовая стрелка проходит по кругу циферблата? 

В) Что такое полдень, полночь?

г) Сколько часов в сутках?

Д) Когда начало исчисления суток? (за сутки земля успевает сделать один оборот вокруг своей оси)

2. Работа с календарём.( раздаточные карточки-календари, слайд №5) 

А) Что такое год, сколько в нём месяцев?

Б) Назовите осенние месяцы.

В) Сколько дней в неделе?

Г) Назовите месяцы, в которых 30 дней, 31 день. Какой месяц самый маленький?

3. Практическая работа с конвертами №2 (слайд №6, ставятся песочные часы на 5 минут) .

 Вырази:

1. в часах:  2 сут., 10 сут. 12 час, 120 мин.

2. в сутках: 48 час.,  72 час.,  96 час.

3. в месяцах: 3 года 

4. в годах : 24 месяца

После проверки ученики вскрывают конверты и читают пословицы о времени, объясняют их смысл (слайд №7).

А). Время всему научит.

Б). Время-лучший лекарь.

В). Утро вечера мудренее.

Г).Всему своё время.

Д). Время-деньги.
Отгадайте загадку:
Чёрная корова повалит, 
Белая поднимет  (День и ночь).
Есть такое выражение: «
День да  ночь и сутки прочь».
А что такое сутки?
Человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Они были в виде палочки, прикрепленной вертикально на дне чаши. День разбивали на части по движению тени палочки на деления края чаши.  А как быть в пасмурную погоду? 
В Древнем Египте и Вавилоне изобрели водяные и песочные часы. На циферблате первых часов было 24 деления, а 500 лет тому назад Рудольф разделил циферблат на 12 частей. 
Но еще до нашей эры, со времен Аристотеля,  вводится деление суток на 24 часа. За начало суток ранее принимали полдень. А в наше время началом суток считается полночь
 1 сутки = 24 часа
За сутки, то есть 24 часа,   наша планета Земля успевает сделать один виток вокруг своей оси. (Показ слайда – вращение Земли вокруг своей оси).
Час за часом - двадцать раз
И четыре про запас –
Сутки полные идут,
День и ночь с собой ведут. 

3. Физкультминутка. 

4. Работа в группах.

Ученики работают с макетами циферблатов, определяя режим дня ученика при помощи вычислений, используя полученные навыки на этом уроке:

  1. Подъём-8.00
  2. Зарядка-6-ая часть часа (10 минут)
  3. Умывание-5-я часть часа (12 минут)
  4. Завтрак-3-я часть часа (20 минут)
  5. Сколько времени остаётся на дорогу, чтобы дойти до школы

4. Выявление места и причины затруднения.

-№224, № 231, №232,  стр. 49  в  учебнике  –  работа по заданию;
- Какие знания применили для выполнения заданий?
- Что у вас вызвало затруднение?
- Как вышли из сложившейся ситуации?

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Что мы должны знать, чтобы ответить на вопрос задания? 
- Чему научимся, выполнив это задание?
- Какие знания мы использовали, чтобы ответить  на вопрос задачи?
Для сравнения единиц измерения времени            Для перевода единиц
                                    Сколько часов в  1 сутках

6. Реализация построенного проекта.

- № 226, стр. 48 – используя макет часов и вопросы, помогающие выйти из затруднения.
- Задача*
Сколько ударов в сутки делают часы, если они бьют каждые полчаса; каждый час 2 раза?  (48 и 48 раз).

7. Первичное закрепление с комментированием.

- Задача № 3. Прочитайте условие задачи. 
- Прочитайте вопрос задачи. 
- Какие единицы времени встретились в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Сколько часов в сутках?
- Самостоятельно составьте краткую запись.
- Решение задачи у доски. 

Молодцы, если  справились  с заданием.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест   «Единицы измерения времени».

  1. Найди верное утверждение

а.) 1час = 50 мин
б.) 1 год = 12 месяцев
в.) 1 сутки = 12 часов

  1. Найди ошибки, если  они есть:

а.) самый короткий месяц – февраль;
б.) декабрь – первый месяц в году;
в.) Луна вращается вокруг Солнца за 1 месяц.
3.  Самая крупная единица измерения времени из данных:
а.) месяц;
б.) час;
в.) год.
( Проверка осуществляется по слайду).

9. Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику страница 226, №226. Перевод единиц измерения времени.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

С какой единицей измерения времени мы познакомились на уроке?
Сколько часов составляют 1 сутки?
Когда вам могут пригодиться,  полученные сегодня знания?
Что на уроке вызвало у вас затруднение?
Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?
Что понравилось?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. "Единицы времени. Час. Минута."

Проблемный урок "Единицы времени. Час. Минута". Урок позволяет систематизировать основные понятия, решать проблемные задачи, расширяет научное мировоззрениеформирует математические знания и прием...

Урок - презентация по математике "Единицы времени. Год"

Урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков....

Конспект урока по математике «Единицы времени»

Тема урока: «Единицы времени» Цели урока: - ознакомление учащихся с единицами времени: год, месяц, неделя, сутки;- преобразование практической задачи в познавательную;- анализировать информ...

Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.

Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...

Конспект урока математики "Единица измерения времени - минута" 3 класс

Урок по программе УМК "Школа 2100" построен в соответсвии с требованиями ФГОС НОО на основе системно-деятельностного подхода. ...

Презентация по математике "Единицы измерения времени"

Презентация по математике "Единицы измерения времени"...

Математика "Единица измерения времени-минута"

Математика "Единица измерения времени-минута"...