Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
РП содержит пояснительную записку и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа 21 века" | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова), авторской программы Рудницкой В. Н., планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе. В авторской программе и в учебном плане на изучение математики в четвертом классе отводится 4 часа в неделю.
Рабочая программа составлена на 136 часов (34 учебные недели), 4 часа в неделю.
Цели обучения математике:
Целью учебного курса «Математика» является создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения. Реализация воспитательного аспекта обучения.
Важнейшими задачами обучения являются:
Создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Общая характеристика курса «Математика»
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико – математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.
Ценностные ориентиры содержания курса математики
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково – символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние не развитие их познавательных способностей.
Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Множество целых неотрицательных чисел
Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел
Сведения из истории математики: римские цифры: I V X L C D M; запись дат римскими цифрами; примеры записи чисел римскими цифрами.
Свойства арифметических действий.
Арифметические действия с многозначными числами
Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Умножение и деление на однозначное число, на двухзначное и трехзначное число. Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.
Величины и их измерение
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1т = 10ц, 1т = 1000 кг, 1ц = 100 кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/ мин. Решение задач на движение.
Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы. времени, площади, с заданной точностью.
Алгебраическая пропедевтика
Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Логические понятия. Высказывания
Высказывание и его значение (истина, ложь)
Составление высказываний и нахождение их значений.
Решение задач на перебор вариантов.
Геометрические понятия
Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника.
Построение прямоугольников.
Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Треугольники и их виды
Виды углов.
Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).
Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.
В основу подбора содержания обучения положены методологические принципы:
- анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
- возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
- взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
- обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
- обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
- формы текущего контроля знаний, умений, навыков -10 текущих;4-итоговых контрольных работ
- развитие интереса к занятиям математикой.
Рабочая учебная программа курса «Математика» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе.
Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий
- Урок – игра
- Урок – контрольная работа
- Урок – защита проекта (ЗП)
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- фронтальные.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
- Тестирование
- Контрольная работа
Планируемые и ожидаемые образовательные результаты:
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Знать:
•классы и разряды многозначных чисел;
•многозначные числа;
•правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 2-3 действия;
•правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчетов с многозначными числами;
Уметь:
• решать учебные и практические задачи:
•читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;
- выполнять устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;
- выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);
• решать арифметические текстовые задачи разных видов, требующих выполнения не более двух действий.
Изучение математики в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира,
- языковая компетенция – формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий).
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.
- социо - культурная компетенция - в процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Распределение учебного материала по разделам
№ п/п | Раздел учебного курса | Кол-во часов |
Множество целых неотрицательных чисел | 8 | |
Свойства арифметических действий | 10 | |
Арифметические действия с многозначными числами | 37 | |
Величины и их измерение | 19 | |
Алгебраическая пропедевтика | 14 | |
Логические понятия. Высказывания | 7 | |
Геометрические понятия | 18 | |
Треугольники и их виды | 2 | |
Итоговое повторение | 12 | |
Резервные уроки | 9 | |
Итого | 136ч |
Количество контрольных и проверочных работ
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Вид деятельности | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата план | Дата факт |
1 четверть (32 ч) Входная диагностическая работа. | Самостоятельное выполнение заданий. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Множество целых неотрицательных чисел (8 ч) Десятичная система счисления. Работа над ошибками. | Объяснение значения каждой цифры в записи трёхзначного числа с использованием названий разрядов. Повторение особенностей построения десятичной системы счисления, названий разрядов. | Познавательные: пересчитывать предметы; называть результат натуральным числом, сравнивать числа, упорядочивать данное множество чисел. Регулятивные: _ планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. | |||
Десятичная система счисления. Сумма разрядных слагаемых. | Называние следующего (предыдущего) при счёте многозначного числа. Называние любого отрезка натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке. | ||||
Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел. | Использование принципа записи чисел в десятичной системе счисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых | ||||
Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда. | Чтение многозначного числа путём разбивки его записи на классы. Запись многозначного числа цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе. | ||||
Способ чтения многозначного числа. Проверочная работа по теме: Умножение и деление чисел в столбик. | Способ чтения многозначного числа путем разбиения его записи на классы (справа налево) по 3 цифры. Запись многозначного числа цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе. | ||||
Работа над ошибками. Чтение и запись многозначных чисел. | |||||
Сравнение многозначных чисел. | Запись многозначного числа цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе. Сравнение многозначных чисел. | ||||
Сравнение многозначных чисел. Запись многозначных чисел. | |||||
Арифметические действия с многозначными числами (5 ч) Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел. | Устные и письменные алгоритмы сложения. Перенос знаний алгоритма сложения чисел в пределах 1 000 на область многозначных чисел до миллиарда. | Познавательные: моделировать ситуацию, иллюстрирующую действие сложения, воспроизводить устные и письменные алгоритмы сложения многозначных чисел. Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, формировать установку работать на результат. | |||
Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда. | Воспроизведение устных приёмов сложения многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Отработка практических умений. | ||||
Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел. | Устные и письменные алгоритмы вычитания. Перенос знаний алгоритма вычитания чисел в пределах 1 000 на область многозначных чисел до миллиарда. | Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы вычитания многозначных чисел. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда. | |||||
Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда. Проверка вычитания. | |||||
Геометрические понятия (3 ч) Построение прямоугольника. Выполнение построений с данными длинами сторон. | Построение на нелинованной бумаге прямоугольника с помощью чертёжных инструментов разными способами. | Познавательные: ориентироваться на плоскости и пространстве (в том числе различать направление движения). Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Построение прямоугольника. Тренировочные задания. | |||||
Построение прямоугольника. Площадь и периметр. | |||||
Величины и их измерение (8 ч) Скорость. | Ознакомление с новой величиной – скоростью. | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Единицы скорости. | Сравнение единиц скорости разных тел. | ||||
Скорость. Решение арифметических задач. | Решение задач на нахождение скорости движения разных тел. | ||||
Задачи на движение. Нахождение скорости. | Выявление зависимости скорости от расстояния и времени. Введение формулы нахождения скорости: V= S: t | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Задачи на движение. Нахождение пути. | Выявление зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Введение формулы: S = V· t | ||||
Задачи на движение Нахождение времени. | Выявление зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Введение формулы: t = S : V | ||||
Задачи на движение. | Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние. Пользование изученной терминологией. Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы. | ||||
Работа над ошибками. Задачи на движение. Тренировочные задания. | |||||
Контрольная работа за 1 четверть. | |||||
Алгебраическая пропедевтика (4 ч) Координатный угол. | Построение координатного угла. Нахождение точек с заданными координатами. | Познавательные: собирать требуемую информацию из источников; фиксировать результаты разными способами. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. | |||
Построение точки с указанными координатами. | Отработка навыка построения координатного угла и точек с указанными координатами. | ||||
Построение точки с указанными координатами. Тренировочные задания. | Называние пар точек, соответствующих вершинам каждой фигуры на координатной плоскости. | ||||
Графики. Таблицы. Диаграммы. Построение простейших графиков, диаграмм. | Построение простейших графиков и диаграмм. Введение понятия «столбчатые диаграммы». Объяснение их значения для передачи информации | Познавательные: собирать требуемую информацию из источников; фиксировать результаты разными способами. Регулятивные: сравнивать и обобщать информацию, представленную на графиках и диаграммах. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Свойства арифметических действий (6 ч) Переместительное свойство сложения. | Выполнение сложения и умножения с использованием свойств арифметических действий. Использование переменных в обобщённых записях переместительных свойств сложения и умножения. | Познавательные: моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое свойство. Регулятивные: оценивать правильность предъявленных вычислений. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Переместительное свойство умножения. | |||||
2 четверть Переместительное свойство сложения и умножения. | |||||
Сочетательное свойство сложения. | Выполнение сложения и умножения с использованием сочетательных свойств арифметических действий. Сравнение сочетательного свойства сложения и сочетательного свойства умножения. Замена числовых выражений буквенными и наоборот. | Познавательные: моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое свойство. Регулятивные: оценивать правильность предъявленных вычислений. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Работа над ошибками. Сочетательное свойство умножения. Вычисления с нулем. | |||||
Проверочная работа по теме: «Задачи на движение». | |||||
Сочетательное свойство сложения и умножения. Выполнение вычислений с нулем. | |||||
Геометрические понятия (2 ч) План и масштаб. | Нахождение действительных размеров отрезка, длины отрезка на плане, определение масштаба плана. | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Многогранник. Изображение многогранника на чертежах, обозначение его буквами. | Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Введение понятия о многограннике. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани. | Познавательные: различать пространственные фигуры на чертежах и на моделях. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. | |||
Свойства арифметических действий (2 ч) Распределительные свойства умножения. | Названия и формулировки распределительных свойств умножения относительно сложения и их использование при вычислениях. Выполнение вычислений с использованием распределительных свойств умножения как основы для последующего введения алгоритмов умножения многозначного числа на однозначное число. | Познавательные: сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный способ. Регулятивные: прогнозировать результат вычислений. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. | |||
Вычисления с использованием распределительных свойств умножения. | |||||
Арифметические действия с многозначными числами (2 ч) Работа над ошибками. Умножение на 1000, 10000, 100000. | Самостоятельное формулирование правил умножения на 1 000, 10 000. Знакомство с правилами умножения на 1 000, 10 000, … в учебнике. Выполнение самостоятельной работы по вариантам. Проверка знания формул и умения пользоваться ими на практике. | Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Закрепление по теме: Умножение на 1000, 10000, 100000. | |||||
Проверочная работа по теме: «Арифметические действия с многозначными числами». | |||||
Геометрические понятия (1 ч) Прямоугольный параллелепипед. Куб. | Пересчитывание числа вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда. Выполнение практической работы: Выделение среди параллелепипедов куба. | Познавательные: распознавать пространственные фигуры на чертежах и на моделях. Регулятивные: различать геометрические фигуры. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. | |||
Величины и их измерение (6 ч) Единицы массы: тонна и центнер. | Перечисление известных единиц массы (кг и г), введение новых единиц: тонны и центнера. Выстраивание соотношений между ними. Сравнение величин по их числовым значениям | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Соотношения между единицами массы: тонной и центнером. | |||||
Повторение по теме: Единицы массы. Тонна и центнер. | |||||
Задачи на движение в противоположных направлениях. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (направление движения, пройденный путь, время, скорость). Выбор формулы для решения задачи на движение. Введение понятия «скорость удаления» | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Решение задач на движение. Установление зависимостей между величинами. | |||||
Решение задач на движение (измерение). | |||||
Геометрические понятия (1 ч) Пирамида. | Определение различий прямоугольного параллелепипеда и пирамиды. Классификация пирамид по основанию. | Познавательные: распознавать пространственные фигуры на чертежах и на моделях. Регулятивные: различать геометрические фигуры. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Величины и их измерение (1 ч) Решение задач (направление движения, пройденный путь, время, скорость) | Повторение зависимостей между величинами: скорость, время, расстояние. Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях с использованием понятий «скорость удаления» и «скорость сближения» | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Арифметические действия с многозначными числами (16 ч) Работа над ошибками. Письменное умножение многозначного числа на однозначное. | Актуализация приобретённых ранее знаний об алгоритме умножения трёхзначного числа на однозначное с целью переноса соответствующих умений на область многозначных чисел в пределах миллиарда. Закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное число. Коллективное обсуждение алгоритма умножения многозначного числа на двузначное число на данных конкретных примерах. Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы. | Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы умножения многозначных чисел. Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Работа над ошибками. Решение задач на движение. | |||||
Административная контрольная работа за 2 четверть. | |||||
Умножение многозначного числа на однозначное. | |||||
Умножение многозначного числа на однозначное. Проверка умножения с помощью калькулятора. | |||||
Промежуточная комплексная диагностическая работа. | |||||
Повторение по теме: Умножение многозначного числа на однозначное. | |||||
Умножение многозначного числа на двузначное. | |||||
Отработка алгоритма письменного умножения многозначного числа на двузначное. | |||||
Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения. | Сопоставление алгоритмов умножения на трёхзначное и на двузначное число. Отработка письменного алгоритма умножения многозначного числа на трёхзначное число в ходе выполнения тренировочных упражнений. | Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы умножения многозначных чисел. Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения. Повторение алгоритма. | |||||
3 четверть (40 ч) Проверка правильности выполнения умножения с помощью калькулятора. | |||||
Письменный алгоритм умножения на трехзначное число. Проект. | |||||
Письменный алгоритм умножения на трехзначное число. Развернутые и упрощенные записи алгоритма. | |||||
Работа над ошибками. Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения. | |||||
Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения. Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. | |||||
Умножение многозначного числа на трехзначное. | |||||
Умножение многозначного числа на трехзначное. Развернутые и упрощенные записи алгоритма. | |||||
Геометрические понятия (1 ч) Конус. | Понятие о конусе как о пространственной фигуре, его отличие от пирамиды. Изображение конуса на чертеже. Развёртка конуса. | Познавательные: распознавать пространственные фигуры на чертежах и на моделях. Регулятивные: различать геометрические фигуры. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Проверочная работа по теме: «Письменное умножение многозначного числа на однозначное» | Самостоятельное выполнение заданий. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Величины и их измерение (4 ч) Задачи на движение в одном направлении. | Повторение формул нахождения величин: скорости, времени, расстояния. Воспроизведение зависимости между ними. Сопоставление и решение задач, когда тела движутся из одной точки и из двух точек. | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Задачи на движение в одном направлении. Установление зависимостей между величинами. | |||||
Работа над ошибками. Задачи на движение в одном направлении. Тренировочные задания. | |||||
Задачи на движение в одном направлении. Решение текстовых задач. | |||||
Логические понятия. Высказывания (7 ч) Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что» | Изучение элементов математической логики. Рассматривание области применения математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания. Составление составных высказываний с помощью логической связки (неверно, что…») и определение его истинности на основе «Таблицы истинности составных высказываний». | Познавательные: определять истинность несложных утверждений. Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». Значение высказываний истины, лжи, отрицания. | |||||
Составные высказывания. | |||||
Составные высказывания. Логические возможности. Составление таблиц логических возможностей. | |||||
Задачи на перебор вариантов. | Постановка проблемной задачи о необходимости определения возможного порядка расстановки на полке трёх книг. Совместный поиск этой задачи. | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Проверочная работа по теме: Задачи на движение в одном направлении. | Самостоятельное выполнение заданий. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Задачи на перебор вариантов. Решение арифметических задач. | Коллективное решение практических задач способом перебора возможных вариантов расположения предметов в соответствии с текстами задач. | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Задачи на перебор вариантов. Составление таблиц логических возможностей. | |||||
Свойства арифметических действий (2 ч) Деление суммы на число. | Коллективное составление правила деления суммы на число. Использование алгоритма деления при выполнении вычислений и применение его при решении конкретных задач. | Познавательные: моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: учиться проявлять познавательную инициативу. | |||
Деление суммы на число. Использование свойства арифметических действий. | |||||
Арифметические действия с многозначными числами (2 ч) Деление на 1000, 10000, 100000. | Самостоятельное формулирование правил деления на единицу с нулями по аналогии с правилами деления на 10 и 100. Выведение правила невозможности деления на нуль. | Познавательные: воспроизводить устный и письменный алгоритм деления. Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Деление на 1000, 10000, 100000. Сокращение частного. | |||||
Геометрические понятия (2 ч) Карта. | Знакомство с картой, её масштабом, нахождение расстояния на карте. Сравнение масштабов разных географических карт. Нахождение действительных размеров с опорой на масштаб. | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Работа над ошибками. Цилиндр. | Распознавание на пространственных моделях цилиндра, его характеристика (название основания, боковая поверхность), выделение различий цилиндра и конуса. | Познавательные: распознавать пространственные фигуры на чертежах и на моделях. Регулятивные: конструировать указанную фигуру из частей. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: учиться проявлять познавательную инициативу. | |||
Арифметические действия с многозначными числами (12 ч) Деление на однозначное число. | Перенос алгоритма деления на однозначное число в пределах 1 000 на область многозначных чисел. | Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения деления. Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Деление на однозначное число. Способ проверки правильности вычислений. | |||||
Работа над ошибками. Проверка правильности выполнения деления. | Повторение письменного приёма деления на однозначное число. Предварительная оценка результата деления: определение количества цифр в частном. Самоконтроль: проверка правильности выполнения деления двумя способами (с помощью умножения и с помощью деления). Перенос алгоритма деления на двузначное число в пределах 1 000 на область многозначных чисел. Составление алгоритма деления многозначного числа на трёхзначное число: предварительное определение числа цифр в частном, подбор каждой цифры частного. | Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения деления. Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Проверка правильности выполнения деления с помощью калькулятора. | |||||
Деление на двузначное и однозначное число. | |||||
Алгоритм деления на двузначное число | |||||
Контрольная работа за 3 четверть. | |||||
Деление на двузначное число | |||||
Деление многозначного числа на двузначное. | |||||
Алгоритм деления на трехзначное число. | |||||
Алгоритм деления на трехзначное число. Отработка алгоритма. | |||||
Деление на трехзначное число. | |||||
Деление на трехзначное число. Алгоритм письменного деления. | |||||
4 четверть (32 ч) Геометрические понятия (2 ч) Деление отрезка на 2 равные части с помощью линейки и циркуля. | Формулирование алгоритма построения точки, являющейся серединой отрезка. Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две равные части. | Познавательные: ориентироваться на плоскости и пространстве (в том числе различать направления движения). Регулятивные: оценивать правильность предъявленных вычислений. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: учиться проявлять познавательную инициативу. | |||
Деление отрезка на 4 и 8 равных частей. | Применение изученного алгоритма построения точки, являющейся серединой отрезка в случаях деления отрезка на 4 и 8 равных частей с помощью циркуля и линейки. | Познавательные: ориентироваться на плоскости и пространстве. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Алгебраическая пропедевтика (4 ч) Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х – 5 = 7. | Знакомство с равенствами, содержащими букву. Самостоятельное выполнение заданий. Воспроизведение изученных способов вычисления первых неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления. | Познавательные: анализировать структуру буквенного выражения с целью нахождения неизвестного компонента. Регулятивные: оценивать правильность предъявленных вычислений. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Проверочная работа по теме: Деление многозначного числа на однозначное. | |||||
Работа над ошибками. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х * 5 = 15, х : 5 = 15. | |||||
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х * 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15. | |||||
Нахождение неизвестного числа в равенствах с помощью графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий. | |||||
Геометрические понятия (5 ч) Угол и его обозначение. | Изображение угла и его обозначение буквами латинского алфавита. Чтение обозначений углов. Вершина и стороны угла. Классификация углов по их величинам: острый угол, прямой угол, тупой угол. | Познавательные: ориентироваться на плоскости и в пространстве. Регулятивные: характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Угол и его величина. Сравнение углов. | |||||
Сравнение углов. | Характеристика углов при визуальном определении его вида с помощью модели прямого угла. Нахождение на чертежах примеры каждого вида угла, с обоснованием своего ответа. | Познавательные: ориентироваться на плоскости и в пространстве. Регулятивные: классифицировать углы, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Виды углов | |||||
Контрольная работа за год. | Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Работа над ошибками. Виды углов. Распознавание и изображение углов. | Нахождение на чертежах примеры каждого вида угла, с обоснованием своего ответа. | Познавательные: ориентироваться на плоскости и в пространстве. Регулятивные: классифицировать углы, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Алгебраическая пропедевтика (4 ч) Нахождение неизвестного слагаемого в равенствах вида 8 + х = 16, | Работа с равенствами, содержащими букву. Воспроизведение изученных способов вычисления вторых неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления. | Познавательные: анализировать структуру буквенного выражения с целью нахождения неизвестного компонента. Регулятивные: оценивать правильность предъявленных вычислений. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Нахождение неизвестного множителя в равенствах вида 8 · х = 16 | |||||
Нахождение неизвестного вычитаемого в равенствах вида 8 – х = 2 | |||||
Нахождение неизвестного делителя в равенствах вида 8 : х = 2 | |||||
Треугольники и их виды (2 ч) Виды треугольников. | Построение и распознавание треугольников с разными углами. Выполнение классификации треугольников. | Познавательные: ориентироваться на плоскости и в пространстве. Регулятивные: классифицировать треугольники. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявлять познавательную инициативу. | |||
Классификация треугольников по величинам их углов. | |||||
Алгебраическая пропедевтика (2 ч) Точное и приближенное значения величины. | Расширение знаний об измерениях величин. Введение понятия о точности измерений с помощью различных приборов и инструментов. | Познавательные: упорядочивать данные значения величины. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Точное и приближенное значения величины. Тренировочные задания. | Сравнение результатов измерения массы одного и того же предмета с помощью безмена, торговых весов со стрелкой, электронных весов. Оценка точности измерений. | Познавательные: упорядочивать данные значения величины. Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Геометрические понятия (1 ч) Построение отрезка, равного данному. | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (без использования шкалы). Задачи на нахождение длины ломаной и периметра многоугольника. | Познавательные: ориентироваться на плоскости и в пространстве. Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявлять познавательную инициативу. | |||
Проверочная работа по теме: Нахождение неизвестного числа в равенствах. | Самостоятельное выполнение работы. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Работа над ошибками. Резервный урок по теме: Арифметические действия с многозначными числами. | Выполнение тренировочных заданий. | Познавательные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы действий с многозначными числами. Регулятивные: контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. | |||
Резервный урок по теме: Решение задач на движение. | Выполнение тренировочных заданий. | Познавательные: устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Регулятивные: моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: формировать установку работать на результат. | |||
Резервный урок по теме: Виды углов. | Самостоятельное выполнение заданий. | Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
Работа над ошибками. Резервный урок по теме: Умножение многозначного числа на однозначное. | Выполнение тренировочных заданий. | ||||
Резервный урок по теме: Умножение многозначного числа на двузначное. | Выполнение тренировочных заданий. | ||||
Резервный урок по теме: Деление многозначного числа на однозначное. | Выполнение тренировочных заданий. | ||||
Резервный урок по теме: Алгоритм деления на трехзначное число. | Выполнение тренировочных заданий. | ||||
Резервный урок по теме: Виды треугольников. | Выполнение тренировочных заданий. | ||||
Резервный урок по теме: Нахождение неизвестного числа в равенствах. | Выполнение тренировочных заданий. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учащихся:
- Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Авт.-сост. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2010 («Начальная школа XXI века»);
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Рабочая тетрадь. – В 2 ч. – М.: Вентана – Граф , 2010 («Начальная школа XXI века»);
Литература для учителя:
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Методика обучения. – М.: Вентана – Граф, 2007 («Начальная школа XXI века»);
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана – Граф, 2007 («Начальная школа XXI века»).
- ЭУП «Математика и конструирование» (ООО «ДОС», 2004 г.)
Технические средства обучения
Классная магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы счётных палочек.
Наборы предметных картинок.
Наборные полотна.
Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр.
Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....
Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе
Методический материал для учителя начальных классов...
рабочая программа по ИЗО "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентан...
Рабочие программы 2 класс, "Начальная школа XXI века
Рабочие программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Отдельно пояснительная записка и отдельно сетка часов (тематическое планирование)...
Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения
Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...
Рабочая программа 2 класс "Начальная школа 21 века"
Данная программа содердит пояснительную записку по предмету, тематическое ппанирование с прописанными УУД. Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС....