Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по математике по учебнику И.И. Аргинской составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_4_klass.docx | 61.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Худоеланская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
На заседании МО «29» августа 2015г. Приказом директора № 42
«27»августа 2015г. Зам. директора по УВР МКОУ «Худоеланская ООШ»
Протокол №1 __________/Павлова Г.А./ « 29 » августа 2015г.
Руководитель МО __________/В.А. Авдеенко/
______/Басацкая С.Л./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
по учебнику И.И. Аргинской
для 4 класса
Составил:
учитель начальных классов
Стрельцова Н.И.
первой кв. категории
с. Худоеланское
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. N273-ФЗ.
- ФГОС НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373, зарегистрирован Минюстом России №17785 22.12.2009.
- Программа начального общего образования система Л.В. Занкова, составители Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011г.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Цель курса ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий (окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п.), а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Изучение математики в начальной школе имеет следующие задачи:
- Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач),
систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
- Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
- Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Решению названных задач способствует особое структурирование определённого в программе материала. Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики. На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами. Дети знакомятся с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке – «масса», «вместимость», «время». Важными аспектами при изучении арифметических действий являются знакомство и составление таблицы умножения. Внетабличное сложение и вычитание строится на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде.
Умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, а деление – как действие, обратное умножению, с помощью которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель.
В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:
- переместительное свойство сложения и умножения;
- сочетательное свойство сложения и умножения;
- распределительное свойство умножения относительно сложения.
Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода её на язык математических отношений.
Значительное место в программе по математике занимает геометрический материал. Работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень.
На изучаемом математическом материале ученики устанавливают истинность или ложность утверждений. Таким образом, содержание курса построено с учётом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создаёт условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребёнка и способствует его личностному развитию.
Описание места учебного предмета «математика» в учебном плане
Предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика». Учебный план МКОУ «Худоеланская ООШ» на 2015-2016 уч. год утвержден приказом №42 от 29.08.2015г. предусматривает организацию процесса обучения в объеме 136 часов (4 часа в неделю). В соответствии с этим реализуется типовая программа по математике И. И. Аргинской.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей. Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России на основе исторического математического материала.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
- устойчивого и широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- установки в поведении на принятые моральные нормы;
- чувства гордости за достижения отечественной математической науки;
- способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания о математике; проекция опыта решения математических задач в ситуации реальной жизни.
Регулятивные
Выпускник научится:
- понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- различать способы и результат действия;
- принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно.
Выпускник получит возможность:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки;
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- проявлять познавательную инициативу;
- действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность.
Познавательные
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
- кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
- на основе кодирования самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций, осуществлять выбор наиболее эффективных моделей для данной учебной ситуации;
- строить математические сообщения в устной и письменной форме;
- проводить сравнение по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
- осуществлять разносторонний анализ объекта;
- проводить классификацию объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию), самостоятельно строить выводы на основе классификации;
- самостоятельно проводить сериацию объектов;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- устанавливать аналогии;
- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
- самостоятельно выполнять эмпирические обобщения и простейшие теоретические обобщения на основе существенного анализа изучаемых единичных объектов;
- проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;
- осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
- устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения – для изученных математических понятий или генерализаций, причинно-следственные – для изучаемых классов явлений).
Выпускник получит возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации в дополнительных источниках;
- фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- расширять свои представления о математике и точных науках;
- произвольно составлять небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях);
- осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий;
- осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты или свойства;
- сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;
- строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии; устанавливать причинно-следственные и другие отношения между изучаемыми понятиями и явлениями;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные
Выпускник научится:
- принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания (в том числе с сопровождением аудиовизуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;
- координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве и делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях;
- свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов;
- активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата;
- задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования ее с деятельностью партнеров;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека.
Выпускник получит возможность:
- четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;
- адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности;
- аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения;
- понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения;
- корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для окружающих высказывания;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планировать ее; проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Предметные результаты:
Числа и величины
Выпускник научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять после¬довательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр),
- сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Выпускник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
- вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией
Выпускник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Свойство диагонали прямоугольника. Разбиение прямоугольника на два равных прямоугольных треугольника. Разбиение произвольного треугольника на прямоугольные треугольники.
Разбиение многоугольников на прямоугольники и прямоугольные треугольники. Классификация изученных объемных фигур по разным основаниям.
Числа и величины
Геометрические величины
Нахождение площади прямоугольного треугольника. Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a ∙ b) : 2.
Нахождение площади произвольного многоугольника с использованием площадей прямоугольников и прямоугольных треугольников.
Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками.
Общепринятые единицы измерения объема – кубический миллиметр(куб. мм), кубический сантиметр (куб. см), кубический дециметр (куб. дм), кубический метр (куб. м), кубический километр (куб. км). Соотношения между ними: 1 куб. см = 1000 куб. мм, 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб. м = 1000 куб. дм.
Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда с использованием длин трех его измерений, а также – площади его основания и высоты
Умножение и деление.
Умножение и деление многозначного числа на многозначное (в основном рассматриваются случаи умножения и деления на двузначные и трехзначные числа). Осознание общего алгоритма выполнения каждой из этих операций.
Обобщение знаний о свойствах умножения и деления. Их формулировка и запись в общем виде.
Использование свойств умножения и деления для рационализации выполнения вычислений.
Умножение и деление величин на натуральное число различными способами.
Деление величины на величину.
Обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного или двух компонентов.
Выражения с двумя и более переменными одного или двух компонентов.
Выражения с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.
Свойства равенств и их использование для решения уравнений.
Уравнения, содержащие переменную в обеих частях. Решение таких уравнений.
Точные и приближенные значения чисел.
Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерении величин. Источники возникновения точных и приближенных значений чисел.
Приближенные значения чисел, получаемые в результате округления с заданной точностью. Правило округления чисел (в свободном изложении), его использование в практической деятельности. Особые случаи округления.
Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел.
Обобщение знаний о свойствах выполняемых действий, их формулировка и краткая обобщенная запись.
Использование свойств сложения и вычитания для рационализации выполнения операций.
Сложение и вычитание величин различными способами.
Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного или двух компонентов этих действий.
Величины
Метрическая система мер (обобщение всего изученного материала), ее связь с десятичной системой счисления.
Перевод изученных величин из одних единиц измерения в другие.
Арифметические действия
Работа с текстовыми задачами (в течение года)
Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение.
Сравнение задач, различных по сюжету (процессы движения, работы, купли-продажи и др.), но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.
Преобразование задач в более простые или более сложные.
Решение задач алгебраическим методом. Оформление такого решения.
Сравнение арифметического и алгебраического методов решения задачи.
Решение задач на движение двух тел (в одном направлении, в разных направлениях)..
Положительные и отрицательные числа.
Понятие о величинах, имеющих противоположные значения. Обозначение таких значений с помощью противоположных по смыслу знаков(+) и (–).
Запись положительных и отрицательных чисел. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.
Расположение на координатной прямой точек с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек.
Класс миллионов.
Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочивание чисел от нуля до миллиона. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.
Общий принцип образования классов.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин, наблюдением; фиксирование, анализ полученной информации.
Чтение, заполнение, составление, интерпретация таблицы.
Чтение столбчатой и круговой диаграммы. Построение простейших столбчатых диаграмм.
Составление, запись, выполнение простого алгоритма.
Чтение, выполнение действий по схеме. Составление простейших схем.
Построение математических выражений с помощью логических связок и слов («и», «или», «не», «если…, то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые»).
Проверка верности утверждений.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков вычислений. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения о теоретических понятиях. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие способы действий, которыми должны овладеть учащиеся и которые обеспечивают развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Раздел учебного курса | Характеристика деятельности учащихся |
Площадь и ее измерение 14 часов | -ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); - различать геометрические фигуры; - характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости; - конструировать указанную фигуру из частей; - классифицировать треугольники; - распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях. предметы (фигуры) по их форме и размерам; - данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию); cопоставлятьмножества предметов по их численностям (путем составления пар предметов) |
Умножение многозначных чисел 21 часов | -моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; - планировать ход решения задачи; - анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения; - прогнозировать результат решения; - контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера; - выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений; - наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий. |
Действия с величинами 85 часов | -моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие; - воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий; - прогнозировать результаты вычислений; - контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; - оценивать правильность предъявленных вычислений; - сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; - анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. |
Положи тельные и отрицательные числа 16 часов | - собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; - сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах; - переводить информацию из текстовой формы в табличную. |
Числа класса миллионов 21 часов | моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие; - воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий; - прогнозировать результаты вычислений; - контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; - оценивать правильность предъявленных вычислений; - сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; - анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. |
Материально-техническое обеспечение
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.
2. Методические пособия для учителя по математике для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.
3. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
4. Контрольные и проверочные работы. 1-е полугодие. Система Л.В. Занкова/Сост. С.Г.Яковлева.- 4-е изд. перераб. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
5. Контрольные и проверочные работы. 2-е полугодие. Система Л.В. Занкова/Сост. С.Г.Яковлева.- 4-е изд. перераб. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по математике
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата фактич. |
1 | Диагональ прямоугольника | 01.09.2015 | |
2 | Свойство диагонали прямоугольника. | 02.09.2015 | |
3 | Площадь прямоугольного треугольника. | 04.09.2015 | |
4 | Распределительное свойство умножения относительно вычитания | 07.09.2015 | |
5 | Взаимосвязь величин в задачах на движение. | 08.09.2015 | |
6 | Решение задач на движение. | 09.09.2015 | |
7 | Формула площади прямоугольного треугольника. Группировка объемных фигур по существенным признакам | 11.09.2015 | |
8 | Движение тел навстречу друг другу. Скорость сближения. | 14.09.2015 | |
9 | Входная контрольная работа (резерв) | 15.09.2015 | |
10 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 16.09.2015 | |
11 | Задачи на движение с использованием чертежа. Устная и письменная нумерация в пределах класса тысяч. Координатный луч. | 18.09.2015 | |
12 | Задачи на движение тел в одном направлении | 21.09.2015 | |
13 | Задачи на удаление тел друг от друга. Скорость удаления. | 22.09.2015 | |
14 | Площадь произвольного треугольника | 23.09.2015 | |
15 | Задачи на движение. Площадь произвольного треугольника. | 25.09.2015 | |
16 | Контрольная работа по теме «Площади фигур» | 28.09.2015 | |
17 | Работа над ошибками | 29.09.2015 | |
18 | Способы умножения многозначного числа на двузначное число. | 30.09.2015 | |
19 | Использование свойств умножения при нахождении значений произведений многозначных чисел. | 02.10.2015 | |
20 | Умножение многозначного числа на разрядную единицу. | 05.10.2015 | |
21 | Обратные задачи. Умножение многозначного числа на разрядную единицу. | 06.10.2015 | |
22 | Умножение многозначного числа на круглое число. | 07.10.2015 | |
23 | Изображение решения неравенства на координатном луче. | 09.10.2015 | |
24 | Задачи на удаление тел при движении в одном направлении | 12.10.2015 | |
25 | Умножение на двузначное число с использованием распределительного свойства умножения | 13.10.2015 | |
26 | Текстовые задачи. Умножение на двузначное число с использованием распределительного свойства умножения | 14.10.2015 | |
27 | Умножение на трехзначное число. Диаграммы. Задачи на встречное движение. | 16.10.2015 | |
28 | Умножение многозначного числа на многозначное. | 19.10.2015 | |
29 | Преобразование записи умножения многозначных чисел. | 20.10.2015 | |
30 | Контрольная работа за 1 четверть (резерв) | 21.10.2015 | |
31 | Работа над ошибками (резерв) | 23.10.2015 | |
32 | Запись умножения многозначных чисел столбиком. | 26.10.2015 | |
33 | Умножение многозначного числа на трехзначное число столбиком. Задачи с избыточными данными. | 27.10.2015 | |
34 | Умножение многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями. | 28.10.2015 | |
35 | Умножение на числа с нулями посередине. Работа с текстовыми задачами. | 30.10.2015 | |
36 | Умножение многозначных чисел. Сравнение задач. | 09.11.2015 | |
37 | Умножение многозначных чисел. Задачи на встречное движение. | 10.11.2015 | |
38 | Умножение многозначных чисел в разных случаях. | 11.11.2015 | |
39 | Решение текстовых задач | 13.11.2015 | |
40 | Контрольная работа. «Умножение многозначных чисел» | 16.11.2015 | |
41 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 17.11.2015 | |
42 | Знакомство с понятием «Приближенное значение величины» | 18.11.2015 | |
43 | Приближенные значения массы и площади. | 20.11.2015 | |
44 | Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями. | 23.11.2015 | |
45 | Точные и приближенные значения величин | 24.11.2015 | |
46 | Знак приближенного равенства | 25.11.2015 | |
47 | Округление чисел с точностью до десятков. Логические задачи. | 27.11.2015 | |
48 | Округление чисел с точностью до сотен | 30.11.2015 | |
49 | Свойство числовых равенств. Текстовые задачи | 01.12.2015 | |
50 | Округление с недостатком и с избытком. Задачи на нахождение средней величины. | 02.12.2015 | |
51 | Решение уравнений разными способами | 04.12.2015 | |
52 | Разные способы решения уравнений. | 07.12.2015 | |
53 | Обобщающий урок по теме «Точные и приближенные значения чисел. Округление чисел» | 08.12.2015 | |
54 | Контрольная работа по теме «Точные и приближенные значения чисел. Округление чисел» | 09.12.2015 | |
55 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 11.12.2015 | |
56 | Деление на двузначное число | 14.12.2015 | |
57 | Деление на двузначное число способом подбора. Текстовые задачи | 15.12.2015 | |
58 | Таблица мер длины. Задачи с недостающими данными. | 16.12.2015 | |
59 | Деление числа на произведение | 18.12.2015 | |
60 | Второе свойство числовых равенств. | 21.12.2015 | |
61 | Восстановление геометрического тела по его трем проекциям | 22.12.2015 | |
62 | Контрольная работа за II четверть. | 23.12.2015 | |
63 | Работа над ошибками. | 25.12.2015 | |
64 | Определение количества цифр в частном. | 12.01.2016 | |
65 | Решение задач с помощью уравнений | 13.01.2016 | |
66 | Деление на разрядную единицу | 15.01.2016 | |
67 | Деление на круглые числа | 18.01.2016 | |
68 | Деление на двузначное число. | 19.01.2016 | |
69 | Способ округления при делении на двузначное число. | 20.01.2016 | |
70 | Деление на трехзначное число. | 22.01.2016 | |
71 | Письменное деление на двузначное число. Задачи на движение. | 25.01.2016 | |
72 | Письменное деление на трехзначное число. Столбчатая диаграмма | 26.01.2016 | |
73 | Письменное деление многозначных чисел. | 27.01.2016 | |
74 | Письменное деление многозначных чисел. | 29.01.2016 | |
75 | Систематизация и обобщение по теме «Деление многозначных чисел» | 01.02.2016 | |
76 | Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел» | 02.02.2016 | |
77 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 03.02.2016 | |
78 | Плоские и объемные фигуры. Величины плоских фигур. | 05.02.2016 | |
79 | Объемные тела и их развертки | 08.02.2016 | |
80 | Объем тела. Мерки для измерения объема. | 09.02.2016 | |
81 | Единицы объема. | 10.02.2016 | |
82 | Измерение объема коробки. | 12.02.2016 | |
83 | Вычисление объема прямоугольной призмы. | 15.02.2016 | |
84 | Проверка корней уравнения. | 16.02.2016 | |
85 | Формула объема прямоугольной призмы. | 17.02.2016 | |
86 | Соотношения между единицами измерения объёма. Линейная диаграмма. Логическая задача | 19.02.2016 | |
87 | Перевод одних единиц объема в другие. | 22.02.2016 | |
88 | Вычисление объема прямоугольной призмы по площади основания и высоте бокового ребра. | 24.02.2016 | |
89 | Обобщение знаний по теме «Объем и его измерение». Самостоятельная работа. | 26.02.2016 | |
90 | Контрольная работа по теме «Объем и его измерение». | 29.02.2016 | |
91 | Работа над ошибками. | 01.03.2016 | |
92 | Перевод величин из одних единиц в другие. | 02.03.2016 | |
93 | Выражение величин в единицах одного наименования. | 04.03.2016 | |
94 | Способы сложения величин. | 07.03.2016 | |
95 | Разные способы вычитания величин. | 09.03.2016 | |
96 | Решение уравнений разными способами | 11.03.2016 | |
97 | Понятие «Решить уравнение» | 14.03.2016 | |
98 | Контрольная работа за III четверть | 15.03.2016 | |
99 | Работа над ошибками. | 16.03.2016 | |
100 | Умножение и деление величины на число. | 18.03.2016 | |
101 | Деление величины на число и на величину. | 21.03.2016 | |
102 | Деление величин, выраженных в разных единицах измерения. | 22.03.2016 | |
103 | Действия с величинами. | 23.03.2016 | |
104 | Действия с величинами. | 25.03.2016 | |
105 | Действия с величинами. | 04.04.2016 | |
106 | Проверь себя. Систематизация и обобщение знаний по теме. | 05.04.2016 | |
107 | Контрольная работа по теме «Действия с величинами» | 06.04.2016 | |
108 | Работа над ошибками | 08.04.2016 | |
109 | Натуральные и дробные числа | 11.04.2016 | |
110 | Способы записи положительной и отрицательной температуры воздуха. Положительные и отрицательные числа. | 12.04.2016 | |
111 | Координатная прямая. Положительные и отрицательные координаты точек. | 13.04.2016 | |
112 | Сравнение положительных и отрицательных чисел. | 15.04.2016 | |
113 | Действия с многозначными числами. | 18.04.2016 | |
114 | Обобщение знаний по теме «Положительные и отрицательные числа». | 19.04.2016 | |
115 | Самостоятельная работа по теме «Положительные и отрицательные числа» | 20.04.2016 | |
116 | Контрольная работа по теме «Положительные и отрицательные числа» | 22.04.2016 | |
117 | Работа над ошибками | 25.04.2016 | |
118 | Миллион. | 26.04.2016 | |
119 | Образование миллиона с помощью разных счетных единиц. | 27.04.2016 | |
120 | Счет миллионами. | 29.04.2016 | |
121 | Таблицы единиц длины, площади и объема. | 02.05.2016 | |
122 | Семизначные числа. | 03.05.2016 | |
123 | Десятки миллионов. Задачи. | 04.05.2016 | |
124 | Семизначные числа. | 06.05.2016 | |
125 | Десятки и сотни миллионов. Задачи. | 10.05.2016 | |
126 | Девятизначные числа. Сложные выражения. | 11.05.2016 | |
127 | Таблица разрядов и классов. | 13.05.2016 | |
128 | Итоговая контрольная работа за год. | 16.05.2016 | |
129 | Работа над ошибками. | 17.05.2016 | |
130 | Умножение и деление чисел в пределах класса миллионов | 18.05.2016 | |
131 | Действия с многозначными числами. | 19.05.2016 | |
132 | Обобщение по теме «Числа класса миллионов» | 20.05.2016 | |
133 | Самостоятельная работа. | 23.05.2016 | |
134 | Повторение изученного | 24.05.2016 | |
135 | Повторение изученного | 25.05.2016 | |
136 | Повторение изученного | 27.05.2016 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...