Конспект урока математики "Состав числа 8" 1класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Конспект открытого урока по математике
«Состав числа 8. Классификация предметов»
1 класс
УМК «Гармония»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_chisla_8.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»
Конспект открытого урока по математике
«Состав числа 8. Классификация предметов»
1 класс
УМК «Гармония»
Учитель: Явкина Валентина Алексеевна
учитель начальных классов
Категория: высшая
Братск
2014
Тема: Состав числа 8. Классификация предметов.
Цель: создание условий для формирования представлений обучающихся о составе числа 8 и его записи в виде суммы двух слагаемы, для непроизвольного запоминания состава числа 8.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
- адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность действий на уроке;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- выявлять основание для классификации групп предметов;
- преобразовывать графическую модель в знаково-символическую.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты
- правильно использовать в речи математическую терминологию: равенства и неравенства;
- записывать однозначные числа в виде суммы двух слагаемых, пользуясь их предметными моделями;
- читать однозначные числа, записывать их по названию;
- называть геометрические фигуры.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Дидактические материалы: у каждой группы детей «числовые домики» и кружки с вертикальной полоской, у каждого ребёнка лист «Соедини по точкам», лист самооценивания «Мои успехи», лист самооценивания навыков сотрудничества.
Ход урока
1. Этап мотивации
Презентация_1. Слайд 1. Титульный слайд. (Не демонстрируется)
Слайд 2 закрыт «шторкой» до того момента, пока не начнётся работа с ним. Чтобы открыть «шторку» необходимо щёлкнуть по ней.
Учитель. Дети, послушайте загадку и постарайтесь определить о чём идёт речь:
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой родимый, тёплый ... (дом)
Учитель. Так ли это, вам предстоит узнать самим. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит листок с заданием «Соедини по точкам» Когда вы соедините все точки в правильном порядке, тогда узнаете, о чём я говорила.
Дети работают самостоятельно на листочках. Затем выполняют взаимопроверку.
Учитель. Что для вас значит дом? (уют, тепло, безопасность)
Учитель. Верно. Скажите, в каком порядке вы соединили все точки?
Ученик. В прямом порядке.
Учитель. Предлагаю всем вместе, хором посчитать в обратном порядке.
Учитель. Назовите соседей числа 3, 7, 9.
Учитель. Отметьте в табличке №1 листа “Мои успехи” хорошо ли вы умете считать в прямом и обратном порядке.
Каждый ребёнок имеет на столе распечатанный лист с таблицами. Приложение 1.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель. Посмотрите на доску, назовите геометрические фигуры.
(Презентация_1 Слайд 2). Чтобы открыть «шторку» необходимо щёлкнуть по ней.
Ответы детей.
Учитель. Какая фигура «лишняя» и почему?
Ученик: Лишняя фигура треугольник, потому что у неё 3 стороны/3 угла, а у остальных 4 стороны/4 угла.
Учитель. Сколько всего фигур?
Ученик. 5.
Учитель. Поднимите руки те дети, кто считает, что хорошо знает состав числа 5.
Работа в группах: возьмите первый числовой домик с номером 5. Расселите жильцов.
Учитель. Посмотрите ещё раз на геометрические фигуры и скажите, какой известной вам фигуры не хватает?
Ученик. Круга.
(Презентация_1. Слайд 2)
По щелчку появляется круг.
В SmartNotebook учитель добавляет фигуру с помощью инструмента «Фигуры»
Учитель. Сколько получится, если к 5 фигурам добавить ещё 1?
Ученик. 6.
Учитель. Значит, 6 состоит из 5 и ...?
Ученик. 1
Работа в группах: возьмите второй числовой домик с номером 6. Расселите жильцов.
Учитель. Молодцы! Что мы сейчас повторили?
Ученик. Состав числа 6.
Учитель. Для чего нужно знать состав чисел?
Ученик. Чтобы быстро считать.
Учитель. Отметьте в табличке №2 листа “Мои успехи” хорошо ли вы знаете состав чисел 5 и 6.
Каждый ребёнок имеет на столе распечатанный лист с таблицами. Приложение 1.
Физкультминутка
Столько раз в ладоши хлопнуть.
Столько раз ногами топнуть.
Левым глазом подмигнуть.
Правым глазом подмигнуть.
Наклониться влево, вправо.
Головой кивнуть всем браво.
На двух ножках поскакать
И у парты тихо встать. (5, 7, 3, 2, 9, 4, 6, 0)
3. Этап выявления места и причины затруднения
(Презентация_1. Слайд 4)
Учитель. Посмотрите ещё раз на геометрические фигуры. Сколько из них больших, а сколько маленьких?
Ученик. 2 больших фигуры и 4 маленьких.
Учитель. По какому признаку мы сейчас сравнили их?
Ученик: По размеру.
Учитель. А как сделать, чтобы и больших, и маленьких фигур было поровну?
Ученик. Нужно добавить ещё 2 большие фигуры.
По щелчку появляются ещё 2 фигуры. В Smar tNotebook учитель добавляет фигуры с помощью инструмента «Фигуры»
Учитель. Какие фигуры появились?
Ученик: Овал и квадрат.
Учитель. Сколько было у нас геометрических фигур?
Ученик. 6.
Учитель. Мы добавили ещё 2. Сколько их стало?
Ученик. Будет 8.
Учитель. Значит, 8 состоит из 6 и …?
Ученик. 2.
Учитель. Кто-то из вас уже может назвать состав числа 8 без ошибок?
Отметьте в первой колонке таблички №3 листа “Мои успехи” знаете ли вы состав числа 8 на данном этапе урока.
Каждый ребёнок отмечает в таблице свой результат.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Учитель. Чему мы можем посвятить наш урок?
Ученик. Изучению состава числа 8.
Учитель. Совершенно верно. Что вы можете рассказать о числе 8?
Ученик. Оно однозначное, чётное, обозначается цифрой 8, его соседи 7 и 9.
Учитель. Как называются компоненты действия сложения?
Ученик. 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма.
Учитель. Сегодня мы будем учиться записывать число 8 в виде суммы двух слагаемых. Как вы думаете, сколько вариантов записи числа 8 в виде суммы двух слагаемых существует?
5. Этап реализации построенного проекта
Учитель. Откройте учебник на стр. 94. Прочитайте задание № 217.
Учитель. Обсудите в парах ответ на этот вопрос.
1 ученик выходит к доске и записывает равенство. Остальные в это время работают в тетрадях.(Презентация_1. Слайды 5-8)
1) По размеру: маленькие и большие – 4 + 4 = 8
2) По цвету: красные и жёлтые – 3 + 5 = 8, 5 + 3 = 8 Ответы детей могут быть разными, необходимо уточнить, что пользуясь переместительным свойством сложения, можно записать равенства по-разному, при этом повторить правило: от перестановки слагаемых значение суммы не меняется
3) По наличию листика: есть или нет – 1 + 7 = 8, 7 + 1 = 8
4) По форме: яблоки и груши – 2 + 6 = 8, 6 + 2 = 8
Учитель. Кто теперь ответит на мой вопрос: сколько вариантов записи числа 8 в виде суммы двух слагаемых существует?
Ученик. 7
Учитель. Итак, в виде суммы каких двух слагаемых можно представить число 8?
Учитель. Молодцы!
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа в группах: (лента с кружочками и полоской)
Учитель. Продолжаем работу. На листе 8 кругов, разделённых вертикальной чертой на 2 и 6. Ниже расположено равенство: 2 + 6 = 8.Обсудите, что обозначает каждое число в данном равенстве.
Можно ли по-другому разделить эти круги на 2 части? Переместите вертикальную черту так, чтобы можно было записать другое равенство. Запишите эти равенства каждый в свою тетрадь.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Учитель. Посмотрите на задание № 219. Поясните, чем похожи рисунки и чем различаются.
Ответы детей.
Учитель. Задание на стр. 95 № 220 каждый из вас выполнит самостоятельно с последующей самопроверкой. При проверке вы можете воспользоваться числовым лучом.
В целях экономии времени это задание можно предложить детям в виде карточек, чтобы не переписывать равенства в тетрадь или наложить сверху учебника прозрачную плёнку и заполнить пропуски.
Учитель. Сравните свою работу с эталоном (в качестве эталона можно предложить работу ученика, который выполнил задание быстро и правильно)
Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил ошибку, но нашёл и исправил её?
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Работа в группах: возьмите третий числовой домик с номером 8.
Учитель. Вот и последнее задание вы выполнили. Молодцы!
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Учитель. Вы сегодня хорошо поработали. Что нового узнали, чему научились?
Учитель. Отметьте во второй колонке таблички №3 листа “Мои успехи” знаете ли вы теперь состав числа 8.
Каждый ребёнок отмечает в таблице свой результат.
10. Домашнее задание
№ 218, стр. 95 (уч)
Приложение 1
Мои успехи
Лист оценивания по теме
“Состав однозначных чисел. Состав числа 8”
Фамилия, имя _____________________________________
Нарисуй зелёный кружок напротив того утверждения, которое считаешь верным.
№1
Я умею считать от 1 до 20 без ошибок | |
Я пока допускаю ошибки при счёте от 1 до 20 | |
Я умею считать от 20 до 1 без ошибок | |
Я пока допускаю ошибки при счёте от 20 до 1 |
№2
Я хорошо знаю состав числа 5 | |
Я смогу назвать состав числа 5 с помощью соседа по парте или учителя | |
Я пока не знаю состав числа 5 | |
Я хорошо знаю состав числа 6 | |
Я смогу назвать состав числа 6 с помощью соседа по парте или учителя | |
Я пока не знаю состав числа 6 |
№3
В начале урока | В конце урока | |
Я хорошо знаю состав числа 8 | ||
Я смогу назвать состав числа 8 с помощью соседа по парте или учителя | ||
Я пока не знаю состав числа 8 |
Приложение 2
Лист самооценивания навыков сотрудничества
Фамилия, имя ___________________________________
Нарисуй синий кружок напротив того утверждения, которое считаешь верным.
Работая в группе... | Всегда | Иногда | Никогда |
Я выслушивал мнения своих товарищей | |||
Я высказывал свою точку зрения | |||
Я был полезен своей группе | |||
Я с удовольствием работал в группе |
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Число 10. Состав числа 10".
Урок предназначен для обучающихся 1 класса по программе "Школа 2100"...
Конспект урока математики «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация».
урок в соответствии с фгос...
Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.
Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...
План-конспект урока "Умножение числа на нуль и нуля на число".
Урок разработан с учётом требований ФГОС....
Конспект урока "Умножение числа 8 и деление на 8.Восьмая часть числа.
Урок математики. УМК "Школа 21 века". Класс: 2...
Конспект урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа 2 класс
Тема урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числаТип урока: постановка и решение учебной задачи.Цель урока: создать условия для составления таблицы умножения 9 и на 9;Задачи:1....
Конспект урока математики "Число 10. Запись числа 10"
Матариал содержит конспект урока и презентацию....