Рабочая программа по математике МОРО 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Добреева Виктория Александровна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matamatika_4g.docx68.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математика» для  4  класса на 2015 – 2016 учебный год создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
  • Примерной образовательной программы «Школа России»
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011 – 2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

№ 1067 от 19.12.2012 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год»

  • Учебного плана МБОУЛ «ВУВК им. А.П.Киселёва»
  • Положение о рабочей программе лицея.

Общие цели с учётом специфики учебного предмета:

- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;

- обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;

- создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;

- развитие творческих возможностей учащихся;

- формирование и развитие познавательных интересов;

- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.).

                                                                         Общая характеристика учебного предмета

      Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение

нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными

приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко

формулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения,

вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.

 Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно

связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о

величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.

 Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число.

Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений,

содержащих несколько действий.

 Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно,

начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о

порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем

рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два

действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4

арифметических действия.

 Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4

классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в

практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.

 Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи,

закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся

знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число

изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей

программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить

наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также

задач взаимообратных.

 Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор

каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию

задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно,

чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее

рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.

 Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей

воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к

атематическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет

расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

 Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует

развитию абстрактного мышления у учащихся.

 Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных

геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается

с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.

 Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании

представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы

при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.

 К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие

переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при

заданных числовых значениях входящих в них букв.

                                                                       

                                                                            Место предмета в учебном плане

По учебному плану МБОУЛ «ВУВК им. А.П.Киселёва» на изучение предмета математики отводится 136 часов, по 4 часа в неделю.

                                                         

                                                    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины: ценность истины – это ценность научного познания как часть культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

                                                    Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения курса

    Личностные результаты

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и

  сопереживания им;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать

  конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

   

     Метапредметные результаты

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей

  изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- формирование умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

  интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного  предмета

  «Математика»;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного  построения

  речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,  установления

  аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

  свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и

  процессами;

- умение работать в материальной и информационной среденачального общего образования (в том числе с учебными моделями) в

  соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

   

     Предметные результаты

- умение использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, объяснения процессов,

  явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи,

  измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи;  

  действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические

  фигуры; работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями; представлять, анализировать и

  интерпретировать данные;

- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач;

- овладение действием моделирования при решении текстовых задач.

                                                                                        Содержание предмета

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (12 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

Практическая работа: Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (9 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.

Величины (15 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практические работы: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. Работа с календарём

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (9 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

Х + 312 = 654 + 79,

729 – х = 217,

х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (75 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 х = 429 + 120, х 18 = 270 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
  • решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

  • решение задач в 2 – 4 действия;
  • решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (16 ч)

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Величины.

Геометрические фигуры.

Доли            

                                                                                     

                                                                                      Тематическое планирование

урока

Наименование раздела и темы

Часы

Характеристика основных видов учебной деятельности

Числа от 1 до 1000 (продолжение)

12

1.

Нумерация. Счёт предметов. Разряды

1

Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица

2.

Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

1

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия.

Понимать  правила порядка  выполнения действий в числовых  выражениях

3.

Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых.

1

Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь пользоваться изученной  математической терминологией

4.

Вычитание вида 804-467.

1

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия

5.

Входная контрольная работа №1 по теме «Повторение».

1

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия, решать задачи

6.

Работа над ошибками.

Приём письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные

1

Уметь пользоваться изученной математической терминологией,

решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

7.

Приёмы умножения на 0 и 1.

1

Уметь выполнять приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные и умножения на 0 и 1

8.

Приёмы  письменного деления  на однозначное число

1

Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел. Уметь выполнять приемы письменного деления на однозначное число.

9.

Приём деления трёхзначного числа на однозначное

1

Уметь выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа

10.

Письменное деление на трёхзначного числа однозначное.

1

Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел.

Уметь выполнять письменное деление на однозначное число

11.

П/р №1 Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата. Пересечение диагоналей

1

Знать свойства диагоналей прямоугольника.

Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой
в клетку, вычислять периметр многоугольника

12.

Контрольная работа №2 по теме: «Четыре арифметических действия».

1

Уметь пользоваться изученной математической терминологией,решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

Числа, которые больше 1000.

Нумерация.

9

13.

Работа над ошибками.

Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч

1

Знать новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч

14.

Чтение многозначных чисел

1

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000

15.

Запись многозначных чисел

Устный счёт.

1

Уметь представлять многозначное число  в виде суммы разрядных слагаемых;

выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста

16.

Сравнение многозначных чисел. Разрядные слагаемые.

1

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах
1 000 000

17.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

1

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

18.

Нахождение общего количества единиц определённого разряда в данном числе

1

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах
1 000 000, находить общее количество единиц определённого разряда в данном числе

Знать названия разрядных слагаемых

19.

Класс миллионов и класс миллиардов. Тест.

1

Знать класс миллионов, класс миллиардов;  последовательность чисел в пределах 100 000.

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах

1 000 000

20.

Числовой луч. Угол. Виды углов.

П/ р №2 Построение прямого угла.

1

Знать понятия «луч», «числовой луч».

Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить луч и числовой луч

21.

Контрольная работа №3 по теме: «Нумерация чисел больше 1000»

1

Знать последовательность чисел в пределах 1000; таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; таблицу умножения и деления однозначных

чисел; правила порядка выполнения действий  в числовых выражениях.

Уметь записывать и сравнивать числа в пределах 1000000; пользоваться изученной математической терминологией; решать текстовые задачи арифметическим способом

Величины.  

15 ч

22.

Работа над ошибками. Единицы длины. Километр. Соотношение между единицами длины.

1

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000

Знать соотношение между единицами длины

23.

Единицы площади. Квадратный километр.  Квадратный миллиметр. Ар. Гектар.П/р №3 «Определение длины отрезков»

1

Знать единицы длины.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

24.

Таблица единиц площади. П/р № 4Измерение площади фигур с помощью палетки.

1

Знать единицы площади.

Уметь использовать приобретенные знания  для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе. Уметь измерять площадь с помощью палетки.

25.

Нахождение нескольких долей целого.

1

Знать единицы площади.

Уметь использовать приобретенные знания  

26.

Нахождение нескольких долей целого и площади фигур. Контрольный устный счёт.

1

Знать единицы площади.

Уметь использовать приобретенные знания

27.

Единицы массы. Тонна.  Центнер.  

1

Знать понятие «масса», единицы массы.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям;

выражать данные величины в различных единицах

28.

Таблица единиц массы

1

Знать понятие «масса», единицы массы.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям;

выражать данные величины в различных единицах

29.

Единицы времени.  Год.

1

Знать таблицу единиц массы

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

30.

Решение задач с величинами времени.

1

Знать единицы времени.

Уметь использовать приобретенные знания  для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям

31.

Решение задач с величинами времени.

1

Знать единицы времени.

Уметь использовать приобретенные знания  для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям

32.

Сутки. Время от 0 до 24 часов.

1

Знать единицы времени.

Уметь использовать приобретенные знания  для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям

33.

Решение составных задач и составление обратных задач

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

34.

Единицы времени. Секунда. Век. Таблица единиц времени.П/р №5 Работа с календарем

1

Знать прием измерения площади фигуры
с помощью палетки.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь

35.

Контрольная работа №4по теме «Величины»

1

Знать прием измерения площади фигуры
с помощью палетки.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь

36.

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Величины»

1

Знать прием измерения площади фигуры
с помощью палетки.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь

Сложение и вычитание.

37.

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

1

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией

38.

Письменные приёмы вычитания для случаев вида 1000- 124,

 57001 – 18032

1

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией

39.

Нахождение неизвестного слагаемого Решение уравнений вида х + 15 = 68 : 2

1

Знать правило нахождения неизвестного слагаемого.

Уметь пользоваться изученной математической

40.

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого

1

Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них)

41.

Решение составных задач с помощью уравнений

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной  математической терминологией

42.

Сложение и вычитание величин

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять сложение и вычитание величин

43.

Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной  математической терминологией

44.

Контрольная работа №5 по теме: «Сложение и вычитание величин»

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной  математической терминологией

45.

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Закрепление по теме «Величины». Деловая игра.

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений

Числа, которые больше 1000. Умножение и  деление. 75 ч.

75 ч

46.

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1

1

Уметь выполнять приемы умножения на 0 и 1

47.

Письменные приёмы умножения

1

Уметь выполнять письменные приемы умножения,проверять правильность выполненных вычислений,

решать текстовые задачи арифметическим способом

48.

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

1

Знать прием умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Уметь проверять правильность выполненных вычислений

49.

Нахождение неизвестного множителя

1

Знать правило нахождения неизвестного множителя.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками
и без них)

50.

Письменные приёмы деления

1

Знать конкретный смысл деления.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего

2–3 действия (со скобками и без них)

51.

Алгоритм письменного деления  

1

Знать  алгоритм письменного деления

Уметь делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений

52.

Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя

1

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них)

53.

Решение задач на увеличение

( уменьшение) числа в несколько раз

1

Знать алгоритм решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько единиц

Уметь решать текстовые задачи

54.

Деление многозначного числа на однозначное

1

Уметь делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений

55.

Письменное деление многозначных чисел на однозначное. Краткая запись

1

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них)

56.

Контрольный устный счет. Решение задач на пропорциональное деление

1

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом

57.

Контрольная работа № 6 по теме «Задачи на пропорциональное  деление»

1

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом

58.

Работа над ошибками

1

Знать правила нахождения неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять работу над ошибками

59.

Среднее арифметическое

1

Знать понятие «среднее арифметическое».

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления, находить среднее арифметическое

60.

Решение задач на нахождение среднего значения

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

61.

Понятие скорости. Единицы

скорости

1

Знать понятие «скорость», единицы скорости.

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом

62.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние

63.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния

64.

Решение задач на пропорциональное деление

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значе-ние числового выражения, содержащего 2–3 действия

65.

Виды треугольников

П/р №6 «Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге».

1

Знать понятие «треугольник», виды треугольников.

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки), вычислять периметр многоугольника

66.

Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный

1

Знать способ построения треугольника с помощью угольника.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом,

67.

Умножение числа на произведение

1

Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), проверять правильность выполненных вычислений

68.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

69.

Письменные приёмы умножения

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами
и компонентами  действий

70.

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

1

Уметь выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

71.

Решение задач на встречное движение

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, проверять правильность выполненных вычислений

72.

Перестановка и перегруппировка множителей

1

Уметь группировать множители в произведении.

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

73.

Решение задач по теме: «Умножение»

1

Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях

74.

Контрольная работа №7по теме:  «Письменные приёмы умножения»

1

Уметь применять прием письменного умножения при вычислениях

75.

Работа над ошибками

1

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом

76.

Деление числа на произведение

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов
и результатов умножения и деления, связи между результатами
и компонентами умножения и деления

Уметь делить числа на произведение

77.

Устные приёмы деления вида

600 : 20, 5600 : 800

1

Уметь выполнять устно арифметические действия над числами
в пределах 100 и с большими числами
в случаях, легко сводимых к действиям
в пределах 100

78.

Деление с остатком на 10, 100, 1000

1

Уметь выполнять деление с остатком в пределах 100, решать текстовые задачи арифметическим способом

79.

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального

1

Уметь выполнять устно арифметические действия над числами
в пределах 100 и с большими числами
в случаях, легко сводимых к действиям
в пределах 100

80.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов
и результатов умножения и деления, связи между результатами
и компонентами умножения и деления.

81.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

Уметь выполнять устно арифметические действия над числами
в пределах 100 и с большими числами
в случаях, легко сводимых к действиям
в пределах 100

82.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях
арифметическим способом.

83.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях

арифметическим способом.

84.

Решение задач на движение в противоположных направлениях

1

Знать взаимосвязь между скоростью временем и расстоянием

85.

Решение задач на движение в противоположных направлениях

1

Знать взаимосвязь между скоростью временем и расстоянием

86.

Контрольная работа № 8 по теме «Деление многозначных чисел»

1

Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях

87.

Работа над ошибками

1

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом

88.

Умножение числа на сумму

1

Знать правило умножения числа на сумму.

Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), проверять правильность выполненных вычислений

89.

Устные приёмы умножения вида:

12 х 15, 40 х 32

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов
и результатов умножения и деления, связи между результатами
и компонентами умножения и деления

90.

Письменный приём умножения на двузначное число

1

Уметь выполнять письменное умножение на двузначное число

91.

Письменный приём умножения на двузначное число

1

Уметь выполнять письменное умножение на двузначное число

92.

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на двузначное число

93.

Решение задач по теме: «Умножение и деление»

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения

94.

Умножение на трёхзначное число

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления.

Уметь применять прием письменного умножения на трехзначное число

95.

Умножение на трёхзначное число

1

Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

96.

Письменное деление на двузначное число.

Контрольный устный счёт

1

Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число, проверять правильность выполненных вычислений

97.

Контрольная работа №9 по теме «Письменное умножение многозначных чисел»

1

Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений

98.

Работа над ошибками. Деление на двузначное число

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

Уметь выполнять письменное деление  многозначных чисел на однозначное, на двузначное число

99.

Деление на двузначное число

1

Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

100.

Деление на двузначное число

1

Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

101.

Деление на двузначное число

1

Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях

102.

Деление на двузначное число

1

Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

103.

Контрольная работа № 10 по теме «Деление на двузначное число»

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять умножение и деление на двузначное число

104.

Работа над ошибками. Решение задач по теме: «Умножение и деление»

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять работу над ошибками

105.

Решение задач по теме: «Умножение и деление»

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

106.

Деление на трёхзначное число

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления.

Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

107.

Деление на трёхзначное число

1

Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление  многозначных чисел на трехзначное число), проверять правильность выполненных вычислений

108.

Деление на трёхзначное число

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления.

Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

109.

Деление на трёхзначное число

1

Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление  многозначных чисел на трехзначное число), проверять правильность выполненных вычислений

110.

Деление на трёхзначное число

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления.

Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

111

Деление на трёхзначное число

1

112.

Контрольная работа № 11по теме «Деление на трёхзначное число»

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления.

Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

113.

Работа над ошибками. Проверка умножения делением

1

Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

114.

Проверка умножения делением

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления.

115.

Проверка деления с остатком

1

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления.

Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

116.

Проверка деления умножением

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

117.

Проверка деления умножением

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

118.

Решение задач по теме: «Умножение и деление»

Контрольный устный счёт

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять умножение и деление многозначных чисел, применять знания при проверке вычислений

119.

Решение задач по теме: «Умножение и деление»

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять умножение и деление многозначных чисел, применять знания при проверке вычислений

120.

Контрольная работа № 12 по теме «Умножение и деление многозначных чисел»

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять умножение и деление многозначных чисел, применять знания при проверке вычислений

Систематизация и обобщение изученного.  

16

121.

Работа над ошибками

Итоговое повторение  по нумерации

1

Знать последовательность чисел в пределах 100000

Уметь пользоваться изученной математической терминологией

122.

«Нумерация чисел больше 1000»

1

Знать последовательность чисел в пределах 100000

Уметь пользоваться изученной математической терминологией

123.

Решение уравнений

1

Уметь решать уравнения, выполнять письменные вычисления с натуральными числами

124.

Решение уравнений

1

Уметь решать уравнения, выполнять письменные вычисления с натуральными числами

125.

Сложение и вычитание

1

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией

126

Умножение и деление

Правила о порядке выполнения действий

1

Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел)

127.

Контрольная работа № 13 по теме «Повторение»

1

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них)

128

Величины

1

Уметь  сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом

129.

Величины

1

Уметь  сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом

130.

Геометрические фигуры

1

Уметь находить периметр и площадь

131.

Геометрические фигуры

1

Уметь находить периметр и площадь

132.

Решение задач

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами

133

Решение задач

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами

134.

Итоговая контрольная работа №14

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами

135

Работа над ошибками.

1

Уметь выполнять письменные вычисления, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять работу над ошибками

136.

Математический КВН.

1

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять умножение и деление многозначных чисел, применять знания при проверке вычислений

                                         

                                      Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник:4 класс: В 2 ч. Ч. 1. –М.: Просвещение. 2007

2. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник:4 класс: В 2 ч. Ч. 2. –М.: Просвещение. 2007

Проверочные работы

 Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 4 класс

Методические пособия для учителя

1. Мокрушина О.А. Дмитриева О.И. Математика: Поурочные разработки: 4 класс

2. Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы: 4 класс

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 4 класс

Дидактический материал

 Голубь В.Т. Математические диктанты: 4 класс

Технические средства обучения

  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Интерактивная доска
  4. Настенная доска

Экранно – звуковые пособия

- диск №1«Игры и задачи. 1 – 4 классы» Образовательная система «Школа 2100»;

- Электронное мультимедийное учебное пособие «Математика и конструирование» предназначено для использования в начальной школе на уроках математики. (МИК) ( http://school-collection.edu);

- диск №2 «Начальная школа. Математика. 4 класс. ООО «Кирилл и Мефодий».

                                                                            Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
  • названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
  • связь между компонентами и результатом каждого действия;
  • основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
  • единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
  • связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
  • виды углов: прямой, острый, тупой;
  • виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
  • определение прямоугольника (квадрата);
  • свойство противоположных сторон прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
  • находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
  • выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
  • решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
  • решать задачи в 1—3 действия;
  • находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  • находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
  • узнавать время по часам;
  • выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
  • применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
  • строить заданный отрезок;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Данный  перечень знаний, умений и навыков включает в себя все основные требования к знаниям, умениям и навыкам учвщихся, сформулированным в программе по математике в 4 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике Моро 1 класс ФГОС

Рабочая программа по математике Моро М.И. для 1 класса , стандарты второго поколения.  Программа содержит пояснительную записку и КТП, в котором отражена характеристика деятельности уч-ся и УУД....

Рабочая программа по математике, 3 класс, Моро М.И.

Программа составлена Гусевой С.А., рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) и содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, список литературы и контрольные работы. ...

Рабочая программа по математике 2 класс по программе М.И. Моро

Рабочая программа по математике для 2 класса по программе М.И. Моро....

Рабочая программа по математике 2 класс Моро

Рабочая программа по математике 2 класс Моро...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)

Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...