Конспект урока математики в 3 классе на тему: "Решение задач"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Антукова Елена Николаевна

Конспект предназначен для учителей начальных классов. Составлен с использованием игровой технологии. Аппробирован на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike_v_3_klassesamoanaliz.doc599.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика.

Тема. Решение задач.

Цель. Систематизировать и обобщить знания и умения детей решать задачи изученного вида.

Задачи урока:

  1. совершенствовать умение решать задачи с изученными величинами (Цена, Количество, Стоимость; Масса 1 предмета, Количество предметов, Масса всех предметов; Расход на 1 предмет, Количество предметов, Общий расход);
  2.  совершенствовать умение решать задачи на нахождение периметра и площади;
  3. закреплять знание таблицы умножения;
  4. развивать мыслительную деятельность;
  5. развивать навыки групповой работы, работы в парах,  взаимо- и самоконтроль;
  6. воспитывать интерес к математике, воспитывать культуру общения на уроке, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

Оборудование. Учебник «Математика. 3 класс (I ч.)» (авт. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова); карточки - помощь; карточки с открытками (два варианта),  карточки с индивидуальным заданием, конверты с задачами для слабых учеников,  сигналы «Да-Нет»; компьютер, телевизор, рисунок елки и саней; колокольчики; индивидуальные доски.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока + Устный счет

Цель. Закреплять знание таблицы умножения, развивать навыки  работы в парах,  взаимо- и самоконтроль. Воспитывать интерес к математике.

Учитель. Ребята, какой праздник приближается? ( Новогодний праздник).

У меня для вас сюрприз. Вам пришло письмо из далекой Лапландии – царства вечной зимы, снега, льда, стужи. Письмо прислал Дед Мороз.  Слай2, 3

– Дорогие ребята! Это пишу вам я, Дед Мороз. Прежде чем отправиться в путь, я решил узнать, как же дети вашей школы готовятся к Новому году.
Какие у них успехи в учебе?
Какими игрушками они будут украшать елку?
Шлю вам мой морозный привет, волшебные сани для сказочного путешествия на уроке и маленькую елочку, которую вы будете наряжать после выполнения заданий.

                                                                                                         До скорой встречи!
                                                                                                               Ваш Дед Мороз

– Дети, давайте покажем Деду Морозу свои знания по математике.

3 ученика получают индивидуальные задания на карточках.

 Тема сегодняшнего урока … А вот какая тема урока, узнаете сами, когда выполните задание.

  • Слайд 4

И  72 : 8                               Н   4 * 4 : 2                                      Е   8 * 5 : 4

А  6 * 7                                 Е   9 * 4 : 6                                      А   10 : 2 * 5

Ш  40 : 8                               Р   6 * 4 :  8                                     Ч   56 : 7 * 6                      

Е   28 : 7                                А  12 : 2 * 5                                     Д   63 : 9 * 5

   - Расшифруйте    название темы урока.                

3

4

5

6

8

9

10

25

30

35

42

48

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Е

З

А

Д

А

Ч

  • - Прежде чем перейдем к теме урока, определим цену вот этих поздравительных открыток.

Дети выполняют по вариантам работу на карточках, на которых изображены елка с игрушками  и снеговик (см. приложение 1)

Проводится вначале взаимопроверка по вариантам, а затем на экране появляются правильные ответы. Слайд 5-11

Итог. Сейчас мы повторили табличное умножение и деление. Эта работа показала, на сколько хорошо вы знаете таблицу.

- Кто работу выполнил без ошибок? Поучает «5»за устный счет.

- Кто допустил одну ошибку? Получает «4».

- Кто допустил две и более ошибок, тому надо чаще повторять таблицу умножения.

III. Работа по теме урока

Цель. Совершенствовать умение решать задачи с изученными величинами (Цена, Количество, Стоимость; Масса 1 предмета, Количество предметов, Масса всех предметов; Расход на 1 предмет, Количество предметов, Общий расход);

У. Декабрь. Матушка зима вступила в свои права, намела много снега. Представьте, что мы с вами садимся вот в эти волшебные сани и отправляемся в сказочное путешествие.

На доске прикреплена картинка санок и карточки с названием остановок.

Звенят колокольчики.

– А вот и остановка «Схематическая».

 - Наша станция называется «схематическая», а это значит? (будем решать задачи, краткое условие, которых записывается в виде схемы)

- В начале проверим, как справились ребята с индивидуальном заданием.

1 карточка

Задача

Цена карандаша 6 рублей. Сколько таких карандашей можно купить на 18 рублей?

            Цена

            Количество

         Стоимость

           6 руб.

?

            18 руб.

Составь и реши еще две задачи, обратные данной.

Проводится проверка. Слайд 12. На экране появляется таблица, а затем(после коллективной проверки) правильное решение. Ученик рассказывает, как решил задачу. Озвучивает обратные задачи и их решения. Все остальные ученики поднимают сигналы «Да-Нет» .Если верно, то поднимается зеленый сигнал, если не верно, то красный.

(За 3 карандаша заплатили 18 рублей. Сколько рублей стоит один карандаш?

Купили 3карандаша по цене 6 рублей. Сколько заплатили денег?)

- Молодец! Справился с заданием правильно.

2 Карточка

Дана таблица.

Масса одного предмета

Количество

Общая масса предметов

Дыня

2 кг

3 шт.

?

Арбуз

3 кг

4 шт.

?

Составь задачу по таблице, которая решалась бы так:

  1. 2  * 3 + 3 * 4                            2) 3 * 4 – 2 * 3

Слайд 13 На экране появляется карточка № 2. Постепенно появляются основные вопросы к задаче.

Ученик озвучивает задачу, которая решалась бы как 1). Затем ученик озвучивает другую задачу, которая решалась как 2).

(Купили три дыни. Каждая весит 2 кг. И купили 4 арбуза. Каждый весит 3 кг. На сколько масса всех  арбузов больше массы всех дынь?

Купили три дыни. Каждая весит 2 кг. И купили 4 арбуза. Каждый весит 3 кг. Какова масса всех дынь и арбузов?)

Проверка проводится аналогично первой.

Карточка 3

Составь задачу по схематическому рисунку

Решение:

1)___________________________

2)___________________________

Ответ:__________________________________________________

Слайд14,15

Ученик озвучивает свою задачу, зачитывает решение, ответ.

Проверка проводится аналогично первой.

Итог. Мы прослушали задачи, которые составили ребята, проверили их решение. Все справились с индивидуальным заданием хорошо, молодцы. Они могут взять по игрушке и повесить на елочку.

- Обратили вы внимание на то, в виде чего было записано краткое условие задач? (таблицы, схематический рисунок)

- Так как мы на остановке «Схематическая», то мы продолжим работу дальше.

- Сейчас у меня на экране появятся предметы. А вы должны догадаться, какую схему (с какими величинами) можем составить к задачам  с этими предметами.  

На экране телевизора появляются предметы.

- Перед праздниками принято ходить по магазинам, покупать подарки. И вот мы с вами отправимся в магазин. Посмотрите на картинки повнимательней и скажите,  в какой мы попали магазин? (в канцелярский). Но на уроке математики просто так в магазин не ходят. Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (будем решать задачи про эти канцелярские товары). 

- Значит, какие величины должны появиться в 1 схеме?

 Дети. Первая схема относится к задачам с величинами: цена, количество, стоимость.

Слайд16,17

Цена

Количество

Стоимость

 

 

 

У. Так, что такое цена?

Д. Это стоимость одного предмета.

У. Как находится цена?

Д. Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.

У. Как находится количество?

Д. Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.

У. Как находится стоимость?

Д. Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество.

Вывод. Сейчас мы посетили канцелярский магазин и вспомнили такие величины, как цена, количество, стоимость, их взаимодействие между собой.

- Праздник скоро, скоро. Важно, чтобы угощение было на столе. Сейчас мы заглянем в другой отдел магазина. Определите, что это за отдел? (овощной) Слайд №18,19

- Какие здесь величины? (масса одного ящика (предмета), количество (ящиков) предметов, масса всех ящиков     (предметов).

Масса 1 ящика (предмета)

Количество ящиков (предметов)

Масса всех ящиков       (предметов)

 

 

 

 У. А что вы можете сказать о второй схеме?

Д. Эта схема относится к задачам с величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.

У. Расскажите, как находятся эти величины.

Д. Чтобы найти массу одного предмета, надо массу всех предметов разделить на их количество.

Д. Чтобы найти массу всех предметов, надо массу одного предмета умножить на количество предметов.

Д. Чтобы найти количество предметов, надо массу всех предметов разделить на массу одного предмета.

Вывод. Посетили овощной отдел, вспомнили величины: масса 1 предмета количество предметов, масса всех предметов, а также их взаимодействие между собой.

аглянем в другой отдел магазина. Что же там продают? (ткани, одежду) Слайд20,21

- К празднику обычно шьют новые  наряды.

- Какие здесь величины?

Расход на 1 предмет

Количество предметов

Общий расход

 

 

 

У. А что вы можете рассказать о третьей схеме?

Д. Данная схема относится к задачам с величинами: расход на один предмет, количество предметов, общий расход.

У. Расскажите, как находятся эти величины.

Д. Чтобы найти общий расход, надо расход на один предмет умножить на количество предметов.

– Чтобы найти расход на один предмет, надо общий расход разделить на количество предметов.

– Чтобы найти количество, надо общий расход разделить на расход на один предмет.

У. Молодцы! Вы хорошо поработали. Тот, кто был самым активным, получает право повесить первую игрушку на нашу елочку.

Учитель называет фамилию, ученик вешает игрушку на елку.

– А теперь опять садимся в сани и продолжаем путешествовать. Волшебные сани скользят быстро, мелькают заснеженные поля и леса.

Звенят колокольчики.

– Вот и следующая остановка – «Коллективная».

- Обратимся к первой картинке(Слайд 22,23) и к 1схеме (на доске) Составим  задачу по данным картинкам (на слайде изображены 6 ручек и три блокнота). Будем составлять задачу, в которой третья величина (стоимость) одинаковая. (Краткое условие составляется коллективно.)

- Какие предметы изображены? (6 ручек и 3 блокнота)

- Что известно про ручки? (цена равна 4 рубля и количество, их 6)

- Что неизвестно? (стоимость)

- Что известно про блокноты? (количество)

- Что неизвестно? (цена и стоимость)

- Но стоимость у нас постоянная величина. Каков у нас будет главный вопрос задачи?

Сформулируйте его. (Чему равна цена блокнота?)

- Используя краткое условие, повторите задачу.

(Для призов на праздник купили 6 ручек по цене 4 рубля и три блокнота. Блокноты и ручки стоят одинаково. (Какова цена ручки?)

Разбор задачи.

- Назовите вопрос задачи. (Какова цена ручки?) Можно сразу ответить на вопрос задачи? (нет)  Почему? (неизвестна стоимость)

- А что сказано про стоимость? (она одинаковая)

- Из какой строчки можно узнать стоимость? (из первой)

- Как найти стоимость? (цену умножить на количество)

- Зная стоимость и количество, что можно найти? (цену) Как? (стоимость разделить на количество)

- Запишите задачу по действиям с пояснением и выражением.

Группе слабых учеников даются карточки  - помощники и памятки в блокноте: С = Ц * К,

Ц = С : К ,    К = С : Ц

1.

Первым действием найди стоимость 6 ручек.

2.

Вторым действием найди цену блокнота.

3.

Запиши ответ.

Проверка решения задачи Слайд № 24 Ученики поднимают сигнал «ДА-НЕТ». Если верное решение, то – зеленый цвет, если неверный ответ – красный.

У. Какую основную величину мы находили в 1 задаче?

Д. Цену

У. Каким действием?

Д. Делением.

У. Молодцы! Повесим на елочку по игрушке от каждого ряда, так как ребята были активны при разборе задачи и выполнили все верно.

Дети вешают 3 игрушки.

IV. Физкультминутка «Снеговик» Слайд 25-27

- Перед нами вторая картинка (Слайд 28, 29) и схема 2 (на доске) Составим  задачу по данным картинкам (на слайде изображены 4 ящика с яблоками и 3 ящика с апельсинами). Будем составлять задачу, в которой первая величина (масса одного ящика) одинаковая. (Краткое условие составляется коллективно.)

Какие предметы изображены? (ящики с яблоками и апельсинами )

- Что известно про ящики с яблоками ? (количество ящиков равно 4, масса  всех ящиков с яблоками равна 40кг)

- Что неизвестно? (масса одного ящика)

- Что известно про апельсины? (количество ящиков 3шт.)

- Что неизвестно? (масса одного ящика, масса  всех ящиков с апельсинами )

- Какая величина по условию одинаковая? (масса одного ящика)

- Каков у нас главный вопрос задачи? Сформулируйте его. (Чему равна масса всех ящиков с апельсинами?)

- Используя краткое условие, повторите задачу.

(4 ящика с яблоками весят 40 кг. Какова масса 3 таких же ящиков с апельсинами?)

Разбор задачи.

- Назовите основной вопрос задачи. (Какова масса 3 таких же ящиков с апельсинами?)

-  Можно сразу ответить на вопрос задачи? (нет)  Почему? (неизвестна масса одного ящика)

- А что сказано про массу одного ящика? (она одинаковая)

- Из какой строчки можно узнать массу одного ящика? (из первой)

- Как найти массу одного ящика? (Массу 4 ящиков с яблоками разделить на количество ящиков)

- Зная количество ящиков с апельсинами и массу одного ящика, что можно найти? (Массу 3 ящиков с апельсинами) Как? (массу одного ящика умножить на количество ящиков с апельсинами)

- Запишите задачу по действиям с пояснением и выражением.

Группе слабых учеников даются карточки  - помощники и памятки в блокноте: ОМ= М1 * К ,    М1 = ОМ : К,     К = ОМ : М1

1.

Первым действием найди массу одного ящика.

2.

Вторым действием найди общую массу всех ящиков с апельсинами.

3.

Запиши ответ.

Проверка решения задачи Слайд № 30  Ученики поднимают сигнал «ДА-НЕТ». Если верное решение, то – зеленый цвет, если неверный ответ – красный.

У. Какую основную величину мы находили во2-й задаче?

Д. Общую массу предметов? (массу всех ящиков )

У. Каким действием?

Д. Умножением.

 У. Молодцы! Повесим на елочку по игрушке от каждого ряда, так как ребята были активны при разборе задачи и выполнили все верно.

Дети вешают 3 игрушки.

- Обратимся к третьей картинке(Слайд 31, 32) и к 3схеме (на доске) Составим  задачу по данным картинкам (на слайде изображены 6 ручек и три блокнота). Будем составлять задачу, в которой вторая величина (количество предметов) одинаковая. (Краткое условие составляется коллективно.)

- Какие предметы изображены? (футболки и блузки)

- Что известно про футболки? (расход на одну футболку и общий расход на все футболки)

- Что неизвестно? (количество)

- Что известно про блузки? (расход на одну блузку)

- Что неизвестно? (общий расход и количество блузок)

- Какая величина у нас общая по условию?(количество предметов).  

- Каков   будет главный вопрос задачи? Сформулируйте его. (Сколько метров ткани пошло на пошив всех блузок?)

- Используя краткое условие, повторите задачу.

(Из 12 метров ткани сшили несколько футболок, расходуя на каждую по 2 метра. Сколько метров ткани пошло на пошив всех блузок, если  на одну блузку пошло 3метра ткани?)

Разбор задачи.

- Назовите вопрос задачи. (Сколько метров ткани пошло на пошив всех блузок, если  на одну блузку пошло 3метра ткани?)

-  Можно сразу ответить на вопрос задачи? (нет)  Почему? (неизвестно количество блузок)

- А что сказано про количество блузок? (она одинаковая с количеством футболок)

- Из какой строчки можно узнать количеством блузок? (из первой)

- Как найти количество предметов? (общий расход ткани разделить на расход на один предмет)

- Зная количество предметов и  расход на один предмет, что можно найти? (общий расход ткани на все блузки)

-Как? (расход на один предмет, т.е. 3 метра  умножить на количество предметов, т.е. на 6 блузок)

- Запишите задачу по действиям с пояснением и выражением.

Группе слабых учеников даются карточки  - помощники и памятки в блокноте: ОР= Рн1 * К,   Рн1 = ОР : К ,    К = ОР : Рн1

1.

Первым действием найди  количество футболок.

2.

Вторым действием найди общий расход на все блузки.

3.

Запиши ответ.

Проверка решения задачи. Слайд № 33.  Ученики поднимают сигнал «ДА-НЕТ». Если верное решение, то – зеленый цвет, если неверный ответ – красный.

У. Какую основную величину мы находили в 3 задаче?

Д. Общий расход

 У. Каким действием?

Д. Умножением.

У. Молодцы! Повесим на елочку по игрушке от каждого ряда, так как ребята были активны при разборе задачи и выполнили все верно.

У. Сани летят все быстрее. Под нами мелькают реки, закованные льдом. А вот и остановка «Самостоятельная».

V. Самостоятельная работа

Цель. Закрепить умение решать задачи изученных видов самостоятельно. 

Развивать навык,  самоконтроля.                                            Слайд 34, 35

У. А сейчас будет самостоятельная работа по вариантам. Первый вариант выполняет задание 6 на с. 55, второй вариант – задание 4 на с. 72.

I вариант

II вариант

В 4 одинаковые банки разлили 20 кг меда. Сколько потребуется таких банок, чтобы разлить 30 кг меда?

18 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 24 кг варенья?

– Прочитайте задачи. Подумайте, как их решить.

Теперь посмотрите на экран, на котором под номерами дано несколько решений. Познакомьтесь с ними, выберите правильное решение и запишите в тетрадь только его номер.

I вариант

I.

1) 30 – 20 = 10 (кг)
2) 4 * 10 = 40 (кг)

II.

1) 20 : 4 = 5 (кг)
2) 30 : 5 = 6 (б.)

III.

1) 30 + 20 = 50 (кг)
2) 50 – 4 = 46 (кг)

II вариант

I.

1) 24 : 3 = 8 (кг)
2) 18 – 8 = 10 (кг)

II.

1) 24 – 18 = 6 (кг)
2) 6 : 3 = 2 (б.)

III.

1) 18 : 6 = 3 (кг)
2) 24 : 3 = 8 (б.)

Запись в тетради:

I в.

II в.

2

3

 Сверьте свое решение с эталоном на экране.

На экране:

                     Проверь себя

I                                                II

2                                                3

– У кого записан правильный номер решения – поднимите зеленый сигнал. Вы получаете «5».
У кого номер решения не совпал с эталоном – поднимите красный сигнал. Если вы решили задачу неправильно, то эта задача будет вашим домашним заданием.

Рефлексия.
У
.С какими величинами вы решали задачи, когда работали по вариантам?

Д. Масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.

У. Каким действием находится масса одного предмета?

Д. Делением.

У. Каким другим величинам соответствует данная величина?

Д. Цена, расход на один предмет.

У. Что общего у этих трех величин?

Д. Они находятся действием деления.

У. Каким действием находится масса всех предметов?

Д. Умножением.

У. Каким величинам она соответствует?

Д. Стоимости, общему расходу.

У. Что общего у этих трех величин?

Д. Они находятся действием умножения.

У. А каким же действием находится количество?

Д. Делением.

Слайд 36.На экране коллективно оформляется сводная таблица:

Цена

Количество

Стоимость

Масса 1 предмета

Количество

Масса всех предметов

Расход на 1 предмет

Количество

Общий расход

Делением

Делением

Умножением

У. Посмотрите внимательно на сводную схему-таблицу. Еще раз запомните связь между величинами и не забывайте, каким математическим действием находится каждая из них.
Задание вы выполнили. Нарядим елочку. Сани наши опять в пути.

Звенят колокольчики.

– А вот и остановка «Геометрическая».

VI. Работа с геометрическим материалом

Цель. Закрепить умение решать задачи на нахождение площади и периметра квадрата и прямоугольника, используя памятки.                 Слайд 37.

У. Вспомните, что такое периметр?

Д. Периметр – это сумма длин сторон какой-нибудь геометрической фигуры.

У. Что такое площадь?

Д. Площадь – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической фигуры.

У. Посмотрите на схему и вспомните формулы нахождения периметра и площади прямоугольника и квадрата.

На экране:

Р (прям.) = а * 2 + b * 2 (см)

Р (прям.) = (а + b) * 2 (см)

S (прям.) = а * b (см2)

Р (кв.) = а * 4 (см)

S (кв.) = а * а (см2)

Дети проговаривают правила нахождения периметра, площади прямоугольника и квадрата.

– В каких единицах измеряется площадь?

Д. Периметр в сантиметрах, дециметрах, метрах. Площадь в квадратных сантиметрах, квадратных дециметрах, квадратных метрах.

Учитель отбирает группу слабых учащихся.

У. Вы будете работать с материалом, который находится в конверте .

Задание

1. Длина прямоугольника 6 см, ширина 3 см. Найди его периметр и площадь.

2. Найди периметр и площадь квадрата со стороной 5 см.

– Подумай, выбери и реши то задание, которое тебе больше нравится.
– Используй памятку в тетрадке.

– Задание выполняйте в тетради.

Остальные учащиеся получают более сложное задание.

– Откройте учебник на с. 66. Познакомьтесь с заданием 7 и приступайте к его выполнению.

Задача №7 стр.66

У входа в парк были две клумбы. Одна клумба имела форму квадрата, длина стороны которого 3 м, а вторая – форму прямоугольника, длины сторон которого 4 м и 2 м. У какой клумбы площадь больше? Что можно сказать про их периметры?


- Работу вы все сдадите мне на проверку в конце урока.

VII. Итог урока

Учитель выставляет отметки тем, кто работал с индивидуальными карточками, активно работал на уроке, правильно решил свой вариант.

У. Вот и закончилось наше путешествие на волшебных санях. Понравилось оно вам? Чему мы учились на уроке?

Д. Решать задачи с величинами и задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата.

У.  Вы молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке – и задачи решили, и елочку нарядили.
Слайд 38. Ребята!  Дед Мороз вместе с письмом прислал вам приглашение на новогодний утренник, который состоится 28 декабря в актовом зале.

                                 

                                       Приложение

                                      1 вариант

                                         2 вариант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс Моро. Тема: «Решение текстовых задач»

Тип урока: урок отработки умений и рефлексия. Цели:Предметные: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Мета...

Конспект урока во 2 классе по теме "Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения"(УМК "Школа России")

Конспект урока во 2 классе по теме "Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения"(УМК "Школа России") с использованием занимательностив целях повышения познавательного инте...

Урок математики 3 класс на тему " Решение задач по формуле пути"

Сценарий урока и презентация по математике на тему "Решене задач по формуле пути", УМК Петерсон Л.Г.. Сценарий составлен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме: "Решение задач"

Урок математики в 3 классе соответствует требованиям ФГОС...

Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Решение задач на движение"

Данная презентация направлена на отработку умений решать задачи на движение с применением формул....

Конспект урока математики 4 класс по теме "Решение задач на движение"

ЦельСоздать условия для усвоения детьми способов решения задачи на движение.  находить время, если известны расстояние и скоростьТип, вид урокаУрок открытия новых знанийПланируемые результаты (пр...