Решение задач.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Моисеева Ирина Валентиновна

Открытый урок по математике 1класс 

Цели: Учить дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи;

           развивать умение анализировать и решать задачи;

           отрабатывать вычислительные навыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_18.12.14g._1kl._matem.docx125.53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новомичуринская СОШ №3»

1 Б класс

Учитель Моисеева Ирина Валентиновна

Открытый урок по математике 1класс (декабрь 2014г)

Тема: Решение задач.

Цели: Учить дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи;

           развивать умение анализировать и решать задачи;

           отрабатывать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: 

Учащиеся научатся дополнять условие задачи и ставить вопрос;

 анализировать и решать текстовые задачи;

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

оценивать себя, границы своего знания и незнания;

работать в паре, оценивать  товарища.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  

Ребята, скорей за работу!

Задания, игры сегодня для вас!

Я желаю вам удачи.

В добрый путь и в добрый час!

  1. Актуализация знаний.

Посмотрите на доску, дети! Снежные комочки разбросаны на ней.

Это обычные снежные комочки? (Нет). На них написаны числа и буквы. Вам нужно поставить комочки так, чтобы числа на них располагались в возрастающей последовательности, тогда вы прочитаете тему нашего урока. ( Один работает на доске, дети записывают ряд чисел в тетради).  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 …    Зачитаем, что получилось.  Решение задач.  (Учитель тему урока прикрепляет на доску). Эта сложная, но очень интересная тема.

Ребята, но прежде чем изучать новое, повторим пройденное. Потренируемся в счёте, итак блиц – турнир. Я показываю карточки с заданием, вы решаете, и правильный ответ обводите в ряду чисел синим карандашом.  

6+2   9+1  5-3  0+1  7-7  10-1

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 …

 Проверим, так у вас получилось? (Показываю ряд правильных ответов). Поднимите руки у кого такие ответы. Молодцы, справились с заданием.  

  1. Работа над новой темой.

 Ребята, а мы сейчас решали задачи? Нет.   А что такое задача?  (Это такой текст, в котором есть условие и вопрос.)    

У вас на столах  лежат   Незнайкины задачи, прочитайте их.

Незнайкины задачи: 

  1. У Оли было 5 конфет. Сколько конфет у неё осталось?
  2. У Вовы 4 машинки и 3 солдатика.
  3. На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке берёзы?

Работа в парах. ( Пробное действие). Попробуйте решить их.   Кто выполнил работу, постройте крышу дома.   (Выслушиваю ответы детей.  Эти задачи нельзя решить). Читают каждую задачу, объясняют, в чём тут проблема. А как быть? Вы хотите узнать, как решаются такие задачи? Да. Наши цели -  узнать, как решать с неполным условием и отсутствием вопроса; научиться решать такие задачи.

 Предлагаю выходить из затруднения по плану:

  1. Вспомнить из каких частей состоит задача.
  2. Разобрать Незнайкины задачи по частям.
  3. Исправить ошибки.
  4. Сделать вывод.  

Прочитаем первую задачу. Какой части не хватает?

 В первой задаче не хватает условия, добавьте часть условия.  

Работа с планшетом. (Действия дети записывают маркером на планшете).

У Оли было 5 конфет, 3 конфеты она отдала брату. Сколько конфет  у неё осталось?

Почему здесь добавили такое условие: 3 конфеты она отдала брату. В задаче спрашивается: Сколько у неё осталось?  Значит, она кому-то часть конфет отдала. Каким действием решается задача?  Вычитанием. Запишите решение задачи 5-3=2, ответ проговаривают полный, я помогаю.

Читаем вторую задачу.

У Вовы 4 машинки и 3 солдатика. Сколько всего игрушек у Вовы? Во второй задаче нет вопроса.  Поставим вопрос, каким действием будет решаться эта задача? Сложением. А какие слова вам помогли выбрать действие? Сколько всего?  Запишите решение задачи 4+3=7

Читаем третью задачу.

В третьей задаче нереальное условие. На берёзе яблоки расти не могут. Измените задачу, чтобы её можно было бы решить.

На ветке яблони выросло 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке яблони?    Запишите решение задачи 4-2=2.  Отложите планшеты, справились с заданием. Умники. А теперь  сделаем вывод. (Какие бывают задачи? Как их решать?) 

Вывод: Бывают задачи, в которых отсутствует часть условия или вопрос. Чтобы решить такие задачи, надо самим добавить условие или поставить вопрос.

IV Первичное закрепление.  

Ребята, мы узнали, как решать новые задачи, а теперь надо потренироваться. Откройте учебник.

Работа по учебнику. Стр.116

         Выполнение работы № 1. Чтение и запись в тетрадь. Дети рисуют    схематический рисунок, записывают решение и ответ.

  1. У Милы было 4 игрушки. Ей подарили ещё 3 такие же игрушки. Это задача? Нет, здесь нет вопроса. Поставьте вопрос. Сколько игрушек стало у Милы? 

OOOO  OOO  4+3=7 (игр.) Ответ: 7игр. ( На доске, с обратной стороны, решение и схема задачи. Дети решение проверяют ).

ВКЛЮЧИТЬ КОМПЬЮТЕР!!!

V.  Физкультминутка.

Встали прямо, потянулись и друг другу улыбнулись.

Ничего что места мало, разомнёмся для начала.

Два хлопка над головой, два хлопка перед собой,

По коленкам бьём ладошкой, прыгаем на правой ножке

И на левой непременно, вместе прыгаем сейчас.

Отдохнули?  Да! Сели потихоньку 1Б класс.  

VI.  Работа по теме урока.

Загадка.     Красный нос, в руках метёлка,

 .                 Проживает рядом с ёлкой.

                   К холодам давно привык      

                   Наш весёлый  СНЕГОВИК

Логическая задача.   К нам на урок пришёл снеговик, он принёс для вас, ребята, задание. Посмотрите, сколько снеговиков на экране.   Надо определить какой нос, какая шапочка будет  у последнего снеговика. Почему? Зависит от закономерности последовательности.  ( В столбиках и в строчках снеговики не должны повторяться). Справились с заданием. Ребята, а это тоже задача, только она называется логическая.  Вы решали её, не используя никаких математических знаков.    

 VII. Подведение итога урока.  

Вспомним цели нашего урока.

Узнать, как решать задачи с неполным условием и отсутствием вопроса.

Узнали? (Проговорить)

И научиться решать такие задачи. Научились? Это мы сейчас проверим.

У вас на столах лежат листочки с ёлочкой.   (На экране рисунок). Серёжа украшал ёлку. У него было 6 игрушек. Сколько игрушек у него осталось? Что неизвестно в задаче? Мы не знаем, сколько он повесил игрушек. Вот пустое окошечко  0, вы должны каждый поставить своё число и решить задачу. Решение запишите под рисунком, вот здесь, показываю.  На экране появляются всевозможные решения задачи для проверки.  

6-1=5, 6-2=4, 6-3=3, 6-4=2, 6-5=1, 6-6=0. Встали, кто решил так. А вот, дети, сколько  решений  существуют,   для этой задачи.  

VIII. Рефлексия. Вот и подошёл к концу наш урок. Я хочу попросить вас, оцените свою работу на уроке СМАЙЛИКОМ.  Такой СМАЙЛИК ВЕСЁЛЫЙ – вы всё поняли,  СЕРЬЁЗНЫЙ - ещё не всё получалось, ГРУСТНЫЙ -  надо много работать. А снеговик на память дарит вам закладку.

 

 

 

 

           

 

                                                         Незнайкины задачи

  1. У Оли было 5 конфет.  Сколько конфет было у Оли?
  2. У Вовы 4 машинки и 3 солдатика.
  3. На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке берёзы?

Незнайкины задачи

1.У Оли было 5 конфет.  Сколько конфет было у Оли?

2.У Вовы 4 машинки и 3 солдатика.

3.На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке берёзы?

Незнайкины задачи

1.У Оли было 5 конфет.  Сколько конфет было у Оли?

2.У Вовы 4 машинки и 3 солдатика.

3.На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке берёзы?

Незнайкины задачи

1.У Оли было 5 конфет.  Сколько конфет было у Оли?

2.У Вовы 4 машинки и 3 солдатика.

3.На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке берёзы?

Незнайкины задачи

1.У Оли было 5 конфет.  Сколько конфет было у Оли?

2.У Вовы 4 машинки и 3 солдатика.

3.На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке берёзы

                                                         

Незнайкины задачи

1.У Оли было 5 конфет.  Сколько конфет было у Оли?

2.У Вовы 4 машинки и 3 солдатика.

3.На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке берёзы?

Незнайкины задачи

1. У Оли было 5 конфет.  Сколько конфет было у Оли?

2. У Вовы 4 машинки и 3 солдатика.

3. На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке берёзы?

Незнайкины задачи

1. У Оли было 5 конфет.  Сколько конфет было у Оли?

2. У Вовы 4 машинки и 3 солдатика.

3. На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке берёзы?

Незнайкины задачи

1. У Оли было 5 конфет.  Сколько конфет было у Оли?

2. У Вовы 4 машинки и 3 солдатика.

3. На ветке берёзы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке берёзы?

 

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями.

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...