Урок по математике 2 класс Знакомство с новым типом задач "Цена.Количество.Стоимость"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: знакомство с новым типом задач: «Цена, количество, стоимость».
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: выявление общего способа решения задач данного типа
Задачи урока.
Дидактические:
- выявление общего способа нахождения стоимости, цены и количества через связь между компонентами умножения,
- применение нового знания при решении и составлении обратных задач.
Развивающие:
- развитие математической речи,
- формирование саморефлексии знаний (умению самостоятельно разграничивать область знания и незнания),
- формирование самооценки и самоконтроля,
- формирование коммуникативных навыков.
Диагностика умений и навыков детей.
Дети знакомы с конкретным смыслом умножения и деления, таблица умножения ещё не изучена. Они умеют заменять умножение сложением, а сложение умножением, где это возможно. Решались задачи на сравнение цен, нахождение общей суммы покупки, нахождение сдачи при совершении покупки. Обратные задачи составлялись и решались при решении задач другого типа на умножение и деление.
Связь между компонентами умножения изучалась на предыдущем уроке .
Прогнозирование достижений детей.
Задачи подобного типа усваиваются детьми достаточно тяжело в курсе начальной школы. Прогнозируется самостоятельное создание детьми буквенной модели решения задач подобного типа. При решении задач на этапе первичного закрепления проводится дифференцированная работа. Дети высокого уровня обучаемости готовы к самостоятельной работе и к дополнительному творческому заданию. Остальным нужен этап проговаривания и комментирования учебных действий.
Структура урока.
Организационный момент – 1 мин.
Мотивационный этап – 7 мин.
- Экспресс-опрос.
- Актуализация знаний.
-- Целеполагание.
- Планирование работы
3. Открытие нового знания – 10 мин.
4.Физкультминутка – 1 мин.
5. Применение нового знания.
- «Хитрый» вопрос – 1 мин.
-Дифференцированная работа – 9 мин
- Самостоятельная работа - 4 мин
6. Подведение итогов урока – 2 мин.
Оборудование урока.
Проектор, слайды к уроку, учебник, тетради, альбомные листы бумаги, цветные буквы Ц, К, Ст, маркеры.
План урока.
Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.
- Теперь посмотрите на меня. Я тоже вам всем желаю хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Садитесь.
Мотивационный этап урока.
-Умеете ли вы совершать покупки?
- Да. Умеем.
- Хорошо, это мы сейчас проверим. Отправимся в магазин продовольственных товаров. 1 слайд.
Можете ли вы купить эти продукты питания? Слайд 2.
- Не можем, т.к. у нас нет денег, и в этом магазине нет цен.
- А что показывает цена? Где она должна быть видна?
- Цена обычно пишется на ценнике. Она показывает, сколько стоит тот или иной продукт.
Выставляется на доску карточка «цена».
Слайд 3. - Теперь вы видите цены.
- Запишите цены в порядке возрастания. Проверьте себя. Слайд 4.
- У кого всё выполнено верно? Поставьте себе плюс.
- Кто – то в магазине покупает один продукт, а кто-то 2,3,10 или даже больше. Какая величина помогает ответить на вопрос, сколько мы купили вещей?
-Количество. Выставляется карточка « количество».
- Какие вещи мы покупаем по одной, редко, раз в год или даже ещё реже?
- Что-то крупное и дорогое.
-Правильно. Например, пальто, мебель или машину. Цена на эти вещи высокая, мы не можем позволить себе покупать их часто. Слайд 5.
- А есть вещи, которые по одной не продаются, а только парами?
- Да, например, обувь, варежки, чулки, носки.
- Совершенно верно, цена одна за пару. Пара носков, пара перчаток, пара коньков, пара ботинок. Слайд 6.
- А что же обозначается словом «стоимость»? Выставляется карточка.
Предположительные ответы детей:
- Сколько стоит вся покупка.
- Деньги, которые мы истратим на покупку.
- Как найти стоимость? Каким действием?
- Сложением. Умножением. Не уверены.
- Можно сказать, что вы это ещё не знаете?
-Да, можно, это мы ещё не знаем.
- Какая же тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 7.
- Новый тип задач. Цена, количество, стоимость.
- Как связаны между собой понятия: цена, количество и стоимость, каким действием найти стоимость – это новое знание, которое вам предстоит открыть сегодня на уроке. Слайд 8. Вы готовы?
-Какие задания мы будем выполнять? Спланируем наш урок. Слайд 9
- Открыть новое знание. Создать модель. Отдохнуть. Применить новое знание. Ответить на «хитрый» вопрос. Нас ждёт самостоятельная работа. Нужно подвести итоги. Получить домашнее задание.
На доске составляется план работы .
Открытие нового знания.
Посещаем отдел канцтоваров. Слайд 10.
- Решите задачу в группе. Купите 5 ластиков по одинаковой цене. Найдите цену на слайде. Какова стоимость покупки?
Дети работают в группах, потом решение выносится на доску на альбомных листах.
2+2+2+2+2=10 (руб.) или 2 * 5= 10 ( руб.) -Что удобнее?
-Что показывает первый множитель?
-Какая была цена ластика.
- Что показывает второй множитель?
-Сколько ластиков мы купили.
- Что же показывает произведение 10?
- Это стоимость покупки.
-Заменим числа буквами Ц, К и Ст. Что мы получили?
- Мы получили буквенное выражение. Модель нахождения стоимости.
Ц * К = Ст - Запишем в тетрадь.
-Вспомните отношения между компонентами умножения и составьте два буквенных выражения на деление в группах.
Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество, а чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.
Запишем в тетрадь.
Ц * К = Ст
Ст : Ц = К
Ст : К = Ц
- Молодцы, вы сами создали буквенную модель нахождения стоимости, цены и количества. Слайд 11. Теперь вы можете пользоваться ею при решении задач.
Физкультминутка.
Выполняются упражнения для глаз. Слайд 12.
Применение нового знания.
- Вы готовы ответить на «хитрый» вопрос?
Когда стоимость может быть равна цене? Подумайте.( Если дети не могут догадаться, то учитель подсказывает:
При умножении на какое число получается этот же множитель?)
- Если умножить на единицу.
- Получается, что при покупке одной вещи её цена будет равна стоимости. Например, купили один блокнот. Стоимость покупки будет равна цене блокнота – 10 рублей. Запишем в тетрадь. Слайд 13.
Ц * 1 = Ст
Ц = С
Дифференцированная работа. Дифференциация по степени самостоятельности учащихся.
- А теперь мы будем применять новое знание при решении задач. Откройте учебники на странице 75, задание №2. (Работа у доски)
- Какая цена тетради?
- 10 рублей.
-Какое количество тетрадей?
- 3 штуки.
- Как изобразить это на схеме?
- 3 клеточки обвести карандашом и на каждой написать цену 10 р.
Один ученик работает у доски. Проговаривает свои действия. Остальные оформляют задачу в тетрадях.
- Что нам надо найти?
- Сколько стоят 3 такие тетради. Нужно найти стоимость. Цену умножаем на количество.
10* 3 = 30 (руб.)
Ответ: 3 такие тетради стоят 30 рублей ( стоимость тетрадей - 30 рублей)
- Сколько обратных задач можно составить? Что будет неизвестно в этих задачах?
- Две обратные задачи. Неизвестным будет цена в одной задаче и количество тетрадей в другой задаче.
У доски другой ученик. Проговаривает свои действия.
- Стоимость известна – 30 рублей. Купили 3 тетради по одной цене. Найди цену. Нужно стоимость разделить на количество:
30 : 3 = 10 ( руб.)
Ответ: цена тетради 10 рублей.
Третий ученик у доски. Проговаривает свои действия:
- Стоимость известна - 30 рублей. Цена тетради 10 рубля. Ищем количество. Стоимость делим на цену.
30 : 10 = 3 ( т.)
Ответ: 3 тетради купили.
- Кто работал самостоятельно, проверьте себя. Всё ли у вас правильно?
Дополнительное задание. ?
детей)
Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке? Слайд 14. Как решаются задачи типа : « цена», «количество», «стоимость»? Все ли задачи на совершение покупок можно отнести к данному типу?
Какие задания вам особенно понравились?
Оцените себя по трём шкалам – линеечкам: шкала самостоятельности, шкала аккуратности, шкала вашей активности на уроке. Кто поставил себе высокие оценки?
Запишите домашнее задание. Слайд 15. С. 75 № 3, 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике "Деление. Знакомство с новым арифмитическим действием"
Конспект урока по учебнику " Петерсон. Математика. 2 класс"...
презентация к уроку по русскому языку "Знакомство с тремя типами имён существительных"
презентация к уроку по русскому языку "Знакомство с тремя типами имён существительных"...
конспект урока по литературному чтению "Знакомство с новым разделом "Сказка в стихах" (2 класс, УМК "система Эльконина-Давыдова", Матвеева Е.И., 2 часть)
Знакомство с новым разделом "Сказка в стихах"...
Мастер-класс "Знакомство с новыми буквами"
Мастер-класс "Знакомство с согласными звуками [м] [м’] и буквами М, м"....
Урок письма в 1 классе. Знакомство с новым предметом. УМК Перспективная начальная школа
Цель: Познакомить детей с гигиеническими правилами письмаПознавательные УУД:Формировать-умение работать по инструкции учителя;-представления о гигиенических правилах письма, о значении правил письма д...
конспект урока по русскому языку "Знакомство с новой частью речи- местоимением"
Цель урока : создание условий для проведения исследовательской деятельности при ознакомлении с новой самостоятельной частью речи – местоимением.Задачи: Развитие умений определять признаки ...
Математика во 2 классе на тему "Знакомство с новым типом задач "Цена, количество, стоимость"
Конспект для 2 класса на тему: знакомство с новым типом задач "Цена, количество, стоимость"...