Урок по математике 2 класс Знакомство с новым типом задач "Цена.Количество.Стоимость"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Урок математики во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: знакомство с новым типом задач: «Цена, количество, стоимость».

Тип урока: объяснение нового материала

 Цель урока: выявление общего способа решения задач данного типа

Задачи урока.

Дидактические:

- выявление общего способа нахождения стоимости, цены и количества через связь между компонентами умножения,

- применение нового знания при решении и составлении обратных задач.

Развивающие:

- развитие математической речи,

- формирование саморефлексии знаний (умению самостоятельно разграничивать область знания и незнания),

- формирование самооценки и самоконтроля,

- формирование коммуникативных навыков.

Диагностика умений и навыков детей.

Дети знакомы с конкретным смыслом умножения и деления, таблица умножения ещё не изучена. Они умеют заменять умножение сложением, а сложение умножением, где это возможно. Решались задачи на сравнение цен, нахождение общей суммы покупки, нахождение сдачи при совершении покупки. Обратные задачи составлялись и решались при решении задач другого типа на умножение и деление.

Связь между компонентами умножения изучалась на предыдущем уроке .

Прогнозирование достижений детей.

Задачи подобного типа усваиваются детьми достаточно тяжело в курсе начальной школы. Прогнозируется самостоятельное  создание детьми буквенной модели решения задач подобного типа. При решении задач на этапе первичного закрепления проводится дифференцированная работа. Дети высокого уровня обучаемости  готовы к самостоятельной работе и к дополнительному творческому заданию. Остальным нужен этап проговаривания и комментирования учебных действий.

Структура урока.

Организационный момент – 1 мин.

Мотивационный этап – 7 мин.

- Экспресс-опрос.

- Актуализация знаний.

-- Целеполагание.

- Планирование работы

3. Открытие нового знания – 10 мин.

4.Физкультминутка – 1 мин.

5. Применение нового знания.

- «Хитрый» вопрос – 1 мин.

-Дифференцированная  работа – 9 мин

- Самостоятельная работа - 4 мин

6. Подведение итогов урока – 2 мин.

Оборудование урока.

Проектор, слайды к уроку, учебник, тетради, альбомные листы бумаги, цветные буквы Ц, К, Ст, маркеры.

План урока.

Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

- Теперь посмотрите на меня. Я тоже вам всем желаю хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Садитесь.

  Мотивационный этап урока.

-Умеете ли вы  совершать покупки?

- Да. Умеем.

- Хорошо, это  мы сейчас проверим. Отправимся  в магазин продовольственных товаров. 1 слайд.

Можете ли вы купить эти продукты питания? Слайд 2.

- Не можем, т.к. у нас нет денег, и  в этом магазине нет цен.

- А что показывает цена? Где она должна быть видна?

- Цена обычно пишется на ценнике. Она показывает, сколько стоит тот или иной продукт.

Выставляется на доску карточка «цена».

Слайд 3. - Теперь вы видите цены. 

- Запишите цены в порядке возрастания. Проверьте себя. Слайд 4.

- У кого всё выполнено верно? Поставьте себе плюс.

- Кто – то в магазине покупает один продукт, а кто-то 2,3,10 или даже  больше. Какая величина помогает ответить на вопрос, сколько мы купили вещей?

-Количество. Выставляется карточка « количество».

- Какие вещи мы покупаем по одной, редко, раз в год или даже ещё реже?

- Что-то крупное и дорогое.

-Правильно. Например, пальто, мебель или машину. Цена на эти вещи высокая, мы не можем позволить себе покупать их часто. Слайд 5.

- А есть вещи, которые  по одной не продаются, а только парами?

- Да, например, обувь, варежки, чулки, носки.

- Совершенно верно, цена одна за пару. Пара носков, пара перчаток, пара коньков, пара ботинок. Слайд 6.

- А что же обозначается словом «стоимость»? Выставляется карточка.

Предположительные ответы детей:

- Сколько стоит вся покупка.

- Деньги, которые мы истратим на покупку.

 - Как найти стоимость? Каким действием?

- Сложением. Умножением. Не уверены.

- Можно сказать, что вы это ещё не знаете?

-Да, можно, это мы ещё не знаем.

- Какая же тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 7.

- Новый тип задач. Цена, количество, стоимость. 

-   Как связаны между собой понятия: цена, количество и стоимость, каким действием найти стоимость – это  новое знание, которое вам предстоит открыть сегодня на уроке. Слайд 8. Вы готовы?

 -Какие задания мы будем выполнять? Спланируем наш урок. Слайд 9

- Открыть новое знание. Создать  модель. Отдохнуть. Применить новое знание. Ответить на «хитрый» вопрос. Нас ждёт самостоятельная работа. Нужно подвести итоги. Получить домашнее задание.

На доске составляется план работы .

Открытие нового знания.

Посещаем отдел канцтоваров. Слайд 10.

- Решите задачу в группе. Купите 5 ластиков по одинаковой цене. Найдите цену  на слайде. Какова  стоимость покупки?

Дети работают в группах, потом решение выносится на доску на альбомных листах.

2+2+2+2+2=10   (руб.)         или       2 * 5= 10  ( руб.)     -Что удобнее?

     -Что показывает первый множитель?

-Какая была цена ластика.

- Что показывает второй множитель?

-Сколько ластиков мы купили.

- Что же показывает произведение 10?

- Это стоимость покупки.

-Заменим числа буквами Ц, К и Ст. Что мы получили?

- Мы получили буквенное выражение. Модель нахождения стоимости.

Ц * К = Ст        - Запишем в тетрадь.

-Вспомните отношения между компонентами умножения и составьте  два буквенных выражения  на деление в группах.

Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество, а чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.

Запишем в тетрадь.

                        Ц * К = Ст

                        Ст : Ц = К

                         Ст : К = Ц

- Молодцы, вы сами создали буквенную модель нахождения стоимости, цены и количества. Слайд 11. Теперь вы можете пользоваться ею при решении задач.

Физкультминутка.

Выполняются упражнения для глаз. Слайд 12.

Применение нового знания.

- Вы готовы ответить на «хитрый» вопрос?

 Когда стоимость может быть равна цене? Подумайте.( Если дети не могут догадаться, то учитель подсказывает:

 При умножении на какое число получается этот же множитель?)

- Если умножить на единицу.

- Получается, что при покупке одной вещи её цена будет равна стоимости. Например, купили один блокнот. Стоимость покупки будет равна цене блокнота – 10 рублей. Запишем в тетрадь. Слайд 13.

Ц * 1 = Ст

Ц = С

Дифференцированная работа. Дифференциация по степени самостоятельности учащихся.

- А теперь мы будем применять новое знание при решении задач. Откройте учебники на странице 75, задание №2. (Работа у доски)

- Какая цена тетради?

- 10 рублей.

-Какое  количество тетрадей?

- 3 штуки.

- Как изобразить это на схеме?

- 3 клеточки обвести карандашом и на каждой написать цену 10 р.

Один ученик работает у доски. Проговаривает свои действия. Остальные оформляют задачу в тетрадях.

- Что нам надо найти?

- Сколько стоят 3 такие тетради. Нужно найти стоимость. Цену умножаем на количество.

10* 3 = 30 (руб.)

Ответ: 3 такие тетради стоят 30 рублей ( стоимость тетрадей -  30 рублей)

- Сколько обратных задач можно составить? Что будет неизвестно в этих задачах?

- Две обратные задачи. Неизвестным будет цена в одной задаче и количество тетрадей в другой задаче.

У доски другой ученик. Проговаривает свои действия.

- Стоимость известна – 30 рублей. Купили 3 тетради по одной цене. Найди цену. Нужно стоимость разделить на количество:

30 : 3 = 10 ( руб.)

Ответ: цена тетради 10 рублей.

Третий ученик у доски. Проговаривает свои действия:

- Стоимость известна - 30 рублей. Цена тетради 10 рубля. Ищем количество. Стоимость делим на цену.

30 : 10 = 3 ( т.)

Ответ: 3 тетради купили.

- Кто работал самостоятельно, проверьте себя. Всё ли у вас правильно?

Дополнительное задание.  ?

детей)

Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке? Слайд 14. Как решаются задачи типа : « цена», «количество», «стоимость»? Все ли задачи на совершение покупок можно отнести к данному типу?

 Какие задания вам особенно понравились?

Оцените себя по трём шкалам – линеечкам: шкала самостоятельности, шкала аккуратности, шкала вашей активности на уроке. Кто поставил себе высокие оценки?

Запишите домашнее задание. Слайд 15. С. 75 № 3, 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Деление. Знакомство с новым арифмитическим действием"

Конспект урока по учебнику " Петерсон. Математика. 2 класс"...

презентация к уроку по русскому языку "Знакомство с тремя типами имён существительных"

презентация к уроку по русскому языку "Знакомство с тремя типами имён существительных"...

Мастер-класс "Знакомство с новыми буквами"

Мастер-класс "Знакомство с согласными звуками [м] [м’] и буквами М, м"....

Урок письма в 1 классе. Знакомство с новым предметом. УМК Перспективная начальная школа

Цель: Познакомить детей с гигиеническими правилами письмаПознавательные УУД:Формировать-умение работать по инструкции учителя;-представления о гигиенических правилах письма, о значении правил письма д...

конспект урока по русскому языку "Знакомство с новой частью речи- местоимением"

Цель урока : создание условий для проведения исследовательской деятельности при ознакомлении с новой самостоятельной  частью речи – местоимением.Задачи: Развитие умений определять признаки ...

Математика во 2 классе на тему "Знакомство с новым типом задач "Цена, количество, стоимость"

Конспект для 2 класса на тему: знакомство с новым типом задач "Цена, количество, стоимость"...