Творческие работы на уроках математики
опыты и эксперименты по математике на тему
В современном мире все меняется и развивается стремительно. Эпоха ежедневных открытий и новых технологий в разных областях науки требует от человека максимального использования своих интеллектуальных способностей. Поэтому сейчас как никогда актуален вопрос о наиболее эффективном и качественном обучении подрастающего поколения. В связи с этим, современный учитель стоит перед выбором методик и технологий, которые предлагает ему наука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_raboty_na_urokah_matematiki.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Не мыслям надобно учить,
а учить мыслить.
(Э.Кант)
В современном мире все меняется и развивается стремительно. Эпоха ежедневных открытий и новых технологий в разных областях науки требует от человека максимального использования своих интеллектуальных способностей. Поэтому сейчас как никогда актуален вопрос о наиболее эффективном и качественном обучении подрастающего поколения. В связи с этим, современный учитель стоит перед выбором методик и технологий, которые предлагает ему наука.
Давно ясно, что учителю важно ориентировать своих учеников не на механическое накапливание знаний, а на развитие своего интеллекта, т.е. способности творчески мыслить в любых ситуациях и задачах, которые преподносит жизнь.
Когда я познакомилась с технологиями системно-деятельностного подхода обучения, которые являются основой реализации ФГОС, то поняла, что этот метод воплощает идеи и методы сотрудничества не только в системе «учитель-ученик», но и в системе «учитель-учитель»; и как мне потом стало ясно, в системе «ученик-ученик».
При организации учебного процесса я стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок постоянно становился исследователем, творцом, деятелем, созидателем под руководством учителя.
Хочу рассказать о своем опыте организации творческих работ на уроках математики. На этих уроках я стараюсь найти возможность дойти до сердца каждого ученика и попытаться раскрыть его творческие способности. В каждый урок стараюсь внести что-то новое, занимательное. Особенно детям нравятся уроки, на которых они встречаются с заданиями творческого характера. Например: «К нам в гости пришла веселая точка. Одна точка отправилась навестить другую, и вместе они пошли к третьей, которая очень грустила. Каким путем они шли?» Ответы детей самые различные. Вычленяю понятие «треугольник»; сообщаю длину звеньев и прошу вычислить периметр полученного треугольника. Так получается задача, которую дети решают с большим удовольствием.
Чтобы поддержать в детях стремление думать, учиться, я всегда стараюсь вносить в уроки элементы игры, поиска, загадочности. Начиная с первых задач, часто делаю так. Дети читают условие задачи. Я спрашиваю: «У кого уже есть ответ? Скажите мне на ушко.»(кто первый ответит). Затем объявляет этот ответ громко, когда большинство детей ответит. Так соревнование помогает активизировать мыслительную деятельность.
Наиболее активные учащиеся начальных классов включаются в исследовательскую деятельность по выявлению математических закономерностей, связей, объектов в процессе дополнительной работы над задачей.
Элементы исследовательской деятельности в начальной школе очень пригодятся учащимся в последующих классах.
Исследовательская работа над задачей заключается в определении способа решения, тех общих принципов, которые можно перенести на другие пробные задачи; в выявлении возможных различий в задачах, к которым применим найденный способ. Дополнительная работа состоит и в нахождении различных способов решения одной и той же задачи, реализующих другие связи между данными и искомыми. Этот вид работы полезен не только с предметной точки зрения (закрепление тех или иных операций, отношений), но и с психологической: ученик видит, что решений может быть несколько, и это в определенной степени настраивает его на активную деятельность, на поиск.
Вообще характер заданий должен давать пищу для ума. На развитие учащихся влияет только их самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием, т.е. принцип повышенной познавательной активности. Это создание в обучении ситуаций, постоянно вовлекающих детей в творческую поисковую деятельность при широком использовании проблемного подхода.
Ученик, заинтересовавшийся такой работой, может сам предложить (увидеть) нечто неожиданное, оригинальное. Наверное, каждому из нас приходилось наблюдать на уроках такую ситуацию, когда сам вроде бы все варианты или заключения предусмотришь, при подготовке к уроку, а ученик на уроке предлагает решение, тобою не предусмотренное.
Любое обучение развивает ребенка. Но в одном случае обучение как бы подстраивается под развитие, как говорил Л.С.Выготский, «плетется в хвосте» у развития, оказывая на него стихийное влияние, в другом- целенаправленно обеспечивает его (ведет за собой развитие) и активно использует для усвоения знаний, умений и навыков. В первом случае мы имеем приоритет информационной функции обучения, во втором приоритет развивающей функции, что кардинально меняет построение процесса обучения.
В числе способов решения задач можно назвать схематическое моделирование. В отличие от графического способа решения, который позволяет ответить на вопрос задачи, используя счёт и присчитывание, схема моделирует только связи и отношения между данными и искомыми. Эти отношения не всегда возможно представлять в виде символической модели (выражение, равенство). Тем не менее, моделирование текста задачи в виде схемы позволяет ответить на вопрос задачи. Используя знания о математических отношениях маленькие школьники с удовольствием решают такие задачи.
Часто на уроках при решении задач провожу индивидуальную самостоятельную работу, которую считаю не только целью усвоения знаний, умений и навыков, но и рассматриваю ее как средство развития творческой активности учащихся, инициативы, развития их познавательной самостоятельности. Например: «Составьте задачу с числами7,5,2,12 и решите ее». Получив для самостоятельной работы такое задание, каждый ученик индивидуально подходит к его выполнению.
Мне нравится система работы с текстовыми задачами, которая позволяет сформировать у каждого ученика полноценное умение решать такие задачи не за счет «натаскивания» на основе ранней типизации задач и большого числа их, а за счет разнообразной творческой деятельности каждого ученика.
Интересен подбор и самостоятельное составление обратных задач; сравнение задач с одинаковой сравнению задач с одинаковой фабулой, но различным математическим содержанием; сравнению задач с разной фабулой и одинаковым математическим содержанием.
Постоянное использование всех этих аспектов работы с задачами дает хорошие результаты, способствует формированию умения решать задачи.
решение задач разными способами – чрезвычайно увлекательное занятие для учащихся различных возрастных групп. Интерес, любопытство, творчество, желание добиться успеха – это привлекательные стороны, которые позволяют учащимся любить и выбирать этот вид деятельности на уроках математики.
Решение задач разными способами осуществляет право ученика на выбор решения, даже если оно не является традиционным, у него появляется дополнительная возможность справиться с делом. Когда есть выбор при решении задачи, варианты ее оформления – это делает ученика свободным, спокойным, появляется возможность его успеха, возникает устойчивость важной для жизни мысли: "Всегда можно найти выход из сложной ситуации". Все эти мысли и есть часть плана формирования социально адаптированной личности в условиях современной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды творческих работ на уроках русского языка
Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить ...
Виды самостоятельных и творческих работ на уроках математи
Здесь можно выбрать для себя наиболее удобный вид работ, используемых на уроках математики...
Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся
Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...
Виды творческих работ на уроках литературного чтения
В этой статье рассказывается какие виды творческих работ над литературным произведением можно использовать на уроках литературного чтения...
Семинар "Роль дидактических материалов в организации самостоятельной творческой работы на уроках".
Буклет для раздаточного материала к семинару "Роль дидактических материалов в организации самостоятельной творческой работы на уроках"....
виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения
доклад на тему "Виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения", предназначенный для учителей начальных классов...
. «Закрепление приѐмов сложения и вычитания в пределах 100». Математика 2 класс. УМК «Школа России». Развитие творческих способностей на уроке математики.
Данный материал может использоваться в любом УМК....