Открытый урок по математике "Сотня.Счет сотнями"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Дарбинян Шогик Шаликоевна

Основные цели:

Метапредметные:

Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Предметные:

1) Сформировать представление о сотне как счётной единице, умения считать сотнями, обозначать различными способами круглые сотни, складывать их и вычитать.

2) Тренировать умения складывать и вычитать двузначные числа, анализировать и решать задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_matematike.doc395 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математике («Школа 2000…»)

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Сотня. Счёт сотнями».

Основные цели:

Метапредметные:

Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Предметные:

1) Сформировать представление о сотне как счётной единице, умения считать сотнями, обозначать различными способами круглые сотни, складывать их и вычитать.

2) Тренировать умения складывать и вычитать двузначные числа, анализировать и решать задачи.

Оборудование

1) Демонстрационный материал:

Эталоны курса «Мир деятельности».

Модель десятка в виде человечков;

Карточка: счетная единица;

Модель сотни;

Карточка с опорным сигналом;

Опорный сигнал для двузначных чисел: к которому в ходе урока добавится карточка       ;

Образец работы в парах;

Образец выполнения СР.

2) Раздаточный материал:

Пособие «Треугольники и точки».

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

– На прошлом уроке была контрольная работа, с которой вы неплохо справились. Как вы думаете, сегодня на уроке вы вновь будете тренироваться или будет что-то новое? Объясните свою точку зрения. (Будет что-то новое, так как …)

– Верно. Значит, как мной будет организована ваша работа на уроке? (Сначала вы дадите задания на повторение необходимых знаний, потом будет предложено задание для пробного действия, …)

– Над какой большой темой вы работали в течение многих уроков? Да и контрольная работа тоже была посвящена этой теме. Какой? (Различные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел.)

– Какие инструменты помогали вам в том, чтобы разобраться в тех или иных случаях сложения и вычитания? (Графические модели.)

  • Вывесить на доску модель десятка в виде человечка

– Посмотрите, к нам в гости пришёл наш старый знакомый. Узнаёте? (Это Десяточек.)

– Что вы о нём знаете? (Десяток – это укрупнённая счётная единица, …)

Повесить над Десяточком карточку :

– Наш урок сегодня будет посвящён счётным единицам. Более 2,5 тысяч лет назад китайский философ Сюнь-цзы сказал: «В учении нельзя останавливаться». И мы, следуя его мудрому совету, двинемся дальше и узнаем что-то новое именно о счётных единицах.

− С каким настроением вы начинаете работать?

− Что надо сделать, чтобы настроение было рабочим?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

− Откройте рабочие тетради на стр. 36, в № 1 заполните первые две строки.

Учащиеся работают самостоятельно, проверка проводится фронтально.

Число в десятках

Графическая модель числа

Число в единицах

4 д

40

1 д 5 е

15

− А теперь выполните № 2, левый столбик.

Учащиеся работают самостоятельно, проверка проводится фронтально.

1 д + 2 д = 3 д

10  + 20 = 30

3 д – 2 д = 1 д

30 – 20 = 10

− Какие знания вам помогли выполнить задания?

– Следующим, какой будет задание? (Задание на пробное действие.)

– Скажите, а что мы обычно делаем перед выполнением задания для пробного действия? (Вспоминаем, что повторили.)

– Что же я выбрала для повторения? (Сложение и вычитание круглых чисел, о десятке, разряды двузначных чисел, изображение чисел в виде графических моделей.)

– Теперь готовы к выполнению задания для пробного действия? (…)

– А что в этом задании для вас ново, определите в ходе его выполнения.

– Ну что ж, продолжите заполнение таблицы в № 1 (РТ) самостоятельно.

– Проверим.

− У кого нет результата?

− В чем у вас затруднение? (Я пока не смог для чисел 10 д и 30 д составить графическую модель и записать эти числа в единицах.)

– Что делать, когда зафиксировано затруднение? (Подумать, почему не получилось.)

3. Выявление причины затруднения.

– Повторите ещё раз, в чём заключались два последних задания. (Надо было изобразить с помощью графических моделей и записать числом 10 десятков 30 десятков.)

– Почему же у вас возникло затруднение? (Я пока не знаю как 10 д и 30 д, записать в единицах, и какой будет графическая модель этих чисел.)

4. Проблемное объяснение нового знания.

– Итак, что же вам предстоит выяснить? (Узнать, как 10 д и 30 д, записать в единицах, и какой будет графическая модель этих чисел.)

– Может быть, кто-нибудь знает, как называется новый разряд? (Сто, сотня, …)

– Верно, поэтому тема нашего урока: «Сотня». Это старшая сестра нашего Десяточка. А как она выглядит – вам предстоит отгадать.

– Теперь я помогу вам продумать дальнейшую работу. Как вы получали укрупнённую единицу счёта – десяток? (Заменили треугольником 10 точек.)

– Вы сказали, что надо придумать более удобную графическую модель. Что предлагаете объединить? (Треугольники, обозначающие десятки.)

– Сколько треугольников надо объединить? Почему? (10 треугольников-десятков, так как раньше мы объединяли в один десяток 10 единиц.)

– Молодцы! Начинаем действовать.

– У вас на парте 10 десятков. Как удобно их расположить, чтобы они занимали как можно меньше места и все были видны? (Треугольником, …)

– Расположите.

– Как выглядит модель новой укрупнённой единицы? (Большой треугольник.)

Учитель вывешивает на доске модель сотни из пособия «Треугольники и точки» рядом со словом «модель», убрав знак вопроса. После этого на доску помещает изображение Сотенки рядом с Десяточком под карточкой «счетная единица» :

 

– Что вы узнали о сотне? (Сотня – это счётная единица, она состоит из 10 десятков.)

Учитель вывешивает карточку :

– Как записать число 100?

Учащиеся предлагают свои варианты. После согласования учитель открывает карточку полностью:

– Почему вы не смогли записать число 100? (Мы не знали о существовании еще одного разряда, …)

– Как называется этот разряд? (Разряд сотен.)

– Как дополнить опорный сигнал? (Добавить квадрат, изображающий сотни, слева от десятков.)

Учитель достраивает опорный сигнал:                  и убирает карточку «?» от карточки «разряд» .

– Как удобно называть любое число, состоящее из трёх разрядов? (Трёхзначное.)

– Расскажите всё, что узнали о сотне. (Это укрупнённая счётная единица, состоит из 10 десятков или 100 единиц.)

– Скажите, какое самое большое двузначное число? (99.)

– Какое число следует за ним? (100.)

– Какое число предшествует сотне? (99.)

– Молодцы! Вам осталось задание с числом 30. Как построим графическую модель этого числа? (Если 10 десятков – это 1 сотня, то 30 десятков – это 3 сотни. Выложим 3 больших треугольника.)

– Запишите 30 десятков числом, выраженным в единицах. (300.)

Один работает у доски.

– Назовите, сколько ещё сотен может быть? (1с, 2 с, 3 с … до 9 с. А дальше нужна будет новая укрупнённая счётная единица.)

– Как еще можно назвать и записать круглые сотни? (100, 200, … 900.)

На доске появляется запись: 1 с     2 с      3 с      4 с      5 с      6 с      7 с      8 с      9 с                                            100    200     300     400    500     600     700     800     900

Счёт можно провести в виде физкультминутки: хлопки в ладоши, приседания и др.

– А как нам посчитать, сколько всего сотен составляют 10 д и 30 д? (Нужно сложить сотни.)

– Верно, и в этом вам помогут … (Графические модели.)

– Как будете действовать? (Выложим одну сотню, к ней прибавим 3 сотни, получим 4 сотни.)

− Выполните № 2 (РТ), правый столбик.

Один ребёнок работает у доски, а остальные – на партах:

– Что вам это напоминает? (Сложение и вычитание однозначных чисел. Только здесь в записи примера цифрами надо добавлять по два нуля.)

– Как же складывают и вычитают круглые сотни? (Как однозначные числа, только приписываем по два нуля.)

– Вот вы и узнали много нового о Сотенке. Чем предлагаете заняться дальше? (Надо потренироваться.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

№ 3 (У), стр. 34

Задание выполнить устно.

№ 5 (У), стр. 35

Задание из 1 и 2 столбика выполняется у доски с проговариванием, учащиеся работают в тетрадях.

Задания 3 и 4 столбика выполняются в парах с проверкой по образцу (Д-18.6, слайд 1):

– У вас здорово всё получилось. Хотите проверить себя: поняли ли вы, как складывают и вычитают сотни?

– Что для этого надо сделать? (Поработать самостоятельно.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

– Выполните  6 (У), стр. 35.

– Проверьте себя по образцу.

На доску вывешивается образец выполнения задания  :

– Какие возникли затруднения? (Не воспользовались правилом сложения и вычитания круглых сотен, не знаем счёта в пределах 10, …)

– Какое правило надо помнить? (Круглые сотни складывают и вычитают как однозначные числа.)

– У кого не было ошибок, поставьте себе «+».

7. Включение в систему знаний и повторение.

– Теперь повторим решение задач, а заодно посмотрим, где нам могут пригодиться новые знания.

 8 (У), стр. 35.

– Прочтите задачу.

– Какие вопросы можно поставить к этому условию? (Сколько детей отдыхают в двух лагерях? На сколько больше детей отдыхает в первом лагере, чем во втором?)

– Ответим на вопрос: «Сколько детей отдыхает в двух лагерях?». Проанализируйте задачу и решите устно. (В задаче известно, что в одном лагере 600 детей, в другом – 300. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сложить количество детей в обоих лагерях, т.к. ищем целое: 600 + 300 = 900 детей.)

– Самостоятельно запишите решение задачи с другим вопросом: «На сколько больше детей в первом лагере, чем во втором?».

– Где же вам пригодились новые знания? (При решении задачи.)

– Где ещё в жизни нам они могут пригодиться? (…)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Скажите, почему героем сегодняшнего урока я выбрала Десяточка? (В сотне 10 десятков, …)

– Какова была цель вашей работы на уроке? (Узнать новый разряд и модель.)

– Достигли цели? Докажите. (…)

– Что вы узнали о сотне? (Сотня – это укрупнённая единица счёта, состоящая из 10 десятков и 100 единиц.)

– Какое правило сложения и вычитания круглых сотен вы узнали? (Круглые сотни складывают и вычитают как однозначные числа, только приписывают по два нуля.)

– Как графически обозначается сотня? (В виде большого треугольника.)

– У кого остались вопросы, неясность?

– У кого всё получилось?

– Оцените свою работу как работу ученика.

− С каким настроением вы заканчиваете работу?

Домашнее задание: № 3 (РТ), стр. 36, № 9 (У), стр. 35, по желанию № 10* (У), стр. 35

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Увлекательная сотня"

Тип урока: закрепление изучаемого материала.Цели: закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 100;             способствовать раз...

Презентация к уроку по математике "Счет сотнями" 2 класс.

Знакомство с новой темой по математике "Счет сотнями" для учеников 2 класса....

Технологическая карта урока математики "Тысяча. Счёт сотнями"

Технологическая карта урока математики "Тысяча. Счёт сотнями", 3 класс...

Конспект урока по математике "Счет сотнями и "круглое" число сотен" (УМК ПНШ, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Счет сотнями и «круглое» число сотен»Цели деятельности учителя: развитие умения выполнять счёт сотнями; повторение нумерации трехзначных ч...

Технологическая карта урока математики по теме: "Сотня. Счет сотнями" (УМК: "Школа России" 2 класс)

Цель:формирование у обучающихся понятия «сотня», развитие умений способностей к счету сотнями, различным способам их названия и записи, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен.Планир...