Приемы рационального умножения
материал по математике на тему
Предварительный просмотр:
Приемы рационального умножения.
Цели:
- научить учащихся по алгоритму производить вычисления с многозначными числами;
- познакомить с историей возникновения счета разных народов;
- показать необходимость производить устные и письменные вычисления в жизни человека, как одного из условий его умственного развития.
Оборудование:
-Ручки, калькуляторы, чистые листы для вычислений, диск с записью мастер - класса.
Ход работы.
1. Постановка цели. Значение математических вычислений.
- Сегодня мы будем учиться производить умножение чисел нестандартными способами. А сейчас ответьте на вопрос: что такое рациональный счет? Что вы об этом знаете? В словаре С.И. Ожегова дается толкование слова « рациональный » - « разумно обоснованный, целесообразный».
Счет возник в глубокой древности, но интерес к нему не пропадает до сих пор. В чём же эффективность рационального счета?
2.История возникновения счета
Очень давно у людей появилась необходимость сообщать друг другу о каком-то числе предметов или количестве воинов. И даже те народы, которые знали только два числа, могли сделать это довольно быстро. Русский путешественник Н.Н.Миклухо- Маклай, поведал историю счета туземцев Новой Гвинеи:
«Излюбленный способ счета у папуасов, живущих на островах Тихого океана, состоял в том, что папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук, например «бе-бе-бе»… Досчитав до пяти, он говорит «ибон-бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет «бе-бе-бе»… пока не доходит до «ибон-али» (другой руки). Затем он идет дальше, приговаривая «бе-бе», пока не доходит до «самба-бе» и «самба-али» (одна нога, две ноги). Если нужно считать дальше папуас пользуется пальцами рук кого-нибудь другого».
Предметы при счете, обычно, сопоставлялись обычно с пальцами рук и ног. Счет всегда начинали от первого пальца правой руки. При счете отмечали и предметы. Иногда для пересчета употребляли не только пальцы рук и ног, но и другие части тела, но в определенном порядке. Наша «счетная машина» (пальцы рук ) очень удобна : она всегда при нас.
3. Система счета разных народов.
У людей, различных народов, велась своя система счета. ( египетская, Вавилонская, Индейцы Майя, римская, Китайская, Счет Древней Руси).
Слайд№
4. Значение рационального счета для учителя и ученика.
-Овладение нестандартными приемами вычислений- это воплощение идеи сотрудничества учителя и ученика, самообразования и самоконтроля, что пробуждает познавательную активность, интерес и ведёт к результативному обучению.
- Это поиск более быстрого счёта, способствующего экономии времени на вычисления.
- Разумный счет: это- азарт, это - мыслительная игра, позволяющая создать эмоциональное состояние.
- Человек, владеющий разумными приёмами вычислений это эрудированный, любознательный, …..
- Знакомить с рациональными приемами вычислений эффективно при закреплении и обобщении учебного материала по данной теме, а также на интерактивных занятиях.
5. Знакомство с рациональными приёмами.
- Все приемы рационального умножения основаны на законах умножения и на свойствах изменения произведения.
1..Увеличение одного из множителей произведения в несколько раз и одновременное уменьшение второго множителя во столько же раз.
Умножение четного числа на 15,25,35,45.
Для этого достаточно четное число разделить на 2, а числа 15,25,35,45, умножить на 2 ( т.е.на 30, 50, 70,90).
А)32*25=(32:2)*(25*2)=16*50=800
Б)16*45=(16:2)*(45*2)=8*90=720
Проверь себя:
14*35=
2. Представление одного из множителей произведения в виде разности двух чисел.
Умножение на 9, 99,999.
Чтобы умножить число на 9, 99,999, достаточно увеличить его в 10,100,1000 раз и из полученного результата вычесть само число.
45*9=(45*10)-45=450-45=405
45*99=(45*100)-45=4500-45=4455
45*999=(45*1000)-45=45000-45=44955
Проверь себя:
66*9=
66*99=
66*999=
3. Представление одного из множителей в виде суммы двух чисел.
а) Умножение на 11
Чтобы умножить число на эти числа, достаточно увеличить его в 10 раз и к полученному числу прибавить это число.
63*11=63*10+63=630+63=693
Чтобы умножить двузначное число на 11, достаточно раздвинуть его цифры и вставить между ними их сумму. Причем , если эта сумма сама является двузначной, то ее единицы вставляются между цифрами данного числа, а десятки прибавляются к первой цифре.
Пример: 54*11=
1) находим сумму 5+4=9;
2) раздвигаем цифры числа 54, вставляем между ними цифру 9, получим ответ: 594
Пример: 58*11=
1) находим сумму 5+8=13;
2) раздвигаем цифры числа 58, вставляем между ними цифру 3 (единицы), а десятки увеличиваем на 1 (5+1=6), получаем ответ: 638.
Проверь себя:
23*11= 87*11=
б ) Умножение на 101.
63*101=63*100+63=6300+63=6363
Чтобы умножить двузначное число на 101, достаточно справа к нему приписать само число.
83+101=8383
Проверь себя:
54*101=
в) Умножение на 1001.
Аналогичную работу проделываем, умножая двузначное число на 1001, только между двузначными числами вставляем цифру 0.
83*1001=83083
Проверь себя:
43*1001=
4) Умножение двузначных чисел, каждое из которых содержит по 9 десятков
93х97=
1) из первого числа вычтем дополнение второго до 100;
Для этого 93-3=90;
2)находим произведение дополнений данных чисел до 100;
(100-93)х(100-97)=7х3=21
3) приписываем это произведение к предыдущему результат (90), получаем ответ
93х97=9021
Проверим себя:
91х95=
91-5=86
100-91х100-95=9х5=45
8645
5) Умножение чисел меньше 20.
Чтобы умножить два числа, которые меньше двадцати, достаточно прибавить к первому единицы второго, к результату приписать нуль и прибавить произведение единиц.
19*18=
1) к первому числу прибавляем единицы второго 19+8=27
2) приписываем к результату нуль и прибавляем произведение единиц, получаем ответ: 270+9*8=342
Проверь себя:
13*16=
6. Итог.
- Надеюсь, что предложенные приёмы займут достойное место в жизни каждого человека, а работающие учителя будут постоянно использовать их в своей работе и формировать соответствующие навыки рациональных вычислений.
Спасибо, за внимание!
6.Иток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике на тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"
Урок математики в 4 классе показывает разнообразные виды работы учащихся на уроке с целью рассмотрения письменных приемов умножения многозначных чисел на однозначное, сравнение величин...
Конспект открытого урока по математике на тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"
Урок математики в 4 классе показывает разнообразные виды работы учащихся на уроке с целью рассмотрения письменных приемов умножения многозначных чисел на однозначное, сравнение величин...
Приложение к конспекту открытого урока по математике на тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"
Приложение к конспекту открытого урока по математикена тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"...
Приемы табличного умножения числа 2.
Урок математики во 2 классе.Тип урока:ОНЗТЕМА: Приемы табличного умножения числа 2.Авторы: МороОсновные цели:1) Сформировать представление о способе умножения на число 22)...
Повторение приемов рациональных устных вычислений. Решение задач
Технологическая карта урока1. Сарычева О.Г.2. Класс: 2«В» Дата: 18.10.18 Предмет: Математика3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления4. Тема: повторение приемов рациональных...
ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ
Урокдля 3 класса на тему "Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное"...
Конспект урока математики. Тема: "Приемы письменного умножения на однозначное число"
Тема: Приём письменного умножения на однозначное числоЦели деятельности учителя: ознакомление с приемом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд в столбик.План...