урок математики по теме "Решение задач разными способами. Закрепление."
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Панфилова Елена Алексеевна

Нестандартный урок: занимательная игра - военные сборы накануне Дня защитника Отечества. Цель: отработь тактику решения задач разными способами. Составление задачи по схеме, решение разными сособами, решение задачи по схеме с недостающими данными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_2_klass_reshenie_zadach.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

                        МБОУ «СОШ №10»

          Нестандартный урок математики по теме «Решение задач разными способами. Закрепление».

                                II класс

                                                                                Подготовила

                                                                               учитель начальных классов

                                                                                Панфилова Е.А.

               

                                       с. Бурлацкое

                                               2015г.

Цель: 1) закрепить умение решать задачи разными способами;

2)  отработать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100;

3) развивать логическое мышление;

4)  осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся;

5)  воспитывать интерес к истории нашей Родины, любовь, уважение к защитникам Отечества, гордость за них;

6) повторить правила дорожного движения.

                                           Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель обращается к курсантам:

— Рота, смирно! Товарищи курсанты, накануне Дня защитника Отечества мы проводим учебные сбора. Цель учений: отработать тактику решения задач разными способами. Для выполнения поставленных целей взводу № 1 занять свои позиции! Взводу № 2 занять свои позиции! Взводу № 3 занять свои позиции! (Взводы укомплектованы по уровню способностей.)

1. Минутка чистописания.

—  Кодовый номер наших учений число 23. (Оно записано на доске.)

Почему?

Пока дети записывают число 23 в тетрадь учитель рассказывает о празднике, который отмечается в нашей стране 23 февраля.

—  23 февраля 1918 года только что созданная Рабоче-крестьянская Красная армия вступила в бой с немецкими оккупантами и преградила им путь к Петрограду Этот день стал рождением Красной армии.

После Великой Отечественной войны наши вооруженные силы стали называться Советской армией, а день 23 февраля — День Советской армии и Военно-морскогс флота.

С распадом Советского Союза с марта 1995 года день 23 февраля стал отмечаться как День защитника Отечества.

2. Устный счет.

— Перед вами карта следования по маршрутам с учебными заданиями. Цель первая — отработка вычислительных навыков.

Учитель «снимает маскировку с первой цели», открывая на доске запись:

70-35          63 + 7

18 + 9            58-5

Ученики читают выражения, используя изученную математическую терминологию Например, первое выражение можно прочитать следующим образом:

а) из числа 70 вычесть 35, получится 35:

б) разность чисел 70 и 35 равна 35:

в) уменьшаемое 70, вычитаемое 35, разность равна 35;

г) число 70 уменьшить на 35, получится 35 и т.д.

Во время работы над последним выражением идет усложнение задания.

—  Прочитайте новое выражение и вычислите его значение: 58-5 + 3.

Как надо изменить последнее выражение, чтобы его значение стало равно 50 Надо поставить скобки: 58 - (5 + 3).) Прочитайте полученное выражение.

Учитель заранее выполняет на доске 3 краткие записи задач, в которых говорится про две полки с книгами:

1)  I п. — а кн. II п. — на Ь ...

2) I п. — а кн.  II п. -...  \

3) I п. — ...   > с кн. II п. -...  

—  Дополните условия и вопросы задач, чтобы каждая задача решалась вычитанием.

3. Гимнастика для глаз.

Далее на маршруте следования встречается знак «Пункт первой медицинской помощи».

—  Для лучшего видения конечной цели наших сборов медицинской сестре (учитель называет фамилию ученицы) провести работу с курсантами по офтальмологическим тренажерам.

Ученица в форме медсестры проводит гимнастику для глаз.

II. Основная часть урока.

1. — Для достижения главной цели по отработке тактики решения задач разными :способами нам надо отправиться к месту назначения на автобусах. Для этого отправляемся в автопарк.

Учитель читает задачу № 18 на с. 35:

В автобусном парке было 78 автобусов. Сначала на маршруты вышло 30 автобусов, а потом еще 40. Сколько автобусов осталось в парке? (Моро М.И., Бантова А.А., БельтюковаГ.В. и др.Математика: Учеб. для 2 класса нач. школы: В 2 ч. Второе полугодие. М.: Просвещение, 2009.)

Проводится работа по анализу текста задачи. Затем из-под «маскировки» появляется краткая запись задачи:

Было — 78 авт.

Вышло — 30 авт. и 40 авт.

Осталось — ? авт.

Учащимся предлагается записать решение данной задачи по действиям в черновиках. Тем, кто справился с первым способом решения задачи, учитель предлагает решить задачу вторым способом.

Затем проверяется решение этой задачи: снимается «маскировка», открывая на доске запись:

1способ                    II способ

1) 78 - 30 = 48            1) 30 + 40 = 70

2)48- 40 =  8                 2)78-70=6

— Какой из данных способов решения задачи правильный? (Оба способа верны, но в одном из них допущена вычислительная ошибка, так как ответ получился разным)

А можно ли эту задачу решить третьим способом?

Учитель выполняет на доске запись:

III способ

1) 78 - 40 =…

2) … - 30 = …

Правильность записи выражений проверяется по следующим схемам:

1) □ - □ -

2) □ -(□ + □)

—  Почему схем две, а способов решения задачи три? (Первая схема соответствует двум способам решения задачи.)

2.  — Мы отправляемся дальше по маршруту. На пути следования мы увидели знак «Дети». Что означает этот знак? Правильно, этот знак ставится вблизи детских учреждений (школ, детских садов, детских парков и т.д.). Вот и сейчас мы находимся около детского сада. Давайте познакомимся с ребятами. Для этого прочитайте самостоятельно задачу № 10 на с. 34: «В одной группе детского сада было 20 детей, а в другой — на 3 человека меньше. Сколько всего детей было в двух группах?»

Учитель предлагает решить эту задачу самостоятельно, а при проверке использует запись под «маскировкой»:

(20 - 3) + 20

20 + (20 + 3)

— Какое решение верное? Какая ошибка во второй записи? Как ее исправить? Можно ли сказать, что это два способа решения данной задачи? Чем различаются эти выражения? (Это один способ решения данной задачи, только в записи решения использовали перестановку слагаемых, что не сказалось на результате суммы.)

3. Физкультминутка.

—  Уважаемые курсанты! Требуется ваша помощь. Надо доставить молоко детям в детский сад. Но далее по маршруту следования стоит необычный знак с изображением штанги на желтом фоне прямоугольника.

Ученики догадываются, что рядом спортзал и пора заняться спортом.

—   С целью улучшения физической подготовки курсанту (учитель называет фамилию ученика) провести физкультминутку.

Под песню «Идет солдат по городу» В. Шаинского и М. Танича учащиеся выполняют комплекс упражнений.

4.  — Теперь мы полны сил и энергии и с удовольствием доставим молоко малышам.

— Познакомьтесь с задачей № 9 на с. 34: «В детский сад привезли два бидона с молоком по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?»

Ведется работа по анализу текста задачи. Затем из-под «маскировки» появляется краткая запись условия задачи:

Привезли — 2 б. по 20 л

Выпили — 12 л

Осталось — ? л

—  Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи, то есть узнать, сколько литров молока осталось? (Нет, не можем, так как еще не знаем, сколько литров молока привезли.) А можем ли мы узнать, сколько литров молока привезли? (Можем.) Как? (Мы сложим количество литров молока в двух бидонах.) А затем сможем ли мы ответить на вопрос задачи? (Да. Для этого мы от того количества молока, которое привезли, вычтем молоко, которое выпили, и получится количество молока, которое осталось.)

По мере рассуждения на доске появляется запись:

1)... + ... привезли 2) ... - ... осталось.

—  Далее, уважаемые курсанты, мы будем работать повзводно.

Взводу № 1 надо записать решение этой задачи по действиям, используя запись-подсказку на доске. Когда справитесь с заданием, получите дополнительный паек в виде № 1 на с. 33.

Взводам № 2 и № 3 предлагается решить эту задачу вторым способом, используя запись-подсказку:

1)... - ... осталось в 1 бидоне;

2)... + ... осталось всего.

Учитель обращает внимание учеников на схемы выражений, записанных по данной задаче:

1)0 + □ - □

2) □ - □ - □

— Какая схема верная? (Первая. Она соответствует первому способу решения задачи.) Как исправить вторую схему, чтобы она соответствовала второму способу решения задачи?

Затем с комментированием записываются два способа решения задачи выражениями.

5. — Товарищи курсанты! Благодарю вас за оказанную помощь в доставке молока детям. Теперь предлагаю отправиться в магазин игрушек за подарками.

Ученики читают задачу № 12 на с. 34: «Утром в отделе игрушек было 12 легковых и 20 грузовых машинок. За день было продано 8 легковых и 12 грузовых машинок. Сколько легковых и сколько грузовых машинок осталось?»

Учитель открывает «маскировку».

Легковые машины

Грузовые машины

Было

12

20

Продано

8

12

Осталось

?

?

—  Выберите правильное решение и напишите решение на машинках: девочки — на легковых, то есть они узнают, сколько осталось продать легковых машинок, а мальчики решение задачи записывают на грузовых, то есть узнают, сколько осталось продать грузовых машинок. (Рисунки машин были даны ученикам заранее.)

Учитель записывает на доске выражения:

20-12          12-8

12 + 20          8+12

Ученики выбирают выражения, являющиеся решением задачи, и записывают их на своих машинках-карточках.

—  Как изменится вопрос задачи, если решение задачи можно будет записать выражением:

(20 - 12) - (12 - 8)

(20-12)+ (12-8)

Что означает выражение 12 + 20? (Сколько всего машинок было в магазине.)

Что означает выражение 8+12? (Сколько было продано машинок.) Так сколько же машинок продали?

Эти проданные 20 машинок вы, товарищи курсанты, подарите детям из детского сада, а сами пересядете из автобуса на личные автомобили, которые из игрушечных превращаются в настоящие. В полном составе, без потерь дружно возвращаемся с учебных сборов на исходные позиции.

III. Итог урока.

— Рота, подъем! Товарищи курсанты! Подошли к концу наши учения. Думаю, что поставленные перед вами цели были выполнены. За отличные результаты во время учений курсантам (учитель называет фамилии учеников) присваивается очередное звание с вручением звезды. Товарищи курсанты! Благодарю за службу! Поздравляю всех защитников Отечества с наступающим праздником и за отличные успехи объявляю увольнительную на три дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Решение задач разными способами"

Конспект урока с использованием деятельностного подхода....

Конспект урока по математике. 1кл.УМК "Начальна яшкола 21века". Тема"Решение задач Разными способами"

Ознакомление с частями задачи, с решением задач разными способами с использованием счётного материала. Усовершенствование умения решать выражения на увеличение 9уменьшение) чисел в пределах 10....

Конспект урока «Решение задач разными способами. Закрепление изученных случаев табличного умножения и деления»

Умелое использование различных способов решения задач на уроках математики в начальных классах оказывет положительное влияние на развитие мышления детей, на формирование их личности, на интерес к мате...

Разработки уроков "Анализ и решение задач разными способами с применением схем-опор", начальная школа.

Данные рекомендации представляют собой работу учителя по теме "Анализ и решение задач разными способами с применением схем-опор". Здесь представлены методические рекомендации по решению задач с исполь...

Урок математики "Решение составных задач разными способами" 2 класс Школа России

В процессе урока создаются условия для развития умения решаить составные задачи и записывать решение разными способами.  Использовать различные формы записи условия, влияющие на ход решения....

Технологическая карта урока Математики «Нахождение площади фигуры разными способами: палетка, разделение на прямоугольники или единичные квадраты» (4 класс, УМК Школа России)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: Ознакомление обучающихся со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки, разделения на прямоугольники или единич...