1. Органи- зацион ный момент | Настроить на работу, мотивация на познаватель-ный процесс. | Здравствуйте, ребята! Прошу вас занять свои места.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели.
- Сегодня на урок математики к нам в гости прилетели птицы.
- Каких птиц мы можем встретить зимой?
- Птички принесли нам интересные задания и постараются нам помочь с ними справиться. - При выполнении заданий вы будите сами оценивать свою работу. Перед вами лист - самооценки. Если вы хорошо справитесь с заданием- обведёте улыбающийся смайлик, если задание вызвало затруднение, было сложно выполнить его , то обведёте грустный . Поднимите ладошки, кто понял как мы будем работать с этим листком?
| Настраиваются на урок.
Говорят, что зимующие птицы- синички, воробьи, снегири, сороки и т.д.
Поднимают руки. | Познавательные УУД
1. - Развиваем умения самостоятельно извлекать и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем , кратких записей. 2. - Формируем умение на основе анализа рисунка - схемы делать выводы.
|
2. Актуализа- ция знаний | Развитие умения работать с математическими понятиями, терминами, классифици-кацией математических записей, развитие умения решать задачи, работать с разрядными единицами числа, составом числа, формирова-ние развития внимания , речи. | - Отгадаем загадку: Чик - чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? ( Воробей)
(Появляется картинка с воробьём)
Математический диктант
Я читаю задачи, вы внимательно слушаете, решаете и записываете только ответы через запятую в строку. (Пишут в строку ответы)
- На проводе сидели 12 воробьёв. 8 воробьёв улетели. Сколько воробьёв осталось сидеть на проводе? (4)
● У школы висит 8 кормушек, а в парке на 6 больше. Сколько кормушек в парке? (14) продавали рукавички Прилетели ещё пять. Сколько будут продавать? (7)
- На уроке математики Маша за окном сосчитала 17 ворон, а синиц на 6 меньше. Сколько синиц сосчитала Маша? (11)
-
Дети увидели на берёзе 14 галок. К ним прилетели 4 вороны. Сколько птиц стало на берёзе? (18)
4, 14, 7, 11, 18
Проверим. (Ответы на экране) - Прочитаем числа в порядке увеличения.
( 4,7, 11, 14, 18, )
- На какие группы можно разделить эти числа? - Назовите двузначное число, которое можно заменить суммой двух одинаковых слагаемых. ( 14, 18) - В нём разность числа единиц и числа десятков равна 7. (Это 18) - Что мы можем рассказать об этом числе? (Содержит 1 десяток, 8 единиц; чётное, двузначное, можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 18 = 10+8, сегодня 18 день декабря) - Назовите предыдущее и последующее числа (17, 19) Припишем справа к числу 18 нуль. Какое число получилось? Что вы можете рассказать о нём? (180, трёхзначное, 1с. 8д. 0 ед.) Я соотнесу это число с именнованным. Запишем: 180 см = .. - Выразим 180 см в различных единицах измерения. 180 см = 1 м 80 см = 1м 8 дм = 18 дм
Молодцы. Воробышек предлагает вам оценить себя, как вы работали.
(Лист самооценки, обводят знак) | Фронтальная работа.
Решают устно задачи, записывают ответы, классифицируют числа по группам по разным признакам, решают учебную задачу - найти нужное число по его характеристике.
(четные - нечетные, однозначные-двузначные)
Самооценка работы. | 3. - Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы ( план действий) при работе с конкретным заданием.
Регулятивные УУД 1.Развиваем умения принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания. 2. - Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы. 3.- Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 4. - Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД
1. - Развиваем умения работать в команде разного наполнения : в паре, малой группе, целым классом. 2. - Вносить свой вклад в работу для достижений общих результатов. 3. - Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке. 4.- Ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога. 5. - Участвовать в обсуждениях, работая в паре. 6. - Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания. 7. - Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении. 8. - Работать помощником для других ребят.
Личностные УУД
1. Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач. 2 - Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
|
3. Введение в новую тему. Сообщение темы и целей урока.
4. Проблемное объяснение нового знания ( "Откры-тие" нового знания). | Целеполага-ние, знакомство с новыми понятиями
Знакомство с новыми математичес-кими понятиями, выполнение практичес-кой работы по построению прямого угла
| А вот к нам и следующий гость пожаловал. Загадка: Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют: Не боится он простуды - С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
-Ребята, а какое время года сейчас ? ( Зима) Легко ли птицам найти корм , там где много снега? Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. Как мы можем им помочь? ( Построить кормушки)
(Появляются кормушки) Поднимите ладошки, кто хотел бы помочь птицам , построить для них кормушку?
-Снегирь просит вас внимательно рассмотреть кормушки и ответить на вопрос : "Какие геометрические фигуры использовали для построения кормушки?"
(
Какую кормушку нам легче всего построить? (Выбираем)
Посмотрите на экран. Назовите номера геометрических фигур, которые не использованы при строительстве кормушки. (2, 4)
Как можно назвать все эти геометрические фигуры (1, 3 ,5) одним словом?
(Многоугольники) Почему они называются многоугольники? ( По наличию в них углов)
- Сегодня на уроке мы и познакомимся поближе с новой геометрической фигурой. Как вы думаете, с какой? (Угол) Правильно.
Тема нашего урока: Угол. Прямой угол. ( Открываю таблички на доске)
- Что вы можете узнать об углах на уроке? (Что такое угол и угол бывает прямой)
-Какие задачи нашего урока?
-Сегодня мы познакомимся с понятиями "угол", "прямой угол", научимся выделять части угла , обозначать и читать углы, находить их в различных геометрических фигурах, строить углы при помощи угольника.
- Углы окружают нас и в повседневной жизни. Приведите примеры, где можно найти углы вокруг нас? Посмотрите, где вы увидели углы в нашем классе?
- Как вы думаете, люди каких профессий чаще всего встречаются с углами?
- А в изготовлении кормушки нам понадобятся знания об углах?
-Давайте научимся строить эту геометрическую фигуру.
Практическая работа
(У каждого ученика на парте 2 листа в клетку, цветные карандаши, линейка-угольник.)
- Отметьте на листе бумаги точку О и проведите два луча из точки О.
А
О
В - Какая геометрическая фигура получилась? (Угол)
Сколько лучей образовали угол? (Два)
Из одной ли точки берут они начало?(Да) Значит у лучей общее начало.
Посмотрите, у нас 2 луча с общим началом разбили плоскость на две части. Каждая из этих частей называется угол.
-Угол , с которым мы будем работать , будем отмечать дугой. В математике используют в записи угла знак "‹". - Каждый угол имеет своё имя, название . - Прочитайте его название.
Называть угол можно по разному. (Показываю угол и называю его)
Это угол АОВ, ВОА или угол О.
Записывают угол так:
При обозначении угла тремя латинскими буквами вершина записывается в середине.
Прочитайте, как называется точка О? ( По щелчку открывается строка)
Прочитайте, как называются лучи ОА и ОВ? ( По щелчку открывается строка)
Покажите вершину угла. Покажите и назовите стороны угла.
- Прочитайте его название.
Оцените себя, как вы справились с заданием..
| Предполагают тему урока и цели. Классифицируют фигуры, находят неизученную геометрическую фигуру, выполняют практическую работу по построению угла, знакомятся с понятием "угол".
(Прямоугольник, треугольник, квадрат)
Отвечают на вопросы.
Профессии называют: конструктор, инженер, дизайнер, строитель, архитектор, моряк, астроном, портной и т. д.
Самооценка работы. Определяют названия углов, знакомятся с вершиной и сторонами угла, учатся записывать название угла.
Точка О – вершина угла .
Лучи ОА и ОВ- стороны угла.
Это угол АОВ, ВОА или угол О.
Это угол АОВ, ВОА или угол О
| 3.- Не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи. 4. Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности.
5. Формирование общего представления о моральных нормах поведения. |
5.
Первичное закрепление
Проблемное объяснение нового знания (продолже-ние). | Учатся обозначать углы, объясняют происхожде-ние названий геометричес-ких фигур.
Выполнение практичес-кой работы по построению прямого угла ,нахождение прямого угла в геометрических фигурах. | (На доске изображения углов). Посмотрите, прилетел.......(свиристель) У него для вас задание.
М К
О В О К - Запиши обозначения каждого угла разными способами.
Прочитай эти обозначения. - ( Покажите угол и запишите обозначение)
(Выходят к доске показывают и записывают названия углов, а учащиеся в тетрадях) Оцените свою работу на листочке.
Ребята ,отгадайте :
Ей на месте не сидится Это бойкая ....(синица).
Синичка предлагает нам игру:
"Им угол имя подарил" (на экране рисунки многоугольников).
Четырёхугольник
Треугольник Многоугольник
Прямоугольник
Шестиугольник пятиугольник
- Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры. - Что общего в названиях фигур? Почему первая часть у слов разная? Обратим внимание на прямоугольник. Как его ещё можно назвать?
- Углы бывают разные. Сейчас мы познакомимся с самым главным из углов.
Практическая работа
Возьмите второй лист бумаги в клетку. Сложите его пополам, а потом ещё раз пополам.
(на доске план работы)
Обведите линии сгиба красным карандашом.
- На сколько частей прямые разделили плоскость? (на четыре) - Сколько углов образовали эти прямые? (четыре) - Это особенные углы. Как они называются, вы догадались?(ответы детей)
- Это прямые углы. Сколько прямых углов образовали эти две прямые? (четыре)
- Заштрихуйте один прямой угол.
- Если две прямые пересекаются и образуют прямой угол, то они называются по особенному.
- Обратимся к учебнику стр. 38. Работаем с правилом. - Самостоятельно прочитайте и найдите, как называются эти прямые. Название сложное запомните его.
Эти прямые - Перпендикулярные.
- Попробуйте произнести это слова друг другу.
(Открываю название)
Оцените себя.
| Определяют названия углов, учатся записывать название угла. (Угол КОВ, ВОК, О) (Угол ОМК, КМО, М)
Работают с геометрическими фигурами, объясняют названия фигур.
Многоугольник
Выполняют практическую работу. Знакомятся с понятием "прямой угол", "перпендикуляр-ные прямые"
Прямые углы.
Самооценка работы |
|
7. Проблемное объяснение нового знания (продолже-ние). | Выполнение практичес-кой работы по нахождению прямого угла, построению прямого угла с помощью треугольника. | - Посмотрите, где в классе мы увидим прямые углы? - Как вы определяли это ? ( На глаз)
- Измеряя на глаз, мы можем ошибаться. - Раньше прямые углы определяли с помощью специального приспособления.
Страничка "Это интересно" (на доске иллюстрация прибора астролябия, который использовали для измерения углов)
- Подумайте, какой инструмент может нам помочь найти или построить прямой угол? (угольник) -Сейчас для этого используют линейку-угольник.
- Возьмите угольник. Найдите на нём прямой угол. Покажите его. Попробуйте вложить прямой угол угольника в заштрихованный вами угол.
(Показываю как это надо сделать)
Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.
Учитель показывает.
- С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами.
Практическая работа
Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах.
Оцените, как вы справились с заданием. |
Определяют прямые углы с помощью треугольника.
Строят прямые углы . Взаимопроверка в парах.
Самооценка выполненной работы |
|
8. Вторичное закрепление | Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятельности. | Работа в парах
Найдём прямые углы с помощью угольника. (Выполняют задания на карточках зелёного цвета, где изображены углы) 1 ряд
Карточка 1
Найдите прямые углы с помощью угольника. Отметьте знаком )
2 ряд
Карточка 2
- Найдите в геометрических фигурах прямые углы. Обведите номера.
3 ряд
Карточка 3
Найдите в геометрической фигуре прямые углы, обозначьте их знаком )
2 3
1 4
- Сверим с экраном, как вы выполнили задание. Кто также выделил углы?
Оцените свою работу.
В начале урока мы определились, какую кормушку мы будем строить.
- Посмотрите! На какую геометрическую фигуру будет похоже дно нашей кормушки? (На прямоугольник)
- Сколько прямых углов у прямоугольника? - Почему такое название получил прямоугольник? ( У него все углы прямые)
| Работают по группам с заданиями на карточках, находят прямые углы.
Взаимопроверка выполненных заданий.
Самооценка выполненной работы. |
|
9. Решение задачи на нахождение периметра прямоугольника. | Закрепить понятие "периметр фигуры", как его найти. | Чтобы построить кормушку, надо решить задачу. Задача(на экране) - Прочитайте её.
Вычислите периметр дна кормушки, если длина стороны равна 4 дм, а ширина 3 дм. - Прочитайте условие, что надо найти в задаче. - Что такое периметр? Как будем решать задачу? Запишем решение.
(4+3+4+3=14(дм)) Ответ: Р = 14 дм.
( Появляется кормушка)
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь - сосед, Будет вам зимой обед.
- Что мы можем насыпать в кормушку для птичек? Покормите птиц зимой, Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой, Стайки на крыльцо.
Молодцы! Справились с заданием. Оцените себя за такую трудную работу. | Решают задачу самостоятельно.
Отвечают на вопросы учителя.
|
|
10. Самостоя-тельная работа (тест) | Проверить себя, как усвоены новые знания . | А вот и голубь к нам пожаловал, принёс нам письмо, а в нём - тест. Вам надо выбрать только один правильный ответ на вопрос и обвести в кружок букву с ответом.. Возьмите карточки жёлтого цвета.
Учитель использует тестовые технологии. (Читаю задание, дети обводят правильный ответ). - Обведите правильный ответ.
ТЕСТ - Геометрическая фигура,
образованная двумя разными лучами с общим началом:
а) угол; б) ломаная; в) отрезок.
2. Стороны угла – это … а) отрезки; б) лучи; в) прямые.
3. Обведи номера фигур, в которых есть прямые углы.
1 2 3 4 Ответы теста сверяем с экраном. Оцените себя.
- Наши птички благодарят вас за вашу заботу о них, им уже пора улетать... Оцените себя, как вы работали с тестом. | Выполняют задания тестового характера индивидуально.
Правильные ответы на экране, сверяют свои ответы в тестах. Самооценка работы. |
|