Урок математики по теме: Число и цифра 6.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Математика
1 класс
Тема: Число и цифра 6.
Целеполагание: На основе практических действий с предметами раскрыть способ образования числа 6 из предыдущего числа; продолжить формировать понятие о числе. Научить писать цифру 6.
Воспитывать любовь и интерес к родной природе, стремление бережно к ней относиться.
Наглядность: цифры, абаки; раздаточный материал; рисунки деревьев, дятла, солнышка, жителей леса, кота; ваза в форме колобка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
1 класс
Тема: Число и цифра 6.
Целеполагание: На основе практических действий с предметами раскрыть способ образования числа 6 из предыдущего числа; продолжить формировать понятие о числе. Научить писать цифру 6.
Воспитывать любовь и интерес к родной природе, стремление бережно к ней относиться.
Наглядность: цифры, абаки; раздаточный материал; рисунки деревьев, дятла, солнышка, жителей леса, кота; ваза в форме колобка.
Ход урока
Организация на работу
Сегодня на уроке
Пойдем мы с вами в лес.
И будем все внимательно
Учиться математике.
- Какую цифру научились писать на предыдущем уроке? (Цифру 5)
- Как можно получить число 5?
- Эту цифру любят все ученики. Как вы думаете, за что?
Актуализация знаний
Повторение о понятиях «выше – ниже», порядковом счете.
– О чем говорится в этой загадке?
Их весной и летом
Мы видели одетыми.
А осенью с бедняжек
Срывают все рубашки.
(На магнитной доске размещен плакат с изображением деревьев: рябины, сосны, березы, дуба, ивы.)
- Какие деревья растут в лесу? Сколько всего видов деревьев изображено на картинке? (5)
- Какое дерево самое высокое?
- Какое самое низкое?
- Какие деревья одинаковые по высоте?
- Сколько всего деревьев?
- Какое дерево стоит первым слева? А какое дерево изображено вторым справа?
- Какое дерево изображено между рябиной и березой?
- Какое дерево можно считать лишним? Почему? (Сосну, это не лиственное дерево.)
- Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит человеку лес?
- Чем больше времени человек проводит в лесу, тем реже он болеет. Самые здоровые люди – это лесники. Кто из вас знает, кто такие лесники и чем они занимаются?
- В народе все знают, что отдых под березой, дубом, сосной, кленом, липой и ивой укрепляет здоровье и снимает усталость. Можно под ними посидеть, полежать или прижаться к их коре. Но во время грозы нельзя находиться рядом с деревом, может попасть молния. Уходя, погладь дерево и поблагодари его за то, что оно помогло тебе.
А вот осина, черемуха, тополь и ель снимают боль и различные воспаления. Но находиться именно с этими деревьями долго рядом нельзя, они отнимают у человека энергию.
2. Счет в пределах 10.
- Заходим в лес и видим…
Это кто же примостился на сучке
В нарядном красном колпачке?
Как долотом долбит сучок.
- Тук, тук, а где же червячок?
- Кого мы встретили в лесу?
- Давайте посчитаем стук дятла. (Счет от 1 до 10 и обратно. Учитель стучит в быстром темпе по столу.)
- Почему дятла называют санитаром леса?
3. Игра «Найди ошибку».
- В лесу белочка пронумеровала грибы: 2, 1, 5, 3, 4. Верно ли она их пронумеровала?
- Кто готов ей помочь?
4. Сравнение чисел.
- Наконец мы попали на лесную полянку.
А на поляне, посмотри,
Цветочки, бабочки, грибы.
Глазами пестрыми глядят
И как будто говорят:
- Полюбуйся и сравни!
Здесь вставка рисунка: елка – под ней три гриба. Еще елка – еще 3 гриба; цветок, а на нем 2 бабочки, а над другим цветком 4 бабочки
Счет предметов в пределах 5.
Народ лесной нам очень рад,
Его попробуй посчитать.
А чтоб зверей не напугать,
Должны им цифру показать,
Сколько нас пришло гулять.
(На наборном полотне – 3 грибка, 5 белочек, 4 ёжика.)
- Сколько грибочков на пенечке?
- Сколько ежиков на полянке?
-Всем ли ёжикам хватит по грибочку_
- Останутся ли грибы, если каждый ёжик возьмет по одному грибку?
- А сколько белочек на ветке посматривают на грибки?
- Почему белочки грустные? (Если каждая из них возьмет по одному грибку, то одной белочке не хватит гриба.)
- Как должны поступить все белочки, чтобы никого не обидеть? (Найти еще один гриб.)
III. Постановка темы урока.
- Белочки очень внимательно искали, под каждый кустик заглянули и нашли сначала один грибок. Сколько стало грибков?
- А потом самый маленький бельчонок нашел еще один грибочек. Сколько стало грибов?
- Как получили число 6? А умеете ли вы писать цифру 6?
- Лесные жители хотят, чтобы вы познакомились с числом 6 и подружились с ним. Это число позволит вам подняться еще на одну ступеньку числовой лесенки.
- Какие съедобные грибы вы знаете? Почему люди иногда травятся грибами?
IV. Работа с новым материалом.
1. Счет в пределах 6, образование числа 6.
- Сколько на полянку выбежало зайчиков? (5)
- Смотрите, к ним прибежал еще один зайчишка. Сколько их стало?
- Как получили число 6?
2 –Смотрите, вот выкатился медвежонок, он собирает малинку. Давайте поможем ему сосчитать, сколько малинок лежит в его вазе. (5)
- Он нашел еще одну ягодку, сколько всего у него ягод?
- Как получили число 6?
- Лесные ягоды наполнены живительной силой, в лесу есть лекарства от всех болезней. А здоровье – самое дорогое, что есть у человека.
Физкультминутка.
- Пока зайчики резвятся на полянке, а медвежонок лакомится малинкой, мы тоже отдохнем.
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
3. Знакомство с цифрой 6.
- Сколько малинок съел медвежонок?
- Посмотрите на рисунок малины. Какие цифры спрятались в ее изображении? (В маленьких частичках-кружочках ягодки, изображенной крупным планом, есть цифра 3 и цифра 6)
- Сладкая душистая лесная малина гораздо мельче садовой, но гораздо ароматней и вкусней. А малиновый мед – саамы наилучший лечебный мед. У малины все ягодки на виду, собирать ее очень легко. Даже медведи знают, что эта ягода полезна. И от цинги помогает, и от малокровия и от болей в желудке спасает. Она очищает сосуды и снимает аллергию. Помогает при гриппе. А отвар листьев малины пьют при кашле, ознобе, кожных заболеваниях.
- Посчитайте хором от 1 до 6 и обратно.
- Число 6 обозначается цифрой 6.
- Посмотрите на нее, на что она похожа?
Цифра 6 – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу крючочек.
Эта цифра акробатка:
То шестерка, то девятка.
(Учитель показывает цифру 6 и ставит ее под шестью грибами.)
3.Написание цифры 6.
– Цифру 6 начинаем писать так же, как и букву О, только линии не соединяем, а закругляем влево.
4.Написание ряда цифр от 1 до 6, от 6 до 1.
5.Работа по учебнику.
- Мы с вами попали на полянку, на которой расположились ученики лесной школы. Они предлагают вам открыть учебники и поработать вместе с ними.
- Но что это такое, медвежонок заплакал. Что случилось, медвежонок?
(У мальчика в руках рисунок, на нем изображен колокольчик, а над ним летают 6 пчел или ос.)
Медвежонок: Разве можно больно делать?
Разве это правильно?
Я тебя погреть хотел,
Ты меня ужалила.
(Р. Дерикот)
- Почему оса ужалила медвежонка? Можно ли ос брать в руки?
- Осы и пчелы кусаются не потому, что они злые. А потому что они защищаются. Если их не дразнить, не махать перед ними ветками, тряпками и руками, то они вас не тронут. Сколько здесь изображено ос?
- После укуса 6 ос или пчел человека нужно везти в больницу, потому что может начаться сильная аллергия на яд и человек может даже умереть. Но до больницы далеко, поэтому место укуса нужно срочно несколько раз намазать свежим соком подорожника, затем приложить несколько листиков к ранке и отправляться к врачу. Это называется оказание срочной медицинской помощи на месте.
V. Повторение и закрепление ранее изученного
- На поляне, что ни шаг,
Все загадочки для вас.
1) Рогат да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадет – землю роет. (Жук)
- Сколько звуков в слове жук? А в слове жуки?
2) Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
3)Я нашел в лесу у белки
Пять лесных орехов мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Ты орешки посчитай – ка.
5)У опушки есть избушка,
В ней живет коза.
У нее сегодня праздник,
Ждет гостей она.
Помоги ты ей, дружок,
Разделить пирог.
– На сколько частей надо разделить пирог, если она пригласила пятерых гостей? (На 6 частей: пять гостей и сама коза.)
1. Повторение понятий «предыдущее и последующее число».
Долго солнышко глядело
На лесной урок.
И решило все ж оно
Слово нам сказать одно.
- Какое слово нам решило сказать солнышко, вы узнаете, когда правильно покажите цифры, которые обозначают предыдущее и последующее числа. (На доске 6 изображений одинакового предмета, а с обратной стороны размещены буквы слова «молодцы».) (Дети используют вееры цифр для показа ответа.)
(На рисовать 6 любых одинаковых предметов, которые легко изобразить на доске. Можно взять из символов компьютера)
- Назовите число, предыдущее числу 5;
- какое число следует при счете за числом 2;
- назовите число, предшествующее числу 2;
- какое число следует за числом 4;
- какое число называем между числами 3 и 1;
- какое число предшествует числу 6;
- какое число на один больше 5?
3. Формирование вычислительных навыков.
- Вдруг на поляну выбежал Кот Котофеевич.
Кот: - Смотрел я, смотрел на вас, многому научился, все запомнил. Но вот Лиса меня все время обманывает, потому что я не умею находить какие – то значения выражений.
Медвежонок: Ребята, подскажите мне скорей, что вы называете значением выражений?
- Чтобы хорошо считать, что всем детям нужно знать? (Состав чисел.)
- Запоминайте, Котик и медвежонок, мы состав чисел повторим хором.
а) Работа в тетради на печатной основе;
б) работа в рабочей тетради (самопроверка по эталону с доски):
2 + 3 = … 5 – 2 = …
2 + 1 = … 4 – 2 = …
1 + 3 = … 3 – 1 = …
2 + 2 = … 5 – 3 = …
Кот: - Спасибо, ребята, теперь Лисе не удастся меня провести и обсчитать.
Итоги урока. Рефлексия урока.
- Что новое узнали на уроке?
- С каким числом познакомились?
- Какая цифра, из выставленных на наборном полотне, обозначает число 6?
- Как можно получить число 6?
- Кому понравились встречи с лесными обитателями?
- Как к ним нужно относиться, если вы с ними случайно встретитесь в лесу?
- Какую пользу приносят человеку деревья, лесные ягоды? Можно ли без взрослых собирать грибы?
Лесной урок окончен,
Уже домой пора.
Мы скажем: «До свидания, вам новые друзья!»
А лесу на прощание
Скажите все: «Спасибо!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"
В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....
Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”
Урок математики по теме: "Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...
Презентация к уроку математики по теме "Число и цифра 8"
Презентация к уроку математики по теме "Число и цифра 8" к учебнику Л.Петерсон...
Конспект урока математики по теме"Число 8. Цифра 8"
Конспект урока математики по теме " Число 8. Цифра 8 ". УМК " Перспектива "...
Технологическая карта урока математики по теме "Число и цифра 8"
Методическая разработка урока представлена в виде технологической карты с описанием УУД на каждом этапе урока введения нового знания....
Презентация к уроку математики по теме "Число и цифра 8"
Презентация является дополнением к методической разработке урока в виде технологической карты по данной теме....
Урок математики по теме "Число и цифра 9"
Урок для учащихся 1 класса, которые обучаются по учебнику Л. Г. Петерсон....