Урок математики по теме: Число и цифра 6.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Математика

 

1 класс

Тема: Число и цифра 6.

 

Целеполагание: На основе практических действий с предметами раскрыть способ образования числа 6 из предыдущего числа; продолжить формировать понятие о числе. Научить писать цифру 6.

 Воспитывать любовь и интерес к родной природе, стремление бережно к ней относиться.

Наглядность: цифры, абаки; раздаточный материал; рисунки деревьев, дятла, солнышка, жителей леса, кота; ваза в форме колобка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

1 класс

Тема: Число и цифра 6.

Целеполагание: На основе практических действий с предметами раскрыть способ образования числа 6 из предыдущего числа; продолжить формировать понятие о числе. Научить писать цифру 6.

 Воспитывать любовь и интерес к родной природе, стремление бережно к ней относиться.

Наглядность: цифры, абаки; раздаточный материал; рисунки деревьев, дятла, солнышка, жителей леса, кота; ваза в форме колобка.

Ход урока

Организация на работу

Сегодня на уроке

Пойдем мы с вами в лес.

И будем все внимательно

Учиться математике.

- Какую цифру научились писать на предыдущем уроке? (Цифру 5)

- Как можно получить число 5?

- Эту цифру любят все ученики. Как вы думаете, за что?

Актуализация знаний

Повторение о понятиях «выше – ниже», порядковом счете.

– О чем говорится в этой загадке?

Их весной и летом

Мы видели одетыми.

А осенью с бедняжек

Срывают все рубашки.

(На магнитной доске размещен плакат с изображением деревьев: рябины, сосны, березы, дуба, ивы.)

- Какие деревья растут в лесу? Сколько всего видов деревьев изображено на картинке? (5)

- Какое дерево самое высокое?

- Какое самое низкое?

- Какие деревья одинаковые по высоте?

- Сколько всего деревьев?

- Какое дерево стоит первым слева? А какое дерево изображено вторым справа?

- Какое дерево изображено между рябиной и березой?

- Какое дерево можно считать лишним? Почему? (Сосну, это не лиственное дерево.)

- Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит человеку лес?

- Чем больше времени человек проводит в лесу, тем реже он болеет. Самые здоровые люди – это лесники. Кто из вас знает, кто такие лесники и чем они занимаются?

- В народе все знают, что отдых под березой, дубом, сосной, кленом, липой и ивой укрепляет здоровье и снимает усталость. Можно под ними посидеть, полежать или прижаться к их коре. Но во время грозы нельзя находиться рядом с деревом, может попасть молния. Уходя, погладь дерево и поблагодари его за то, что оно помогло тебе.

 А вот осина, черемуха, тополь и ель снимают боль и различные воспаления. Но находиться именно с этими деревьями долго рядом нельзя, они отнимают у человека энергию.

2. Счет в пределах 10.

- Заходим в лес и видим…

Это кто же примостился на сучке

В нарядном красном колпачке?

Как долотом долбит сучок.

- Тук, тук, а где же червячок?

- Кого мы встретили в лесу?

- Давайте посчитаем стук дятла. (Счет от 1 до 10 и обратно. Учитель стучит в быстром темпе по столу.)

- Почему дятла называют санитаром леса?

3. Игра «Найди ошибку».

- В лесу белочка пронумеровала грибы: 2, 1, 5, 3, 4. Верно ли она их пронумеровала?

- Кто готов ей помочь?

4. Сравнение чисел.

- Наконец мы попали на лесную полянку.

А на поляне, посмотри,

Цветочки, бабочки, грибы.

Глазами пестрыми глядят

И как будто говорят:

- Полюбуйся и сравни!

Здесь вставка рисунка: елка – под ней три гриба. Еще елка – еще 3 гриба; цветок, а на нем 2 бабочки, а над другим цветком 4 бабочки

Счет предметов в пределах 5.

Народ лесной нам очень рад,

Его попробуй посчитать.

А чтоб зверей не напугать,

Должны им цифру показать,

Сколько нас пришло гулять.

(На наборном полотне – 3 грибка, 5 белочек, 4 ёжика.)

- Сколько грибочков на пенечке?

- Сколько ежиков на полянке?

-Всем ли ёжикам хватит по грибочку_

- Останутся ли грибы, если каждый ёжик возьмет по одному грибку?

- А сколько белочек на ветке посматривают на грибки?

- Почему белочки грустные? (Если каждая из них возьмет по одному грибку, то одной белочке не хватит гриба.)

- Как должны поступить все белочки, чтобы никого не обидеть? (Найти еще один гриб.)

III. Постановка темы урока.

- Белочки очень внимательно искали, под каждый кустик заглянули и нашли сначала один грибок. Сколько стало грибков?

- А потом самый маленький бельчонок нашел еще один грибочек. Сколько стало грибов?

- Как получили число 6? А умеете ли вы писать цифру 6?

- Лесные жители хотят, чтобы вы познакомились с числом 6 и подружились с ним. Это число позволит вам подняться еще на одну ступеньку числовой лесенки.

- Какие съедобные грибы вы знаете? Почему люди иногда травятся грибами?

IV. Работа с новым материалом.

1. Счет в пределах 6, образование числа 6.

- Сколько на полянку выбежало зайчиков? (5)

- Смотрите, к ним прибежал еще один зайчишка. Сколько их стало?

- Как получили число 6?

2 –Смотрите, вот выкатился медвежонок, он собирает малинку. Давайте поможем ему сосчитать, сколько малинок лежит в его вазе. (5)

- Он нашел еще одну ягодку, сколько всего у него ягод?

- Как получили число 6?

- Лесные ягоды наполнены живительной силой, в лесу есть лекарства от всех болезней. А здоровье – самое дорогое, что есть у человека.

Физкультминутка.

- Пока зайчики резвятся на полянке, а медвежонок лакомится малинкой, мы тоже отдохнем.


Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

3. Знакомство с цифрой 6.

- Сколько малинок съел медвежонок?

- Посмотрите на рисунок малины. Какие цифры спрятались в ее изображении? (В маленьких частичках-кружочках ягодки, изображенной крупным планом, есть цифра 3 и цифра 6)

- Сладкая душистая лесная малина гораздо мельче садовой, но гораздо ароматней и вкусней. А малиновый мед – саамы наилучший лечебный мед. У малины все ягодки на виду, собирать ее очень легко. Даже медведи знают, что эта ягода полезна. И от цинги помогает, и от малокровия и от болей в желудке спасает. Она очищает сосуды и снимает аллергию. Помогает при гриппе. А отвар листьев малины пьют при кашле, ознобе, кожных заболеваниях.

- Посчитайте хором от 1 до 6 и обратно.

- Число 6 обозначается цифрой 6.

- Посмотрите на нее, на что она похожа?

Цифра 6 – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу крючочек.

Эта цифра акробатка:

То шестерка, то девятка.

(Учитель показывает цифру 6 и ставит ее под шестью грибами.)

3.Написание цифры 6.

– Цифру 6 начинаем писать так же, как и букву О, только линии не соединяем, а закругляем влево.

4.Написание ряда цифр от 1 до 6, от 6 до 1.

5.Работа по учебнику.

- Мы с вами попали на полянку, на которой расположились ученики лесной школы. Они предлагают вам открыть учебники и поработать вместе с ними.

- Но что это такое, медвежонок заплакал. Что случилось, медвежонок?

(У мальчика в руках рисунок, на нем изображен колокольчик, а над ним летают 6 пчел или ос.)

Медвежонок: Разве можно больно делать?

Разве это правильно?

Я тебя погреть хотел,

Ты меня ужалила.

(Р. Дерикот)

- Почему оса ужалила медвежонка? Можно ли ос брать в руки?

- Осы и пчелы кусаются не потому, что они злые. А потому что они защищаются. Если их не дразнить, не махать перед ними ветками, тряпками и руками, то они вас не тронут. Сколько здесь изображено ос?

- После укуса 6 ос или пчел человека нужно везти в больницу, потому что может начаться сильная аллергия на яд и человек может даже умереть. Но до больницы далеко, поэтому место укуса нужно срочно несколько раз намазать свежим соком подорожника, затем приложить несколько листиков к ранке и отправляться к врачу. Это называется оказание срочной медицинской помощи на месте.

V. Повторение и закрепление ранее изученного

- На поляне, что ни шаг,

Все загадочки для вас.

1) Рогат да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадет – землю роет. (Жук)

- Сколько звуков в слове жук? А в слове жуки?

2) Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

3)Я нашел в лесу у белки

Пять лесных орехов мелких.

Вот еще один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Ты орешки посчитай – ка.

5)У опушки есть избушка,

В ней живет коза.

У нее сегодня праздник,

Ждет гостей она.

Помоги ты ей, дружок,

Разделить пирог.

– На сколько частей надо разделить пирог, если она пригласила пятерых гостей? (На 6 частей: пять гостей и сама коза.)

1. Повторение понятий «предыдущее и последующее число».

Долго солнышко глядело

На лесной урок.

И решило все ж оно

Слово нам сказать одно.

- Какое слово нам решило сказать солнышко, вы узнаете, когда правильно покажите цифры, которые обозначают предыдущее и последующее числа. (На доске 6 изображений одинакового предмета, а с обратной стороны размещены буквы слова «молодцы».) (Дети используют вееры цифр для показа ответа.)

(На рисовать 6 любых одинаковых предметов, которые легко изобразить на доске. Можно взять из символов компьютера)

- Назовите число, предыдущее числу 5;

- какое число следует при счете за числом 2;

- назовите число, предшествующее числу 2;

- какое число следует за числом 4;

- какое число называем между числами 3 и 1;

- какое число предшествует числу 6;

- какое число на один больше 5?

3. Формирование вычислительных навыков.

- Вдруг на поляну выбежал Кот Котофеевич.

Кот: - Смотрел я, смотрел на вас, многому научился, все запомнил. Но вот Лиса меня все время обманывает, потому что я не умею находить какие – то значения выражений.

Медвежонок: Ребята, подскажите мне скорей, что вы называете значением выражений?

- Чтобы хорошо считать, что всем детям нужно знать? (Состав чисел.)

- Запоминайте, Котик и медвежонок, мы состав чисел повторим хором.

а) Работа в тетради на печатной основе;

б) работа в рабочей тетради (самопроверка по эталону с доски):

2 + 3 = …  5 – 2 = …

2 + 1 = …  4 – 2 = …

1 + 3 = …  3 – 1 = …

2 + 2 = …  5 – 3 = …

Кот: - Спасибо, ребята, теперь Лисе не удастся меня провести и обсчитать.

Итоги урока. Рефлексия урока.

- Что новое узнали на уроке?

- С каким числом познакомились?

- Какая цифра, из выставленных на наборном полотне, обозначает число 6?

- Как можно получить число 6?

- Кому понравились встречи с лесными обитателями?

- Как к ним нужно относиться, если вы с ними случайно встретитесь в лесу?

- Какую пользу приносят человеку деревья, лесные ягоды? Можно ли без взрослых собирать грибы?

Лесной урок окончен,

Уже домой пора.

Мы скажем: «До свидания, вам новые друзья!»

А лесу на прощание

Скажите все: «Спасибо!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"

В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....

Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

Презентация к уроку математики по теме "Число и цифра 8"

Презентация к уроку математики по теме "Число и цифра 8" к учебнику Л.Петерсон...

Конспект урока математики по теме"Число 8. Цифра 8"

Конспект урока математики по теме " Число 8. Цифра 8 ". УМК " Перспектива "...

Технологическая карта урока математики по теме "Число и цифра 8"

Методическая разработка урока представлена в виде технологической карты с описанием УУД на каждом этапе урока введения нового знания....

Презентация к уроку математики по теме "Число и цифра 8"

Презентация является дополнением к методической разработке урока в виде технологической карты по данной теме....

Урок математики по теме "Число и цифра 9"

Урок для учащихся 1 класса, которые обучаются по учебнику Л. Г. Петерсон....