"Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных УУД"
опыты и эксперименты по теме
"Организация работы по формированию коммуникативных УУД"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности младших школьников как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться.
Достоинствам их я постараюсь подражать.
А на их недостатках сам буду учиться».
Конфуций
В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты. Вполне очевидно, что успех во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников. Творческая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. В свою очередь, актуальной задачей для школы становится создание условий для развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС НОО являются требования к метапредметным результатам, в частности, требования по формированию универсальных учебных действий (УУД) у детей младшего школьного возраста. Федеральные государственные стандарты нового поколения пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ обязательное формирование универсальных учебных действий. Отсюда следует, что главным в развитии личности ребёнка является умение учиться через познание мира в сотрудничестве с другими учащимися и учителями. Объектом нашего исследования является процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности личности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Кроме того, они определяют образ «Я» как систему представлений о себе и отношений к себе. Именно этим обусловлено особое внимание и интерес к коммуникативным универсальным учебным действиям в концепции развития универсальных учебных действий. Так как общество сегодня требует от человека умения мгновенно реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни, находить общий язык с любым человеком и находить решение даже самых сложных вопросов, то приоритетной задачей школы является подготовка коммуникабельного ученика, способного ориентироваться в любой ситуации. Но при этом мы должны создать все условия для формирования и развития такой личности. В большей степени формирование универсальных учебных действий производится на уроках, но для нас большой интерес представляет внеурочная деятельность, так как именно здесь учащиеся в непринужденной обстановке могут более полно раскрыть себя и свои способности.
Видами коммуникативных действий являются:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение принимать коллективное решение;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Урочная деятельность, конечно, позволяет формировать коммуникативные умения, но всё же это четко регламентированный процесс с определенными этапами. А на занятиях кружка дети общаются свободно, занятие строится гибко с учётом настроения и потребности детей, здесь ребята разных возрастов, но их объединяет один интерес. Хочу остановиться на особенностях кружка внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Смекалка».
Программа кружка «Смекалка» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, развитие математических способностей учащихся; элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Формирование у школьников культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала, навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, умение сотрудничать в групповом взаимодействии. Особенностью программы кружка является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливают связи между понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у учащихся к мыслительной деятельности.
Цель моего кружка: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
На кружке я решаю следующие задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- формировать у учащихся интеллектуальные умения, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- формировать у учащихся способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- развивать у школьников краткости речи;
- формировать у учащихся умение рассуждать как компонент логической грамотности;
- формировать у учащихся умение правильно использовать символику;
- формировать у детей умение правильно применять математическую терминологию;
- формировать у детей умение делать доступные выводы и обобщения; - формировать у учащихся пространственные представления и пространственное воображение;
- привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;
- обосновывать свои мысли;
Основные методы, применяемые мной на занятиях кружка:
1) Проблемно - поисковый ( выполнение частичных заданий для достижения главной цели.)
2) Метод наглядности (наглядные пособия и иллюстрации.)
3) Практический метод (тренировочные упражнения, практические работы.)
4)Объяснительно- иллюстративный (сообщение готовой информации).
5) Словесный метод (рассказ, беседа, обсуждение, словесные оценки.)
Преобладающие формы занятий - групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, математические сказки, конкурсы газет, плакатов. Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применяю наглядность - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяю рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов- понятий.
Анализируя работу своего кружка, я пришла к выводу , что детям интересны следующие элементы занятий. Остановлюсь подробнее на некоторых из них по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях кружка:
- Кружок «Смекалка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому на занятиях провожу подвижные математические игры в форме состязаний, соревнований между командами, например : Математическая дуэль». На экране появляется запись, .... соревнование между группами. Дети работают в группах, каждый ученик старается привести свои доводы. Данный вид работы помогает ученикам эффективно сотрудничать в поиске, сборе, отборе нужной информации.
- На занятиях кружка широко использую интернет- ресурсы, например работа по компьютеру: « Путешествие в сказочный лес». Ребята делятся на группы и решают занимательные примеры по выбору. Для детей такой вид работы является самым интересным, они проявляют свою фантазию, творческие способности, индивидуальные черты характера, учатся корректировать и оценивать действия партнера.
3) Игра « Зоркий глаз» Сколько треугольников у фигуры? (дети определяют составляющие фигуры ).
4) Разбить ракету на мелкие фигуры. Дети работают на заготовках из картона. С помощью линейки и карандаша проводят линии.
5) Игра «Глаза смотрят, а руки делают» ( Детям предлагается набор разрезанных фигур.) «Собери фигуру» Практическая работа идёт в парах. Во время занятий поддерживаю прямое общение между детьми - даю возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями. При организации занятий использую принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах сменного состава.
6) Моделирование «Построй дом». Оборудование: Разрезной материал (мелкие фигуры) у каждого ребенка для сборки дома.
7) На занятиях кружка применяю современные образовательные технологии , проектный метод. Проект «Словарь наших предков». Почему некоторым словам присваивается статус «устаревшие»? Этот вопрос возник у детей. Мы решили создать мини-словарь устаревших слов наших предков. Ребята опрашивали своих родственников, соседей, знакомых. Приведу несколько примеров устаревших слов, которые собрали мои дети: аршин, миля, фунт...
8)Систематически наблюдая за обучающимися , я обратила внимание на то , что дети не умеют аккуратно, красиво , правильно чертить. Поэтому особое внимание на занятиях обращаю правилам черчения, учу выполнять простейшие чертежи, формирую навыки работы с чертёжными инструментами. С этой целью ввожу такие занятия: «Посвящение в маленькие чертёжники».
- Особое внимание в кружке уделяю исследовательской деятельности. Поэтому значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместная деятельность обучающихся и педагога, родителей. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется. Школьники приобретают опыт в различных видах деятельности, развивая собственные коммуникативные умения. Вот об этом я и хочу рассказать.
Сказка «Путешествие весёлой Точки». Ребята, сегодня на занятии кружка « Смекалка» мы с вами углубим наши знания о прямой, об отрезке, о луче. А теперь давайте. Сочиним сказку о знакомой нам Точке. ( Ребята работают в мини- группах...)
1 группа сочиняет начало сказки... « Жила- была Точка. Она была очень любопытна и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и обязательно спросит: « Как эта линия называется? Длинная она или короткая ?» Подумала однажды Точка : «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте? Отправлюсь- ка я путешествовать!» Сказано - сделано. Вышла точка на прямую и пошла по этой прямой. Шла- шла... Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?» Засмеялась прямая: : « Эх , Точка! Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца ?» Практика : ( Дети тянут шнур и убеждаются в этом. Учитель демонстрирует макет Точки , двигающейся по нити из клубка. Точка двигается всё дальше и дальше, клубок разматывается, а прямой нет.)) O__________O___________________ 2 группа сочиняет стихотворение:
Без конца и края.
Линия прямая.!
Хоть сто лет по ней идти
Не найти конца пути!
- 3 группа сочиняет продолжение сказки: «Тогда я поверну назад, я, наверное, пошла не в ту сторону»,- сказала Точка. И долго шла в другую сторону. Но тоже не нашла конца. Опечалилась Точка: « Как же мне быть? Неужели мне так и придётся идти без конца?» Тут откуда ни возьмись, появились ножницы, щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую. « Ура! Вот и конец получился!»- закричала Точка. « А теперь сделайте мне, пожалуйста, конец с другой стороны». « Можно и с другой»-, послушно щёлкнули ножницы. « Как интересно!»- воскликнула Точка. « Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, и с другой стороны конец. Как же это называется ? Ножницы ответили: Это отрезок. Теперь ты находишься на отрезке прямой. « Отрезок прямой»- с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого. « Я запомню это название. Ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и ещё два этих .... не знаю каких назвать. Тоже отрезки!?- спросила Точка. Ножницы ответили: « Нет, ведь у них конец только с одной стороны, а в другую сторону нет конца, и называются они по- другом, «лучами». А, я знаю , почему их так называют. Они похожи на солнечные лучи!»- засмеялась Точка.
10) Практическая работа. Построение разных отрезков. ( На бумаге, из проволоки, из ниток.)
- Рефлексия. Что нового узнали ? Как вам работалось? , Кто просил помощи у товарища? Какое настроение у вас?
- Самооценка: Было трудно... Теперь могу... Мне захотелось... Я узнал о... Я работал хорошо, но могу ещё лучше... Я смог.. Мы научились....
( У детей – светофоры)
Мне было интересно работать. (зелёный)
Мне было не совсем интересно, так как у меня не все получалось. (жёлтый)
Мне было трудно работать, я многие задания не понимал. (красный)
Учитель делает вывод об уровне.
Спасибо всем!
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах, и олимпиадах. Развивает коммуникативные умения: формируют коммуникативно-речевые умения учащихся (умение выражать свои мысли и чувства, доказывать, объяснять, принимать общие решения, владение монологической и диалогической формами речи; планирование учебного сотрудничества; умение слушать и вступать в диалог; умение принимать коллективное решение.). Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.
Результативность работы. Избрав определённый диагностический инструментарий провёла мониторинговое исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных , действий младших школьников. Дети научились общаться, обсуждать, взаимодействовать, сотрудничать, договариваться, приходить к общему решению.
Планируемые УУД ( метапредметные):
-Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
-Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
-Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включиться в групповую работу.
-Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
-Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный ( промежуточный , итоговый ) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышлении, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме ( таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
-Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере ( набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"
Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"...
Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности на уроках по краеведению
Самым актуальным и эффективным методом работы в начальных классах является метод проектов. Он способствует развитию и формированию предпосылок поисковой деятельности, развитию творческих способн...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...
Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности
Проектная деятельность...
Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности
Проекты...
Статья "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Что значит интерактивное обучение? Это форма организации деятельности. Она имеет в виду конкретные и цели. Одна из целей состоит в комфортных условиях таких, при которых ученик чувствует успешность, с...
Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции
Коммуникативная культура включает в себя социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обс...