Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции
статья

Коммуникативная культура включает в себя социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность как средство формирования

коммуникативной компетенции

 

Игра – занятие с целью развлечения, подчиненное определенным правилам. Это важнейший вид детской деятельности, поэтому велика ее роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания его нравственных качеств. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Отличительные особенности игровой деятельности в работе по формированию коммуникативной компетенции.

1. Она доносит и включает в поведение личности определенные идеи, нормы, положения и цели, необходимые обществу в регуляции собственной деятельности. При этом игровая деятельность выполняют функцию образовательной интеграции общества и различных его групп.

 2. Игровая деятельность независимо от характера и сферы проявления

призвана решать важнейшие социальные задачи:

  • изучение, удовлетворение    и    повышение    образовательных

потребностей и интересов личности;

  • формирование общественно значимых качеств личности;
  • развитие креативности;
  • создание благоприятной образовательной макро- и микросреды;
  • организация социальной помощи и социально-психологической реабилитации через игровые формы деятельности.

Таким образом, игровая деятельность в формировании коммуникативной компетенции имеет множество вариантов. Каждое учебное заведение, дополнительное образование, родители должны предоставлять ребенку возможность выбора той формы, которая ближе именно ему, в части коммуникационного развития. Социальная значимость игровой деятельности в формировании коммуникативной компетенции обусловлена проникновением ее во все сферы жизнедеятельности общества. Исходя из того, что формирование коммуникативной компетенции базируется помимо прочего на технологиях игровой деятельности, можно выделить следующие типы технологий игровой деятельности, используемых в данном процессе. Типы технологий игровой деятельности, используемых в процессе

формирования коммуникативной компетенции:

  1. Взаимодействие на базе образовательных учреждений.
  2. Межличностные коммуникации.
  3. Разработка проектов на базе социально-культурного подхода.

Таким образом, помимо того, что дети могут участвовать в проектах по созданию игровой инфраструктуры на базе своего учреждения образования, они также могут реализовывать масштабные проекты по проведению мероприятий, представлений в игровой форме, где с помощью педагогов они будут объединены общим делом, при этом в процессе реализации проекта дети постоянно будут сталкиваться с выражением тех или иных коммуникационных связей, на что и направлена игровая деятельность при формировании коммуникативной компетенции.

Можно выделить интегральную концепцию игровой деятельности в рамках формирования коммуникативной компетенции младших школьников, которая базируется на трех видах технологий, каждая из которых ориентирована на создание различных объектов:

  • технологии практической деятельности, направленные на непосредственную реализацию игровой активности;
  • технологии социального значения, направленные на общество, на организацию социального взаимодействия;
  • технологии психологического значения, направленные на внутренний мир человека.

Однако игровая деятельность как раз позволяет отметить, что не всегда можно игровые действия разделить с точки зрения технологий только на 3 эти вида в чистом виде. В рамках игровой деятельности по формированию коммуникативных компетенций младших школьников предполагается реализация следующих целей:

  1. разработка взаимосвязанной политики в области образования и

коммуникации;

  1. междисциплинарная интеграция;
  2. гуманитаризация образования;
  3. ориентация на непрерывное развитие духовно и культурно богатой личности.

Задачи игр на уроках литературного чтения:

  • развитие творческих способностей детей;
  • развитие любознательности и познавательного интереса;
  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • развитие умения применять на практике полученные знания;
  • воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности;
  • развитие коммуникационных способностей;
  • формирование   навыков   исследовательской   и   проектной   деятельности.

С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом, особенно когда они организуются как система. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.

Можно выделить этапы организации игровых форм обучения:

  1. Подготовка к проведению.

Педагог излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры.

  1. Проведение игры.

 Учитель организует проведение самой игры, фиксирует следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет непонятные и спорные моменты и т. д.

  1. Обсуждение игры.

Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика событий игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу трудностей, идей, которые приходили в голову, и т. д., побуждает детей к анализу проведенной игры.

  1. Особенности проведения.

Для того чтобы интеллектуально-познавательная игра прошла удачно,

необходимо помнить некоторые особенности ее проведения:

  1. Игра должна приносить удовольствие. Каждый успех учащегося –

это его достижение. Радуйтесь этому, это вдохновляет участников на новые победы.

  1. Нельзя заставлять играть, лучше – заинтересовать.
  2. Нельзя обижать ребенка в игре.
  3. Интеллектуально-познавательные игры требуют от учащихся интеллектуального напряжения. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому, и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает такие свои мыслительные операции, как анализ, синтез, абстрагирование,

 обобщение и др.

  1. Перед тем, как предложить учащимся интеллектуальные задания, педагог должен обязательно попробовать выполнить их сам. Педагог должен знать ответы на все вопросы и задания игры.
  2. Целесообразно составлять интеллектуальные игры таким образом,

чтобы начальные задания были более простыми, т. к. успех в начале игры — обязательное условие.

  1. Можно устраивать соревнования на скорость решения задач и со взрослыми. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает.
  2. Обязательным является соблюдение учащимися правил, которые педагог оглашает в начале игры. Условия проведения и правила игры должны быть четкими и понятными.
  3. Характер деятельности всех учащихся должен быть продуман до

мелочей.

  1. Игра не должна быть скучной и надоедливой.
  2. Она должна соответствовать возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся.
  3. В конце игры должен быть подведен итог.

Можно привести пример интеллектуально-игровой формы обучения, которая может быть адаптирована к различным предметам, в том числе к урокам литературного чтения.

 

1.Урок с применением технологии «Аквариум». Данная технология очень эффективна при изучении спорных вопросов, поскольку она позволяет создать ситуацию дебатов, когда обучающиеся не только занимают определенную позицию по спорному вопросу, но и отстаивают ее друг перед другом, убеждают в своей правоте.

Отношение вопроса и ответа составляет ядро диалога. В рамках этого отношения ведущая роль принадлежит вопросу. Благодаря вопросам отдельные высказывания приобретают смысл, мысли говорящего не только соприкасаются с мыслями слушающего, но и глубоко проникают в них.

 Вопрос является требованием найти, сообщить, уточнить некоторые сведения. В вопросе выражается стремление ученика более точно понять текст или мысли собеседника.

Права ученика:

  1. Ставить вопросы и ожидать на них обоснованные ответы.
  2. Выдвигать проблемы.
  3. Принимать и развивать ролевую позицию (докладчик, оппонент, эксперт, генератор идей и др.).
  4. Высказывать и защищать свою точку зрения.
  5. Эмоционально поддерживать партнера, способствуя развитию его

 позиции.

Диалогические ситуации имеют различную природу. Рассматривая то или иное положение, человек может соглашаться с ним, подтверждать или дополнять его, отвергать или сомневаться в нем. Поэтому «выяснение отношений» обретает самые разнообразные формы. В наиболее отчетливой форме диалогичность проявляется в беседе, споре, дискуссии

  1. Урок с применением игровой технологии.

В этом случае обучающиеся также могут поставить себя на место определенных ученых и просчитать определенную ситуацию.

Данная технология эффективна, когда необходимо воссоздать какую-либо деятельность, поступки конкретной личности. В ходе игровой деятельности даже ученики в большинстве случаев не принимающие активного участия в ходе урока, но желающие получить знания в готовом виде, с удовольствием включаются в процесс поиска информации и расчетов.

  1. Урок с применением проектной технологии. Преимущество этой технологии состоит в том, что обучающиеся не только самостоятельны в выборе тем, материала, форм представления, но и в том, что в этом случае та или иная математическая тема изучается более углубленно. Кроме того, данную технологию можно использовать практически на всех уроках, нужно лишь правильно подобрать темы проектов.
  2. Урок с применением технологии развития критического мышления.

Данная технология позволяет глубоко осмыслить информацию, «пропустить через себя», выработать определенное отношение к ней, поэтому ее уместно применят на уроках при изучении статистических данных и т.д.

 

  1. Урок с применением ИКТ. Поле деятельности с применением данной технологии обширно,         поэтому         ее можно         применять буквально         на всех уроках.  Это уроки с использованием мультимедиа презентаций (при изучении нового материала, защита проектов, обучающихся), уроки компьютерной поддержкой (проектная деятельность   учащихся, проверка знаний.    

Педагогические требования сводятся к тому, что, применяя игру, учитель должен быть уверен в целесообразности её использования, а также должен определить цели игры.

 Можно сделать вывод, что игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников посредством игровой деятельности является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....

ВКР на тему "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"

Выпускная квалификационная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"Работа состоит из следующих пунктов:ВведениеГлава I....