Рабочая программа по предмету " Математика" 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

Рабочая программа по ФГОС для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету  «Математика» для 2 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский  составлена на  основе:

- примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);

-общей образовательной программы ФГОС НОО МАОУ СОШ п.Новониколаевский на 2011-2015гг;

- примерного тематического планирования примерной программы по математике и авторской программы «Программа по математике » Н.А.Чураковой, О.В. Малаховской УМК «Перспективная начальная школа».

 При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов

Концепция (основная идея) программы

      В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни. Кроме этого, имеется полное согласование целей данного предмета и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и прежде всего его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).

      В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

         Начальный курс математики имеет следующие цели:

- Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.

- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении;  формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

- Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

- Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Задачи:

  • Развитие  у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), формирование элементов системного мышления, планирование, систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.  
  • Математическое развитие младшего школьника; формирование способности к продолжительной  умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
  • Освоение начальных  математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами.
  • Воспитание  критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Общая характеристика курса

        Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.

         Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение роли, отводимой изучению геометрического материала и изучения величин. Изучение арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

         Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

Методы обучения:

Содержание программы носит обучающий и развивающий характер. При проведении уроков используются: беседы, интегрированные уроки, работа в группах, парах, дифференцированные и творческие задания, уроки-путешествия, игры, сказки. Уроки проводятся с использованием средств ИКТ в качестве эффективного средства обучения младших школьников

    Место предмета «Математика» в учебном плане

Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно Федеральному базисному учебному плану на курс «Математика» отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.  Во 2 классе  136часов (4 ч. в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной  жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный  интерес к математической науке.

Метапредметными  результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Содержание тем учебного курса

Числа и величины (20 ч)

Нумерация и сравнение чисел.

         Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел. «Круглые» десятки.

         Устная и письменная нумерация трехзначных чисел: получение новой разрядной единицы - сотни, третий разряд десятичной записи - разряд сотен, принцип построения количественных числительных для трехзначных чисел. «Круглые» сотни. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

         Сравнение чисел на основе десятичной нумерации.

         Изображение чисел на числовом луче. Понятие о натуральном ряде чисел.

         Знакомство с римской письменной нумерацией.

         Числовые равенства и неравенства.

         Первичные представления о числовых последовательностях.

Величины и их измерение.

         Сравнение предметов по массе без ее измерения. Единица массы - килограмм. Измерение массы. Единица массы - центнер. Соотношение между центнером и килограммом (1 ц=100 кг).

         Время как продолжительность. Измерение времени с помощью часов. Время как момент. Формирование умения называть момент времени. Продолжительность как разность момента окончания и момента начала события. Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Календарь. Единица времени - век. Соотношение между веком и годом (1 век=100 лет).

Арифметические действия (46ч)

         Числовое выражение и его значение. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Правило вычитания суммы из суммы. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Разностное сравнение чисел. Запись сложения и вычитания в столбик: ее преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий. Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью калькулятора.

         Связь между компонентами и результатом действия (сложения и вычитания). Уравнение как форма действия с неизвестным компонентом. Правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.

         Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (.).  Множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения. Случаи умножения на 0 и 1. Переместительное свойство умножения.

         Увеличение числа в несколько раз.

         Порядок выполнения действий: умножение и сложение, умножение и вычитание. Действия первой и второй ступеней.

         Знакомство с делением на уровне предметных действий. Знак деления (:). Деление как последовательное вычитание. Делимое, делитель, частное и его значение. Доля (половина, треть, четверть, пятая часть и т. п.). Деление как нахождение заданной доли числа. Уменьшение числа в несколько раз.

         Деление как измерение величины или численности множества с помощью заданной единицы.

         Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Текстовые задачи (36ч)

         Арифметическая текстовая (сюжетная) задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки арифметической текстовой (сюжетной) задачи и ее обязательные компоненты: условие с наличием числовых данных (данных величин) и требование (вопрос) с наличием искомого числа (величины). Формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста. Краткая запись задачи.

         Графическое моделирование связей между данными и искомыми.

         Простая задача. Формирование умения правильного выбора действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия и с помощью графической модели.

         Составная задача. Преобразование составной задачи в простую и наоборот за счет изменения требования или условия. Разбивка составной задачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.

         Понятие об обратной задаче. Составление задач, обратных данной. Решение обратной задачи как способ проверки правильности решения данной.

         Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на сложение и вычитание с помощью уравнений.

         Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

         Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом.

         Задачи, содержание отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…

Геометрические фигуры (10ч)

   Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Прямоугольник. Квадрат как частный случай прямоугольника.

         Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному.

Геометрические величины (12ч)

         Единица длины - метр. Соотношения между метром, дециметром и сантиметром (1м=10дм=100см).

         Длина ломаной. Периметр многоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.

Работа с данными (12ч)

         Таблица умножения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу второго года обучения

Обучающиеся научатся:

-  вести счёт десятками и сотнями;

-  различать термины «число» и «цифра»;

-  распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами;

-  читать и записывать все однозначные, двузначные и трёхзначные числа;

-  записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;

-  сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков(>, <, =);

-  изображать числа на числовом луче;

-  использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;

-  находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;

-  воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;

-  применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

-  воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;

-  применять правило вычитания суммы из суммы;

-  воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножения с нулём и единицей;

-  выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов;

-  находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;

-  записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки (. , :);

-  употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления;

-  воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;

-  выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;

-  применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащие действия одной или нескольких ступеней;

-  чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

-  определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах при помощи измерительных приборов;

-  строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

-  находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

-  выражать длину отрезка, используя разные единицы длины;

-  использовать соотношения между изученными единицами длины (см, дм, м) для выражения длины в разных единицах;

-  распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;

-  измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (кг, ц);

-  измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); переходить от одних единиц времени к другим;

-  устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;

-  распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое);

-  строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;

-  решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…»;

-  разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);

-  формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной;

-  читать и заполнять строки и столбцы таблицы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-  понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;

-  пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;

-  понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;

-  понимать и использовать термин «числовая последовательность»;

-  воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;

-  понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;

-  понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);

-  записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;

-  понимать бесконечность прямой и луча;

-  понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;

-  использовать римские цифры для записи веков и различных дат;

-  оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;

-  понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью;

-  рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи, отличать их от других задач (логических, геометрических, комбинаторных);

-  моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;

-  использовать табличную форму формулировки задания.

Программа формирования УУД  по предмету «Математика»

2 класс

 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

         

         Обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

         Обучающиеся научатся или получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

         Обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

         Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

1.   Подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков.

2.  Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

      а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и т.п.), рисунков, схем;

      б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

      в) выполнять задания на основе использования свойств  арифметических действий.

3. Проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное  решение (правильный ответ).

4.  Строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

5.  Использовать (строить) таблицы, проверять по таблице.

6.  Выполнять действия по заданному алгоритму.

7.  Строить логическую цепь рассуждений.

 

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

1.Закон «Об образовании в РФ»

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.        

3Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2009

4.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост.Н.В.Лободина. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

5.О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Математика в вопросах и заданиях. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2014;

6.О.А. Захарова. Математика в практических заданиях. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №3. - М.: Академкнига/Учебник, 2014;

7.О.А. Захарова. Практические задачи по математике. 2 класс: Тетрадь для подготовки к олимпиаде - М.: Академкнига/Учебник, 2014;

А.Л. Чекин. Математика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. -  М.: Академкнига/ Учебник, 2012.

8.О.А. Захарова. Математика. 1 – 4 класс: Методическое пособие. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. - М.: Академкнига/ Учебник, 2009;

9.А.Л. Чекин. Математика. 2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011;

10.Р.Г. Чуракова. Математика. 2 класс: Поурочное планирование. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012.

Образовательные диски:

1.http://www.openclass.ru,

2.http://fcior.edu.ru,

3.http://files.scool-collection.edu.ru,

4.http://festival.1september.ru,

5.http://www.viki.rdf.ru,

6.http://www.uchportal.ru,

        

График контрольных работ

Виды работ

I

II

III

IV

Контрольная работа

2

2

4

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

Рабочие программы по предметам. 4 класс. Программа"Начальная школа XXI века" под ред. Н. Виноградовой.

В материале помещены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру....

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочая программа по предметам 2 класс Составитель: Ведрова Т.М. учитель начальных классов

                        Пояснительная записка  к рабочей  программе  2 класс...

Рабочие программы по предметам 3 класса по программе ПНШ с Национально-региональным компонентом

Рабочие программы по всем предметам 3 класса в соответствии ФГОС НООО с Национально-региональным компонентом. Есть график проведения контольнольных и проверочных работ....