Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" разработана на 3 года. Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся. Программа внеклассных занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.<?xml:namespace prefix = o /??>
Данный курс состоит из двух разделов: 1 год- «Занимательная математика», 3-4 год - «Геометрия вокруг нас».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_k_vneurochnoy_deyatelnosti_zanimatelnaya_matematika.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Содержание.
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция.
1.2. Принципы.
1.3. Актуальность.
1.4. Цель.
1.5. Задачи.
1.6. Организационный принцип программы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
1.7 Формы и режим занятий.
1.8. Ожидаемые результаты.
1.8.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения модулей «Занимательная математика» и «Геометрия вокруг нас».
1.9. Формы подведения итогов реализации программы.
2. Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.
3. Преемственность.
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
4.1 Виды деятельности.
4.2. Материально-техническое обеспечение программы.
5. Список литературы.
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция программы.
Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся. Программа внеклассных занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Данный курс состоит из двух разделов: 2 класс- «Занимательная математика», 3-4 класс - «Геометрия вокруг нас».
1.2. Принципы.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Адекватность требований и нагрузок.
11. Постепенность.
12. Индивидуализация темпа работы.
13. Повторность материала.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.
1.3. Актуальность
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
1.4. Цель.
Цель программы: «Занимательная математика» - формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
1.5. Задачи.
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Для решения вышеперечисленных задач необходимо тщательно продумывать задания и способы предъявления их учащимся. Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, надо ставить перед детьми задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения. Это могут быть задачи на сообразительность, загадки. Такие задания можно предлагать перед основной работой или связывать их с темой занятия.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать, решить сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании тех или иных научных знаний, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка.
1.6. Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Занимательная математика» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года (2-4 класс).
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 25 человек.
В 1 год обучения в кружок «Занимательная математика» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Занятия проводятся два раза в неделю с 1 сентября по 25 мая.
Год | Количество часов | Кол-во | |
в неделю | в год | ||
1 (2 класс) | 1 | 34 | 25-30 |
2 (3 класс) | 1 | 34 | 25-30 |
3 (4 класс) | 1 | 34 | 25-30 |
1.7. Формы и режим занятий.
Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю. Дни занятий кружка учитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий.
Продолжительность занятий - 35-45 минут - во 2-4 классах. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов. Состав группы одновременно работающих детей может меняться. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток учитель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: решение, построение, измерение и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
1.8. Ожидаемые результаты.
- Знание названий геометрических фигур;
- Умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
- Умение ориентироваться в пространстве;
- Умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.
- Самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи, примеры уравнения;
- Последовательно рассуждать, доказывать.
1.8.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения модулей «Занимательная математика» и «Геометрия вокруг нас».
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
- разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответ-ствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
- пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание;
- решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения;
- геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии;
- расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции;
- расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу;
- разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части;
- поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации;
- решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность;
- распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- Использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы.
Участие в математических конкурсах, олимпиад. Защита математических проектов. Презентации.
2. Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Занятия по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.
Так как при знакомстве учащихся с новыми геометрическими фигурами: точка, линия, прямая линия, кривая линия, замкнутая и т. д, используется хорошо известное и понятное детям этого возраста четверостишие. «Точка, точка, запятая, «..»-с параллельным изображением на доске всего того, о чем говорится, а затем еще раз выделяются и демонстрируются все те же геометрические фигуры, которые были названы и нарисованы. Можно привести много примеров. Целесообразно проводить курс 1 раз в неделю учебного года.
Первый год обучения ставит цель - научить ориентироваться в таких понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
Второй год обучения ставит цели - сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырехугольники», научить сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой. Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром.
Третий год ставит цели знакомить учащихся с понятием высота, медиана, биссектриса, их построениями: определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с геометрическими телами.
Формирование основных понятий
Алгоритм. Задача. Способ решения задачи.
Точка. Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Знакомьтесь – линейка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие.
Углы.
Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов).
Треугольники.
Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Сравнение треугольников. Из множества треугольников найти названный. Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
1 год обучения (2 класс)
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
|
2 | Числа. Арифметические действия и величины. | 11 | 1 | 10 |
|
3 | Мир занимательных задач | 10 | - | 10 |
|
4 | Геометрическая мозаика | 11 | 2 | 9 | |
5 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
|
| Итого | 34 | 4 | 30 |
|
Содержание:
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | УУД | Формы и методы |
1. | Математика – это интересно | 1 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | беседа, практика | |
2. | Танаграм: древняя китайская головоломка. | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | ||
3. | Путешествие точки. | 1 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | беседа, практика | |
4. | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
5. | Танаграм: древняя китайская головоломка. | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
6. | Волшебная линейка | 1 | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | беседа, практика | |
7. | Праздник числа. | 1 | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | соревнова-ние | |
8. | Конструирование многоугольников из деталей танаграма. | 1 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
9. | Игра- соревнование «Веселый счёт» | 1 | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. | соревнова- ние | |
10. | Игры с шахматными фигурами. | 1 | Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | беседа, практика | |
11. | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
12 | Игры с шахматными фигурами | 1 | Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | практика | |
13-14 | Весёлая геометрия | 2 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
15-16 | Математические игры | 2 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100»;«Вычитание в пределах 100». | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
17. | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
18 | Задачи-смекалки. | 1 | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
19 | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | практика | |
20 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100»; «Вычитание в пределах 100». | Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. | практика | |
21 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
22 | Математическая карусель. | 1 | Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
23 | Уголки | 1 | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | беседа, практика | |
24. | Конструирование фигур из деталей танаграма. | 1 | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
25 | Игры с шахматными фигурами | 1 | Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
26. | Математическое путешествие. | 1 | Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
27-28 | Математические игры | 2 | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. | практика | |
29. | Секреты задач | 1 | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | практика | |
30. | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
32. | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
33. | Математическая карусель. | 1 | Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
34. | Итоговое занятие | Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика |
2 год обучения (3 класс)
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
|
2 | Основные геометрические понятия | 17 | 4 | 13 |
|
3 | Углы | 5 | 1 | 4 |
|
4 | Треугольники | 6 | 1 | 5 | |
5 | Четырёхугольники | 4 | - | 4 | |
6 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
|
| Итого | 34 | 7 | 27 |
|
Содержание
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | УУД | Формы и методы |
1. | Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. | 1 | Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | беседа, практика | |
2. | Цвета радуги. Их очередность. | 1 | Сказка о малыше Гео. Практические задания. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | беседа, практика | |
3. | «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. | 1 | Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | беседа, практика | |
4. | Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. | 1 | Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт» | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
5. | Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | Задачи на развитие логического мышления. Загадки. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
6. | Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. | 1 | Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | беседа, практика | |
7. | Решение топологических задач. | 1 | Самостоятельная работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под». | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
8. | «Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии. | 1 | Продолжение сказки. Практические задания. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
9. | Решение топологических задач. Лабиринт. | 1 | Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт. | Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. | практика | |
10. | Направление движения. Взаимное расположение предметов в про- странстве. | 1 | Разучивание песенки. Игра «Дорисуй». | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | беседа, практика | |
11. | Вертикальные и горизонтальные прямые линии. | 1 | Сказка. Практические задания на Геоконте. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
12. | Первоначальное знакомство с сетками. | 1 | Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | практика | |
13. | Отрезок. Имя отрезка. | 1 | Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
14. | Сравнение отрезков. Единицы длины. | 1 | Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру». | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
15. | Ломаная линия. | 1 | Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт». | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
16. | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1 | Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
17. | Решение задач на развитие пространственных представлений. | 1 | Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком». | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | практика | |
18. | Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. | 1 | Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком». | Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. | практика | |
19. | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | 1 | Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
20. | Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла. | 1 | Сказка. Геоконт. Практические задания. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
21. | Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла. | 1 | Сказка. Игра «Одним росчерком». | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | беседа, практика | |
22. | Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия. | 1 | Сказка. Практические задания. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
23. | Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте. | 1 | Сказка. Практическое задание. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
24. | Многоугольники. | 1 | Коллективная работа. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | беседа, практика | |
25. | Математическая викторина «Гость Волшебной поляны». | 1 | Сказка. Задания Незнайки. | Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. | соревнова-ние | |
26. | «В городе треугольников». Треугольник. | 1 | Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | практика | |
27. | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | 1 | Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города) | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
28. | Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | 1 | Сказка. Разучивание песенки. Практические задания. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
29. | Треугольник. Виды треугольников. | 1 | Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
30. | «В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. | Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | ||
31. | Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб. | Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат». | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | ||
32. | Квадрат. | Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | ||
33. | Танаграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | ||
34. | Геометрический КВН. Повторение изученного в 3-м классе. | Командное соревнование на проверку знаний по геометрии. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика |
3 год обучения (4 класс)
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
| |
2 | Символика. Построение. | 11 | 1 | 10 |
|
3 | Периметр. Площадь. | 7 | 1 | 6 |
|
4 | Циркуль. | 9 | 1 | 8 | |
5 | Углы. Транспортир. | 3 | - | 3 | |
6 | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
|
| Итого | 34 | 3 | 31 |
|
Содержание
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | УУД | Формы и методы |
1. | Путешествие в страну Геометрию продолжается. Повторение изученного в 3-м классе. | 1 | Блиц-турнир «Кто правильнее». Логические задачи. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | соревнова- ние | |
2. | «Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела. | 1 | Стихотворение о геометрических фигурах. Конструирование игрушек. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | беседа, практика | |
3. | «Жители города многоугольни-ков». Многоугольники. | 1 | Продолжение сказки. Практическая работа. Аппликация. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
4. | Периметры многоугольников. | 1 | Задания на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком». | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
5. | «Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник. | 1 | Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?» | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
6. | Окружность и круг. | 1 | Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | беседа, практика | |
7. | Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности. | 1 | Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник». | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
8. | Радиус, диаметр круга. | 1 | Сказка. Практические задания. Узоры из окружностей. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
9. | Касательная. | 1 | Сказка. Практические задания. | Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. | практика | |
10. | Решение задач. Узлы и зацепления. | 1 | Самостоятельная работа. Игра «Танаграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
11. | Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. | 1 | Стихотворение. Игра со спичками. «Танаграм». | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
12. | Радиус и диаметр окружности. | 1 | Графический диктант. Практические задания. Аппликация. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | беседа, практика | |
13. | Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. | 1 | Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию». | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
14. | Сектор. Сегмент. | 1 | Сказка. Практические задания. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
15. | Параллельные прямые. | 1 | Песенка. Задачи на развитие логического мышления. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | беседа, практика | |
16. | «Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников. | 1 | Алгоритм построения параллелограмма. Геометрический диктант. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
17. | Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. | 1 | Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей». | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | практика | |
18. | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. | 1 | Графический диктант. Оригами «Собачка». | Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. | практика | |
19. | Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 | Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком». | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
20. | Диагонали квадрата. Игра «Паутинка». | 1 | Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка». | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
21. | Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розе ток». | 1 | Работа с циркулем – вычерчивание «розеток». | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | беседа, практика | |
22. | Решение топологических задач. | 1 | Решение задач. Оригами «Волк». | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
23. | Многоугольники выпуклые и невыпуклые. | 1 | Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
24. | Периметр многоугольника. | 1 | Геометрическая разминка. Оригами «Дед мороз». | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | беседа, практика | |
25. | Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равносторон-него треугольников. | 1 | Преобразование именованных величин. Рассказ о Евклиде. Практическая работа. | Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. | соревнова-ние | |
26. | Площадь. | 1 | Решение заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. | практика | |
27. | Площадь. Единицы площади. | 1 | Задачи на построение. Логическая задача. «Танаграм». | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | |
28. | Нахождение площади равностороннего треугольника. | 1 | Игра «Настольный хоккей», «Догадайся». Практическая работа. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | |
29. | Плоскость. | 1 | Практическая работа, направленная на развитие умения понимать понятие «плоскость». Игра «Одним росчерком». | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | |
30. | Угол. Угловой радиус. | Графический диктант. Аппликация из геометрических фигур. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы и их образы. | практика | ||
31. | Сетки. | Игры в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон». | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | ||
32. | «Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор». | Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | практика | ||
33. | Обобщение изученного материала. | Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | практика | ||
34. | Урок-праздник «Хвала геометрии!» | Праздник. | Принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | презентация |
К концу 2 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.
К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул.
Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).
3. Преемственность.
Программа кружка предполагает:
- сформировать у младших школьников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта мыслительной деятельности;
- основу для дальнейшего знакомства детей 5 класса с умственным трудом.
В начальной школе закладываются основы успешного школьного обучения. А среднее звено школы, как приемник начальной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – младшего школьника и развивает накопленный им потенциал.
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе с детьми будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,
б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.
Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.
Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
4.1 Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
4.2. Материально-техническое обеспечение программы.
Для осуществления образовательного процесса по программе «Занимательная математика» необходимы следующие принадлежности:
игра «Геоконт»;
игра «Шахматы»
игра «Пифагор»;
игра «Танаграм»;
набор геометрических фигур;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по «Математике и конструированию».
5. Список литературы.
Литература для учителя.
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
Литература для ученика.
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2008
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение», 2008
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 4 класс.- М. «Просвещение», 2008
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2010
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2010
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Курс математика и конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...