Методические разработки по математике и окружающему миру
методическая разработка (1, 3, 4 класс) на тему
Представлены методические разработки по математике и окружающему миру для 1-4 классов
Темы:
1. "Точки и линии" (математика, 1 класс)
2. "Мир как дом" (окружающий мир, 3 класс)
3. "Конус" (математика, 4 класс)
4. "Мир животных" (окружающий мир, 1 класс)
5. "Дециметр" (математика, 1 класс)
·
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему «Мир как дом»
Технология проектной деятельности
Михайленко Т.М.
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 412
( «Окружающий мир, 3 класс»
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая)
ПРЕДМЕТ: окружающий мир
КЛАСС: 3
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Обобщить полученные знания о цепях питания и о круговороте веществ в природе в лесу, на лугу, в водоеме; помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.
ЗАДАЧИ:
Предметные:
- показать значимость пищевых цепочек и круговорота веществ в природе;
- развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.
Метапредметные
- создание условий для развития умений выделять причинно-следственные связи;
- создание условий для развития умения формулировать выводы;
- создание условий для самостоятельной оценки собственной деятельности
Личностные
- закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к природе;
- обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА
- Систематизация знаний о цепях питания и о круговороте веществ в природе: в лесу, на лугу, в водоеме;
- Формирование бережного отношения к природе.
МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Загадки, вопросы для учащихся, картинки животных и растений, сообщения учащихся, защита проектов, проблемные ситуации.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- письмо от героев учебника;
- карточки с заданиями: загадки; конверт с картинками для составления цепей питания; карточка с вопросами;
- мультимедийное оборудование с презентацией по теме
- жетончики
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Окружающий мир”. Часть1.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Окружающий мир”;
СТРУКТУРА УРОКА:
- Организационный момент.
- Сообщение целей урока
- Повторение изученного материала
- Физкультминутка.
- Защита проектов
- Итог урока (оценивание учащихся)
- Рефлексия
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
- Ребята, я сегодня шла в школу и мне передали письмо для вас. Давайте посмотрим, что там.
Достаем письмо:
«Дорогие ребята, мы знаем, что вы хорошо учитесь и много знаете. И мы решили проверить вас, как вы хорошо знаете материал по окружающему миру. Мы вам подготовили задания и надеемся, что вы справитесь.
Ваши друзья Аня, Ваня и профессор Самоваров»
2. Сообщение целей урока
- Ребята, вот вам первое задание. Давайте подумаем, о чем же мы с вами будем говорить на уроке? (ответы детей).
- Чтобы вам помочь ответить на этот вопрос, наши друзья приготовили вам загадки.
ЗАГАДКИ (показ презентации 2-4 слайд)
1. Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
И желт, и синь, и ал!
(Луг)
2. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю -хворостиной.
(Лес)
3. Течет, течет не вытечет
Бежит, бежит не выбежит (водоем).
(за каждый правильный ответ команды получают жетоны)
- Молодцы! Так о чем мы с вами будем говорить на уроке? (ответы детей). Правильно, мы подведем итоги изученного материала о лесе, о луге, о водоеме, а для этого разделимся на 3 команды: Лесная, Луговая, Водоемная. (На столах у учащихся названия их команды)
3. Повторение изученного материала
– Теперь задания № 2 командам от наших героев. Дети, скажите, а что же такое цепи питания? (ответы детей: особенности питания разных животных в живой природе складываются невидимые цепочки). Сейчас каждая команда получит конверт с картинками и вам необходимо составить цепи питания в лесу, на лугу, в водоеме. А затем их назвать (ответы команды).
(за каждый правильный ответ команды получают жетоны)
- А чтобы нам все вспомнить, наши друзья нам подготовили следующее задание № 3 – «А знаешь ли ты?». Вам, ребята, предстоит ответить на вопросы. Каждая команда должна ответить на 4 вопроса.
(за каждый правильный ответ команды получают жетоны)
Вопросы (презентация вопросов слайд 5-7):
- Какие основные группы животных вы знаете? (звери, птицы, рыбы, насекомые)
- На какие группы ученые делят животных по особенностям питания? (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Приведите примеры.
- Какие особенности приспособленности животных к добыванию пищи или защите от врагов вы знаете?
- Почему лес называют единством живой и неживой природы?
- Какие организмы составляют лесное сообщество?
- Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?
- Какие живые организмы составляют луговое сообщество?
- Почему луг называют единством живой и неживой природы?
- Какая взаимосвязь между цветами и насекомыми?
- Почему водоем называют единством живой и неживой природы?
- Какие живые организмы составляют сообщество водоема?
- Зачем в водоеме ракушки? (ответы детей)
(за каждый правильный ответ команды получают жетоны)
4. Физкультминутка
5. Защита проекта
- А теперь, ребята, наши друзья вам подготовили следующее задание № 4. Вы получите листы бумаги и конверты с картинками. Каждой команде предстоит подготовить и защитить свой проект на тему; «Круговорот веществ в природе». Команда Лесовечок – готовит проект «Круговорот веществ в лесу», команда Луговичок – проект «Круговорот веществ на лугу», команда Водоемчик – проект «Круговорот веществ в водоеме».
(Команды представляют свой проект)
6. Итоги урока
- Какие вы ребята молодцы! - Скажите, а для чего нам нужно знать: цепи питания, круговорот веществ в природе? (ответы детей: беречь и охранять нашу природу). Вот следующий урок мы поговорим о богатстве нашего края и охране природы.
Выставление отметок за работу на уроке
7. Рефлексия
- Ребята, какое задание было самым трудным? (ответы детей)
- Что мы с вами повторили на уроке? (ответы детей)
- Все ли мы задания смогли выполнить сегодня на уроке? (ответы детей)
8. Домашнее задание
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» с. 74 -76
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: «Конус»
Технология исследовательской деятельности
Михайленко Т.М.
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 412
( «Математика, 4 класс» Дорофеев)
Предмет: математика
Класс: 4
Тип урока: формирование новых знаний
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Математика» по теме «Конус».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развивать умения распознавать геометрическую фигуру «Конус»;
Планируемый результат: уметь находить геометрическую фигуру конус и его части.
Основные понятия: «конус», «вершина конуса», «боковая поверхность», «основание
Методы работы:
- частично-поисковые
- словесные
- наглядные
- практические
Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.
План урока
I. Организационный момент
II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
IV. Изучение нового материала
V. Решение задач на нахождение элементов конуса
VI. Дополнительная информация о конусе
VII. Подведение итогов урока
VIII. Задание .
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Ход урока
- Ребята, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете? (дети называют)
_ А сейчас я прочитаю вам загадку, попробуйте угадать, о чем идет речь?
Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (Конус).
- Правильно ребята, конус. Тогда скажите, какая у нас сегодня тема урока? Правильно, знакомство с геометрической фигурой – конусом.
Историческая справка
А вы знаете, что с конусом люди знакомы с глубокой древности.
Изготовление конуса
- А теперь откройте конверты и достаньте фигуры. Сейчас мы сделаем фигуру. Посмотрите, что получилось – конус.
Откройте учебник на с. 108. Конус имеет основание – окружность и боковую поверхность.
Задание № 2 с 109
- Назовите предметы, имеющие форму конуса (дети называют)
Стих
КОНУС
Сказала мама: - А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
КОНУС- шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала. –
Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
-Мама, с места я не тронусь ,
Расскажи ещё про конус.
-Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.
- Какие предметы в стихотворении еще есть конусообразной формы
- А вы знаете зачем нам знать о конусах?
По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1 000 000 жителей (чаще в южных странах). Этого бы не случалось, если бы везде были громоотводы, так как образуется конус безопасности.
“Конусами”(Слайд 9) называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2-16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 500 видов. Некоторые улитки конусы – изощренные хищники. Они подстерегая рыб, закапываются в песок и выставляют длинные хоботки, похожие на червей. Хоботки – приманка для рыб. Конусы убивают жертву сильным ядом и переваривают добычу в глотке-воронке, натягивая ее на рыбу как чулок.
Живут в тропиках и субтропиках. Укус конусов для человека очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.
В геологии существует понятие “конус выноса” (Слайд 10). Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину.
1. Фронтальная работа
Из предложенных геометрических фигур выбрать конус
Сравнение конуса и цилиндра.
- Ребята, угадайте загадку, о какой фигуре идет речь.
У батона колбасы
Мы отрезали носы,
Он теперь – мужская шляпа
Удивительной красы.
(цилиндр)
Правильно – цилиндр.
А что мы о нем знаем? Давайте сравним цилиндр и конус. Что у них общего и разного?
Динамическая пауза: Педагог поочерёдно показывает геометрические фигуры – дети выполняют движения:
Треугольник – прошагай,
Квадрат – приседай,
Ну, а если круг – дружок,
Выполняя скорей прыжок.
II.
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его.
(трапеция)
Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок.
(шар)
Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать?
(ромб)
Пес Барбос и пес Пират
Тянут за углы квадрат.
Коль сейчас не прекратят,
То во что же превратят?
(в ромб, если тянут за противоположные углы;
в трапецию, если за соседние)
Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.
(овал)
VIII. Итог урока.
- Что нового узнали? Что такое конус? Из чего состоит? Какой конус бывает? Зачем предметы конусной формы?
Предварительный просмотр:
Конспект урока
на тему: «Мир животных»
Игровые технологии
Михайленко Т.М.
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 412
( «Окружающий мир, 1 класс»
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая)
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тип урока: игра-путешествие
Цель: 1. Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, , птицах и зверях.
2. Расширить знания детей о разнообразии животных, познакомить с паукообразными.
3. Учить сравнивать и выявлять существенные признаки.
Задачи:
- Личностные:
- воспитывать любовь, бережное отношение к животным, природе;
- развивать мышление, память, внимание, интерес к предмету, к познанию окружающего мира;
- развивать эстетические чувства.
- Метапредметные:
- получение знаний об окружающем мире;
- формирование ответственного отношения к природе.
3. Предметные:
- формировать представления о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) и их существенных признаках.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- плакат «Животный мир»
- карточки с изображением животных
- раздаточный материал
Ход урока:
- Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие, а в какое, вы узнаете, когда отгадаете мои загадки. (Отгадки сопровождаются показом картинки)
Загадки:
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (утка)
На лугу живет скрипач.
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Пушистый хвост – краса, кто же это? (лиса)
Хищная рыба с острыми зубами. (щука)
- Как вы думаете, дети, о чем мы будем с вами говорить на уроке? (о животных, животном мире)
- Правильно, а каких животных вы знаете? (дети называют)
(Некоторых животных, которых будут называть дети, можно показать на картинках)
- Когда вы называете знакомых вам животных, вы перечисляете только животных одной группы. (чаще всего дети называют зверей)
- Посмотрите, а это кто? (показ картинки с рыбой). Это рыба, а она является животным? (да)
- А голубь, является животным? (да)
- А муха, является животным? (да)
(на доске картинки с животными разных групп)
- Перед вами животные. (слайд № 2)
- А как вы думаете, на какие группы мы можем разделить животных? (слайд № 3)
(рыбы, звери, птицы, насекомые)
- А теперь, давайте сравним, правильно ли мы разделили животных на группы.
2. Работа в учебнике
- Посмотрите, первая группа – насекомые, перечислите представителей группы насекомых. (дети перечисляют)
- Вторая группа - рыбы, перечислите представителей группы рыбы. (дети перечисляют)
- Третья группа – птицы, перечислите представителей группы птицы (дети перечисляют)
- Четвертая группа – звери, перечислите представителей группы звери (дети перечисляют)
- Теперь мы с вами определили 4 группы животных. Давайте, перечислим их еще раз. (дети перечисляют: рыбы, звери, птицы, насекомые).
3. Игра «Угадайка»
- Посмотрим, какие вы внимательные. Мы с вами сыграем в игру «Угадайка». Вы увидите животных и должны будете назвать к какой группе они относятся. (Слайд № 4-7)
Физкультминутка «Летает – не летает»
Учитель называет животных, если они летают – дети машут руками, как птицы. Если животные не летают, дети приседают.
Животные: воробей, барсук, ворона, синица, белка, снегири, крот, еж, кукушка, кабан, заяц, соловей, рысь.
- Выделение признаков, по которым мы отличаем животных от других
- Ребята, а как же нам различить этих животных от других?
- Как отличить насекомое от других животных? (дети: они летают) – слайд № 8
- А можно назвать муравья насекомым? (да) слайд № 9
- Умение летать хотя и важный признак, но не главный. Главный – это количество ног.
- Сколько ножек у жуков? (6 ножек). А сколько ножек у пчел?, мух?, комаров?
- Значит, главный признак насекомых – это шесть ножек (три пары). (Детям выдаются картинки с изображением паука и божьей коровки. Дети считают ножки у божьей коровки и делают вывод, что у насекомых 6 ножек).
- А паук, является насекомым? (дети скажут да). Посчитайте, сколько ножек у паука? (Дети считают и делают вывод, что паук не насекомое, так как у него 8 ножек).Слайд № 10
- Паук – это уникальное животное, он помогает нам избавиться от комаров, мух. А паутина у паука – похожа на ювелирную работу.
- Дети, а как вы думаете, насекомые нужны в природе? Зачем? (ответы детей)
- А какие признаки отличают рыб от других животных? (дети ответят: они живут в воде) Слайд № 11
- А можно назвать рыбами кита и моржа? (нет) Слайд № 12
- Они живут в воде, значит жизнь в воде - важный, но не главный признак отличающих их от других животных. Главный признак – это наличие чешуи и жабр. А для чего рыбам жабры? (с помощью них они дышат). Слайд № 13
- А чем отличаются птицы от других животных? (ответы детей: они летают). Слайд № 14
- А насекомые тоже летают. Значит, не это главное, а что же главное? (ответы детей)
- А пингвин и страус – птицы? (да). Но они не летают. Слайд № 15
- Главный признак птиц – наличие перьев. Тело птиц покрыто перьями, которое защищают их от холода, и помогает летать.
- Наступили тяжелые времена для птиц – зима. Птицам очень трудно добывать себе пищу и наша задача помочь им. Мы будем подкармливать наших меньших братьев. Слайд № 16
- И наконец, какой главный признак отличает зверей от других животных? (шерсть) Слайд № 17
- Теперь мы разобрали все 4 группы и выделили в низ главные признаки, которые помогают отличить каждую группу животных от других. Давайте, вспомним, какие признаки у каждой группы. (показ картинки)
5. Работа в рабочей тетради. Закрепление пройденного материала.
Физкульминутка
Наш мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развел,
Меду видно, не нашел.
- Игра «Кто следующий…»
Сейчас мы сыграем в игру «Кто следующий…». Я буду называть животных, а вы должны продолжить цепочку:
- сорока, ворона, попугай…..
- бабочка, кузнечик, …..
- карась, гуппи, щука….
- тигр, медведь, лиса, заяц, волк, рысь….
(Можно усложнить задание, спросить у детей сколько животных было названо в каждой группе учителем и сколько животных назвали дети в каждой группе)
7. Игра «Кто лишний»
- А теперь проверим вас на внимательность. Мы будем играть в игру «Кто лишний». Ваша задача назвать группу животных и назвать животного, который будет лишним и почему? Слайды №1 8-21
8. Кроссворд
Основное слово – тигр, которое после отгадывания нужно, используя звуковые карточки, выложить на столе, т.е сделать звуковой анализ слова.
Слова по вертикали
- На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? (стрекоза)
- Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (аист)
- Зимой на ветках яблони.
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это …. (снегири)
- Не зверь, не птица,
Носок как спица,
Летит – кричит,
Сядет молчит. (комар)
9. Дидактическая игра в парах.
Дети получают карточки с животными, их задача разделить животных на группы, а затем их назвать
10. Итог урока
- О ком мы говорили на занятии?
- На какие группы можно разделить животных?
- Какие признаки отличают животных друг от друга?
- Как надо относиться к животным?
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
Технология исследовательской деятельности
Михайленко Т.М.
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 412
( «Математика, 1 класс»
Г.В. Дорофеев)
ПРЕДМЕТ: математика
КЛАСС: 1
Тема | «Дециметр» |
Тип урока | урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями |
Основная дидактическая задача | формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач |
Цели | обеспечить усвоение обучающимися новой единицы измерения длины - дециметра; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Задачи | Образовательные: - познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр; учить переводить см в дм и дм в см; измерять длины отрезков; закреплять знания нумерации. Развивающие: - развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, мыслительных операций логического мышления (анализ, сравнение путём выделения общих и различных признаков); развитие регулирующей сферы (рефлексии) на основе самоконтроля, взаимоконтроля; реализация коммуникативного подхода обучающихся друг с другом и обучающихся с учителем. Воспитательные: - воспитание заботливого отношения к птицам; воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, сообразительности, самостоятельности) |
Планируемые результаты | Предметные: Обучающиеся узнают единицу измерения длины – дециметр, уметь использовать полученные знания в практической деятельности. Метапредметные: Обучающиеся научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выполнять учебные задания в соответствии с целью; перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). Обучающиеся научатся формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; комментировать учебное действие в рамках учебного диалога (Коммуникативные УУД). Обучающиеся научатся применять новые знания на практике, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять парные задания; перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД) |
Основные понятия | дециметр |
Межпредметные связи | математика, окружающий мир, технология |
Ресурсы | учебник, тетрадь |
Оборудование | медиапроектор, компьютер, классная доска, раздаточный материал, веревочки длиной 4 дм (9 шт), ножницы (9 шт), полоски бумаги длиной 1 см и 1 дм (18 шт), числовой веер (инд.) |
Организация пространства | фронтальная работа, парная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация учебной деятельности Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Осознание мотивов учебно-познавательной деятельности | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | - Отгадайте, кто у нас сегодня в гостях (слайд 2) - Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. - Синичка приготовила вам задания. - Сегодня на уроке математики нам предстоит выполнить важное поручение синички. Синичка попросила старшеклассников сделать для нее домик (скворечник), а нас попросили начертить детали. Поможем им? Почему важно делать скворечники? Что нужно уметь и иметь для изготовления чертежа? Как вы считаете, сумеем мы справится с этими заданиями? Что для этого нужно? | Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) | |
II. Актуализация знаний Цели: -организовать актуализацию умений обучающихся; - повторить образование, последовательность и разрядный состав чисел второго десятка | Работают коллективно с учителем. | Организует уточнение вида работы на данном этапе урока. Организует повторение состава чисел в пределах 20. | Задание 1. Посмотрите, какие скворечники можно сделать. У большого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 1 единица. Покажите это число. Дети показывают ответ на числовом веере. У правого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 3 единицы (13) Какой номер у среднего скворечника, если они пронумерованы в порядке возрастания? Посмотрите на номера скворечников и скажите, что общего у этих чисел? Задание 2. Высота скворечников разная, как вы думаете, почему? Они предназначены для разных птиц. Ведь у птиц разный рост. Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Просто первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему все домики для птиц называют скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы. Покажите на веере рост пестрого дятла и расскажите, как рассуждали. … совы-сплюшки? …воробья? Посмотрите на эти числа (11, 14, 19) и скажите, что обозначает цифра 1? А цифра 4 в числе 14? Сколько единиц в числе 11? Сколько десятков в числе 19? Ответы показывают на веере. | Знать названия и последовательность чисел при счёте. Считать в прямом и обратном порядке. Читать, записывать, сравнивать числа. Знать разрядный состав чисел. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
III. Осознание проблемы Цели: - выявить место затруднения; - организовать формулирование проблемы и темы урока обучающимися. | Под руководством учителя формулируют тему урока. | Организует выполнение задания по определению формулировки темы урока. | Вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. И мы тоже будем делать чертеж синичника. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. Отгадайте рост синицы: 1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы. Какая величина нам известна? Что можно измерять в сантиметрах? (при помощи линейки) Какая из величин нам не известна? Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»? Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением). Прочитайте по слогам, с ударением. Хоровое чтение Итак, с чем будем знакомиться сегодня на уроке? • Какие единицы измерения вы знаете? • С помощью какого прибора можно измерить длину отрезка? • Что значит измерить длину отрезка? (Измерить длину отрезка-это значит установить его длину в определенных единицах.) | Знать единицу измерения длины - дециметр | Умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
IV. Открытие нового знания Цели: - обеспечить усвоение обучающимися понятия «дециметр» в ходе выполнения практических заданий | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | Организует усвоение обучающимися понятия «дециметр» в ходе практической работы | Именно эта единица длины необходима нам для создания чертежей деталей синичника, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать. Задание 1. Практическая работа - Синичка выслала для вас конверты, откройте, что в них? -Отрезок и 3 мерки - Приложите 1 мерку (красную). Сколько укладывается мерка (2 раза). Теперь возьмите желтую мерку (3 раза) и синюю – 6 раз. - Почему получились разные результаты? (мерки разной длины). В старину люди также столкнулись с такой проблемой измерения длины и были введены единые общепринятые единицы измерения. С одной вы уже знакомы. Правильно – сантиметры - Теперь общепринятой меркой 1 см – мы измерим отрезок (6 см). Мерка укладывается 6 раз. Значить отрезок равен 6 см. - Теперь измерим другой отрезок меркой 1 см. Мерка в 1 см мала. Вы догадались, что надо сделать? Надо взять мерку больше. Давайте ее получим. Возьмем мерку в 1 см и отложим 10 раз. Мы отложили 10 см. Люди договорились называть дм. (десятая часть см). В 1 дм – 10 см. С помощью новой мерки измерим большой отрезок. Мерка укладывается 3 раза. Значит отрезок равен 3 дм. А в сантиметрах – 1 дм – 10 см. 3дм – 30 см Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему? Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз. Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной одному …? Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм». Подпиши полоску с другой стороны. Задание 2. Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать? По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см (Учитель чертит на доске). Проверьте, верно ли вы начертили с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?… надо положить… Как подпишем? 1 дм или 10 см Сколько же см в 1 дм? В 1 дм – 10 см Запишем. Открыли учебник стр. 64. С какой единицей длины мы были знакомы? С какой единицей длины мы познакомились? Как они связаны между собой? В 1 дм – 10 см. Для чего необходима эта мера длины – дециметр? …для измерения более крупных предметов. | Знать количественное соотношение длин см и дм. Уметь строить отрезки заданной длины. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
V. Динамическая пауза | Руки подняли и помахали - Это деревья шумят. В стороны руки и помахали - Это к нам птицы летят. Быстро присели, руки сложили - В норке зверюшки сидят. Встали и тихо за парты все сели- Дети учиться хотят. | ||||
VI. Первичное применение нового знания Цели: - организовать первичное применение нового знания | Применяют новое знание на практике | Организует практическую деятельность обучающихся с применением нового знания | Во втором конверте, вам, синичка приготовила еще задания: -Давайте вспомним правила работы в группе, в паре -Говорить вежливо, по очереди, не перебивая друг друга; -Четко высказывать свое мнение; -Соблюдать порядок на парте и т.д. Задание 1. Работа в группах: отмерить с помощью модели ДМ атласную ленту длиной 4 дм и 3 дм Сравните длины ваших полосок, что можно сказать. На сколько одна лента длиннее другой? короче другой? (если t) Запись в тетрадях Задание 2. От веревки длиной 3дм отрежьте кусок 2 дм. Что нужно сделать? …отрезать 2 дм верёвки. Сколько дм верёвки нужно отрезать? …2 дм (повторяет слабый ученик) Как отмерить? Уложить 1 дм 2 раза, отмерить по линейке. Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 2 дм и отрезает. У вас получилось две верёвочки. Сравните их длину. … одинаковые, 2 дм Сколько см в 2 дм? В 2 дм – 20 см. А теперь прижми конец верёвочки к парте, а другой подними, чтобы верёвка натянулась. Вот это рост взрослого скворца 2 дм. Эти верёвочки вы после урока сможете взять домой и показать родителям рост скворца. Задание 3. Выполнение №1 стр.64: - Начертите отрезок длиной 12 см. Сколько это дм и см? Как это число связано с птицами? Рост синицы. | Уметь отмерять и строить отрезки заданной длины. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Физминутка для глаз | А сейчас дадим нашим глазам отдохнуть, сделав гимнастику для глаз. | ||||
VIII. Самостоятельная работа Цели: -организовать самостоятельное выполнение практического задания в форме коммуникативного взаимодействия | Обобщают и систематизи-руют знания и учатся использовать рациональные способы применения на практике | Обеспечивает понимание обуч-ся предстоящей самостоятельной работы. Оказывает необходимую помощь | А сейчас, когда вы уже знаете, что такое дм и умеете использовать свои знания на практике.
Вторая пара – боковую стенку, а третья – дно и крышу. Не забудьте подписать длины сторон, выразив их в см. Потом ваши работы соединим и получим чертеж синичника. Постарайтесь правильно перевести дм в см, сделать чертеж аккуратным и подписать размеры сторон деталей в см. Задание 3-х видов на клетчатой бумаге: 1) начерти прямоугольную деталь передней и задней стенки со сторонами 1дм5см и 2дм5см. 2) начерти прямоугольную деталь боковой стенки со сторонами 1дм и 2дм5 см. 3) начерти прямоугольную деталь крыши со сторонами 1дм5см и 2дм, дна со сторонами 1дм и 1 дм. Работы подписать, чтобы ребята знали, кого поблагодарить за помощь. | Уметь чертить фигуры (прямоугольник) по заданным размерам | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). |
IX.Рефлексивно-оценочный этап Цели: - организовать презентацию работ учащихся для осознания итогов групповых заданий всеми обучающимися, целостное осмысление полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации обучающимися. | Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников | Организует презентацию работ обучающихся, фиксирование нового содержания | Кто закончил чертить, прикрепите свои чертежи на доску магнитами. Подведем итог урока. Какие приобретенные на уроке знания помогли нам создать чертеж? …познакомились с новой единицей длины – дм. Как связан см и дм? В 1 дм - 10 см. Зачем люди придумали дм?…измерять крупные предметы. Как вы думаете, есть ли другие единицы измерения длины? Почему вы так считаете? С ними вы познакомитесь позже. А понравилось ли вам выполнять задание, работая в парах? А сейчас пусть каждый оценит свою работу на уроке. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»
Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...
Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями
Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....
Методическая разработка проверочных работ по окружающему миру для 2 класса
Разработаны проверочные работы для 2 класса на каждую четверть....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!» ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры...
Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру "Янтарь - подарок Балтийского моря" 2 класс
На занятии учащиеся познакомятся с уникальным происхождением янтаря, распространении его в мире и на территории России, узнают о применении янтаря в жизни и деятельности человека, об инклюзиях в...
Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру, 4 класс
Тема данного занятия " Охрана пресноводных водоемов на примере озера Байкал". Занятие проходит в необычной формк:в форме Ток-шоу, где участники и зрители ищут пути сохранения пресной воды...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру по теме"В гости к осени" 2 класс.
Сценарий праздника "В гости к осени"....