Методические разработки по математике и окружающему миру
методическая разработка (1, 3, 4 класс) на тему

Михайленко Татьяна Михайловна

Представлены методические разработки по математике и окружающему миру для 1-4 классов

Темы:

1. "Точки и линии" (математика, 1 класс)

2. "Мир как дом" (окружающий мир, 3 класс)

3. "Конус" (математика, 4 класс)

4. "Мир животных" (окружающий мир, 1 класс)

5. "Дециметр" (математика, 1 класс)

 

·       

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему «Мир как дом»

Технология проектной деятельности

Михайленко Т.М.

учитель начальных классов

ГБОУ школа № 412

( «Окружающий мир, 3 класс»

А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая)

ПРЕДМЕТ: окружающий мир

КЛАСС: 3

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Обобщить полученные знания о цепях питания и о круговороте веществ в природе в лесу, на лугу, в водоеме; помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.

ЗАДАЧИ: 

Предметные:

  • показать значимость пищевых цепочек и круговорота веществ в природе;
  • развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

Метапредметные

  • создание условий для развития умений выделять причинно-следственные связи;
  • создание условий для развития умения формулировать выводы;
  • создание условий для самостоятельной оценки собственной деятельности

Личностные

  • закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к природе;
  • обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

  • Систематизация знаний о цепях питания и о круговороте веществ в природе: в лесу, на лугу, в водоеме;
  • Формирование бережного отношения к природе.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Загадки, вопросы для учащихся, картинки животных и растений, сообщения учащихся, защита проектов, проблемные ситуации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • письмо от героев учебника;
  • карточки с заданиями: загадки; конверт с картинками для составления цепей питания; карточка с вопросами;
  • мультимедийное оборудование с презентацией по теме
  • жетончики

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 

  • учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Окружающий мир”. Часть1.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 

  • учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Окружающий мир”;

СТРУКТУРА УРОКА: 

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока
  3. Повторение изученного материала
  4. Физкультминутка.
  5. Защита проектов
  6. Итог урока (оценивание учащихся)
  7. Рефлексия
  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

-  Ребята, я сегодня шла в школу и мне передали письмо для вас. Давайте посмотрим, что там.

Достаем письмо:

«Дорогие ребята, мы знаем, что вы хорошо учитесь и много знаете. И мы решили проверить вас, как вы хорошо знаете материал по окружающему миру. Мы вам подготовили задания и надеемся, что вы справитесь.

Ваши друзья Аня, Ваня и профессор Самоваров»

2. Сообщение целей урока

        - Ребята, вот вам первое задание. Давайте подумаем, о чем же мы с вами будем говорить на уроке? (ответы детей).

-  Чтобы вам помочь ответить на этот вопрос, наши друзья приготовили вам загадки.

ЗАГАДКИ (показ презентации 2-4 слайд)

1. Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
И желт, и синь, и ал!
(Луг)

2. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю -хворостиной.
(Лес)

3. Течет, течет не вытечет

Бежит, бежит не выбежит (водоем).

(за каждый правильный ответ команды получают жетоны)

- Молодцы! Так о чем мы с вами будем говорить на уроке? (ответы детей). Правильно, мы подведем итоги изученного материала о лесе, о луге, о водоеме, а для этого разделимся на 3 команды: Лесная, Луговая, Водоемная. (На столах у учащихся названия их команды)

3. Повторение изученного материала

 – Теперь задания № 2 командам от наших героев. Дети, скажите, а что же такое цепи питания? (ответы детей: особенности питания разных животных в живой природе складываются невидимые цепочки). Сейчас каждая команда получит конверт с картинками и вам необходимо составить цепи питания в лесу, на лугу, в водоеме. А затем их назвать (ответы команды).

(за каждый правильный ответ команды получают жетоны)

-  А чтобы нам все вспомнить, наши друзья нам подготовили следующее задание № 3 – «А знаешь ли ты?». Вам, ребята, предстоит ответить на вопросы. Каждая команда должна ответить на 4 вопроса.

(за каждый правильный ответ команды получают жетоны)

Вопросы (презентация вопросов слайд 5-7):

  1. Какие основные группы животных вы знаете? (звери, птицы, рыбы, насекомые)
  2. На какие группы ученые делят животных по особенностям питания? (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Приведите примеры.
  3. Какие особенности приспособленности животных к добыванию пищи или защите от врагов вы знаете?
  4. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
  5. Какие организмы составляют лесное сообщество?
  6. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?
  7. Какие живые организмы составляют луговое сообщество?
  8. Почему луг называют единством живой и неживой природы?
  9. Какая взаимосвязь между цветами и насекомыми?
  10. Почему водоем называют единством живой и неживой природы?
  11. Какие живые организмы составляют сообщество водоема?
  12. Зачем в водоеме ракушки? (ответы детей)

(за каждый правильный ответ команды получают жетоны)

4. Физкультминутка

5. Защита проекта

- А теперь, ребята, наши друзья вам подготовили следующее задание № 4. Вы получите листы бумаги и конверты с картинками. Каждой команде предстоит подготовить и защитить свой проект на тему; «Круговорот веществ в природе». Команда Лесовечок – готовит проект «Круговорот веществ в лесу», команда Луговичок – проект «Круговорот веществ на лугу», команда Водоемчик – проект «Круговорот веществ в водоеме».

(Команды представляют свой проект)

6. Итоги урока

- Какие вы ребята молодцы! - Скажите, а для чего нам  нужно знать: цепи питания, круговорот веществ в природе? (ответы детей: беречь и охранять нашу природу). Вот следующий урок мы поговорим о богатстве нашего края и охране природы.

Выставление отметок за работу на уроке

7. Рефлексия

- Ребята, какое задание было самым трудным? (ответы детей)

- Что мы с вами повторили на уроке? (ответы детей)

- Все ли мы задания  смогли выполнить сегодня на уроке? (ответы детей)

8. Домашнее задание

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» с. 74 -76



Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Конус»

Технология исследовательской деятельности

Михайленко Т.М.

учитель начальных классов

ГБОУ школа № 412

( «Математика, 4 класс» Дорофеев)

Предмет: математика

Класс: 4

Тип урока:  формирование новых знаний

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Математика» по теме «Конус».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развивать умения распознавать геометрическую фигуру «Конус»;

Планируемый результат: уметь находить геометрическую фигуру конус и его части.

Основные понятия: «конус», «вершина конуса», «боковая поверхность», «основание

 Методы работы:

- частично-поисковые

- словесные

- наглядные

- практические

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.

План урока

I. Организационный момент

II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

IV. Изучение нового материала

V. Решение задач на нахождение элементов конуса

VI. Дополнительная информация о конусе

VII. Подведение итогов урока

VIII. Задание    .

Форма организации деятельности учащихся:  индивидуальная, групповая.  

Ход урока

- Ребята, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете? (дети называют)

_ А сейчас я прочитаю вам загадку, попробуйте угадать, о чем идет речь?

Вот колпак на голове –

Это клоун на траве.

Но колпак не пирамида

Это сразу, братцы, видно:

Круг в основе колпака.

Как же звать его тогда? (Конус).

- Правильно ребята, конус. Тогда скажите, какая у нас сегодня тема урока? Правильно, знакомство с геометрической фигурой – конусом.

Историческая справка

А вы знаете, что с конусом люди знакомы с глубокой древности.

Изготовление конуса

- А теперь откройте конверты и достаньте фигуры. Сейчас мы сделаем фигуру. Посмотрите, что получилось – конус.

Откройте учебник на с. 108. Конус имеет основание – окружность и боковую поверхность.

Задание № 2 с 109

- Назовите предметы, имеющие форму конуса (дети называют)

Стих

КОНУС

Сказала мама: - А сейчас

Про конус будет мой рассказ.

 В высокой шапке звездочёт

Считает звёзды круглый год.

 КОНУС- шляпа звездочёта.

Вот какой он. Понял? То-то.

Мама у стола стояла

В бутылки масло разливала. –

Где воронка? Нет воронки.

Поищи. Не стой в сторонке.

 -Мама, с места я не тронусь ,

Расскажи ещё про конус.

-Воронка и есть в виде конуса лейка.

Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.

Воронку я найти не смог,

Но мама сделала кулёк,

 Картон вкруг пальца обкрутила

И ловко скрепкой закрепила.

Масло льётся, мама рада,

Конус вышел то, что надо.

- Какие предметы в стихотворении еще есть конусообразной формы

- А вы знаете зачем нам знать о конусах?

По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1 000 000 жителей (чаще в южных странах). Этого бы не случалось, если бы везде были громоотводы, так как образуется конус безопасности.

“Конусами”(Слайд 9) называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2-16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 500 видов. Некоторые улитки конусы – изощренные хищники. Они подстерегая рыб, закапываются в песок и выставляют длинные хоботки, похожие на червей. Хоботки – приманка для рыб. Конусы убивают жертву сильным ядом и переваривают добычу в глотке-воронке, натягивая ее на рыбу как чулок.

Живут в тропиках и субтропиках. Укус конусов для человека очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.

В геологии существует понятие “конус выноса” (Слайд 10). Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину.

1. Фронтальная работа

     Из предложенных геометрических  фигур выбрать конус

Описание: 1

Сравнение конуса и цилиндра.

- Ребята, угадайте загадку, о какой фигуре идет речь.

У батона колбасы

Мы отрезали носы,

Он теперь – мужская шляпа

Удивительной красы.

                                (цилиндр)

Правильно – цилиндр.

А что мы о нем знаем? Давайте сравним цилиндр и конус. Что у них общего и разного?

Динамическая пауза: Педагог поочерёдно показывает геометрические фигуры – дети выполняют движения:

Треугольник – прошагай,

Квадрат – приседай,

Ну, а если круг – дружок,

Выполняя скорей прыжок.

II.

Треугольник сунул нос

В реактивный пылесос.

А без носа он, – о, боже! –

Стал на юбочку похожим.

Интереснее всего,

Как теперь зовут его.

                                (трапеция)

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок.

                                (шар)

Встал квадрат на уголок –

Ткнулся носом в потолок.

Вверх он рос еще дней пять.

Как теперь его назвать?

                                (ромб)

Пес Барбос и пес Пират

Тянут за углы квадрат.

Коль сейчас не прекратят,

То во что же превратят?

                                (в ромб, если тянут за противоположные углы;

                                в трапецию, если за соседние)

Треугольник с полукругом

Круг дразнили «толстым другом».

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут.

                                (овал)
VIII. Итог урока.

- Что нового узнали? Что такое конус? Из чего состоит? Какой конус бывает? Зачем предметы конусной формы?



Предварительный просмотр:

Конспект урока

на тему: «Мир животных»

Игровые технологии

Михайленко Т.М.

учитель начальных классов

ГБОУ школа № 412

( «Окружающий мир, 1 класс»

А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая)

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тип урока:  игра-путешествие

Цель: 1. Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, , птицах и зверях.

2. Расширить знания детей о разнообразии животных, познакомить с  паукообразными.

3. Учить сравнивать и выявлять существенные признаки.

Задачи:

  1. Личностные:

- воспитывать любовь, бережное отношение к животным, природе;

- развивать мышление, память, внимание, интерес к предмету, к познанию окружающего мира;

- развивать эстетические чувства.

  1. Метапредметные:

 - получение знаний об окружающем мире;

- формирование ответственного отношения к природе.

3. Предметные:

- формировать представления о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) и их существенных признаках.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы.

Оборудование:

- мультимедийный проектор

- плакат «Животный мир»

- карточки с изображением животных

 - раздаточный материал

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

- Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие, а в какое, вы узнаете, когда отгадаете мои загадки. (Отгадки сопровождаются показом картинки)

Загадки:

Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (утка)

На лугу живет скрипач.

Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Пушистый хвост – краса, кто же это? (лиса)

Хищная рыба с острыми зубами. (щука)

 - Как вы думаете, дети, о чем мы будем с вами говорить на уроке? (о животных, животном мире)

 -  Правильно, а каких животных вы знаете? (дети называют)

(Некоторых животных, которых будут называть дети, можно показать на картинках)

 - Когда вы называете знакомых вам животных, вы перечисляете только животных одной группы. (чаще всего дети называют зверей)

 - Посмотрите, а это кто? (показ картинки с рыбой). Это рыба, а она является животным? (да)

 - А голубь, является животным? (да)

 - А муха, является животным? (да)

(на доске  картинки с животными разных групп)

 - Перед вами животные. (слайд № 2)

 - А как вы думаете, на какие группы мы можем разделить животных? (слайд № 3)

(рыбы, звери, птицы, насекомые)

- А теперь, давайте сравним, правильно ли мы разделили животных на группы.

2. Работа в учебнике

 - Посмотрите, первая группа – насекомые, перечислите представителей группы насекомых. (дети перечисляют)

- Вторая группа - рыбы, перечислите представителей группы рыбы. (дети перечисляют)

 - Третья группа – птицы, перечислите представителей группы птицы (дети перечисляют)

 - Четвертая группа – звери, перечислите представителей группы звери (дети перечисляют)

 - Теперь мы с вами определили 4 группы животных. Давайте, перечислим их еще раз. (дети перечисляют: рыбы, звери, птицы, насекомые).

3. Игра  «Угадайка»

 - Посмотрим, какие вы внимательные. Мы с вами сыграем в игру «Угадайка». Вы увидите животных и должны будете назвать к какой группе они относятся. (Слайд № 4-7)

Физкультминутка «Летает – не летает»

Учитель называет животных, если они летают – дети машут руками, как птицы. Если животные не летают, дети приседают.

Животные: воробей, барсук, ворона, синица, белка, снегири, крот, еж, кукушка, кабан, заяц, соловей, рысь.

  1. Выделение признаков, по которым мы отличаем животных от других

- Ребята, а как же нам различить этих животных от других?

 - Как отличить насекомое от других животных? (дети: они летают) – слайд № 8

- А можно назвать муравья насекомым? (да) слайд № 9

 - Умение летать хотя и важный признак, но не главный. Главный – это количество ног.

 - Сколько ножек у жуков? (6 ножек). А сколько ножек у пчел?, мух?, комаров?

 - Значит, главный признак насекомых – это шесть ножек (три пары). (Детям выдаются картинки с изображением паука и божьей коровки. Дети считают ножки у божьей коровки и делают вывод, что у насекомых 6 ножек).

 - А  паук, является насекомым? (дети скажут да). Посчитайте, сколько ножек у паука? (Дети считают и делают вывод, что паук не насекомое, так как у него 8 ножек).Слайд № 10

 - Паук – это уникальное животное, он помогает нам избавиться от комаров, мух. А паутина у паука – похожа на ювелирную работу.

 - Дети, а как вы думаете, насекомые нужны в природе? Зачем? (ответы детей)

 - А какие признаки отличают рыб от других животных? (дети ответят: они живут в воде) Слайд № 11

 - А можно назвать рыбами кита и моржа? (нет) Слайд № 12

- Они живут в воде, значит жизнь в воде  - важный, но не главный признак отличающих их от других животных. Главный признак – это наличие чешуи и жабр. А для чего рыбам жабры? (с помощью них они дышат). Слайд № 13

 - А чем отличаются птицы от других животных? (ответы детей: они летают). Слайд № 14

 - А насекомые тоже летают. Значит, не это главное, а что же главное? (ответы детей)

- А пингвин и страус – птицы? (да). Но они не летают. Слайд №  15

- Главный признак птиц – наличие перьев. Тело птиц покрыто перьями, которое защищают их от холода, и помогает летать.

 - Наступили тяжелые времена для птиц – зима. Птицам очень трудно добывать себе пищу и наша задача помочь им. Мы будем подкармливать наших меньших братьев. Слайд № 16

- И наконец, какой главный признак отличает зверей от других животных? (шерсть) Слайд № 17

 - Теперь мы разобрали все 4 группы и выделили в низ главные признаки, которые помогают отличить каждую группу животных от других. Давайте, вспомним, какие признаки у каждой группы. (показ картинки)

5. Работа в рабочей тетради. Закрепление пройденного материала.

Физкульминутка

Наш мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развел,

Меду видно, не нашел.

  1. Игра «Кто следующий…»

Сейчас мы сыграем в игру «Кто следующий…». Я буду называть животных, а вы должны продолжить цепочку:

- сорока, ворона, попугай…..

- бабочка, кузнечик, …..

- карась, гуппи, щука….

- тигр, медведь, лиса, заяц, волк, рысь….

(Можно усложнить задание, спросить у детей сколько животных было названо в каждой группе учителем и сколько животных назвали дети в каждой группе)

7. Игра «Кто лишний»

 - А теперь проверим вас на внимательность. Мы будем играть в игру «Кто лишний». Ваша задача назвать группу животных и назвать животного, который будет лишним и почему? Слайды №1 8-21

8. Кроссворд

Основное слово – тигр, которое после отгадывания нужно, используя звуковые карточки, выложить на столе, т.е сделать звуковой анализ слова.

Слова по вертикали

  1. На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? (стрекоза)

  1. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (аист)

  1. Зимой на ветках яблони.

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это …. (снегири)

  1. Не зверь, не птица,

Носок как спица,

Летит – кричит,

Сядет молчит. (комар)

            9. Дидактическая игра в парах.

Дети получают карточки с животными, их задача разделить животных на группы, а затем их назвать

10. Итог урока

- О ком мы говорили на занятии?

- На какие группы можно разделить животных?

- Какие признаки отличают животных друг от друга?

- Как надо относиться к животным?        



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Технология исследовательской деятельности

        Михайленко Т.М.

учитель начальных классов

ГБОУ школа № 412

( «Математика, 1 класс»

Г.В. Дорофеев)

ПРЕДМЕТ: математика

КЛАСС: 1

Тема

«Дециметр»

Тип урока

урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Основная дидактическая задача

формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач

Цели

обеспечить усвоение обучающимися новой единицы измерения длины  - дециметра; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Задачи

Образовательные:

- познакомить с  новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр;

учить переводить см в дм и дм в см; измерять длины отрезков; закреплять знания нумерации.

Развивающие:

- развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, мыслительных операций логического мышления (анализ, сравнение путём выделения общих и различных признаков); развитие регулирующей сферы (рефлексии) на основе самоконтроля, взаимоконтроля; реализация коммуникативного подхода обучающихся друг с другом и обучающихся с учителем.

Воспитательные:

- воспитание заботливого отношения к  птицам; воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности,  сообразительности, самостоятельности)

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающиеся узнают единицу измерения длины – дециметр, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  выполнять учебные задания в соответствии с целью; перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Обучающиеся научатся  формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; комментировать учебное действие в рамках учебного диалога (Коммуникативные УУД).

Обучающиеся научатся  применять новые знания на практике, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять парные задания; перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД)

Основные понятия

 дециметр

Межпредметные связи

математика, окружающий мир, технология

Ресурсы

учебник, тетрадь

Оборудование

медиапроектор, компьютер, классная доска, раздаточный материал, веревочки длиной 4 дм (9 шт), ножницы (9 шт), полоски бумаги длиной 1 см и 1 дм (18 шт), числовой веер (инд.)

Организация пространства

фронтальная работа, парная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Содержание

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация учебной деятельности

Цели: 

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 Осознание  

 мотивов  

 учебно-познавательной деятельности

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

 - Отгадайте, кто у нас сегодня в гостях (слайд 2)

- Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

- Синичка приготовила вам задания.

-   Сегодня на уроке математики нам предстоит выполнить важное поручение синички. Синичка попросила старшеклассников сделать для нее домик (скворечник), а нас попросили начертить детали.

 Поможем им? Почему важно делать скворечники? Что нужно уметь и иметь для изготовления чертежа? Как вы считаете, сумеем мы справится с этими заданиями? Что для этого нужно?

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

II. Актуализация знаний

Цели:

-организовать актуализацию умений обучающихся;

- повторить образование, последовательность и разрядный состав чисел второго десятка

Работают коллективно с учителем.

Организует уточнение вида работы на данном этапе урока.

Организует повторение состава чисел в пределах 20.

Задание 1. Посмотрите, какие скворечники можно сделать. У большого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого  1 десяток и  1 единица. Покажите это число.

Дети показывают ответ на числовом веере.

   У правого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 3 единицы (13)

   Какой номер у среднего скворечника, если они пронумерованы в порядке возрастания?

Посмотрите на номера скворечников и скажите, что общего у этих чисел?

Задание 2. Высота скворечников разная, как вы думаете, почему? Они предназначены для разных птиц. Ведь у птиц разный рост. Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Просто первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему все домики для птиц называют скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.
В парке или в лесу разыщет скворечник пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом. В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой. Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут, и зимой от морозов спрячутся.
   Чтобы узнать для какой птицы, какой скворечник, отгадайте рост каждой птицы (11 см, 14 см, 19 см), если известно, что рост дятла не 11 см и не 19 см, а рост совы-сплюшки не равен 11 см.

   Покажите на веере рост пестрого дятла и расскажите, как рассуждали. … совы-сплюшки? …воробья?

   Посмотрите на эти числа (11, 14, 19) и скажите, что обозначает цифра 1?

   А цифра 4 в числе 14?

   Сколько единиц в числе  11?

   Сколько десятков в числе 19?

Ответы показывают на веере.

Знать названия и последовательность чисел при счёте.

Считать в прямом и обратном порядке.

Читать, записывать, сравнивать числа.

Знать разрядный состав чисел.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

III. Осознание проблемы

Цели:

- выявить место  затруднения;

- организовать формулирование проблемы и темы урока обучающимися.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Организует выполнение задания по определению формулировки темы  урока.

    Вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. И мы тоже будем делать чертеж синичника. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно.

Отгадайте рост синицы:

1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см

   Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы.

  Какая величина нам известна?

  Что можно измерять в сантиметрах?

(при помощи линейки)

   Какая из величин нам не известна?  

   Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»?

   Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением).

Прочитайте по слогам, с ударением.

Хоровое чтение  

   Итак, с чем будем знакомиться сегодня на уроке? 

•        Какие единицы измерения вы знаете?

•        С помощью какого прибора можно измерить длину отрезка?

•        Что значит измерить длину отрезка? (Измерить длину отрезка-это значит установить его длину в определенных единицах.)

Знать единицу измерения длины - дециметр

Умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

IV. Открытие нового знания

Цели:

- обеспечить усвоение обучающимися понятия «дециметр» в ходе выполнения практических заданий

Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Организует усвоение обучающимися понятия «дециметр» в ходе практической работы

Именно эта единица длины необходима нам для создания чертежей деталей синичника, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать.

Задание 1. Практическая работа

- Синичка выслала для вас конверты, откройте, что в них?

-Отрезок и 3 мерки

- Приложите 1 мерку (красную). Сколько укладывается мерка (2 раза). Теперь возьмите желтую мерку (3 раза) и синюю – 6 раз.

- Почему получились разные результаты? (мерки разной длины). В старину люди также столкнулись с такой проблемой измерения длины и были введены единые общепринятые единицы измерения. С одной вы уже знакомы. Правильно – сантиметры

- Теперь общепринятой меркой 1 см – мы измерим отрезок (6 см). Мерка укладывается 6 раз. Значить отрезок равен 6 см.

- Теперь измерим другой отрезок меркой 1 см. Мерка в 1 см мала. Вы догадались, что надо сделать? Надо взять мерку больше. Давайте ее получим.  Возьмем мерку в 1 см и отложим 10 раз. Мы отложили 10 см. Люди договорились называть дм. (десятая часть см). В 1 дм – 10 см. С помощью новой мерки измерим большой отрезок. Мерка укладывается 3 раза. Значит отрезок равен 3 дм. А в сантиметрах – 1 дм – 10 см. 3дм – 30 см

   Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему?

Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз.

Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной одному  …?

   Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм».

Подпиши полоску с другой стороны.

Задание 2. Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?

По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см

   (Учитель чертит на доске).

Проверьте, верно ли вы начертили с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?… надо положить…

   Как подпишем? 1 дм или 10 см

   Сколько же см в 1 дм? В 1 дм – 10 см

   Запишем.

Открыли учебник стр. 64.   С какой единицей длины мы были знакомы? С какой единицей длины мы познакомились?

   Как они связаны между собой? В 1 дм – 10 см.

   Для чего необходима эта мера длины – дециметр?

…для измерения более крупных предметов.

Знать количественное соотношение длин см и дм.

Уметь строить отрезки заданной длины.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

V. Динамическая пауза

Руки подняли и помахали -

Это деревья шумят.

В стороны руки и помахали -

Это к нам птицы летят.

Быстро присели, руки сложили -

В норке зверюшки сидят.

Встали и тихо за парты все сели-

Дети учиться хотят.

VI. Первичное применение нового знания

Цели:

- организовать первичное применение нового знания

Применяют новое знание на практике

Организует практическую деятельность обучающихся с применением нового знания

Во втором конверте, вам, синичка приготовила еще задания:

-Давайте вспомним правила работы в группе, в паре

-Говорить вежливо, по очереди, не перебивая друг друга;

-Четко высказывать свое мнение;

-Соблюдать порядок на парте и т.д.

Задание 1. Работа в группах: отмерить с помощью модели ДМ атласную ленту длиной 4 дм и 3 дм

Сравните длины ваших полосок, что можно сказать. На сколько одна лента длиннее другой? короче другой?

(если t) Запись в тетрадях

Задание 2. От веревки длиной 3дм отрежьте кусок 2 дм.  Что нужно сделать?

…отрезать 2 дм верёвки.

   Сколько дм верёвки нужно отрезать?

…2 дм (повторяет слабый ученик)

  Как отмерить?

Уложить 1 дм 2 раза, отмерить по линейке.

   Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 2 дм и отрезает.

У вас получилось две верёвочки. Сравните их длину.

… одинаковые, 2 дм

   Сколько см в 2 дм?

В 2 дм – 20 см.

   А теперь прижми конец верёвочки к парте, а другой подними, чтобы верёвка натянулась. Вот это рост взрослого скворца 2 дм. Эти верёвочки вы после урока сможете взять домой и показать родителям рост скворца.

Задание 3. Выполнение №1 стр.64:

- Начертите отрезок длиной 12 см. Сколько это дм и см? Как это число связано с птицами? Рост синицы.

Уметь отмерять и строить отрезки заданной длины.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Физминутка для глаз

А сейчас дадим нашим глазам отдохнуть, сделав гимнастику для глаз.

VIII. Самостоятельная работа

Цели:

-организовать самостоятельное выполнение практического задания  в форме коммуникативного взаимодействия

Обобщают  и систематизи-руют  знания и учатся использовать рациональные способы применения на практике

Обеспечивает понимание обуч-ся предстоящей самостоятельной работы.

Оказывает необходимую помощь

  А сейчас, когда вы уже знаете, что такое дм и умеете использовать свои знания на практике.

  1. Попробуем использовать дм в примерах (использование интерактивной доски)
  2.  Настала пора помочь старшеклассникам - начертить детали синичника по заданным данным. Давайте посмотрим, из каких частей состоит синичник. Как и скворечник, он состоит из 6 частей. Передняя и задняя стенки, боковые стенки, дно и крыша. Как вы думаете, почему? Каждый ряд должен сделать свой чертеж. Для этого будем работать в парах. Первая пара каждого ряда чертит деталь передней (задней) стенки.

Вторая пара – боковую стенку, а третья – дно и крышу. Не забудьте подписать длины сторон, выразив их в см. Потом ваши работы соединим и получим чертеж синичника. Постарайтесь правильно  перевести дм в см, сделать чертеж аккуратным и подписать размеры сторон деталей в см.

Задание 3-х видов на клетчатой бумаге:

1) начерти прямоугольную деталь передней и задней  стенки со сторонами 1дм5см и 2дм5см.

2) начерти прямоугольную деталь боковой стенки со сторонами 1дм и 2дм5 см.

3) начерти прямоугольную деталь крыши со сторонами 1дм5см и 2дм, дна со сторонами 1дм и 1 дм.

Работы подписать, чтобы ребята знали, кого поблагодарить за помощь.

 Уметь чертить    

 фигуры (прямоугольник)  

 по заданным  

 размерам

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 

IX.Рефлексивно-оценочный этап

Цели:

-  организовать презентацию работ учащихся для осознания итогов групповых заданий всеми обучающимися, целостное осмысление полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации обучающимися.

Анализируют  собственную деятельность и деятельность одноклассников

Организует презентацию работ обучающихся,

фиксирование нового содержания

Кто закончил чертить, прикрепите свои чертежи на доску магнитами.

Подведем итог урока. Какие приобретенные на уроке знания помогли нам создать чертеж? …познакомились с новой единицей длины – дм.

 Как связан см и дм? В  1 дм - 10 см.

 Зачем люди придумали дм?…измерять крупные предметы.

 Как вы думаете, есть ли другие единицы измерения длины? Почему вы так считаете? С ними вы познакомитесь позже. А понравилось ли вам выполнять задание, работая в парах?

   А сейчас пусть каждый оценит свою работу на уроке.

Уметь оценивать

 правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями

Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....

Методическая разработка проверочных работ по окружающему миру для 2 класса

Разработаны проверочные работы для 2 класса на каждую четверть....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему  миру: «Земля – наш дом родной!»   ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры...

Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру "Янтарь - подарок Балтийского моря" 2 класс

На занятии учащиеся познакомятся с уникальным происхождением янтаря, распространении его в мире и на территории России, узнают о применении янтаря в жизни и деятельности человека, об инклюзиях в...

Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру, 4 класс

Тема данного занятия " Охрана пресноводных водоемов на примере озера Байкал". Занятие проходит в необычной формк:в форме Ток-шоу, где участники и зрители ищут пути сохранения пресной воды...