Технологическая карта изучения темы «Сложение. Прибавление числа 5».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Урок составлен по ФГОС. 1 класс по программе "Начальная школа XXI века". Содержит презентацию. Позволяет организовать фронтальную, индивидуальную, групповую деятельность учащихся и работу в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока. Тема: Сложение. Прибавление числа 5. | 47.1 КБ |
Презентация (часть 1). | 2.38 МБ |
Презентация (часть 2). | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Гавриленко Анна Сергеевна, учитель начальных классов, БОУ СОШ № 29, ст. Новотитаровской, Динского района
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода).
Технологическая карта изучения темы «Сложение. Прибавление числа 5».
Тема | Сложение. Прибавление числа 5. |
Цели | Образовательные: 1. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами прибавления числа 5. 2. Способствовать формированию навыка выполнения вычислений по частям. 3. Закреплять умение решать задачи. Развивающие: Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. Формирование УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Планируемые результаты | Предметные: Выполнять прибавление числа 5 по частям, объяснять свои действия. Осуществлять проверку правильности выполненных вычислений. Использовать при выполнении вычислений изученные свойства действий. Воспроизводить наизусть результаты изученных табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2, 3, 4. Конструировать тексты арифметических задач, используя рисунки. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Состав числа пять; сложение, связанное с составом числа пять; компоненты сложения; удобные слагаемые. |
Межпредметные связи | Математика, окружающий мир, литературное чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2012; - В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013. - презентация: «Прибавление числа 5»; - мультимедийная доска; - листочки с заданиями; - электронная физкультминутка; - домик «Состав числа 5»; - алгоритм самооценки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах. |
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Содержание учебного материала | УУД (Планируемые результаты) |
I. Мотивация к учебной деятельности. (1 - 2 мин.) Цели: - создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу; - межпредметные связи. II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. (5 - 6 мин.) Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. II. Выявление места и причины затруднения. (2 - 3 мин.) Цель: на основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока. IV. Построение проекта выхода из затруднения. (5 - 6 мин.) Цели: - уточнить тему урока; V. Реализация построенного проекта. (5 - 6 мин.) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (4 - 5 мин.) Цель: закрепить алгоритм прибавления числа 5 путём проговаривания. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 - 5 мин.) Цель: проверить уровень приобретённых знаний. VIII. Включение в систему знаний и повторение. (4 - 5 мин.) Цель: формировать умение применять приобретённые знания в жизни. IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 - 3 мин.) Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. Организует работу в парах, фронтальную работу с классом в форме опроса. Ставит проблемный вопрос. Фронтальная проверка. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Фронтальная проверка. Помогает выдвинуть проблему. Подводит к теме урока. Организует постановку цели урока. С помощью подводящего диалога подводит к проекту будущих учебных действий. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует работу в группе. Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах. Организует самопроверку по эталону. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку с помощью цветных яблочек. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке. Работают в парах. Участвуют в обсуждении представленного задания. . Наблюдение. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Обдумывают проект будущих учебных действий. Формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Под руководством учителя реализуют составленный план действий. Работа в группах. Учащиеся обсуждают удобный способ, записывают, презентуют. Работают по вариантам. Выполняют взаимопроверку по эталону. Учащиеся обобщают свои знания, осуществляют контроль в форме сравнения способа действия и его результат с заданным эталоном. Работают самостоятельно. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Оценивают свою работу на уроке. | Учитель. Здравствуйте, ребята! Настроимся на работу на уроке. Дети. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Учитель. Сегодня у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке математике. Предлагаю начать его с загадки: Само с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь - гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко.) Учитель. Наступила весна, время, когда просыпается всё живое. Весной очень хорошо приживаются вновь посаженные деревья и кустарники. Сегодня на уроке я тоже предлагаю вам посадить яблоню. Согласны? (Да.) Учитель. Что нужно сделать для того, чтобы посадить и вырастить яблоню? Дети. Выкопать ямку, посадить саженец, полить. Учитель. Приступим к работе. Попробуем выкопать ямку. Сможем это сделать, только выполнив несколько заданий. Поработайте в парах. Перед вами листочки с заданиями и яблочки. № 1. Мама купила 5 яблок, среди них есть красные и зелёные. Сколько яблок каждого цвета могло быть? Дети. Красных - 1, зелёных - 4; красных - 2, зелёных - 3; красных -3, зелёных - 2; красных - 4, зелёных – 1 («заселяют» домик на доске). Учитель. Могло ли быть 5 яблок одного цвета? Дети. Нет. Учитель. Почему нет? Докажите. Дети. По условию сказано, что должны быть яблоки того и другого цвета. Учитель. Объясните, как можно прибавлять число 5 (слайд 1). № 2. В вазах лежали яблоки. Сколько яблок нужно добавить в каждую вазу, чтоб в каждой вазе их стало по 10? Фронтальная проверка (слайд 2). Учитель. Для чего это вспомнили? Дети. Повторили состав чисел 5, 10. Учитель. Посмотрите на эти выражения. Что вы можете о них сказать? (слайд 3) 10+3= 10+7= 10+2= 10+5= 10+9= 10+8= Дети. Одинаковое 1-ое слагаемое – 10, 2-ое слагаемое – однозначное число, это суммы. Учитель. Молодцы! Назовите быстро только ответы. Учитель. Есть ли затруднения в прибавлении однозначного числа к 10? Дети. Удобно прибавлять к 10. -Будем считать, что удачно выполнив задания, мы подготовили почву и выкопали ямку для саженца яблони. Учитель. Теперь нужно в эту ямку посадить саженец. Мы сможем это сделать только быстро и правильно, решив все предложенные выражения. Дети на листочках (каждый самостоятельно) решают предложенные выражения: 5+3 = 7+5= 7+2= 4+3= Учитель. Проверим, что у вас получилось. (Дети называют ответы, учитель фиксирует на доске; ответы могут быть разные.) -При решении, какого выражения, у вас возникли затруднения? (7+5=) Учитель. Посмотрите внимательно на эти выражения. Чем они похожи? (слайд 4) Дети. Везде знак плюс, складываем однозначные числа. Учитель. Однозначные числа мы умеем складывать? (Да.) Учитель. Мы учили таблицы сложения чисел 1, 2, 3, 4. Почему последнее выражение вызвало у вас затруднения? Дети. Потому что мы ещё не встречались с такими выражениями, где нужно сложить число 5 с однозначными числами, и при этом значение выражения получается больше 10. Учитель. Чем это выражение отличается от других? Дети. При сложении значение получается больше 10. Учитель. Значит, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Дети. Научиться складывать число 5 с числами, когда значение получается больше 10. Учитель. Кто сформулирует тему урока? (слайд 5) Дети. Прибавление числа 5, когда в ответе будет больше10. Учитель. Если значение выражения больше 10, то говорят, что это сложение с переходом через десяток. Какая же цель сегодня перед нами? Дети. Складывать число 5 с однозначными числами с переходом через десяток. Учитель. Итак, наметим наш план действий. Дети. 1. Узнать разные способы прибавления числа 5 с переходом через десяток. 2. Определить удобный способ прибавления. 3. Закрепить умение прибавлять 5 с переходом через 10 при решении выражений. Учитель. Что нам поможет? Дети. Свой опыт, учебник, учитель. - Будем считать, что саженец яблони нам удалось посадить, а теперь самое главное - нужно дерево вырастить. А для этого нам нужно достичь поставленной цели. На доске в ямке появляется рисунок саженца. Учитель. Давайте на основе уже имеющихся знаний выясним, какие существуют способы прибавить к 7 число 5. Дети. 1.Счет по линейке: прибавляем 5, делаем пять шагов вправо. 2.Назвать пять следующих чисел после 7. 3.При помощи фишек: выложить 7 фишек, к ним придвинуть ещё 5 фишек по одной. 4.Прибавить по частям: сначала к 7 прибавить 3,чтоб получилось круглое число 10, а потом ещё 2, потому что 5 - это 3 и 2. (слайд 6, 7) Учитель. Почему представили число 5 в виде суммы чисел 3 и 2, а не 4 и 1? Дети. Удобнее к 7+3, чтоб получилось круглое число 10, а потом прибавить оставшиеся единицы. Учитель. Что нового мы узнали? Дети. Как прибавить число 5. Учитель. Мы повторили все способы, а значит, выполнили 1-ый пункт плана. - Теперь выясним, какой способ самый удобный. В результате беседы выясняется, что линейка и фишки не всегда под руками, при назывании чисел можно ошибиться. Значит, самый удобный способ - прибавление по частям. Учитель. Итак, значит, какой способ мы будем использовать сегодня на уроке? - Выполнили 2-ой пункт плана. Физкультминутка для зрения. - Следите глазками (слайд 8). Учитель. Какой 3-ий пункт нашего плана? Дети. Закрепить умение прибавлять 5. Учитель. Поработайте в группах. Каждая группа получит задание: решить выражение удобным способом. Но сначала вспомним правила работы в группе (слайд 9). Дети. (Проговаривают правила хором.) Задания: 1 группа – 6 + 5; 2 группа – 7 + 5; 3 группа – 8 + 5; 4 группа – 9 + 5. После выступления каждой группы учитель обращается к остальным детям. Учитель. Дети, у вас возникли к ним вопросы? Учитель. Сделаем вывод: Как прибавляли 5 к числам? (слайд 10) Дети. Число 5 будем прибавлять по частям. Разобьем на две части (на два удобных слагаемых), так, чтобы при прибавлении первой части сразу получалось 10, а затем прибавим оставшуюся часть. Учитель. Мы закрепили умение прибавлять 5, а значит, выполнили 3-ий пункт плана. Ребята вы достигли поставленной цели, и дерево наше тем временем подросло. Учитель переворачивает доску, где изображена яблонька. Физкультминутка для осанки. Учитель. Откройте рабочую тетрадь на печатной основе с. 49 № 4. Выполните задание по вариантам. Учитель. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Эталон на доске (слайд 11). Если в работе товарища нет ошибок, поставьте, рядом с заданием «М» - «молодец». Учитель. Посмотрите на № 5. Что это? (Задача.) Учитель. Назовите элементы задачи. Дети. Условие, вопрос, решение, ответ. Учитель. Прочитайте. Известно ли, сколько съели груш? Дети. Да, 6 груш. Учитель. Известно ли, сколько осталось груш? Дети. Да, осталось 5 груш. Учитель. Известно ли, сколько было груш? Дети. Нет, надо найти. Учитель. Решите задачу самостоятельно. Выполните самопроверку. Эталон на доске (слайд 12). Учитель. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком задании ошибки? - В чём причина? 1) Работа по учебнику (с. 69 № 7) – устно. (Слайд 13.) 2) Геометрический материал (слайд 14). Учитель. Сколько треугольников на рисунке? (3) 3) Логическая задача (слайд 15). Маша выше Оли и ниже Наташи. Покажи на рисунке Машу, Олю и Наташу. Учитель. Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Посмотрите, сколько трудностей мы преодолели с вами. Пока растили дерево. Что интересного вы расскажете об уроке своим родителям? - За что вы можете похвалить себя, своего одноклассника? - Оцените свою деятельность на уроке, используя одно из яблочек: зелёное – всё получилось, всё хорошо; вы научились и можете помочь другим; жёлтое – вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь; красное – сегодня пока не получилось, но я буду стараться. Учитель. Я рада, что зелёных яблок на дереве больше. Спасибо за урок! И за отличную работу все получают вкусные яблоки (корзина с яблоками). | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Личностные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) Личностные УУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. (Познавательные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД) Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь работать по коллективно составленному плану. (Регулятивные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дополни до 10 + 6 = 10 + 3 = 10 + 8 = 10 + 5 = 10 + 1 = 10 4 + = 10 7 + = 10 9 + = 10 2 + = 10 4 7 2 5 9 6 3 1 8 Вы отлично справились!
10 + 3= 10 + 7= 10 + 5= 10 + 9= 10 + 2= 10 + 8=
5 + 3= 7 + 5= 7 + 2= 4 + 3=
Тема урока: Прибавление числа
Как прибавить число 5? По линейке 2. С помощью разложения Вычислите: 7 + 5
Как прибавить число 5? 3. Назвать следующих пять чисел. 4. При помощи фишек, счётных палочек:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вычислите 6 + 5 = 6 + 4 + 1 = 11 7 + 5 = 7 + 3 + 2 = 12 8 + 5 = 8 + 2 + 3 = 13 9 + 5 = 9 + 1 + 4 = 14 Молодцы!
Р/т с. 49 № 4 Вариант 1 Вариант 2 9 10 14 13 12 11 7 8
Р/т с. 49 № 5 Решение: 6 + 5= 11 (гр.) Ответ: 11 груш.
Решите задачу (учебник с. 69 № 7) Коля взял с тарелки 8 слив, а Катя 5. Тарелка опустела. Сколько слив было в тарелке? ? 13
Подумай и ответь Сколько треугольников на картинке?
Подумай и ответь Маша выше Оли и ниже Наташи. Покажи на рисунке Машу, Олю и Наташу. Маша Оля Наташа
Решите задачу (учебник с. 69 № 9) Шест опустили в ручей до дна на глубину 5 дм. Над водой осталась часть шеста длиной 8 дм. Какой длины шест? 8 дм 13
ОБРАЗНАЯ РЕФЛЕКСИЯ Всё получилось, всё хорошо. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь. Сегодня пока не получилось, но я буду стараться.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Число 8. Цифра 8 ».
Технологическая карта по математике 2 класс...
Технологическая карта изучения темы «Число два. Цифра 2.»
Технологическая карта составлена по теме "Число два. Цифра 2" УМК "Начальная школа 21 века". урок математики в 1 классе....
Технологическая карта и презентация урока "Прибавление числа 7"
Технологическая карта и презентация урока "Прибавление числа 7"...
Технологическая карта изучения темы «Число и цифра 8».
Познакомить учащихся с цифрой 8. Учить правильно писать цифру 8 и соотносить цифру и число предметов. Совершенствовать навыки счета предметов. Продолжить формирование умений работать по образцу и орие...
Технологическая карта изучения темы «Умножение числа 2 и на 2»
Цель.Научить составлять таблицу умножения числа 2 и на 2, совершенствовать навыки устного счёта и умение решать задачи изученных видов; развивать внимание и логическое мышление.Планируемые...
.Технологическая карта изучения темы "Закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 6"
Как построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ученик должен стать живым участником образовательного процесс...
Технологическая карта изучения темы «Прибавление и вычитание числа 3»
Технологическая карта изучения темы «Прибавление и вычитание числа 3» 1 класс...