Формирование УУД у младших школьников на уроках математики
презентация к уроку по теме
Данная презентация поможет учителям начальных классов формировать универсальные учебные действия у младших школьников на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_matematiki_v_nachalnoy_shkole.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1 Обоснуйте роль математики в общественной жизни человека
Предметом методики начального обучения математики является: Обоснование целей обучения математике Научная разработка содержания обучения математике Научная разработка методов обучения Научная разработка средств обучения Научная разработка организации обучения
Методика преподавания математики
Задачи МПМ Общие задачи:
Задание 2 Обсудите вопросы в группах: Чем новый образовательный стандарт отличается от «старых»? Предъявляет ли стандарт новые требования к методике преподавания математики в начальной школе? Что будет являться результатом обучения математики в начальной школе?
Предыдущая версия: "СТАНДАРТ – ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА» Новый ФГОС: "Стандарт – это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию "
Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуникатив-ность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим , к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Система трёх «Т»
Результат школьного образования 1998 2004 2009 ЗУН ОУУН Л, М, П Знания Знания Личностные Метапредметные Предметные
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация ; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации ; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов
Задачи начального курса математики (НКМ) математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Личностные результаты готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты • освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; • умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач, • умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Особенности построения начального курса математики (НКМ )
Основные разделы начального курса математики (НКМ) «Числа и величины» «Арифметические действия» «Текстовые задачи» «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» «Геометрические величины» «Работа с информацией (данными)»
Организация процесса обучения математике в начальной школе
Формирование УУД у младших школьников на уроках математики
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
Понятие УУД (НОО) Умение учиться = Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)
1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты (Планируемые результаты ООО) В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся , составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению (1)систематических знаний, (2)их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к (3) сотрудничеству и (4) коммуникации, (5)решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к (6)самоорганизации, саморегуляции и (7)рефлексии.
Чем отличаются УУД от Межпредметных связей Общеучебных умений и навыков ? 25
Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. Ставить учебные цели. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД
ВИДЫ УУД 1. Регулятивные , включая действия саморегуляции 2. Познавательные , включая общеучебные, логические и знаково-символические 3. Коммуникативные
Модель системы УУД
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД НОО принимать и сохранять учебную задачу ; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия ; ООО Способность к регуляции собственной деятельности в подростковом возрасте рассматривается в 3-х аспектах : формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе (изменение соотношения конкретных целей и целей – желаний); развитие регуляции учебной деятельности (становление субъектности – развитие саморегуляции в учебной деятельности); саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Становление саморегуляции связано со становлением субъектности учебной деятельности, включает: ценностный опыт; опыт рефлексии; опыт привычной активизации; операциональный опыт (общетрудовой, учебные знания и умения, опыт саморегуляции); опыт сотрудничества в совместном решении задач. Развитие саморегуляции предполагает формирование: самостоятельности; ответственности; относительной независимости и устойчивости в отношении воздействий среды. Регуляция учебной деятельности
Психологические условия обеспечиваются Организацией учебного сотрудничества (учитель + сверстники) Формированием действий оценивания: акцент на достижениях ученика; выделение УУД как объекта оценки сопровождение формирования самооценки как основы постановки целей; формирование рефлексивности оценки и самооценки . Рекомендации по формированию регулятивных действий
Постановка задач оценивания своей деятельности. Предметы оценивания: учебные действия учащегося, их результаты, способы действия, сотрудничества, собственные возможности (прогностическая оценка). Формирование установок на улучшение результатов деятельности. Оценивание по содержательным, объективированным и осознанным критериям (готовым или самостоятельно выработанным). Различение объективных и субъективных критериев оценивания. Анализ причин неудач и постановка, исходя из этого, задач. Организация сотрудничества на принципах уважения, доверия, признания индивидуальности каждого и т.д. Рекомендации по формированию действия оценки у учащихся Типовые задачи: «Общее планирование времени. Планируем свой день», «Оцениваем свою работу», «Планирование учебной работы»
Цель программы развития УУД (см. Примерная основная образовательная программа основного общего образования стр. 161 – 189) О беспечение умения школьников учиться , дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию , а также реализация системно-деятельностного подхода Начальная школа: «Учить ученика учиться» Основная школа: «Учить ученика учиться общению»
Коммуникативная деятельность
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
Коммуникативные УУД НОО ООО Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Организация и планирование учебного сотрудничества с учителей и сверстниками Постановка вопросов Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Разрешение конфликтов Работа в группе Управление поведением партнёра Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности Следование морально-этическим и психологическим принципам общения
Организация совместной деятельности на уроке Работа в группе (по 3-6 ч.) Проектная деятельность Условия формирования коммуникативных действий (ООО) Организация дискуссий Характер сотрудничества с учителем (авторитарный, демократический, либеральный) !!! Партнерская позиция педагога
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем
Познавательные УУД (НОО) Общеучебные осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знания . 40
Познавательные УУД (НОО) Логические основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование 41
Познавательные УУД (НОО) Постановка и решение проблем: Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем ПРОБЛЕМА Как недостаток данных; Как избыток данных; Как наличие противоречия; Как нелогичность (непоследовательность) изложения сути 42
. активность обучающегося знания добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности переход от обучения как презентации системы знаний к работе над заданиями , связанными с проблемами реальной жизни с отрудничеств о современн ая информационн ая образовательн ая сред а Особенности развития УУД
Типовые задачи формирования УУД
Структура УД
Учебные ситуации Стандарты второго поколения
Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл. Учебная ситуация – это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают своё описание и т.д., частично запоминают . Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация
Творчество педагога должно быть направлено на создание учебной ситуации, разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию. Необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и её «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причём не вы-нуждения, а по-буждения.
Основные элементы потенциальной учебной ситуации
Учебные ситуации строятся с учётом:
Проектирование учебного процесса
Эффективным способом является также работа над проектом, структура которого совпадает со структурой учебной деятельности Основные этапы работы над проектом Структура учебной деятельности Этап 1. Принятие решения о выполнении проекта Учебные мотивы Этап 2. Определение цели деятельности Учебная цель Этап 3. Определение задач деятельности Учебная задача Этап 4. 1) Составление плана действий 2) Составление программы Учебные действия и операции Ориентировка Преобразование (исполнение) Контроль Оценка Этап 5. Поверка программы на «реализуемость» Этап 6. Выполнение программы Этап 7. Предварительный контроль Этап 8. Презентация продукта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.
Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...
Квалификационная работа «Формирование логических УУД младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера».
Описание опыта работы...
Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"
«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...
Роль логического мышления в формировании мыслительных процессов младших школьников на уроках математики
Методическая разработка по теме "Роль логического мышления в формировании мыслительных процессов младших школьников на уроках математики"....
Формирование учебных мотивов младших школьников на уроках математики
Приемы , которые я использую на уроках математики дя повышения уровня учебной мотивации...
Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики....
Методика формирования навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики
Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики - понятие об арифметиче...