Программа
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Разработана программа по дополнительным занятиям учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolaya_matematika-tlyaubaeva_z.g._3_klass.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

методист платных курсов

 «___»____________2014 г.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По курсу «Веселая математика»

 

Класс ___3_____________________________________________________________________        

Учитель __________________Тляубаева Зульфия Галеевна

Планирование составлено на основе  рабочей программы   Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы)- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под. ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013.

 

 

Пояснительная записка

             Рабочая программа курса «Веселая математика»  составлена на  основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под. ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013.

     Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий.

               Предлагаемый курс  предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

           Содержание курса «Веселая математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Данный курс состоит из двух разделов: 1 класс-  «Занимательная математика», 2-4 класс-  «Геометрия вокруг нас».

С 1 по 4 классы занятия проводятся 2 раза в неделю=5 месяцев* 8ч=40 часов

 Цель и задачи курса «Веселая математика»

   Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучать различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.   

Содержание курса:

                                                         3 класс.

Символика. Построение.

Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.

Периметр.

Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

Циркуль.

Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

Углы. Транспортир.

Углы. Величина угла. Транспортир.

Методы, формы обучения:

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

 - методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа  взаимодействия, свобода творчества)

-  активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

 Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:  

Личностными результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении
  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
  • любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
  • мышления.

Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

                                        Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающие, проблемно-поисковая.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • игры с геометрическими конструкторами;
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Необходимые для реализации курса ресурсы:

Дидактические материалы:

  •  игры с геометрическими фигурами;
  • задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества; экспериментальные задания.

Материальные ресурсы: 

  • компьютер
  • электронная доска
  • мультимедийное оборудование
  • принтер
  • Список литературы
  • В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
  • Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
  • Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  • Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
  • Шадрина И.В.  Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2010
  • Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
  • Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
  • Литература для ученика.
  • Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение»,  2012
  • Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3
  • Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса».
  • Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2013
  • Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2013

 

 

           

                                                                                                                     

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                       Утверждаю:______________

                                                                                                                                           Г.И. Серегина

Методист платных курсов

                                                                                                                          __________________2014г

Календарно – тематическое планирование курса «Веселая  математика» 3 класс

                                            Учитель: Тляубаева Зульфия Галеевна

НОЯБРЬ

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма контроля

Дата

1

Математика – это

интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3клетки).

1

фронтальный

2

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

выполненной работы.

1

индивидуаль-ный

3

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

Загадки о геометрических инструментах.

Практическая работа с линейкой.

1

занятие- путешествие

4

Цвета радуги. Их очередность.

Сказка о малыше Гео. Практические задания.

1

практикум

5

«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом.

1

групповая

6

«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела.

Стихотворение о геометрических фигурах.  Конструирование игрушек.

1

индивидуаль-ная

7

«Жители города многоугольников».

Практическая работа. Аппликация.

1

фронтальная

8

Периметры многоугольников.

Задания на нахождения периметра.

1

занятие-викторина

Итого

8 часов

ДЕКАБРЬ

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма

контроля, занятий

Дата

1

Игра-

соревнование

«Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а

разбросаны по всей таблице.

1

занятие- аукцион

2

Игры с шахматными фигурами.

Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль.

1

занятие

взаимо-обучения

3

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной

работы.

1

индиви-дуальный

4

«Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.

Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?»

1

занятие-практи-кум

5

Окружность и круг.

Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов.

1

индивидуальный

6

Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности.

Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник».

1

текущий

7

Игра в магазин.

Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

1

фронтальный

8

Игры с шахматными фигурами

Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.

1

занятие-игра

Итого

8 часов

ФЕВРАЛЬ

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма

Дата

1

Секреты задач.

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1

практикум по решению задач

2

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

1

индивидуальный

3

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;

«Вычитание в пределах 20».

1

занятие-игра

4

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.

1

фронтальный

5

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».

1

индивидуальный

6

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

Сказка. Практические задания на Геоконте.

1

текущий

7

Первоначальное знакомство с сетками.

Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты.

1

фронтальный

8

Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

Сказка. Задания Незнайки.

1

занятие-викторина

Итого

8 часов

МАРТ

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма

контроля

Дата

1

Геометрический КВН. Повторение изученного

в 3-м классе.

 Командное соревнование на проверку знаний по геометрии

1

индивидуаль-ный

2

«В городе треугольников». Треугольник.

Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка.

1

текущий

3

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)

1

практикум по решению задач

4

Уголки.

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

1

индивидуальный

5

Часы  и время.

Научить определять время по часам. Преобразование единиц времени .

1

занятие-игра

6

Пополам и ещё раз пополам.

Деление на части, доли, нахождение целого.

1

фронтальный

7

Какими бывают остатки?

Умение изображать при помощи рисунка  нахождение остатка.

1

индивидуальный

8

Считаем считаем.

Умение  верно считать в пределах 100.Составлять ребусы,цепочки.

1

игра

АПРЕЛЬ

Тема

Содержание занятий

Кол-во

часов

Форма контроля

Дата

1

Равенства  и неравенства.

Составление равенств и неравенств.

1

фронтальный

2

Решаем задачи.

Уметь решать любые задачи.

1

практикум

3

Олимпиадные задания.

Решение нестандартных заданий.

1

индиви-дуальный

4

В мире геометрических фигур.

Игры  «Построй»  «Угадай»

1

занятие-игра

5

Уравнения.

Умение решать уравнения.

1

практикум

6

Задачи составные, простые.

Уметь решать задачи.

1

индиви-дуальный

7

Ломаная. Кривая.

Умение чертить ломаные.

1

индиви-дуальный

8

КВМ.-кто лучший?

КВМ- соревнование между учениками.

1

соревнование

Итого

8 часов

                                                                                                       

                                                                                                         

                                                                                                         

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...