Методическая разработка к уроку математики 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Тема:Таблица умножения и деления на 7. Открытие новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
086_m-2_chast_3_urok_6_onz.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 6
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Увеличение и уменьшение в несколько раз».
Основные цели:
1) формировать умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз;
2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) пословица:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске пословицу Д-1:
- Прочитайте пословицу.
- Как вы ее понимаете?
- Чему вы учились на последних уроках? (Мы учились решать уравнения на умножение и деление, составляли таблицу умножения и деления на 6.)
- Что общего в перечисленных вами темах? (Действия умножение и деление.)
- Сегодня на уроке вы продолжите работу с данными действиями, а все ваши знания обязательно вам пригодятся.
- Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знания изученных случаев таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение числа на некоторое число;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация вычислительного навыка, увеличение и уменьшение числа на некоторое число.
- Выполните следующее задание. Игра «Кто внимательней». Записываете ответы только тогда, когда прозвучит пример на умножение или деление.
Учащиеся работают в тетрадях.
6 увеличьте в 3 раза;
5 умножить на 4;
к 2 прибавить 16;
4 умножить на 4;
32 разделить на 4;
найти разность 20 и 6;
найти произведение 3 и 4.
- Прежде чем проверять, скажите, какова была цель этого задания? (Выбрать примеры на умножение и деление, проверить, как мы знаем таблицу умножения и деления на 4,6.)
- Проверьте ответы.
Учитель проверяет:
- Поднимите руки, у кого получился такой ряд чисел. Поставьте себе «+». Вы можете назвать себя внимательными и считать, что вы неплохо поработали над таблицей.
- У кого были ошибки, исправьте ответы и не огорчайтесь. Ваши успехи еще впереди, если приложите старание.
- Найдите сумму всех чисел этого ряда. Как удобно это сделать? (Нужно воспользоваться переместительным и сочетательным свойствами сложения: 20 + (12 +18) + 16 + 8 = 74.)
- Увеличьте 74 на 4. (78.)
- Уменьшите 74 на 4. (70.)
- Что, значит, увеличить число а на 4? (Это значит, к числу а прибавить 4 единицы.)
- Запишем это в виде опорного сигнала.
Учитель на доске :
- Что, значит, уменьшить число а на 4? (Вычесть из числа а 4 единицы.)
- Запишите это.
Учитель на доске :
Учитель на доске :
- Запишите выражения и найдите их значения.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Проверьте. Прочитайте 1 (2) выражение и назовите его значение. (2 + 3 = 5; 8 – 4 = 4.)
- Что помогло вам выполнить это задание? (Составленные опорные сигналы.)
2) Пробное действие.
- Что вы повторили? (Мы повторили изученные случаи таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение чисел на некоторое число.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-6:
- Нужно записать выражение и найти его значение.
- Что нового в этом задании? (В данном задании нужно число увеличить в несколько раз.)
- Выполните это задание.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.
- У кого нет результата?
Учащиеся поднимают руки.
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли записать выражение, которое описывает увеличение числа в несколько раз и найти его значение.)
- Покажите результаты, кто выполнил это задание?
Учащиеся показывают свои планшетки.
- Обоснуйте свои действия.
Учащиеся в замешательстве, так как у них нет соответствующего эталона.
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои действия.)
- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать выражение, которое описывает увеличение числа в несколько раз и найти его значение.)
- В чем затруднение? (Как записать увеличение числа в несколько раз.)
- Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила записи увеличения чисел в несколько раз.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило, с помощью которого мы могли бы записать увеличение или уменьшение чисел в несколько раз.)
- Какая тема сегодняшнего урока? (Увеличение и уменьшение в несколько раз.)
Учитель записывает тему на доску.
- Что вы повторили в начале урока? (Увеличение и уменьшение чисел на некоторое число.)
- Как это вам поможет? (Мы можем сравнить увеличение «на» с увеличением «в».)
- С помощью чего легче сравнить? (С помощью предметов.)
- Как же вы будете «открывать» новое? (Мы выполним с помощью предметов увеличение «на», потом выполним на предметах увеличение «в», сравним и подберем нужное действие.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Что нужно было записать в выражении? (Число 2 увеличить в 3 раза.)
- С каким действием вы сравните? (Число 2 увеличить на 3.)
- Положите перед собой карточку два кружка.
Учащиеся пользуются геометрическим лото Р-2. Один из учащихся работает у доски.
- Увеличьте количество кружков на 3. Что нужно сделать? (Придвинуть 3 кружка.)
- Придвиньте 3 кружка. Какое выражение можете записать? (2 + 3.)
- Сколько получилось? (5.)
- Ниже положите еще два кружка. Утройте их количество. Что нужно сделать? (Повторить 2 кружка 3 раза.)
- Выполните это. Сколько получилось? (6.)
- Сколько раз мы повторили два кружка? (3 раза.)
- Больше или меньше стало кружков? (Больше.)
- Так во сколько же раз их стало больше? (Их стало больше в 3 раза.)
- Объясните, что, значит, увеличить в 3 раза? (Взять 3 раза по столько же, умножить на 3.)
- Какое выражение можно записать? (2 · 3.)
- Итак, 2 увеличить в 3 раза, будет … (6.)
- Запишите верное выражение и его значение на планшетки.
- Как же число уменьшить в несколько раз?
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Зайки Д-7.
- Помочь разобраться в этом задании вам вызвался Зайка. Он принёс вам морковки для счёта.
Учитель раздает учащимся наборы морковок Р-3, аналогичные прикрепляет к доске (Д-8).
- Положите перед собой 8 морковок. Представьте, что зайка съел 4 морковки. Что нужно сделать? (Убрать (отодвинуть) их.)
- Уберите. Какое выражение можете записать? (8 – 4.)
- Получится? (4.)
- Попытайтесь 8 уменьшить в 4 раза. Положите опять перед собой 8 морковок.
- Какое действие выполняли при увеличении числа в несколько раз? (Умножение.)
- Значит, при уменьшении числа в несколько раз надо…? (Делить.)
- Что нужно сделать с 8 морковками? (Их нужно разделить на 4 группы поровну.)
- Запишите на листочках соответствующее выражение и ответ. (8 : 4 = 2.)
- Положите под 8 морковками 2 кружка.
- Что можно сказать о количестве морковок по отношению к кружкам? (Морковок в 4 раза больше, чем кружков.)
- Что можно сказать о количестве кружков по отношению к морковкам? (Кружков в 4 раза меньше, чем морковок.)
- Какой вывод вы можете сделать? (При увеличении числа в несколько раз нужно умножать, при уменьшении – делить.)
- Что теперь нужно сделать? (Составить эталон.)
- Я предлагаю составить эталон в группах.
В случае необходимости актуализируются правила работы в группах.
- Составьте эталон в группах.
После выполнения задания, учитель организует защиту проектов. Учитель проводит анализ, наиболее удачный вариант фиксируется на доске, например вариант Д-9. В случае возникновения затруднений при организации групповой работы учитель проводит беседу:
- Итак, что, значит, увеличить число а в 4 раза? (Умножить его на 4.)
- Запишите этот вывод.
Учитель записывает на доске:
- Что, значит, уменьшить число а в 4 раза? (Это, значит, разделить число а на 4.)
- Запишите.
Учитель записывает на доске:
- Что теперь нужно сделать с эталоном? (Проверить его.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.
- Сделайте вывод? (Мы все «открыли» правильно.)
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что теперь вы можете делать? (Записывать выражения, в которых говориться об увеличении или уменьшении числа в несколько раз и находить значения таких выражений.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое правило.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение выполнять увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 3, стр. 15
- Найдите № 3 на странице 15.
- Выполните это задание.
Учащиеся выполняют задание с места с комментированием. Вариант комментирования:
Нужно число 3 увеличить в 5 раз. При увеличении числа в несколько раз нужно выполнять действие умножения, поэтом 3 умножаю на 5 получаю 15.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 4, стр. 15
- Найдите № 4 на странице 15.
- Выполните данное задание в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение выполнять увеличение и уменьшение чисел на некоторое число и несколько раз.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-5:
- Запишите выражения и найдите их значения самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках Р-5. Проверка организуется по образцу Д-11.
- Кто из вас ошибся?
- В каком случае? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Где вам может пригодиться новое знание? (При решении задач.)
- Я предлагаю вам потренироваться в решении задач.
№ 6 (а), стр. 15
- Найдите № 6 (а) на странице 15.
- Прочитайте задачу.
- Что известно? Что надо узнать?
- Что обозначает на схеме весь отрезок? (Количество всех учеников.)
- Что обозначают части отрезка? (Количество девочек и количество мальчиков.)
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Запишите решение задачи.
Один из учащихся записывает решение задачи на доске.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель вы перед собой ставили? («Открыть» правило записи выражений на увеличения и уменьшение числа в несколько раз.)
- Удалось ли достичь цели?
- Вспомните пословицу, с которой начали урок.
Один из учащихся читает пословицу вслух.
- Помогли ли вам ваши знания? Какие?
- Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
- Кто встретил трудности? В чем? Почему?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-6.
Далее идет обсуждение домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"
В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....
Методическая разработка интегрированного урока математики и окружающего мира во 2 классе с презентацией. Урок-экскурсия в волшебный зоопарк
Экскурсия в волшебный зоопаркПрезентация прилагается...
Методическая разработка к уроку "СЛОЖНЫЕ СЛОВА" . Урок русского языка 2 класс.
file:///C:/Users/Comp-2-4/Downloads/slozhnye_slova.pptx...
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева на уроках музыки
Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов предназначена для учителей музыки, может использоваться учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования детей по эстетичес...
методическая разработка интегрированного урока 2 класс "Школа России" по теме "В гости к весне"
Важнейшей частью системы метапредметных связей являются интегрированные уроки.Из нескольких типов и форм интегрированных уроков выбран тип урока - урок повторения систематизации и обобщения знаний, за...