Рабочая учебная программа по математике УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

Начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_pnsh_-_4.docx42.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                приказом директора

от «1» сентября 2014 г.

                                                                                                                                ___________ В.А. Дегтярев

Рабочая учебная программа

по математике

УМК «Перспективная начальная школа»

Программа разработана

учителем начальных классов

 Паршиной Т. П..

Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов (Протокол от 30.08.2014 № 1)

Программа рассмотрена на методическом совете школы (Протокол от 30.08.2014 №)

Тамбов, 2014

  1. Роль и место дисциплины

Начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.

2.  Адресат

Обучающиеся  4-го класса

3. Соответствие Государственному стандарту

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

4. Цели и задачи

  • Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении;  формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
  • Освоениеначальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений.Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
  • Воспитаниекритичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
  • Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

5. Специфика программы

Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

6. Основные содержательные линии курса

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие в течение четырех лет пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

7. Структура программы

Числа и вычисления

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >.

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Отношения «больше на...», «меньше на...».

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Отношения "больше в...", "меньше в...". Деление с остатком.

Арифметические действия с нулем.

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.

Перестановка слагаемых в сумме. Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число.

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений.

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа «...и / или...», «если..., то...», «не только, но и...».

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин. 

Установление пространственных отношений: выше — ниже, слева —справа, сверху —снизу, ближе — дальше, спереди — сзади, перед, после, между и др.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники — треугольник, прямоугольник. Распознавание: окружность и круг; куб и шар. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.

8. Требования к результатам

Учащиеся должны знать/понимать

  • Использование натуральных чисел для счета предметов, для упорядочения предметов, для измерения величин
  • Название и запись чисел до класса миллиардов включительно
  • Ряд целых неотрицательных чисел, его свойства и геометрическую интерпретацию
  • Основные принципы построения десятичной системы счисления
  • Дробные числа, их математический смысл и связь с натуральными
  • Смысл операций сложения, вычитания, умножения и деления
  • Взаимосвязи с изученными операциями
  • Существующую зависимость между компонентами и результатом каждой  операций
  • Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
  • Измерение вместимости с помощью выбранной мерки
  • Связь вместимости и объема
  • Стандартные единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр)
  • Связи метрической системы мер с десятичной системой счисления
  • Особенности построения системы мер времени
  • Существование многогранников (призма, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус)
  • Отличительные признаки сюжетной арифметической задачи
  • Различные способы краткой записи задачи
  • Различные способы записи решения задачи
  • Рациональный и нерациональный способы решения задач
  • Решение задач с помощью уравнения
  • Задачи с вариантами ответами
  • Алгоритмический подход к пониманию решения задачи
  • Комбинаторные и логические задачи
  • Название компонентов всех изученных арифметических действий ( операций)
  • Знаки этих действий, законы с свойства этих действий
  • Таблица сложения и умножения однозначных чисел
  • Особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления
  • Правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
  • Термины, связанные с понятием «уравнение» (неизвестное, корень уравнения)
  • Свойства некоторых геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, круга)
  • Единицы длины, площади, объема, массы, величины угла, времени и соотношения между ними
  • Термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, данные, искомое, решение, ответ)
  • Условные обозначения используемые в записи краткой записи

Уметь:

  • Называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно
  • Сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков
  • Сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков
  • Сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков
  • Выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе знаков и свойств этих действий с использованием таблицы сложения однозначных чисел
  • Выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел
  • Вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок
  • Выполнять изученные действия с величинами
  • Решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств
  • Определять вид многоугольника
  • Определять вид треугольника
  • Изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки)
  • Изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля)
  • Измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки
  • Находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника
  • Определять величину угла и строить угол заданной величины (с помощью транспортира)
  • Вычислять площадь прямоугольника
  • Выражать изученные величины в разных единицах
  • Распознавать и составлять текстовые задачи
  • Проводить анализ задачи с целью нахождения решения
  • Записывать решение задачи по действиям и одним выражением
  • Выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора
  • Проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей)
  • Измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел

             Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • Решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчете между продавцом и покупателем (с помощью калькулятора при проведении вычислений)
  • Вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений

Основные параметры потенциального уровня подготовки обучающихся

В результате изучения образовательной области «Математика» школьник имеет возможность:

  • Получить представление о натуральном числе и нуле, понять особенности натурального ряда чисел, научиться записывать и прочитывать натуральные числа в десятичной системе счисления
  • Научиться выполнять устно и письменно вычисления с натуральными числами (в пределах миллиона)
  • Получить представление о свойствах операций над целыми неотрицательными числами, о взаимосвязи между операциями
  • Научиться находить неизвестный компонент арифметического действия
  • Усвоить смысл отношений: больше на…, меньше на.., больше в … раз,  меньше в … раз и их связь с арифметическими действиями; научиться изображать на схемах эти отношения и использовать такие схемы при решении арифметических сюжетных задач
  • Усвоить правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без них
  • Научиться записывать решение задачи в виде выражения и по действиям, рассматривая эти записи как однозначные предписания последовательности действий
  • Научиться соотносить геометрические фигуры и предметы окружающего мира. Познакомиться с плоскими геометрическими фигурами и линиями (точка, прямая и кривая линия, отрезок, ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), простейшими пространственными фигурами (куб, призма, пирамида, шар, цилиндр, конус) и некоторыми их свойствами. Научиться изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге
  •  Получить представление о величинах и их измерении
  • Усвоить единицы величин и соотношения между ними; учиться складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число
  • Приобрести опыт измерения и вычисления длины отрезка и периметра многоугольника, научиться строить отрезок заданной длины, вычислять площадь прямоугольника и треугольника
  • Получить представление о зависимостях между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи
  • Учиться решать традиционные текстовые задачи, используя знания этих зависимостей
  • Приобрести первоначальные умения в построении простейших логических рассуждений, в выполнении мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.

Потенциальный уровень подготовки ученика по темам

  • Читать и записывать натуральные числа; устанавливать отношения: равно, меньше, больше между числами и записывать их, используя знаки: =<>
  • Представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых
  • Записывать числовые выражения, содержащие 3-4 действия со скобками и без, и вычислять их значение
  • Устно выполнять арифметические действия над числами в пределах 100
  • Устанавливать связи между отношениями больше на…, меньше на.., больше в … раз,  меньше в … раз и арифметическими действиями, использовать их при решении арифметических текстовых задач
  • Выполнять письменные вычислении, проверку вычислений
  • Сравнивать объекты по величине (длине, массе, количеству), узнавать время по часам
  • Выбирать при измерении величин соответствующие единицы; по записи величины с помощью числа и единицы величины узнавать, какую величину измеряли; сравнивать величины по их численным значениям
  • Выполнять сложение и вычитание длин, масс и других величин; умножать и делить величину на число
  • Применять знание изученных зависимостей между величинами при решении арифметических текстовых задач
  • Решать простые и составные (в 2-3 действия) арифметические сюжетные задачи
  • Узнавать геометрические формы в окружающей обстановке; устанавливать отношения между предметами пространства: спереди – сзади, перед, после, между…
  • Распознавать на рисунках прямые и кривые линии, отезки и ломаные, углы, прямоугольники и квадраты, круги, пространственные фигуры
  • Устанавливать отношения между отрезками
  • Изображать отрезок с помощью линейки, круг – с помощью циркуля
  • Строить прямоугольник по заданным длинам сторон с помощью линейки на клетчатой бумаге
  • Строить квадрат по заданной стороне с помощью линейки на бумаге
  • Измерять длины отрезков, строить отрезки заданной длины, вычислять периметр и площадь прямоугольника
  • Выделять условие и требование задачи
  • Называть объекты задачи и соответствующие им величины
  • Переводить отношения между величинами, рассматриваемыми в задаче, на язык арифметических действий, используя схематические чертежи, краткую запись и другие вспомогательные модели задачи
  • Записывать решение арифметической сюжетной задачи в виде выражения и по действиям
  • Выполнять проверку найденного решения задачи.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочной (домашняя работа)

10. Итоговый контроль

Итоговая оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или контрольной работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса. Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела проводится в форме контрольной или  проверочной работ.

11. Объем и сроки изучения

4 часа -  в неделю,  136 часов:

I ч. – 35 ч.

II ч. - 28 ч.

III ч. – 41 ч.

IV ч. – 32 ч.

Программу обеспечивают:

  1. Чекин А.Л. Математика. 4 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 4 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  3. Захарова О.А. Математика в практических заданиях: тетрадь для самостоятельной работы №3. 4 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  4. Захарова О.А. Практические задачи по математике: подготовка к олимпиаде. 4 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  5. Захарова О.А. Проверочные задания по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа". Составитель: Чуфенёва А.Ю....

Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование по предметам: математика, русский язык, литературное чтение за 2 класс....

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочие программы разработаны по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа", 1 класс

Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" для 1 класса....

Рабочая программа по литературе "Перспективная начальная школа", 1 класс

Рабочая программа по литературе "Перспективная начальная школа" для 1 класс...

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс

Рабочие и календарно-тематичские планы по УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс...