Урок математики. Площадь прямоугольниика 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Цель: - создание условий для личностной самореализации каждого ученика в процессе изучения темы «Площадь прямоугольника», формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий, развитию образовательных, коммуникативных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.
Задачи:
- вовлекать учащихся в учебную деятельность;
- формировать представление о единице измерения площади фигур – квадратный сантиметр;
- организовать работу учащихся по нахождению правила вычисления площади прямоугольника;
· закреплять знания таблицы умножения;
- способствовать развитию критического мышления, совершенствованию вычислительных навыков, математическую речь, умение решать задачи;
- формировать интерес к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 996.31 КБ |
prilozhenie-_test.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
153 510 Ивановская область, г.Кохма, ул.8 - Марта, д.1, тел. 55-14-92
Телефон для связи и Е- mail (4932) 55-14-92 sch7-kohma@mail.ru
Конспект урока МАТЕМАТИКИ
в 3 классе на тему: «Площадь прямоугольника»
Педагог: Клопова Алия Вакильевна
Тема урока: Площадь прямоугольника | Тип урока: изучение нового материала | ||||
Цель: - создание условий для личностной самореализации каждого ученика в процессе изучения темы «Площадь прямоугольника», формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий, развитию образовательных, коммуникативных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса. Задачи:
| |||||
Планируемые результаты: | |||||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| |||
Межпредметные связи: Технология, тема «Упаковка подарков», изготовление плоскостных изделий из бумаги, экономная разметка деталей, разметка заготовок деталей по шаблонам и с помощью разметочных инструментов. Русский язык, тема «Однокоренные слова», окружающий мир, тема «Космос». | |||||
Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с.60-61; рабочая тетрадь; канцелярские принадлежности, рабочая программа; интерактивная доска, карточки с заданиями для работы в группах. | |||||
Ход урока | Формируемые УУД | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||
Мотивация познавательной деятельности Цель: - установить эмоционально доверительный контакт; - создать благоприятную психологическую атмосферу; - вовлекать учащихся в учебную деятельность. | Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД Метапредметные УУД | ||||
Эмоциональный настрой - Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей! - А сейчас возьмитесь за руки, покажите друг другу готовность работать дружно, сжимая ладонь соседа: Все за одного…
- Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группах постоянного состава (вспоминаем правила работы в группах), в наш класс пришло необычное письмо (показываю письмо, зачитываю). - Ведь мы с вами добрые детишки, поможем Прямоугольнику с планеты Прямоуголия! - Что нужно, чтобы отправиться в космос? - У нас он есть? - Ребята, я предлагаю вам поработать конструкторами. Полина, возьми словарь Ожегова (с моего стола) и найди там определение слову конструктор. Формирование команд - Пока Полина работает со словарём, нам с вами нужно выбрать капитанов, которые сейчас выйдут ко мне, чтобы вытянуть название своего конструкторского бюро. - Настя готовила дома проект по названиям ваших команд. Выходи к нам! 1 – «Вымпел» - советское, затем российское предприятие по разработке авиационного вооружения. Расположено в городе Москва. 2 – «Факел» - предприятие российской ракетно-космической промышленности, расположенное в г. Химки Московской области. 3 – «Радуга» - является одним из мировых лидеров в области создания высокоточного ракетного оружия. Расположено в городе Дубна. 4 – «Арсенал» - конструкторское бюро, образованное 21 ноября 1949 года. Ведёт свою историю с основанных Петром I в 1711 году «Пушечных литейных мастерских». - Итак, с названиями конструкторских бюро мы определились. Но прежде чем начать работать, посмотрите на доску (слайд 1). Скажите, какими качествами должен обладать конструктор и для каких целей это ему необходимо? Слайд 2 с правильной информацией: - Молодцы, ребята! И, конечно же, конструкторам необходимо хорошее настроение. Я его вам желаю! - Посмотрите, у вас на парте есть предметы. Что вы видите? - Сгруппируйте данные фигуры. - По какому признаку группировали? - Какая фигура лишняя? - Почему лишняя фигура именно пятиугольник? - Сколько углов у пятиугольника? - Пять! Да. И я желаю вам получать побольше пятерок! - Конструируем летательный аппарат из оставшихся фигур! | Приветствуют учителя, друг друга и гостей. Проговаривание: …А один за всех. Тогда и в деле будет успех Работать дружно, шёпотом, распределить обязанности, показать готовность. Ответы детей: летательный аппарат, ракета. Ответы детей: нет. Индивидуальная работа одного ученика. Капитаны вытягивают карточки с названиями бюро-команд. Один ученик рассказывает по словарю о значении слова конструктор. Проектная деятельность. Примерный ответ: наблюдательность, внимательность, сообразительность, аккуратность и точность нужны настоящему конструктору для того, чтобы выполнять свою работу на отлично, ведь от работы конструктора зависит, как пройдёт полёт в открытый космос, зависит жизнь и безопасность людей. Ответы детей: геометрические фигуры. Группировка фигур: треугольники, четырёхугольники. Ответы детей: по количеству углов. Ответы детей: пятиугольник. Ответы детей: все фигуры имеют пары, пятиугольник один. Ответы детей: пять. Конструируют аппарат. | ||||
Актуализация знаний. Формулирование темы урока Цель: - сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса; - закреплять знания таблицы умножения; - организовать работу учащихся по нахождению правила вычисления площади прямоугольника; | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД Осознание и выделение того, что уже усвоено. Общеучебные УУД Умение работать с текстом. Анализировать и обобщать. Метапредметные УУД Формирование исследовательской деятельности. Умение проводить анализ, сравнение, обобщение. | ||||
- Молодцы, ребята! - Раз мы конструкторское бюро, мы не можем отправиться в полёт, не убедившись, что не допустили ошибок, мы должны всё делать точно. Давайте повторим свойства геометрической фигуры, которая служит корпусом для нашей ракеты. Что это за главная фигура в ракете? - Давайте повторим свойства прямоугольника. - Давайте найдём периметр этого прямоугольника. Что такое периметр? - По какой формуле находится периметр прямоугольника? - Вычислим периметр нашего прямоугольника в группах. Капитан измеряет, все вычисляют. Не забывайте про правила работы в группах. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Чему равен периметр? - У всех групп так? - Теперь мы можем отправиться в полёт, чтобы помочь необычному человечку с планеты Прямоуголия. - Итак, пристегнули ремни безопасности, идёт отсчёт времени, считаем вместе: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск (видеозапись). Устный счёт - Посмотрите, на нашем пути возникло препятствие – метеориты. Давайте его разрешать. Слайд 3: - Что получилось? Слайд 4 с правильной информацией: - Молодцы! Какая же тема у нашего урока? - А разве мы не умеем находить площадь прямоугольника? - Как? - Ребята, а если брать настоящую деталь ракеты. Корпус ракеты занимает очень большое пространство, неужели настоящие конструкторы космических аппаратов используют палетку для определения площади?! Это неудобно. - А может, есть более рациональный способ нахождения площади прямоугольника. - Давайте поставим перед собой цель урока. - Молодцы. Будем работать дружно, и у нас всё получится. Исследование. - А теперь давайте проведём исследование. Возьмите карандаш и линейку. Разделим прямоугольник-корпус нашей ракеты на квадраты площадью 1см2 и узнаем, сколько всего таких квадратов в нём уложилось. - Что такое квадратный сантиметр? - Сколько уложилось квадратов площадью 1 см2 по длине? - Значит, какова площадь такой полоски? - При ширине прямоугольника 4 см сколько раз в нём уложиться такая полоска? - Догадались, как посчитать сколько квадратов площадью 1 см2 уложиться во всём этом прямоугольнике? Как? - Молодцы! Что мы сейчас сделали? - Прочитаем вывод в учебнике и сравним его с нашим выводом. Вывешиваю формулу нахождения площади прямоугольника: S = a . b - Нам нужно набраться сил для дальнейшего полёта. Физкультминутка. В путешествие летали, Очень сильно мы устали. Отдых наш - физкультминутка. Занимай свои места: Шаг на месте. – Левой, правой! Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз, два, раз, два! И под ноги не смотрите Раз, два, раз, два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите, Раз, два, раз, два! Опустили руки вниз. И на место садись! - Продолжаем полёт, нам нужно помочь нашему новому знакомому. | Ответы детей: прямоугольник. Ответы детей: все углы прямые, противоположные стороны равны. Ответы детей: это сумма длин всех сторон. Ответы детей: P = (a + b) . 2 (на доске формула) Записывают число, классная работа, вычисляют периметр. Ответы детей: 14 см. Показывают готовность группы. Отсчёт времени, выполняем движения. Решают примеры на табличное умножение. Ответы детей: тема нашего урока «Площадь прямоугольника». Ответы детей: умеем. Ответы детей: с помощью палетки или расчерчиваем фигуру на квадратные сантиметры. Ответы детей: найти более рациональный способ вычисления площади прямоугольника. Проводят исследование под руководством учителя. Ответы детей: единица измерения площади. Ответы детей: по длине уложилось 3 квадрата площадью 1 см2 . Ответы детей: площадь такой полоски 3 см2 . Ответы детей: 4 раза. Ответы детей (исследование): 3 . 4 = 12 (см2 ). Ответ: площадь прямоугольника 12 см2 . Ответы детей: нашли более рациональный, инновационный способ вычисления площади. Читаем вывод в учебнике. Выполняют движения. | ||||
Организация познавательной деятельности Цель: - формировать представление о единице измерения площади фигур – квадратный сантиметр; - способствовать развитию критического мышления, совершенствованию вычислительных навыков, математическую речь, умение решать задачи; - формировать интерес к математике. | Познавательные УУД Выделение необходимой информации Регулятивные УУД Осознание и выделение того, что уже усвоено. | ||||
Практическая работа. - Ребята, а тем временем мы прилетели на планету Прямоуголия. И встречает нас тут наш знакомый Прямоугольник, который просит нас ему помочь: ему нужно сконструировать из пяти деталей прямоход, чтобы общая его площадь составляла 46 см2 . Помогите ему это сделать. - Ребята, у вас на партах лежит конверт с деталями для прямохода. -Сколько там деталей? - Сколько вас в группах? - Значит, каждый вычисляет площадь одной из фигур, капитан распределит обязанности. - Что затем нам нужно сделать? - А какие там детали? - Знаем формулу для вычисления площади прямоугольника? - Вычисляйте. Звучит космическая музыка. - Что у вас получилось? - А какое условие было в задаче Прямоугольника? - Какая фигура лишняя? - Представляйте свою работу. - Молодцы - Соберите прямоход. , ребята! Мы помогли Прямоугольнику. Получаем от него подарок. Что за подарок, узнаем попозже. Прощаемся с Прямоугольником. Возвращаемся в класс. Индивидуальная работа. - Мы с вами совершили путешествие на планету Прямоуголию, помогли Прямоугольнику сконструировать прямоход. А какую цель ставили на урок? - Мы её достигли? - Сейчас мы с вами проверим свои знания, ответим на вопросы теста. Ответы можно отмечать галочкой прямо в тексте теста (приложение 1). - Давайте проведём проверку по эталону (на доске вписываю в «БЛАНК» правильные ответы). - Оцените себя и сдайте мне листы с тестом. Запись на доске для самооценки: 0 ошибок – отметка «5»; 1 ошибка – отметка «4»; 2 ошибки – отметка «3»; 3 и более ошибок – отметка «2». | Задание читает один из учеников. Ответы детей: 6 деталей-геометрических фигур. Ответы детей: по 6 человек в каждой группе. Ответы детей: сложить площади фигур между собой. Ответы детей: прямоугольники. Ответы детей: да, S = a . b Вычисляют площади фигур. Ответы детей: S1 = 14 см2, S2 = 14 см2 , S3 = 8 см2 , S4 = 10 см2, S5 = 12 см2, S6 = 6 см2 Ответы детей: площадь всего прямохода не должна превышать 46 см2 . Ответы детей: третья фигура с площадью 8 см2 . Собирают прямоход (на отдельном листе клеят детали, конструируют прямоход). Выходят капитаны. Ответы детей: найти более рациональный способ вычисления площади прямоугольника Ответы детей: да. Отвечают на вопросы теста. Самопроверка по эталону на доске. Самооценка. Сдают подписанные листы. | ||||
Подведение итогов. Рефлексия Цель: - выстроить смысловую цепочку работы над новым материалом; - оценить свою работу на уроке; - оценить настроение после урока. | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД | ||||
- Что на вас произвело наибольшее впечатление? - Пригодятся ли вам знания, приобретённые на сегодняшнем уроке? - Что нового узнали на уроке? - Я думаю, что наш новый друг Прямоугольник очень рад, что мы посетили его и помогли ему. - Ребята, Прямоугольник за нашу работу подарил нам космические яблоки настроения. - Оцените свою работу с помощью яблок, которые находятся у вас на краю парты. Зелёное яблоко – я считаю, что сделал всё «на отлично», красное – я сделал почти всё, буду стараться работать лучше, подойду к учителю и мы решим проблему: - Молодцы! Я довольна тем, как вы работали на уроке. - Запишем домашнее задание: с. 61 №4 в учебнике (заранее на доске). - Спасибо вам за работу! Давайте встанем, улыбнёмся друг другу и нашим гостям, и выйдем на перемену. Отдыхайте! | Ответы детей, высказывают своё мнение о работе на уроке. Приём «Яблоня»: на доске плакат с изображением яблони. Детям до начала урока раздают яблоки зелёного и красного цвета. Он приклеивать их на яблоню: зелёное – я считаю, что сделал всё «на отлично», красное – я сделал почти всё, буду стараться работать лучше, подойду к учителю и мы решим проблему. Записывают домашнее задание. | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: тест по пройденному материалу. | |||||
Дополнительные творческие задания (если останется время): начертить прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см. Вычислить его площадь. Отрезком разделить прямоугольник на 2 равных треугольника и вычислить площадь каждого. |
Предварительный просмотр:
ФИ_____________________________________________________________
Тест
- Какая из предложенных формул является формулой нахождения периметра прямоугольника?
а) P = (a + b) . 2
б) P = (a + b)
- Какая из предложенных формул является формулой нахождения площади прямоугольника?
а) S = a . b
б) S = a + b
- Каков периметр прямоугольника, если а = 4, в = 5?
а) Р = 25 см
б) Р = 18 см
в) Р = 1 см
- Какова площадь прямоугольника, если а = 5 см, в = 6 см?
б) S = 11 см2
в) S = 30 см2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 4 классе УМК "Школа России". Тема «Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади»
Методическая разработка урока математики с приложениями в виде карточек, индивидуального оценочного листа и авторской презентации в 4 классе по программе «Школа России». Раздел «Числ...
Технологическая карта урока "математика" ПНШ 3 класс «Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное»
Технологическая карта урока«Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное» Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Измерение площади ...
Урок математики в 3 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади".
Урок составлен по комплекту учебников "Перспектива". Соответствует ФГОС НОО....
Урок математики во 2 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади".
Учащиеся знакомятся с нахождением площади фигуры, с единицами её измерения....
Конспект открытого урока математики в 3 классе "Площадь.Единицы площади."
Конспект открытого урока по математике !Площадь.Единицы площади" по программе "Школа России"...
Карточки (раздаточный материал) к уроку математики в 3 классе (УМК Школа России) по теме "Площадь. Единицы площади.
Карточки (раздаточный материал) к уроку математики в 3 классе (УМК Школа России) по теме "Площадь. Единицы площади."Учащиеся научатся сравнивать площади фигур способом наложения; решать зада...
Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема урока: Площадь. Единицы площади.
Отрабатывать умение решать задачи на нахождение площади; закрепить умение применять таблицу единиц площади в практике....