Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы для 2 класса В. Н. Рудницкой – М.: Вентана-Граф, 2009.
Программа рассчитана на 136 часов, 5 часов в неделю.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:
Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник для 2 кл. в 2 частях – М.: Вента-Граф, 2009.
Рудницкая В. Н. Рабочие тетради «Математика» № 1, 2. 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Дружим с математикой: коррекционно-развивающие тетради – М.: Вентана-Граф, 2010.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.
В авторскую программу изменения не внесены.
Важнейшими целями обучения во втором классе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Реализация в процессе обучения первой цели связана прежде всего с организацией работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению — не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интереса к занятиям математикой.
Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдается письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приемы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.
Обучение письменным приемам сложения и вычитания начинается во 2 классе.
Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени. Во втором классе вводится метр и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины.
Понятие площади фигуры — более сложное. Однако его усвоение удается существенно облегчить и при этом добиться прочных знаний и умений благодаря организации большой подготовительной работы, начатой во 2 классе. Идея подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, используя практические приемы, находить площадь фигуры, пересчитывая клетки, на которые она разбита.
Во 2 классе, т. е. раньше, чем это делается традиционно, вводится правило нахождения площади прямоугольника. Такая методика позволяет добиться хороших результатов: с полным пониманием сути вопроса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введенным ранее.
Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближенном значениях величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы учащиеся понимали, что при измерениях с помощью различных бытовых приборов и инструментов всегда получается приближенный результат; поэтому измерить данную величину можно только с определенной точностью.
Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода. Важной составляющей линии логического развития ребенка является обучение его действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания.
В программе четко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар и др.), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений — построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.).
Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.
При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.
Математика (136 часов, 4 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Часы планового прохождения | Дата проведения | Примечание |
1 – 2. | Числа 10, 20, 30, …, 100 | 2 | ||
3 – 5. | Двузначные числа и их запись | 3 | ||
6 – 8. | Луч и его обозначение | 3 | ||
9 – 10. | Числовой луч | 2 | ||
11. | Закрепление. Двузначные числа. Луч | 1 | ||
12 – 13. | Метр. Соотношения между единицами длины | 2 | ||
14. | Закрепление. Единицы длины | 1 | ||
15 – 16. | Многоугольник и его элементы | 2 | ||
17. | Контрольная работа №1 «Запись и сравнение двузначных чисел. Луч» | 1 | ||
18 – 20. | Сложение и вычитание вида 26 + 2; 26 + 10 | 3 | ||
21 – 23. | Запись сложения столбиком | 3 | ||
24 – 26. | Запись вычитания столбиком | 3 | ||
27 – 29. | Сложение двузначных чисел (общий случай) | 3 | ||
30. | Контрольная работа № 2 «Сложение двузначных чисел» | 1 | ||
31 – 32. | Вычитание двузначных чисел (общий случай) | 2 | ||
33. | Закрепление. Вычитание двузначных чисел | 1 | ||
34. | Контрольная работа № 3 «Сложение и вычитание двузначных чисел» | 1 | ||
35 – 36. | Периметр многоугольника | 2 | ||
37 – 39. | Окружность, её центр и радиус | 3 | ||
40 – 41. | Взаимное расположение фигур на плоскости | 2 | ||
42. | Умножение и деление на 2 | 1 | ||
43. | Половина числа | 1 | ||
44. | Закрепление | 1 | ||
45 – 46. | Умножение и деление на 3 | 2 | ||
47. | Треть числа | 1 | ||
48. | Закрепление | 1 | ||
49. | Контрольная работа № 4 «Умножение и деление на 2 и 3» | 1 | ||
50 – 51. | Умножение и деление на 4 | 2 | ||
52. | Четверть числа | 1 | ||
53. | Закрепление | 1 | ||
54 – 55. | Умножение и деление на 5 | 2 | ||
56. | Пятая часть числа | 1 | ||
57 – 58. | Контрольная работа № 5 | 2 | ||
59 – 60. | Умножение и деление на 6 | 2 | ||
61 – 62. | Шестая часть числа | 2 | ||
63 – 64. | Закрепление | 2 | ||
65. | Контрольная работа № 6 «Периметр фигуры» | 1 | ||
66 – 67. | Площадь фигуры | 2 | ||
68 – 69. | Единицы площади | 2 | ||
70 – 71. | Умножение и деление на 7 | 2 | ||
72 – 73. | Седьмая часть числа | 2 | ||
74. | Закрепление | 1 | ||
75 – 76. | Умножение и деление на 8 | 2 | ||
77 – 78. | Восьмая часть числа | 2 | ||
79. | Закрепление | 1 | ||
80. | Контрольная работа № 7 «Табличные случаи умножения и деления» | 1 | ||
81 – 82. | Умножение и деление на 9 | 2 | ||
83 – 84. | Девятая часть числа | 2 | ||
85. | Закрепление | 1 | ||
86 – 89. | Решение задач на кратное сравнение | 4 | ||
90. | Контрольная работа № 8 «Решение задач на кратное сравнение» | 1 | ||
91 – 95. | Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз | 5 | ||
96. | Закрепление | 1 | ||
97. | Контрольная работа № 9 Итоговая | 1 | ||
98 – 100. | Нахождение нескольких долей числа | 3 | ||
101. | Закрепление | 1 | ||
102 – 104. | Название чисел в записях действий | 3 | ||
105 – 107. | Числовые выражения | 3 | ||
108 – 109. | Составление числовых выражений | 2 | ||
110. | Закрепление | 1 | ||
111. | Контрольная работа № 10 «Числовые выражения» | 1 | ||
112. | Угол | 1 | ||
113. | Прямой угол | 1 | ||
114 – 115. | Прямоугольник | 2 | ||
116. | Квадрат | 1 | ||
117 – 118. | Свойства прямоугольника | 2 | ||
119. | Контрольная работа № 11 «Углы» | 1 | ||
120 – 121. | Площадь прямоугольника | 2 | ||
122. | Закрепление | 1 | ||
123 – 124. | Повторение | 2 | ||
125 | Контрольная работа № 12 «Решение задач» | 1 | ||
126 – 136. | Резервные уроки Контрольная работа № 13 (административная) | 11 |
Содержание программы
Элементы арифметики
Сложение и вычитание в пределах 100
Чтение и запись двузначных чисел цифрами.
Числовой луч. Сравнение чисел с использованием числового луча.
Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел) с помощью цветных палочек Кюизенера.
Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с применением микрокалькулятора.
Таблица умножения однозначных чисел
Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.
Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей данного числа.
Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать числа можно в любом порядке.
Отношения «меньше в ...» и «больше в ...». Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.
Выражения
Названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления.
Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Составление числовых выражений.
Величины
Единица длины метр и ее обозначение: м. Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, I м = 10 дм). Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая саженъ) и массы (пуд).
Периметр многоугольника и его вычисление. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Практические способы нахождения площадей фигур, единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения (дм2, см2, м2).
Геометрические понятия
Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу.
Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков.
Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Окружность; радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости.
Угол. Прямой и непрямой углы.
Прямоугольник (квадрат), Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.
Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла.
Формы и средства контроля:
I | II | III | IV | Всего | |
Контрольная работа | 3 | 3 | 3 | 4 | 13 |
Перечень учебно-методических средств обучения:
1. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник для 2 кл. в 2 частях – М.: Вента-Граф, 2009.
2. Рудницкая В. Н. Рабочие тетради «Математика» № 1, 2. 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.
3. Дружим с математикой: коррекционно-развивающие тетради – М.: Вентана-Граф, 2010.
Литература основная:
1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 2 класс: Методика обучения. - М.: Вентана-Графф, 2008.
3. Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: Дидактические материалы. – В 2 ч. - М.: Вентана-Графф, 2009.
Литература дополнительная:
1. Учим математику с увлечением. 1-4 кл / Авт.-сост. А.В. Кочергина, Л.И. Гайдина .- М. : 5 за знания, 2007.
2.Математика для начальных классов. 1 – 4 / Авт. – сост. А.С. Лисовский. – М.: Просвещение , 2008.
3. Максимова Т.Н. Сборник текстовых задач по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2010.
4 Олимпиадные задания.2 -4 класс: Математика /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
Оборудование и приборы: ПК, медиапроектор, диски с обучающими программами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....