ТЕМА: Единицы массы. Тонна. Центнер.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Попова Елена Васильевна

Конспект урока по математике в 3 классе по программе Л.Г.Петерсон с использованием национального компонента. К уроку прилагается презентация.

Цель:  Познакомить учащихся  с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером; установить соотношения тонны и центнера с килограммом; учить преобразовывать единицы измерения массы.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала. 
Предметные задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: «Единицы массы. Тонна. Центнер». 
2. Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению понятий «тонна», « центнер»; по усвоению эталона соотношений между единицами массы. 
3. Обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач. 
Личностные задачи:

 1. Помочь учащимся осознать ценность изучения 
2. Содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему. 
3. Развивать умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. 
4. Содействовать развитию у учащихся умения общаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_massa.doc51 КБ
Office presentation icon urok_massa.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Лицей № 27

Конспект открытого урока по математике в 3 «А» классе:

«Единицы массы. Тонна. Центнер».

Учитель: Попова Елена Васильевна

Стаж: 15 лет; категория: первая.

Год аттестации: 2014.

г. Улан – Удэ

ноябрь  2014г

ТЕМА: Единицы массы. Тонна. Центнер.

Цель:  Познакомить учащихся  с новыми единицами измерения массы – тонной и центнером; установить соотношения тонны и центнера с килограммом; учить преобразовывать единицы измерения массы.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала. 
Предметные задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: «Единицы массы. Тонна. Центнер». 
2. Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению понятий «тонна», « центнер»; по усвоению эталона соотношений между единицами массы. 
3. Обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач. 
Личностные задачи:

 1. Помочь учащимся осознать ценность изучения 
2. Содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему. 
3. Развивать умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. 
4. Содействовать развитию у учащихся умения общаться. 

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Ребята, отгадайте слово: это одно из основных математических понятий, размер (объём, площадь, протяжённость и т.п.) какого-либо объекта, предмета, имеющего видимые физические границы. ( Размер, объём, протяжённость предмета.) иС данным понятием можно выполнять следующие математические  операции: сравнивать, вычитать, складывать. (Величина)

  • Какие величины вы знаете? (длина, масса, время, объем, скорость).
  1. Активизация внимания
  • Какую величину мы изучали на предыдущем уроке? (Длину)
  • Давайте повторим единицы длины и их соотношение, чтобы проверить как вы умеете применять полученные знания. А все задачи связаны с достопримечательностями нашей республики.
  • Невысокие предгорные вершины Хамар – Дабана в пригородной зеленой зоне Улан – Удэ достигают абсолютной высоты 1114 метров. Выразите высоту вершины в километрах. (слайд)
  • На Театральной площади возле театра Оперы и балета в 2004 году был построен светомузыкальный фонтан. Центральная струя поднимается на высоту свыше 100 дециметров.  Выразите высоту центральной струи в метрах. (слайд)
  • Арка «Царские ворота» находятся в центре Улан – Удэ и построена в 2006 году. Размеры арки: ширина – 1400 см, а высота – 900 см. выразите высоту арки в метрах. (слайд)
  • Сравните высоту центральной струи Светомузыкального фонтана и высоту арки. (слайд)
  • Одной из главных достопримечательностей Улан – Удэ является памятник на главной площади города – площади Советов – в виде головы Владимира Ильича Ленина. Высота всего монумента 14 м, высота скульптуры – 7м 7 дм. Какова высота постамента? Ответ выразите в метрах и дециметрах.

Отлично умеете применять полученные знания. Давайте решим еще одну задачу.

  1. Постановка целей урока.
  • Скульптура массой 42 тонны была отлита на Мытищинском камнерезном заводе в виде двух половин, в таком виде доставлена в Улан – Удэ по железной дороге и уже на месте водружена на восточной части площади Советов на полированном постаменте массой 120 центнеров. Какова масса всего постамента? Ответ выразите в тоннах.

(дети могут затрудняться с решением, т.к. не проходили единицы массы)

Можем ли мы решить эту задачу?

На нахождение какой величины эта задача? (На нахождение массы)

       Кто догадался, какая тема нашего урока?  (Масса)

Что вы знаете о массе?

Можно ли массу назвать величиной?

Почему? Как думаете? (Предположения детей: Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. )

А теперь давайте  немного отдохнем.

Физминутка.

Какие единицы массы вы знаете?

Этих знаний достаточно, чтобы решить нашу задачу? (Нет)

Что еще нам надо узнать о массе? (Какие еще единицы массы существуют.  И соотношение между ними.)

Значит, какую цель поставим на сегодняшний урок?

Что мы должны будем узнать?

Чему научиться?

Для сего нам нужны новые единицы массы?

  1. Открытие новых знаний.

СЛАЙДЫ ЯБЛОКИ:

№   1

Как думаете,  можно ли узнать массу 1 яблока? Что нужно сделать? (Взвесить.) Какой единицей измерения массы можем воспользоваться? (Граммом)

№  2

Для измерения массы 5 яблок, мы пользуемся … (Килограммом)

№   3

А сколько весят 2 мешка яблок?

В этих двух мешках – центнер. Ребята, как думаете,  это сколько кг?

Обычно, в 1 мешке – 50 кг, значит в 2 мешках … (100 кг)

Или центнер.

Что же такое центнер? Откуда пришло это слово в русский язык?

Центнер – сокращённо ц (нем. Zentner, от лат.  centum «сотня») — метрическая единица измерения массы, равная 100 килограмм.

Ребята, подумайте и скажите, сколько весит 20 мешков яблок?

20 мешков яблок весят 1 тонну. Это сколько кг?

20х50 кг = 1000 кг

Откуда пришло это слово в русский язык?

Тонна - (франц. tonne, от ср.-век. лат. tunna — бочка) — единица измерения массы, равная 10 центнерам.

Значит, 1 тонна – это …  (10 ц)

Вывод:

Какие новые единицы мы узнали? (СЛАЙД)

Вспомним вторую цель урока: Учиться преобразовывать единицы массы.

Помогут ли нам новые знания в решении задачи?

Давай те вспомним задачу.

Чтобы ее решить что надо сделать? (Надо превратить в единую меру. )

Мы всегда преобразовываем в меньшую меру. Какая в данной задаче меньшая мера? Что мы будем делать? Теперь мы можем решить задачу?  

Решение задачи (У доски – ученик)

Молодцы, ребята! Теперь мы можем сказать, что хорошо умеем  переводить единицы длины из большей в меньшую и наоборот? (Нет.)

А что нам нужно сделать, чтобы у нас это получалось быстро и без ошибок? (Тренироваться.)

Тогда, я предлагаю поработать в учебнике, но сначала давайте сделаем зарядку для глаз.

Зарядка для глаз.

  1. Закрепление новых знаний.

Работа с учебником:

С.104 № 1, 2, 3.

Подробное комментирование.

  1. Рефлексия.

Ребята, те единицы массы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, появились не очень давно. Издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы.  (слайд) 
Берковец- 160кг 
Пуд- 16кг 
Золотник- 4 г 
Лот- 12г 
Доля- 44мл 
- Названия старорусских единиц массы встречаются в пословицах. (слайд) 
Мал золотник, да дорог. 
На уроке мы узнали новое  знание. Как можно это связать с днной пословицей? (Мы узнали новое о единицах массы, и это знание поможет нам в будущем. Без данного «малого» знания – золотника невозможно будет решать задачи на нахождение, сравнение и преобразование единиц массы)

Домашнее задание:

Учебник  с. 105 № 8.

Желающие дополнительно могут составить задачи на нахождение массы, используя данные памятников в г. Улан – Удэ.

(К сведению: в Улан – Удэ насчитывается:

52 памятника истории;

177 памятников архитектуры и градостроения;

3 памятника монументального искусства;

1 памятник археологии.

Или:

По желанию:

Темы для проектов:

  1. Старорусские единицы массы.
  2. Самые тяжелые и легкие животные
  3. Весы для различных измерений массы.
  4. Пословицы и поговорки с единицами массы.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с презентацией по теме "Единицы массы.Тонна.Центнер"

Урок математики по программе " Перспективной начальной школы" в 4 классе по теме " Единицы массы.Тонна.Центнер." Урок с использованием презентации....

Тема" Единицы массы. Тонна. Центнер"

Урок изучения нового материала в 4 классе по теме" Единицы массы. Тонна, центнер"  Использованы разные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, ...

Открытый урок по теме:"Единицы массы. Тонна. Центнер."

Знакомство обучающихся с более ркпными единицами массы. Умение их преобразовывать из крупных единиц в мелкие, а из мелких в крупные....

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Урок ознакомления с новыми единицамии  массы (тонной, центнером) в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Урок ознакомления с новыми единицами измерения массы (тонной, центнером) в 4 классе УМК "Школа России"...

Урок математики в 4-м классе по теме "Единицы массы. Тонны. Центнер".

Открытый урок математики по теме  "Единицы массы. Тонны. Центнер"...

Конспект урока математики по теме "Единицы массы. Тонна.Центнер"

Представлен конспект урока математики по программе "Школа России" в 4 классе...