Урок -путешествие по теме "Треугольник" в 4 классе
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Автор: Истомина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 города Карабаново.
Предмет: математика
УМК, автор учебника: УМК «Планета знаний», авторы: М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Класс: 4
Тема урока: урок – путешествие по теме «Треугольник».
Цель: обобщить и закрепить знания о видах треугольников.
Учебные задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания о видах треугольников.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти,
произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в группе,
активизировать интерес к предмету посредством применения информационно-компьютерных технологий.
Формировать УУД:
- Личностные: положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать и корректировать деятельность.
- Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах сотрудничества внутри группы.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать треугольники по двум признакам.
Планируемый результат:
Личностные:
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию; овладение навыками устных и письменных вычислений.
Оборудование урока: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, листы контроля, сигнальные карточки, презентация.
Содержание педагогического взаимодействия
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цель: - возбудить интерес к уроку, создать эмоциональный настрой. | Включаются в деловой ритм урока. Рассматривают первый слайд. Слушают учителя. Выбирают капитанов команд и помощников капитанов. Отвечают на вопросы. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Объясняет обязанности капитанам и помощникам капитанов. Даёт инструкцию по заполнению листа контроля. | 1.Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять И внимательно считать. Слайд 1. -Сегодня мы проводим необычный урок – урок – путешествие в страну Геометрии. - Работать будем в группах – экипажах. Выберите капитанов и помощников капитанов. - Каких жителей Геометрии вы знаете? | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, положительная мотивация к изучению предметного материала. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: оценить уровень владения программным материалом по теме |
2.Устный счёт ( 8 мин) Цель: - создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством игры «Расшифровка»; совершенствовать вычислительные навыки. | Работают в группах. Участвуют в работе по решению примеров. По цепочке объясняют решение примеров. Проверка по эталону. Самооценка. | Даёт инструкцию по выполнению задания. Создаёт условия для активизации учебной деятельности. Организует проверку выполнения задания. | Слайд 2. 1.- А вот что конкретно мы будем изучать на уроке, вы узнаете, разгадав зашифрованное слово. - Прошу капитанов раздать примеры из конверта поровну всем членам команды. На решение примеров даю 1 минуту. Затем заполняете таблицу и расшифровываете слово (треугольник). 2. Проверка. ( На экране постепенно заполняется таблица) | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; сотрудничество в группе, умение договариваться. Познавательные: построение цепи рассуждений и доказательство. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: оценивание и коррекция деятельности; умение находить ошибки, устранять их причины. |
3.Постановка учебной задачи. ( 2 мин) Цель: - сформулировать тему урока; сформулировать цели урока; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Формулируют цели урока. | Озвучивает тему и цель урока. Побуждает к высказыванию своего мнения. Сообщает о маршруте пути. | Слайд 3. - Вы не просто расшифровали слово, вы разгадали тему урока. - Какую цель мы поставим перед собой? Нам предстоит вспомнить всё, что вы знаете о треугольниках и других геометрических фигурах и применить эти знания на практике, то есть при решении задач. Слайд 4. Сегодня мы совершим полёт в космическом пространстве, где есть необычные планеты и одна из них - планета «Треугольник». - Я рада приветствовать вас на борту космического корабля «Центроид», на котором мы совершим полёт. Это слово тоже связано с математикой, и вы можете самостоятельно узнать лексическое значение этого слова в Интернете.
Слайд 5. Перед нами карта нашего пути. Маршрут полёта: Земля - планета «Треугольник». Вы видите рядом с ней ещё две планеты – Планета знаний и Планета умений. Обратите внимание на траекторию полёта. Сначала мы полетим на Планету знаний, где пройдем проверку теоретических знаний, а потом на Планету умений, где покажем, как мы умеем применять эти знания на практике. И только потом сможем попасть на планету «Треугольник», затем вернёмся домой. Слайд 6. За работой каждой группы следит центр управления полетом. Это я (учитель) и наши гости. Сюда будет поступать вся информация о результатах полёта. | Регулятивная: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания. Личностные: положительное отношение к процессу познания. Познавательные: умение находить нужную информацию в различных источниках. |
3.Актуализация и закрепление знаний о геометрических фигурах. (15 мин) Цель: - проверить теоретические знания по теме «Виды треугольника»; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы. | Отвечают на вопросы учителя. Работают в группах. Определяют виды треугольников по двум признакам. Выступление групп. Самооценка. | Организует фронтальную работу. Организует практическую и самостоятельную работу. Контролирует работу групп. Оказывает помощь при затруднении выполнения задания. Организует проверку выполнения задания. | Слайд 7. 1.Всем членам экипажей приступить к проверке блока памяти. - Какая фигура называется треугольником? - Назовите элементы треугольника. - Что называется периметром треугольника? - Какие виды треугольников вы знаете? 2.Практическая работа. - На ваших столах лежит набор различных треугольников. За три минуты определите виды этих треугольников в зависимости от сравнительной длины сторон и видов углов и занесите данные в таблицу. Слайд 8. 3. Проверка практической работы. - На слайде изображены такие же треугольники. - Какого цвета:
-А в зависимости от сравнительной длины сторон он какого вида? (разносторонний)
-А ещё он какого вида? (разносторонний)
-А в зависимости от вида углов он какого вида?
-А ещё какого вида? (Если учащиеся дают правильный ответ, на экране открываются буквы, которые составляют слово «Верно» и звучат аплодисменты.) - К полёту готовы. Старт разрешаю. Слайды 9, 10, 11,12. Слайд13. 4.Самостоятельная работа «Заполни пропуски». - Мы на Планете знаний. Здесь вы пройдёте ещё одно испытание. У каждой группы есть лист с заданием «Заполни пропуски», как на слайде. На выполнение задания отводится 3 минуты. Исправления в ответах не принимаются, поэтому хорошо подумайте, прежде чем заполнить пропуск.
5.Проверка самостоятельной работы. Испытания прошли все команды. Слайд 14, 15, 16. Продолжаем полёт дальше. Летим к Планете умений. | Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения с целью классификации треугольников. Личностные: оценка своего вклада в работу группы; умение ясно, грамотно, точно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; инициатива. Регулятивные: осуществляют самоконтроль; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала; учатся формулировать собственное мнение и позицию. |
4. Гимнастика для глаз. ( 1 мин) Цель: - повысить уровень энергии в классе. | Включаются в отдых. | Предлагает гимнастику для глаз. | Слайды 17-23. Интерактивная физминутка «Звездочёт». | Личностные: выражение своих эмоций. |
5.Применение теоретических знаний при решении задач. ( 5 мин) Цель: - учить применять полученные знания на практике; использовать свойства прямоугольника, треугольника и квадрата для решения задач. | Работают в группе. Рассуждают, доказывают свой выбор решения задач, дополняют ответы ребят из других групп. Самооценка. | Организует учебное взаимодействие учеников (групп) и следующее обсуждение решения задач с проверкой по эталону. | Слайды 24-27. - Мы на Планете умений. Здесь вы должны применить свои теоретические знания при решении задач. Задач всего 4. Они решаются устно. Время отведено 3 минуты. 30 секунд на обсуждение каждой задачи. Затем вы должны написать ответ на карточке и показать её. ( условие задач на слайдах) Слайды 28 – 32. - Задание выполнено успешно, и мы летим к планете «Треугольник». | Регулятивные: осуществляют самоконтроль; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: в ходе работы малой группы учитывать позиции других учащихся, обосновывать собственную позицию; адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок. Познавательные: построение цепи рассуждений и доказательство. Поиск решения с опорой на приобретённые знания. Личностные: стремление найти решение, рефлексия своих действий.
|
6. Рефлексия. ( 4 мин) Цель: 1.Подведение итогов урока. 2. Самооценка. 3.Выставление отметок. | Делятся своими впечатлениями об уроке. Самоанализ и самооценка работы группы в соответствии с критериями (шкала баллов). | Подводит итоги урока совместно с учащимися. Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности обучающихся на уроке. | Слайды 33-34. Пора возвращаться домой. 1. Выставление отметок. - А теперь помощников капитанов я попрошу подсчитать общее количество заработанных на уроке баллов и выставить в листе контроля отметку в соответствии с критериями. - Чья команда заработала наивысший балл? - Кто получил «4»? «3»? В чем причина? 2. Подведение итогов урока. - Какую цель ставили? Достигли цели? -Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Если затрудняетесь, то можете воспользоваться подсказкой, записанной на доске: - Я вспомнил… - Я узнал… - Я удивился… - Я задумался… - Результаты урока неплохие. Но есть еще пробелы, над которыми будем продолжать работать на следующих уроках. Слайды 35-36. Звездолёт достиг цели. Задачи полёта выполнены. На планете Земля вас встречают аплодисментами. | Регулятивные: контроль, оценка своего вклада в работу группы; оценка уровня владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос: «Что я знаю и не умею?») Личностные: выражение своих мыслей; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания. |
7.Домашняя работа. ( 2 мин) Цель: - обсудить и записать домашнее задание. | Записывают задание в дневник. | Даёт комментарии к домашнему заданию. | - Прошу капитанов раздать каждому члену команды тесты по теме «Периметр треугольника и прямоугольника». (дифференцированное задание) Спасибо за урок. | Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем. |
Приложение
Лист контроля
Группа №________
Составь слово 1 балл | Самостоятельная работа | Устные задачи по 1б. за каждый верный № | Всего баллов | Отметка | |
«Определи виды треугольников» по 1б. за каждый верный № | «Заполни пропуски» по 1б. за каждый верный № | ||||
№1 - | №1 - | №1 - | |||
№2 - | №2 - | №2 - | |||
№3 - | №3 - | №3 - | |||
№4 - | №4 - | №4 - | |||
№5 - | №5 - | ||||
№6 - | |||||
№7 - |
«5» – 17 баллов «3» – 8– 13 баллов
«4» – 14 – 16 баллов «2» – менее 8 баллов
Задание
Заполни пропуски.
Треугольник, у которого все три стороны равны, называется __________________________________. | |
Треугольник, у которого две стороны равны, называется __________________________________. | |
Треугольник, у которого все три стороны имеют различные длины, называется _______________________________. | |
Треугольник, у которого все три угла острые, называется __________________________________. | |
Треугольник, у которого есть прямой угол, называется ___________________________________. | |
Треугольник, у которого есть тупой угол, называется ___________________________________. | |
Геометрическая фигура, у которой три угла, три вершины, три стороны, называется ______________________________. |
Тест-контроль по теме “Периметр и площадь геометрических фигур»
Тест № 1 1 уровень
При выполнении заданий А1–А8 обведите кружком номер выбранного вами ответа
А1. Найди периметр треугольника со сторонами 3 см, 5 см и 6 см.
а) 14 см б) 13 см в) 15 см
А2. Найди периметр прямоугольника со сторонами 7 см и 4 см.
а) 28 см б) 11 см в) 22 см
А3. Найди площадь прямоугольника со сторонами 9 см и 4 см.
а) 22 см2 б) 36см2 в) 26 см
А4. Найди длину стороны квадрата, периметр которого 32 см.
а) 6 см б) 5 см в) 8 см
А5. Найди длины сторон прямоугольника, если его площадь 12 см2.
а) 10 см и 2 см б) 9 см и 3 см в) 6см и 2 см
А6. Периметр квадрата 36 см. Чему равна его площадь?
а) 18 см2 б) 81 см2 в) 81 см
А7. Найди ширину прямоугольника, длина которого 9 см, а площадь - 36 см2.
а) 45 см б) 324 см в) 4 см
А8. Одна сторона прямоугольника 8 см, это на 6 см меньше его другой стороны. Вычисли площадь прямоугольника.
а) 112 см2 б) 16 см2 в) 20 см
Тест № 2 2 уровень
Ответом на задания В1-В8 должно быть некоторое число.
В 1.Чему равна 1/4 площади квадрата со стороной 8 см_____________
В 2.Чему равны 2/10 площади прямоугольника со сторонами 8 см и 5 см _________________
В 3.Сторона квадрата 400 мм. Чему равна его площадь в кв. см__________________
В 4.Найди длину стороны квадрата, если его периметр равен 60 см __________
В 5. Найдите периметр квадрата, если его площадь 144 кв. см ___________
В 6. Реши задачу.
На листе бумаги прямоугольной формы длиной 12 см и шириной 5 см нарисован чёрный квадрат, сумма сторон которого 16 см. Найди площадь белой части листа.
В 7. Найдите площадь прямоугольника, периметр которого равен периметру треугольника со сторонами 3 см, 4 см, 5 см.
В 8. На сколько квадратных сантиметров больше площадь квадрата со стороной 4 см, чем площадь квадрата со стороной 3 см.
Тест № 3 3 уровень
При выполнении заданий А1–А8 обведите кружком номер выбранного вами ответа
А1. Найти площадь квадрата, сторона которого равна 12 см.
1) 48 см2; 2) 144 см2; 3) 24 см2; 4) 144 см.
А2. Найти площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 16 см.
1) 96 см2; 2) 96 см; 3) 22 см2; 4) 44 см.
А3. Найти периметр прямоугольника, одна из сторон которого равна 9 см, а его площадь – 36 см2.
1) 4 см; 2) 324 см; 3) 13 см; 4) 26 см.
А4. Найти площадь фигуры.
1) 36 см2; 2) 35 см2; 3) 26 см2; 4) 18 см.
А5. Найти площадь четырехугольника ABCD.
1) 8 см2; 2) 14 см2; 3) 4 см2; 4) 9 см2.
А6. Найти площадь четырёхугольника ABCD.
1) 11 см2; 2) 14 см2; 3) 4 см2; 4) 8 см2.
Определи виды треугольников по двум признакам
Виды треугольников
В зависимости от сравнительной длины сторон | В зависимости от видов углов | |
красный | ||
синий | ||
фиолетовый | ||
зелёный | ||
жёлтый |
Виды треугольников
В зависимости от сравнительной длины сторон | В зависимости от видов углов | |
красный | ||
синий | ||
фиолетовый | ||
зелёный | ||
жёлтый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"
Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомить...
Урок " Путешествие колобка" 1 класс
Этот урок разработан для 1-классников о том, откуда к нам на стол хлеб пришел.Используются игровые технологии....
Урок - путешествие во 2 классе (русский язык)
Урок-путешествие по русскому языку "Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу". К уроку прилагается презентация...
урок-путешествия во 2 классе. Немецкий язык
Заключительный урок вводного курса во 2 классе игра- путешествие по станциямю...
Урок - путешествие для 2 класса "Помни правила движения, как таблицу умножения"
В игровой форме выучить правила дорожного движения.На протяжении всего урока работает весь класс....
Урок путешествие для 2 класса "Помни правила движения, как таблицу умножения"
Урок - путешествие дает возможность детям в игровой форме узнать и повторить правила дорожного движения....
Конспект урока по математике на тему:"Закрепление письменного приема сложения и вычитания"(урок-путешествие)во 2 классе УМК "Школа России"
Используется текст задачи, который позволяет воспитывать сознательное стремление к ведению здорового образа жизни....