Рабочая программа по математике
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему

Крупкина Елена Анатольевна

Рабочая программа по математике  разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и авторской программы«Математика 1-4 классы.» В.Н.Рудницкая  ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом  межпредметных  и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx89.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

          Рабочая программа по математике  разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и авторской программы«Математика 1-4 классы.» В.Н.Рудницкая ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В начальной школе у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.

Важнейшими целями обучения в этой образовательной области на начальной ступени являются:

  • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
  •  обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

        Для реализации  целей необходимо организовать работу по развитию мышления учащихся, способствовать формированию их творческой деятельности, овладению определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.

        Цель учебного курса: вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.

Задачи курса:

  • формирование    представления  о  натуральном  числе  и  нуле,  о  четырех  арифметических  действиях  с  целыми  неотрицательными  числами  и  важнейших  их  свойствах,  а  также  основанное  на  этих  знаниях  осознанное  и  прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
  • ознакомление с величинами и их измерением;
  • формирование  у  детей  пространственных  представлений,  ознакомление  учащихся  с  различными  геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
  • формирование    общеучебных  умений  (постановка  учебной  задачи;  выполнение  действий  в  соответствии  с  планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.);

              Курс  математики  1  класса  построен  на  общей  научно-методической  основе, реализующей  принцип  комплексного  развития  личности  младшего  школьника  и позволяющей  организовать  целенаправленную  работу  по  формированию  у  учащихся  важнейших  элементов  учебной  деятельности.                                                                                                                                                

            Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что в этот период у учащихся формируются элементы учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие методические принципы:

  • анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
  • возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
  • взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
  • обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
  • обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
  • развитие интереса к занятиям математикой.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении                                                              

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков,  но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития.                                                                                                                                        

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.                                

Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять содержательных линий:

  • элементы арифметики;
  • величины и их измерение;
  • логико – математические понятия и отношения;
  • алгебраическая пропедевтика;
  • элементы геометрии.

Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых и развёртывается всё содержание обучения..

                Объем программы:

На  изучение  математики  в  первом  классе   отводится 4 часа в неделю или 132  часа  в  год.  Из  них  63 ч - на  I  полугодие,  69 ч – на  II  полугодие.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса математики

             Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению;
  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
  • готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
  • способность к самоорганизованности;
  • высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
  • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
  • понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

                                              Оценка достижений учащихся.

Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;

Источники информации для оценивания:        

  • деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
  • статистические данные;
  • работы учащихся;
  • результаты тестирования.

Методы оценивания:

  • наблюдение,
  • открытый ответ,
  • краткий  ответ,
  • выбор ответа        ,
  • самооценка.

                                                                                                     

                                             

 

  Материально – техническое обеспечение

Учебные презентации

Оборудование:

Учебные столы.

Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

Компьютер.

Проектор

Интерактивная доска

 Дидактические материалы:

цифры;

фишки;

счётный материал;

схемы- опоры;

лента  цифр;

карточки заданий;

предметные и сюжетные картинки;

таблицы

плакаты

                                                                   

                                                                 Содержание курса.

Содержательная                             линия

Учебный                            материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Корректировка

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1

Первоначальные представления  о  множествах  предметов.

Отношения  между  предметами  и  между множествами  предметов

Сходство и различие предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета.

1)принятие и освоение социальной роли обучающегося, 2)развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

5)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 6)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

7)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

8)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые.

Форма предмета.

 Сравнивать:

предметы  с  целью  выделения  в  них  сходства  и  различия;

предметы  по  форме,  по  размерам  (больше,  меньше)

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Соотношения размеров предметов. Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества.

Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества.

 Называть:

предмет,  расположенный  левее, правее,  выше  (ниже)  данного  предмета,  над (под,  за)  данным  предметом,  между  двумя  предметами;

2

Число  и  счёт.

Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел.

50ч

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

 Называть:

числа  от  1  до 20  в  прямом  и обратном порядке;

  Различать:

число  и  цифру,  знаки  арифметических  действий  (+ , - , ×, : ), шар  и  куб,  круг  и  квадрат;  многоугольники: треугольник,  квадрат,  пятиугольник

Использовать:

микрокалькулятор и линейку для выполнения вычислительных операций

3

Арифметические  действия.

Свойства  сложения  и  вычитания.

Свойство сложения. Перестановка чисел при сложении. Сложение с нулем. Свойства вычитания.

Текстовая арифметическая задача. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа.

13 ч

Переместительное свойство сложения;

свойства вычитания.

Понятия:

Условие и вопрос задачи

 Применять:

 свойства  сложения  и  вычитания  при  выполнении  вычислений;

 правило  порядка  выполнения  действий  в  выражениях  со  скобками

решать  

текстовые  арифметические  задачи;

выполнять  табличное сложение  и   вычитание.

4

Таблица  сложения  в  пределах  10.

Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел.

Табличные случаи прибавления и вычитания 1, 2, 3 и 4. Приемы вычислений.

32ч

Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

 Воспроизводить  по  памяти:

 результаты  табличного  сложения  двух  любых  однозначных  чисел;

результаты  табличных  случаев  вычитания  в  пределах  10;

5

Таблица  сложения  однозначных  чисел  в  пределах  20.

Прибавление однозначного числа к 10. Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6.

Числовые выражения со скобками. Сравнение чисел. Графы отношений. Правило сравнения.

Решение текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в 2 действия.

Прибавление 7, 8 и 9.

Арифметическая операция, обратная данной.

Вычитание 7, 8 и 9.

16ч

Алгоритм прибавления и вычитания  однозначных чисел

Правило сравнения.

Понятие:

арифметическая операция, обратная данной

   Использовать  модели:

выкладывать  или  изображать  фишки  для  выбора  необходимого  арифметического  действия  при  решении  задач;

   решать  учебные  и  практические  задачи:

ориентироваться  в  окружающем  пространстве;

 выделять  из  множества  один  или  несколько  предметов;

пересчитывать  предметы  и  выражать  результат  числом;

читать,  записанные  цифрами  числа  в  пределах  20  и  записывать  эти  числа; сравнивать  множества  предметов;

решать  текстовые  арифметические  задачи;

 выполнять  табличное  вычитание.

6

Осевая  симметрия.

Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.

6 ч

Понятия: осевая симметрия, ось симметрии

 решать  учебные  и  практические  задачи:

ориентироваться  в  окружающем пространстве;

 использовать в практической деятельности:

определение оси симметрии с помощью перегибания.

7

Закрепление материала за год.  

10 ч

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в первом классе ученик научится:

называть:

— предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

— натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

— число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);

— геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);

различать:

— число и цифру;

— знаки арифметических действий;

— круг и шар, квадрат и куб;

— многоугольники по числу сторон (углов);

— направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);

читать:

— числа в пределах 20, записанные цифрами;

— записи вида 3 + 2 = 5,  6 – 4 = 2,  ?5  2 = 10,  9 : 3 = 3;

сравнивать

— предметы с целью выявления в них сходства и различий;

— предметы по размерам (больше, меньше);

— два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);

— данные значения длины;

— отрезки по длине;

воспроизводить:

— результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

— результаты табличного вычитания однозначных чисел;

— способ решения задачи в вопросно-ответной форме;

распознавать:

— геометрические фигуры;

моделировать:

— отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

— ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

— ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

характеризовать:

— расположение предметов на плоскости и в пространстве;

— расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

— результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

— предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);

— расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

анализировать:

— текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

классифицировать:

— распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;

упорядочивать:

— предметы (по высоте, длине, ширине);

— отрезки в соответствии с их длинами;

— числа (в порядке увеличения или уменьшения);

конструировать:

— алгоритм решения задачи;

— несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

контролировать:

— свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);

оценивать:

— расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

— предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

— пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;

— записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

— решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);

— измерять длину отрезка с помощью линейки;

— изображать отрезок заданной длины;

— отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;

— выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);

— ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.

2. К концу обучения в первом классе ученик может научиться: 

сравнивать:

— разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;

воспроизводить:

— способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;

классифицировать:

— определять основание классификации;

обосновывать:

— приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;

контролировать деятельность:

— осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;

решать учебные и практические задачи:

— преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;

— использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

— выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;

— составлять фигуры из частей;

— разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;

— изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

— находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);

— определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,

— представлять заданную информацию в виде таблицы;

— выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.

Тематическое планирование курса математики

                                                                                             1 класс           (4 ч в неделю, всего 132 ч)

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся
(основные учебные умения и действия)

1

2

3

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов

Предметы и их свойства

Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством.

Сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству.

Отношения между предметами, фигурами

Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).

Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам.

Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке увеличения или уменьшения.

Изменять размеры фигур при сохранении других признаков.

Отношения между множествами предметов

Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов).

Сравнивать два множества предметов по их численностям путем составления пар.

Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на; меньше на.

Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения).

Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу.

Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел.

Моделировать: использовать готовую модель (граф с цветными стрелками) в целях выявления отношений, в которых находятся данные числа, либо строить модель самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел.

Арифметические действия и их свойства

Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20 

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Практические способы выполнения действий.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Запись результатов с использованием знаков =, +, -, × , :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность).

Различать знаки арифметических действий.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек.

Число и счет

Натуральные числа. Нуль

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке.

Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов.

Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Число и цифра. Запись результатов пересчета предметов цифрами.

Число и цифра 0 (нуль).

Различать понятия «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом. 

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц).

Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счета).

Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия.

Моделировать зависимость между арифметическими действиями.

Приемы сложения и вычитания вида 10 + 8,
18 – 8, 13 – 10.

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений.

Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания.

Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных числе, а также результаты табличного вычитания.

Приемы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы.

Сравнивать разные приемы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

Правило сравнения чисел с помощью вычитания.

Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц.

Свойства сложения и вычитания

Сложение и вычитание с нулем. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке. Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.

Формулировать изученные свойства сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений.

Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками.

Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два действия и скобки.

Величины

Цена, количество, стоимость товара 

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара).

Различать монеты; цену и стоимость товара.

Геометрические величины

Длина и ее единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.

Различать единицы длины.

Длина отрезка и ее измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида
1 дм 6 см = 16 см,   12 см = 1 дм 2 см.

Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.

Расстояние между двумя точками.

Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением.

Работа с текстовыми задачами

Текстовая арифметическая задача и ее решение

Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи.

Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи).

Запись решения и ответа.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

Составная задача и ее решение.

Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями.

Конструировать и решать задачи с измененным текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри.

Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями (в том чисел в виде таблицы со строками и столбцами).

Различать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Осевая симметрия

Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).

Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей.

Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии.

Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы.

Геометрические фигуры

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы.

Различать предметы по форме.

Точка, линия, отрезок круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.

Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки.

Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах.

Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам).

Различать куб и квадрат, шар и круг. 

Называть предъявленную фигуру.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Разбивать фигуру на указанные части.

Конструировать фигуры из частей.

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Понятия: все, не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из, любой.

Различать по смыслу слова: каждый, все, один из, любой, какой-нибудь.

Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно).

Классификация множества предметов по заданному признаку.

Классифицировать: распределять элементы множества на группы по заданному признаку.

Определять основание классификации.

Решение несложных задач логического характера.

Воспроизводить в устной форме решение логической задачи.

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.

Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.

Перевод информации из текстовой формы в табличную.

Характеризовать расположение предметов или числовых данных в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец, фиксировать результаты.

Выявлять соотношения между значениями данных в таблице величин.

Информация, связанная со счетом и измерением.

Собирать требуемую информацию из указанных источников.

Фиксировать результаты разными способами.

Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур.

Устанавливать правило составления предъявленной информации, составлять последовательность (цепочку) предметов, чисел, фигур по заданному правилу.

                                                                 

                                                                             КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

урока

Характеристика  деятельности  учащихся  (основные  учебные  умения  и  действия)

Дата

 план

факт

Раздел «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МНОЖЕСТВАХ ПРЕДМЕТОВ» (5 часов)

1

Сравнение предметов

1

Сравнение предметов разными способами. Выявление сходства и различия. Разделение предметов на группы

Сравнивать предметы с целью выявления в них  сходства и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству.

2

Выявление сходства и различия в объектах

1

3

Называем  по  порядку. Слева – направо. Справа – налево.

1

Направление движения. Упорядочивание предметов по направлению и размеру. Классификация предметов

Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам.

Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке увеличения или  уменьшения.

Изменять размеры фигур при сохранении других  признаков.

4

Знакомимся с таблицей

1

Работа с таблицей. Строка и столбец. Описание местоположения фигуры в таблице. Соединение точек в соответствии с заданным направлением

Характеризовать расположение предметов или числовых данных в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец, фиксировать результаты.

Выявлять соотношения между значениями данных в  таблице величин.

5

Выделение элементов множества

1

Отработка понятий «внутри», «вне» замкнутого контура, дорисовывание линий. Соединение точек в соответствии с заданным направлением

Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Располагать предметы в соответствии с указанными  требованиями (в том чисел в виде таблицы со  строками и столбцами).

Различать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Раздел «ЧИСЛО И СЧЕТ» (50 часов)

6–7

Числа и цифры

Знакомство с числами от 1 до 9

2

Знакомство с числами и цифрами от 1 до 9

Называть числа от 1 до 9 в прямом и в обратном порядке.

Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Различать понятия «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

8

Конструирование

1

Работа с набором «Уголки». Наблюдение за составлением фигуры из двух «уголков». Счет в пределах десяти. Письмо цифр 1, 2

Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Различать предметы по форме.

Разбивать фигуру на указанные части.

9

Состав чисел 2, 3, 4, 5. Подготовка

к выполнению сложения

1

Объединение множеств. Состав числа. Установление соответствия между рисунком

и записью: 4 и 2 – это… Группировка и упорядочивание

чисел

Называть числа от 1 до 9 в прямом и в обратном порядке.

Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

10

Находим фигуры

1

Сравнение целого (четырехугольника) и его частей (треугольников). Письмо цифр 1, 2, 3. Тренировка в написании изученных цифр

Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Различать предметы по форме.

Разбивать фигуру на указанные части.

11

Вправо. Влево.

1

Порядковый счет с использованием шкалы линейки. Моделирование с помощью фишек состава числа 6. Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел. Работа с дидактическим пособием «Машина»

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Словесное

поощрение

19.09

12

Готовимся выполнять вычитание

1

Выделение из множества его подмножеств. Удаление части множеств

Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счета).

Словесное

поощрение

13

Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств

1

Составление модели по данной сюжетной ситуации. Сравнение моделей. Работа с «машиной»: изменение формы фигуры при сохранении размера

и цвета. Письмо цифры 5

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счета).

Словесное

поощрение

14

Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств .

1

Сравнение множеств предметов. Понятия «больше на…», «меньше на…». Составление вопросов со словами «на сколько». Моделирование

с помощью фишек состава числа 7. Письмо цифры 6

Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счета).

Словесное

Поощрение

15–16

Подготовка к решению задач

2

Моделирование состава числа 8 с помощью фишек. Анализ модели. Выбор способа решения учебной задачи. Тренировка в написании изученных цифр

Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора  текста, представляющего арифметическую задачу.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Словесное

Поощрение

17

Сложение чисел

1

Сложение чисел и запись по соответствующей схеме. Составление записей с использованием раздаточного материала. Тренировка в написании изученных цифр

Моделировать ситуации, иллюстрирующие  арифметическое  действие  «+».

Воспроизводить способы выполнения арифметического  действия  «+»  с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Различать знак арифметического действия  «+».

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметического действия  «+».

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек.

Словесное

Поощрение

18

Вычитание чисел

1

Последовательность арифметических действий при выполнении вычитания. Составление вопроса «на сколько?» к предметной ситуации. Сравнение геометрических фигур. Письмо цифры 8

Моделировать ситуации, иллюстрирующие  арифметическое  действие  «-».

Воспроизводить способы выполнения арифметического  действия  «-»  с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Различать знак арифметического действия  «-».

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметического действия  

«-».

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек.

Словесное

поощрение

19

Числа и цифры

1

Число. Цифра. Моделирование состава числа 9. Составление вопросов вида: «Сколько?», «На сколько?», «Сколько осталось?». Письмо цифры 9

Называть числа от 1 до 9 в прямом и в обратном порядке.

Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Различать понятия «число» и «цифра».

Словесное

поощрение

20

Число и цифра 0

1

Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение

Различать понятия «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

Словесное

Поощрение

21–22

Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром

2

Сравнение предметов по длине. Длина. Единица длины – сантиметр

Различать единицу длины  сантиметр.

Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью  измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.

Оценивать на глаз расстояние между двумя точками,  а также длину предмета, отрезка с последующей  проверкой измерением.

Словесное

Поощрение

23–24

Увеличение и уменьшение числа на 1, 2

2

Получение числа прибавлением 1

 к предыдущему числу, вычитания одного из числа. Составление примеров из карточек. Обоснование выбора арифметического действия. Моделирование ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2

Моделировать ситуации, иллюстрирующие  арифметические  действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Различать знаки арифметических действий.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек.

Словесное

поощрение

25

Состав числа 10. Поиск пропущенного числа на основе состава числа 10.

1

Состав числа 10. Поиск пропущенного числа на основе состава числа 10.

Называть числа от 1 до 9 в прямом и в обратном порядке.

Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Словесное

Поощрение

26

Сравнение предметов по длине. Длина. Единица длины – дециметр.

1

Сравнение предметов по длине. Длина. Единица длины – дециметр.

Различать единицу длины  дециметр.

Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью  измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.

Оценивать на глаз расстояние между двумя точками,  а также длину предмета, отрезка с последующей  проверкой измерением.

Словесное

поощрение

27

Знакомство с многоугольниками

1

Обобщение представлений о многоугольниках. Подготовка к решению задач.

Распознавать геометрические фигуры на чертежах,  моделях, окружающих предметах.

Описывать сходства и различия фигур (по форме, по  размерам).

Словесное

Поощрение

28

Знакомство с задачей

1

Арифметические действия

с числами; сложение и вычитание. Решение текстовых арифметических задач с помощью выкладывания или изображения фишек

Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора  текста, представляющего арифметическую задачу.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Словесное

Поощрение

29–30

Решение задач на сложение и вычитание

2

Словесное

Поощрение

31–32

Числа от 11 до 20

2

Числа второго десятка: чтение, запись, состав. Счет в пределах 20

Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке.

Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Словесное

Поощрение

33

Измерение длины

в сантиметрах

и дециметрах.

Составление задач.

1

Длина. Единицы длины: дециметр (дм), сантиметр (см), соотношение между ними

Различать единицы  длины  сантиметр  и дециметр.

Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью  измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.

Оценивать на глаз расстояние между двумя точками,  а также длину предмета, отрезка с последующей  проверкой измерением.

Словесное

поощрение

34

Составление задач

1

Дополнение текста до задачи. Составление задач по данному сюжету и решение их

Моделировать ситуацию, описанную в текс те задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

Словесное

Поощрение

35

Числа от 1 до 20

1

Порядок чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел второго десятка. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке.

Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Словесное

Поощрение

36–37

Подготовка к выполнению умножения

2

Знакомство со способами нахождения результата сложения равных чисел. Состав чисел второго десятка. Измерение длины отрезков и сравнение их по длине

Моделировать ситуации, иллюстрирующие  арифметическое  действие  «•»

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Словесное

Поощрение

38

Составление и решение задач

1

Составление задач по модели её решения. Арифметические действия с числами. Классификация геометрических фигур

Анализировать текс т задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения  задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Словесное

поощрение

39

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание чисел на основе десятичного состава

1

Моделирование состава чисел. Десятичный состав чисел от 11 до 19. Разные способы сложения. Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 20 в десятичной системе счисления

Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке.

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений.

Словесное

поощрение

40–41

Умножаем числа

2

Знакомство с умножением чисел. Последовательность учебных действий при выполнении арифметического действия. Решение задач

Моделировать ситуации, иллюстрирующие  арифметическое  действие  «•»

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Словесное

Поощрение

42–43

Решаем задачи

2

Составление и решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на модели, схемы)

Моделировать ситуацию, описанную в текс те задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

Словесное

Поощрение

44

Сравнение чисел, выполнение арифметических действий

1

Обоснование выбора «верно» – «неверно» на примерах изученного материала

Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счета).

Словесное

Поощрение

45

Подготовка к выполнению деления

1

Разбиение множества на равновеликие множества. Составление задачи по модели и записи решения

Моделировать ситуации, иллюстрирующие  арифметическое  действие  «:»  с  помощью  фишек.

Словесное

Поощрение

46–47

Делим числа

2

Знакомство с последовательностью учебных действий при выполнении действия деления. Различение ситуаций, требующих выполнения действия деления или умножения. Решение задач

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Словесное

Поощрение

48

Сравнение математических объектов

1

Работа с наборами: «Цветные фигуры», «Уголки», «Танграм»

Сравнивать предметы с целью выявления в них  сходства и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству.

Словесное

Поощрение

49

Увеличение и уменьшение чисел первого десятка

1

Увеличение и уменьшение чисел первого десятка. Измерение длин. Обнаружение способа решения учебной задачи.

Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц.

Словесное

Поощрение

50

Решение задач на сравнение

1

Сравнение. Ответ на вопросы: «На сколько больше?», «На сколько меньше?». Получение ответа с помощью моделирования ситуаций

Конструировать и решать задачи с измененным текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.).

Словесное

поощрение

51–52

Сложение и вычитание чисел (повторение)

2

Чтение записи арифметического действия. Состав чисел. Сравнение числовых выражений и равенств. Сравнение длин отрезков, задач

Моделировать ситуации, иллюстрирующие  арифметические  действия  «+»  и «- «.

Воспроизводить способы выполнения арифметических  действий  «+»   и «- «  с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Различать знаки  арифметических действий  «+»  и  «- «  .

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических   действий «+»  и  «- «.

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Словесное

поощрение

53

Умножаем и делим числа

1

Различение арифметических действий умножения и деления. Чтение и запись числовых выражений. Составление и решение задач

Моделировать ситуации, иллюстрирующие  арифметические  действия  «•»  и  «:».

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Словесное

поощрение

54

Решение задач различными способами

1

Рассмотрение разных способов сравнения числовых выражений, решения задач, вычислений

Конструировать и решать задачи с измененным текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.).

Словесное

поощрение

55

Повторение изученного

1

Определение состава числа, решение задач изученных видов, повторение изученных единиц длины

Словесное

поощрение

Раздел «СВОЙСТВА АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ» (13 часов)

56–57

Перестановка чисел при сложении. Творческий проект «Как найти дорожку»

2

Свойство сложения (складывать числа можно в любом порядке). Составление фигуры из частей. Самостоятельная конструкторская деятельность

Формулировать изученное свойство  сложения  и обосновывать с его помощью способы  вычислений.

Словесное

поощрение

58-59

Шар. Куб.

2

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки.

Распознавать геометрические фигуры на чертежах,  моделях, окружающих предметах.

Описывать сходства и различия фигур (по форме, по  размерам).

Различать куб и шар.

Называть предъявленную фигуру.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Разбивать фигуру на указанные части.

Конструировать фигуры из частей.

60–61

Сложение чисел

с нулем

2

При сложении числа с нулем получается то же число

(а + 0 = а)

Формулировать изученное свойство  сложения  и обосновывать с его помощью способы  вычислений.

Словесное

Поощрение

62–63

Свойства вычитания

2

Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю

Формулировать изученное свойство  вычитания  и обосновывать с его помощью способы  вычислений.

Словесное

Поощрение

64

Вычитание нуля

1

При вычитании из числа нуля получается то же число

(а – 0 = а)

Формулировать изученное свойство  вычитания  и обосновывать с его помощью способы  вычислений.

Словесное

Поощрение

65

Повторение по теме «Свойства арифметических действий»

1

Выполнение вычислений, применяя свойства сложения и вычитания. Выполнение действий с нулем

Формулировать изученные свойства  сложения  и   вычитания  и обосновывать с их   помощью способы  вычислений.

Словесное

Поощрение

66

Деление на группы по несколько предметов

1

Упражнение в делении группы предметов по определенным признакам (форме, цвету, размеру)

Сравнивать предметы с целью выявления в них  сходства и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству.

Словесное

Поощрение

67–68

Повторение изученного материала

2

Табличные случаи прибавления и вычитания. Свойства сложения (складывать числа можно в любом порядке). Сложение и вычитание с нулем

Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания.

Словесное

поощрение

Раздел «ПРИБАВЛЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДЕСЯТКОВ» (26 часов)

69-70

Прибавление однозначного числа к 10

2

Прибавление 1 к 10, вычитание 1 из 10. Приемы вычислений: называние одного, двух, трех чисел, следующих за данным числом (предшествующих данному числу)

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  1.

Словесное

Поощрение

71-72

Прибавление и вычитание числа 1. Сумма, разность

2

Словесное

поощрение

73

Прибавление числа 2

1

Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5, 6 без перехода через разряд и с переходом через разряд. Приемы вычисления: прибавление и вычитание числа по частям, сложение и вычитание с помощью шкалы линейки

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  2.

Словесное

поощрение

74

Прибавление числа 2 с переходом через разряд

1

Словесное

поощрение

75

Вычитание числа 2

1

Табличные случаи вычитания и прибавления числа 2

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  2.

Словесное

поощрение

76

Вычитание числа 2 с переходом через разряд

1

Приемы вычислений: называние одного, двух, трех следующих за данным числом (2) чисел

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  2.

Словесное

поощрение

77

Прибавление числа 3

1

Табличные случаи прибавления числа 3. Прием вычисления: называние одного, двух, трех следующих за данным числом (3) чисел. Прием вычисления: прибавление числа по частям

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  3.

Словесное

поощрение

78

Прибавление числа 3 с переходом через разряд

1

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  3.

Словесное

поощрение

79

Вычитание числа 3

1

Табличные случаи вычитания числа 3. Вычитание с помощью шкалы линейки

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  3.

Словесное

поощрение

80

Вычитание числа 3 с переходом через разряд

1

Прибавление и вычитание числа 3 по частям. Решение текстовых арифметических задач

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  3.

Словесное

поощрение

81-82

Прибавление числа 4

2

Табличные случаи сложения числа 4. Прием вычисления: прибавление числа по частям

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  4.

Словесное

поощрение

83

Прибавление числа 4 с переходом через разряд

1

Свойство сложения (складывать числа можно в любом порядке). Прибавление числа 4 по частям

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  4

Словесное

поощрение

84

Вычитание числа 4

1

Табличные случаи вычитания числа 4. Сложение и вычитание известными приемами. Приемы вычислений: называние одного, двух, трех следующих за числом 4 (предшествующих ему) чисел; прибавление и вычитание числа по частям

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  4.

Словесное

поощрение

85

Вычитание числа 4 с переходом через разряд

1

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  4.

Словесное

поощрение

86

Прибавление и вычитание однозначного числа второго десятка без перехода через разряд и с переходом через разряд

1

Прибавление и вычитание чисел второго десятка (1, 2, 3, 4) без перехода и с переходом через разряд, пользуясь приемом вычислений

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  с  числами  1,2,3, 4.

Словесное

поощрение

87

Прибавление числа 5 с переходом через разряд

1

Табличные случаи прибавления числа 5. Приемы вычислений: называние одного, двух, трех следующих за данным числом (предшествующих данному) чисел; сложение и вычитание с помощью шкалы линейки

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  5.

Словесное

поощрение

88-89

Вычитание  числа 5 с переходом через разряд

2

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  

с  числом  5.

Словесное

поощрение

90

Прибавление числа 6 с переходом через разряд

1

Табличные случаи прибавления числа 6. Приемы вычислений: называние одного, двух, трех следующих за данным числом (предшествующих данному числу) чисел; прибавление и вычитание по частям

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений

 с  числом  6.

Словесное

поощрение

91-92

Прибавление числа 6 с переходом через разряд

2

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений

 с  числом  6.

Словесное

поощрение

93-94

Повторение изученного по теме «Прибавление и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд»

2

Выполнение вычислений

с числами второго десятка

с переходом через разряд, основываясь на приеме вычисления: прибавление и вычитание числа по частям

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений  с  числами  1,2,3, 4,5,6.

Словесное

поощрение

Раздел «СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ» (12 часов)

95-96

Сравнение чисел. Правила сравнения чисел

2

Сравнение чисел. Правило: чтобы узнать, на сколько единиц одно число меньше или больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.

Решение арифметических задач. Практические действия
с множествами предметов. Связь между вычитанием

Сравнивать числа разными способами (с помощью  шкалы линейки, на основе счета).

Словесное

поощрение

97-98

Сравнение чисел. Результат сравнения

2

Словесное

поощрение

99-100

Применение вычитания для сравнения двух чисел

2

 и сложением. Устные приемы вычислений. Понятия: «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»

Характеризовать результат сравнения словами:  больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на;  меньше на.

Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения).

Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

Словесное

поощрение

101-102

Решение задач на нахождение числа больше данного на несколько единиц

2

Решение арифметических текстовых задач на нахождение числа большего или меньшего данного на несколько единиц. Запись решения задач в два и более действий

Выявлять закономерности в расположении чисел и  решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу.

Словесное

поощрение

103-104

Решение задач на нахождение числа меньше данного на несколько единиц

2

Словесное

поощрение

105-106

Повторение изученного материала по теме «Сравнение чисел»

2

Сравнение чисел. Решение задач в одно или два действия на нахождение числа, большего или меньшего данного на несколько единиц

Выявлять закономерности в расположении чисел и  решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу

Словесное

поощрение

Раздел «ПРИБАВЛЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ 7, 8 И 9 С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК» (6 часов)

107-108

Прибавление чисел 7, 8, 9

2

Прибавление числа 7, 8, 9. Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений

 с  числами  7,8,9.

Словесное

поощрение

109-111

Вычитание чисел 7, 8, 9

3

Вычитание 7, 8, 9 с помощью таблицы сложения

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений

 с  числами  7,8,9.

Словесное

поощрение

112

Повторение материала по теме «Прибавление и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд»

1

Табличные случаи сложения и вычитания. Знаки арифметических действий. Использование моделей учебных ситуаций

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений

 с  числами  1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Словесное

поощрение

Раздел «ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ СО СКОБКАМИ» (4 часа)

113–115

Сложение. Вычитание. Скобки

3

Правило порядка выполнения действий со скобками. Числовое выражение и его значение

Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два действия и скобки.

Словесное

поощрение

116

Педагогическая диагностика

(35 минут)

1

Сложение и вычитание как взаимно обратные действия. Решение арифметических текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц

Моделировать зависимость между арифметическими  действиями.

Словесное

поощрение

Раздел «СИММЕТРИЯ» (6 часов)

117-118

Зеркальное отражение

2

Решение примеров (сложение и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд).

Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей.

Словесное

поощрение

119-120

Симметрия

2

Решение задач в одно-два действия на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько

единиц. Построение с помощью линейки отрезка заданной

длины. Упражнение на вычисление выражений со скобками.

Отображение в зеркале

(симметрия)

Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы.

Словесное

поощрение

121-122

Оси симметрии фигуры

2

Словесное

поощрение

Раздел «ПОВТОРЕНИЕ» (10 часов)

123–132

Повторение изученного материала

Резервные часы

10

Табличные случаи прибавления и вычитания чисел. Решение арифметических текстовых задач. Запись решения задач в два и более действий

Методическое обеспечение программы:

  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.
  • Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А.. Математика: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 20012.
  • Кочурова Е. Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1,2,3 для учащихся общеобразовательных учреждений /- М.: Вентана-Граф, 2012 г.
  • Кочурова Е.Э. . Математика: 1 класс: рабочая тетрадь « Я учусь считать»  для учащихся общеобразовательных учреждений /- М.: Вентана-Граф, 2012 г.
  • Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика: 1 класс: методика обучения /, - М.: Вентана-Граф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...