Урок математики с применением ИКТ на тему "Умножение на двузначное число"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Грачева Валентина Филипповна

Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: «Умножение на двузначное число».

Основные цели:

1) сформировать способность к выполнению письменного умножения на двузначное число;

2) повторить распределительное свойство умножения и его графическую модель, решение текстовых задач нового вида, используя таблицу, схему и алгоритм;

3) тренировать вычислительные навыки табличного умножения и деления.

Мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение, классификация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 города Йошкар-Олы

с углублённым изучением отдельных предметов»

КОНСПЕКТ

открытого урока по математике в 3-Б классе

Тема урока. Умножение на двузначное число

(Образовательная система «Школа 2100»)

Разработала: Грачева Валентина Филипповна, учитель начальных классов высшей категории

г. Йошкар-Ола,

2015


Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: «Умножение на двузначное число».

Основные цели:

1) сформировать способность к выполнению письменного умножения на двузначное число;

2) повторить распределительное свойство умножения и его графическую модель, решение текстовых задач нового вида, используя таблицу, схему и алгоритм;

3) тренировать вычислительные навыки табличного умножения и деления.

Мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал:

1) алгоритм умножения на двузначного числа на однозначное:

1. Записываю двузначное число.

2. Пишу однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.

3. Умножаю однозначное число на единицы двузначного числа.

4. Пишу единицы произведения в разряд единиц.

5. Число десятков запоминаю.

6. Умножаю однозначное число на десятки двузначного числа.

7. Прибавляю число десятков, которое запоминал.

8. Записываю десятки под десятками, а сотни выношу в разряд сотен.

2) образец записи умножения на двузначное число:

56 7 = (50 + 6) 7= 50  7 + 6  7 = 350 + 42 = 392

3) карточки с записью числовых выражений:

4  3

20   3

243

263+484

74  7

487

89  8

Раздаточный материал:

1) алгоритм умножения на двузначное число (Д-1);

2) листочки-памятки с записью письменного приема умножения на двузначное число (Д-2);

3) карточки с записью числовых выражений и карточки с рисунками диаграмм двух множеств (Д-3)

4) таблички для самооценки к этапу рефлексии (соответственно зеленого, желтого и красного цветов).

Понял, могу объяснить другим

Понял, но нужен

тренинг

Нужна консультация

Форма работы: групповая.

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к деятельности на уроке через создание доброжелательной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока: изученные приемы вычислений.

-Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

-Все ли у вас получилось при выполнении домашнего задания?

1.1 Включение в систему знаний и повторение

Цель:

1) тренировать способности к использованию понятия объединения и пересечения множеств при решении практических задач;

2) оценить собственную деятельность

1.2 Работа в парах.

У вас на партах лежит конверт. Откройте его и рассмотрите множество выражений на карточках. (Д-3)

-Все ли приемы вычислений вам знакомы? (Да)

-А какое выражение «лишнее?» (263+484, в остальных – умножение на однозначное число). Отложите в сторону эту карточку.

-На какие группы можно разбить оставшиеся выражения? (Табличное и внетабличное умножение)

-Разложите на эти группы.

-Сколько всего групп получилось? (3)

1.3 Повторение графического изображения множеств, пересечение множеств.

На партах у детей лежат карточки с рисунками диаграмм двух множеств.

(Д-3)

-Распределите выражения из трех групп на карточку с изображением диаграмм.

-Какие элементы принадлежат множеству А? (43, 203, 243)

-Какие элементы принадлежат множеству В? (243, 747, 487, 848)

-Где обозначите выражение 263+484? (Вне диаграммы множеств А и В)

-Почему?

-Какую запись можно сделать? (АUВ)

-Что является результатом объединения множеств? (Новое множество, состоящее из элементов, принадлежащих данным множествам)

1.4 Работа в тетрадях и у доски.

-Найдем значение выражения вне диаграммы множеств. (263+484)

-Объясните прием сложения. (В столбик, а возможен вариант и устного вычисления)

-Переходим к вычислениям множества А.. Как можно выполнить вычисления? (Устно) Почему? (Табличное умножение)

2. Актуализация знаний с использованием графической модели распределительного свойства умножения и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) актуализировать вычислительные приемы, необходимые для внетабличного умножения чисел, способность к использованию графической модели распределительного свойства умножения;

2) тренировать мыслительные операции: анализ, аналогия, обобщение;

3) зафиксировать индивидуальное затруднение, возникающее при умножении двузначных чисел на однозначное: громоздкая запись, большие затраты времени.

2.1 Тренинг мыслительных операций.

-Рассмотрим множество, состоящее из элементов множества А и В. (243)

-Что связывает данное выражение с множеством А? (Распределительное 

свойство умножения)

2.2 Актуализация приема внетабличного умножения на однозначное число с использованием графической модели распределительного свойства умножения.

-Объясните, как вы решите пример 243 с использованием распределительного свойства умножения? (243) = (20+4) 3 = 20  3 + 4  3 = 60 + 12 = 72)

2.3 Индивидуальное задание. Работа в тетрадях. Работа у доски.

-Молодцы! Вы так быстро и правильно решили пример. Я надеюсь, что вы так же быстро и правильно найдете решения остальных выражений в тетради.

-Даю вам 3 минуты. Кто быстрее? Начали!

48  7                74  6                84  4

-Назовите ответ первого примера, второго, третьего. (Учитель сравнивает ответы с учениками, работающими у доски)

-Кто сделал не все примеры в заданное время? Почему? (Не хватило времени, запись в строчку неудобна.)

-А кто успел сделать? Молодцы!

3. Постановка проблемы.

Цель:

1) выявить и зафиксировать в речи отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: неудобная форма записи;

2) сформулировать свой вариант записи, который позволит сэкономить время.

-Что же вас, ребята, больше всего не устраивает в алгоритме решения? (Длинная запись и затрата времени.)

-Какие из этих причин носят частный характер, и вы сможете их отработать самостоятельно? (Знание таблицы умножения – здесь надо дополнительно потренироваться.)

-Для решения какой проблемы нужны общие усилия? (Изменение формы записи.)

-Предложите свой вариант записи, который позволил бы сэкономить время? (Запись в столбик.)

4. Проектирование и фиксация нового задания.

Цель:

1) построить алгоритм письменного умножения на двузначное число в столбик;

2) согласовать тему и цель урока.

Организация учебного процесса на этапе 4.

Вариант 1.

Кто-то из учащихся уже знает эту форму записи. Учитель просит их научить остальных. Все остальные ученики пытаются разобраться  и составить новый алгоритм.

Вариант 2.

-Предложите свой вариант записи, который позволил бы, с одной стороны, сэкономить время, а с другой – избежать ошибок при устных вычислениях в строчку. Посоветуйтесь в парах. Время 1 минута.

По ходу обсуждения  учитель выставляет соответствующие шаги алгоритма умножения двузначного числа на однозначное  число в столбик. (Д-2) При необходимости он задает детям «наводящие» вопросы:

-С чего надо начать запись? (Записать первый двузначный множитель: 56.)

-Как удобно записать второй множитель? Почему?

-Какой сделаем первый шаг? (Умножим однозначное число на единицы двузначного числа: 76 =42.)

-Куда запишем единицы произведения? (В разряд единиц.) Обведите разряд единиц в кружок.

-Как зафиксировать, что 4 десятка надо запомнить? (Десятки запоминаем и отмечаем их маленькой цифрой над десятками двузначного числа.)

-Что осталось сосчитать? (Число десятков.)

-Сколько их будет? (75 + 4 = 39.)

Далее учитель подводит учащихся к теме урока, используя аналогию алгоритма умножения на двузначное число (Д-1).

-Возьмите зеленую пасту и допишите слева от разряда единиц в разряд десятков, число 2. (5627)

-Посмотрите на образец записи на табличке, которая находится у вас на парте.

-Назовите тему урока. (Умножение двузначного числа на двузначное число.)

-Определите основную цель урока. (Вывести удобную форму записи умножения на двузначное число.)

-Продолжаем работать по алгоритму. Пишем зеленой пастой.

-Куда запишем десятки произведения? (В разряд десятков.)

-Как зафиксировать, что один десяток надо запомнить? (Выношу в разряд сотен.)

-Сколько их будет? (62 + 1 = 13.) и т. д.

В завершении, учитель предлагает детям еще раз внимательно проанализировать особенности нового алгоритма и использовать его для решения примеров, вызвавших затруднение.

-Что нужно помнить, решая примеры в столбик? (Записываем и выполняем действия поразрядно, начиная с низшего разряда. При переходе через разряд, не забываем прибавить к более высшему разряду единицы низшего разряда, которые запоминаем.)

-К какому выводу пришли? (Запись в столбик удобнее.)

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

Цель:

- зафиксировать новую форму записи умножения на двузначное число во внешней речи.

Работа с учебником, с. 25.

-Молодцы! Давайте посмотрим на ход рассуждений автора учебника. Прокомментируйте ее, пожалуйста.

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить свое умение умножать на двузначное число, записывая решение столбиком;

2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

3) обсудить и записать домашнее задание.

-Хотелось бы вам самостоятельно попробовать решить несколько примеров?

6.1 Работа с учебником. Самостоятельная работа.

-Откройте с.26 учебника. Найдите №5 а). Выберите любые три примера и запишите решение столбиком в учебнике на печатной основе. Вы можете пользоваться опорной схемой и алгоритмом. (Д-1, Д-2)

6.2 Групповая форма работы.

-И в дополнение я хочу вам предложить таблички зеленого, желтого и красного цветов: (Д-4)

з) Понял, могу объяснить другим;

ж) Понял, но нужен тренинг;

к) Нужна консультация.

-Даю вам 3 минуты. Начали!

-У кого возникли трудности в записи столбиком? Поднимите ту табличку, которую считаете на данном этапе работы для вас наиболее значимой. Помоги товарищу, если он испытывает затруднение.

-Над чем надо поработать в дальнейшем? (Над алгоритмом и опорной схемой.)

-У кого вычислительные ошибки? Исправьте их. Как вы будете справляться со своими трудностями? (Повторять таблицу умножения.)

6.3 Домашнее задание: с. 26, №5 б), 1 и 2 столбики.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

- тренировать способность к использованию записи умножения двузначного числа при решении задач.

-Мы сегодня на уроке использовали запись умножения на двузначное число столбиком при решении примеров.

-А в каких еще случаях можно применить эту форму записи? (При решении уравнений и задач.)

7.1 Работа по учебнику, с. 26, № 6. Решение задачи.

-Сможем ли мы сразу узнать, сколько печатных знаков уместится на 64 страницах? (Нет, т.к. нам неизвестно количество печатных знаков на 1 странице.)

-Составляю план решения задачи: чтобы узнать, сколько печатных знаков уместится на 1 странице, надо знать, сколько их в одной строке и сколько на одной странице строк.

-В задаче сказано, что в строке 56 печатных знаков, а на странице – 36 строк.

-Записываю решение:

        (56  36)  64

-Выполняю решение столбиком и записываю ответ.

-Молодцы! Проверьте друг друга в парах. (Для проверки «слабых» учащихся можно назначить консультантов.)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученного на уроке: умножения на двузначное число столбиком;

2) оценить результативность собственной деятельности и деятельности класса;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей деятельности.

-С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке?

-Какой выход мы нашли?

-Как вы думаете, пригодится ли новое знание в дальнейшей работе? В каких видах работы? (В решении примеров, задач, уравнений.)

-А теперь оцените собственную работу, класса, отдельных учеников.

-Над чем нам надо еще поработать?

-Если вам необходима помощь учителя или консультантов, вы всегда можете рассчитывать на нее.

-Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

Слайд 2

Работа в парах

Слайд 3

Что связывает данные выражения? 4  3 20  3 24  3

Слайд 4

48  7 74  6 84  4 Самостоятельная работа 48  7=(40+8)  7=40  7+8  7=280+56=336 74  6=(70+4)  6=70  6+6  4=420+24=444 84  4=(80+4)  4=80  4+4  4=320+16=336

Слайд 5

56 7 Х 392

Слайд 6

Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное: 1. Записываю двузначное число. 2. Пишу однозначное число под разрядом единиц двузначного числа. 3. Умножаю однозначное число на единицы двузначного числа. 4. Пишу единицы произведения в разряд единиц. 5. Число десятков запоминаю. 6. Умножаю однозначное число на десятки двузначного числа. 7. Прибавляю число десятков, которое запоминал. 8. Записываю десятки под десятками, а сотни выношу в разряд сотен.

Слайд 8

9 1 1 5 56 7 Х 2 3 + 2 2 1 1 2

Слайд 10

Работа с учебником

Слайд 11

Домашнее задание С.26, №5 (б), 1,2 столбики, использовать алгоритм умножения на двузначное число

Слайд 12

МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе по теме:"Умножение двузначного числа на однозначное"

Конспект урока математики в 3 классе по теме:"Умножение двузначного числа на однозначное"....

Урок математики в 4 классе "Письменное умножение на двузначное число"

Цели урока: повторить алгоритм письменного умножения на двузначное число; закрепить навык письменного умножения на двузначное число; закрепить  умение решать задачи на движение в противополо...

Открытый урок математики в 3 классе на тему: "Умножение двузначного числа на однозначное"

Урок построен в виде путешествия в историю зимних олимпийских игр....

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".

В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...

Урок математики в 3 классе по теме: "Деление двузначного числа на однозначное"

Урок проведён с использованием технологии проектной деятельности. Все дети вовлечены в работу....