Этапы | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопреде- ление к деятельности.
| Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. (слайд1)
Пусть помогает в час опасный Нам друга верного рука, Пусть никогда для нас не гаснет Свет олимпийского огня. (слайд2)
| Учащиеся смотрят на слайд и проговаривают слова. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование. |
Актуализа- ция знаний.
| Наш урок мы начнем с устного счета. 1.Найдите закономерность и вставьте пропущенное число. (слайд3) 7 9 8 6 7 8 63 48 ?
2. Заполни таблицы: (слайд4,5)
| 5 | 6 | 9 | 2 | 7 | Увеличь в 6 раз |
|
|
|
|
| Увеличь на
|
|
|
|
|
|
| 42 | 28 | 35 | 14 | 49 | Уменьши в 7 раз |
|
|
|
|
| Уменьши на 7 |
|
|
|
|
|
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Математический диктант. Результаты записать в тетрадь. 1. Длина стола 14дм, а ширина на 5 дм меньше. Какова ширина стола? (9дм) 2. Длина коробки 28см, а ширина _ 16 см. На сколько см длина больше ширины? (на 12см)
3. Зимняя спячка ежа длится 3 месяца. Это в 2 раза меньше, чем у сурка. Какова продолжительность спячки сурка? (6мес.) |
Учащиеся находят закономерность, вставляют недостающее число: 56.
Учащиеся заполняют таблицы, проговаривая свои действия.
Учащиеся записывают ответы на задачи: 9дм, на 12см, 6 мес., ?, ?. | Регулятивные: контроль и коррекция знаний. Познавательные: общеучебные умения. Логический: анализ, сравнение,синтез. |
Постановка и формулирование проблемы (с затруднением).
| 4. Высота кустарника 3м, а дерева – 12 м. Во сколько раз дерево выше кустарника? (в 4) 5. Заяц весит 4 кг, лиса – 32кг. Во сколько раз заяц легче лисы? (в8раз). Проверка. -Какой результат получился в 4 и 5 заданиях? Вы смогли его выполнить? (Если получатся разные результаты) -Ребята, задание было одно, а ответы получились разные. -Почему? Что вызвало затруднение? -Ребята, какой способ действия для вопросов «На сколько больше? На сколько меньше?» или как узнать «На сколько одно число больше или меньше другого?». -А знаете ли вы способ действия для вопросов «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?» или «Во сколько раз одно число больше или меньше другого?» -Хотите узнать? | В 4 и 5 заданиях, если ответы будут разные, возникнет путаница. Это мотивирует исследование ситуации.
Из большего числа вычесть меньшее.
Нет Да | Регулятивные: контроль, прогнозирование. Общеучебные: контроль и оценка процесса и результатов действий.
|
Постановка учебной задачи. | -Как вы думаете, что предстоит выяснить? -Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого? Каким действием? -Какие у вас есть версии, предположения? После этого учениками формулируется цель урока – Будем учиться сравнивать: во сколько раз больше или меньше. Учитель сообщает общепринятое название этого способа сравнения – кратное сравнение – и записывает тему урока на доске. -А какие поставим перед собой задачи на урок? (Дети ставят для себя задачи на урок.) -Ребята, можно я помогу вам более точно сформулировать? ( задачи вывешиваются на доску)
-научиться новому способу сравнения; -узнать способ действия для вопроса «Во сколько раз?»; -составить опорный сигнал – схему.
|
| Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. -умение структурировать знания.
|
Открытие нового знания (работа в парах) | На партах лежат круги- 6 штук и 2 треугольника:
-Сколько кругов на парте? -Разбейте их на группы по 2. Сколько групп получилось? -Сколько раз по 2 содержится в 6? 3раза. -Первой паре кругов соотнесите 2 треугольника. Сколько пар кругов? А треугольников? -Во сколько раз кругов больше, чем треугольников? -Как это узнать с помощью вычислений?
-На сколько 6 больше 2? Как узнать с помощью вычислений?
| Поиск решения осуществляется на основе предметных действий.
6 3 3раза. 3 1 В 3 раза 6:2=3(сравнивая фигуры), 3:1=3 (сравнивая пары). 6-2=4 | Познавательные: -общеучебные. - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
Вывод (фронтальная работа) | Формулируется общий вывод для разностного сравнения, а потом - для кратного. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод. - Как с помощью вычислений узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
- Как с помощью вычислений узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
Теперь давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.43.
|
Из большего вычесть меньшее
Большее число разделить на меньшее
Учащиеся читают вывод на с. 43 учебника. | Познавательные: - подведение под понятие.
Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи.
|
Опорный сигнал
| А сейчас нам нужно постараться составить опорный сигнал. Кто хочет попробовать у доски? Дети составляют схему. После этого на доску вывешивается опорный сигнал.
Во сколько раз?
На сколько? |
|
| Планирование, прогнозирование. |
Физминутка. | МИКС ФРИЗ ГРУП - Фигурист на тренировке сделал 24 тройных прыжка, а петель – 8. Во сколько раз фигурист сделал меньше петель, чем прыжков?
- Биатлонист на промежуточных стартах выбил 48 очков, а на основных стартах - 54 очков. На сколько больше очков спортсмен получил в основных соревнованиях, чем на промежуточных?
- Россия на олимпийских играх завоевала 33 медали, Соединенные Штаты Америки – 28 медалей. На сколько медалей наша страна опередила США в медальном зачете?
- Сборная Канады завоевала 10 золотых медалей, а сборная Беларусь 5 золотых медалей. Во сколько раз больше заработала золотых медалей Канада, чем Беларусь?
| Учащиеся слушают задачи, устно находят ответ и собираются в группы, в соответствии с ответом. 3, 6, 5, 2. |
|
Первичное закрепление | - Выполнение №2 с.44 учебника с комментированием в громкой речи.
- Выполнение №3 с. 44.
|
Способ действия и вычисления проговариваются вслух, а решения дети записывают в тетрадь. | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли. Личностные: -самоопределение, аргументация своего мнения. |
Самостоятельная работа с самопровер - кой по эталону | №5 с. 44 учебника. | Решают прямо в учебнике. Сверяют с эталонами, которые появляются в презентации по одному в ходе проверки: n : d, a : b, d : c | Регулятивные: -контроль форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
Включение в систему знаний с взаимопроверкой. | Задача №4 с.44. Самостоятельное выполнение задачи. - Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания соседом. Поставьте предварительные оценки карандашом. |
| Регулятивные: -прогнозирование. |
Рефлексия деятельности. Итог.
Оценивание.
Д/з. | - Какая тема урока? -Какие задачи перед собой ставили?
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (опроси-опроси-обменяйся карточками)
Самооценка результатов деятельности. Оцените с помощью цветных фишек свою деятельность на уроке. Оценивание учителем. Выставление отметок в журнал. Домашнее задание. № 8, 10, 11 с. 45. Выполните на выбор любое одно задание.
| Кратное сравнение. Дети повторяют задачи. -научились новому способу сравнения; -узнали способ действия для вопроса «Во сколько раз?»; -составили опорный сигнал – схему.
Учащиеся на карточках записывают вопрос по теме урока и ответ на него. Ответ закрывают. Учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу. | Познавательные: -оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: -волевая саморегуляция. Коммуникативные: -умение выражать свои мысли. |
Резерв. | №7 с. 44. |
|
|