Проектная задача
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Стародубцева  Лилия Алексеевна

Разработка урока по решению  межпредметной (математика + окружающий мир) проектной задачи "Покорение горы" для 4 класса. Предложена технологическая карта урока, презентация и раздаточный материал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока по решению проектной задачи

«Покорение горы»

Учитель начальных классов:  Стародубцева Лилия Алексеевна

Часть 1 (деятельность учителя)

Название проектной задачи

«Покорение горы»

Предмет

Математика, окружающий мир

Класс

4

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1.Проверка умений учащихся пользоваться  предложенной информацией , представленной  в различных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения.

2.Развитие навыков сотрудничества в малых группах.

3. Формирование коммуникативных компетентностей

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

1.Комплексное использование  знаний  из разных учебных дисциплин.

2.Работа согласно инструкции.

3.Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных вариантах ( таблица, текст, схема).

4.Умение выбирать оптимальный вариант решения.

5.Сопоставление фактов и умение  делать выводы на основе их анализа.

6.Обработка информации, формулировка выводов.

Общеучебные умения

1.Работа согласно алгоритму (умение действовать по плану).

2. Работа с  разными видами информации.

3.Планирование учебного сотрудничества (взаимодействие, взаимопомощь).

Планируемый педагогический результат

1.Демонстрация учащимися усвоения предметного материала и возможности применять его в нестандартных условиях.

 2.Применение    навыков работы во взаимодействии.

Способ и формат оценивания результатов работы

 В процессе решения задачи оценивается:

- владение   учащимися    необходимым  предметным материалом;

- умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

- умение  взаимодействовать  в  малой группе при решении общей задачи;

  Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем заполнения листа самооценки и   наблюдения  учителя. На основании этого  делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Оборудование и материалы

Раздаточный материал с заданиями, тексты и таблицы с необходимой  информацией, проектор,  мультимедийная  презентация, листы самооценки.

Часть 2 (деятельность ученика)

Замысел проектной задачи

 Учащиеся  отравляются в горы, для того, чтобы достичь вершины горы и установить на ней  памятный знак в память о погибших всадниках.  Для этого им нужно  выбрать необходимое снаряжение,   материал для памятника и вьючное животное, рассчитать  аренду  животного.

Результат, который должны получить дети

  Выполняя  задания, учащиеся  должны  добраться «до вершины», соорудить «памятник» и оценить свою работу в группе.

Описание проектной задачи

Старинная  адыгейская притча

       В ауле жила красивая девушка. Многие хотели  взять ее в жены. Она  же сказала: «Кто доберется на коне до вершины горы по  крутому склону, тот получит мое сердце и руку».  

             Девушка была настолько красива, что  если смотреть на нее – глаза заболят, и  юноши со всех аулов кинулись покорять эту гору, но все они  разбивались, и вскоре пошла молва, что девушка приносит несчастье…

Друзья!

       Вам предстоит покорить гору и на ее вершине установить  памятный знак в память о погибших  всадниках.  Гора имеет  пологий и крутой склоны. По пологому склону к вершине идет  грунтовая дорога, а по крутому склону вьется узкая  тропинка серпантин.

         А  чтобы справиться с этой задачей, вам понадобятся знания из разных  школьных   предметов  и  умение  работать сообща.    

Желаю вам успеха!    

Комментарии

    В первую очередь необходимо вспомнить правила работы в группе. Последовательность  выполнения заданий учащиеся должны определить сами. Учитель сообщает  о том, что контроль  за временем будет осуществлять он, но дети должны подумать каким образом распределить время.

Задание 1

Снаряжение.

      Для того, чтобы  отправиться в горы, необходимо специальное снаряжение. Подумайте, что пригодится вам  в горах?  Рассчитайте,  сколько  будет весить  ваш рюкзак.

Рекомендации

      Воспользуйтесь   приложением 1 «Снаряжение туриста».

  1. Зачеркните «лишние» вещи, которые не понадобятся в  походе.
  2. Рассчитайте, сколько будет весить ваше снаряжение.
  3. Подумайте, какими еще предметами  необходимо  дополнить  снаряжение.
  4. Помните, что вам помогут животные, но они повезут только груз  (камни), который необходимо доставить на вершину горы.

Для справки

Снаряжение начинающего туриста (только то, что на нем надето)  весит 8-10 кг, а рюкзак со всем остальным -20-25 кг.  

Комментарии к заданию 1

Учащиеся должны обратить внимание на то, что среди предложенных предметов отсутствуют продукты питания и включить их в список.  

Задание 2

Сбор камней.

       У подножия горы лежат  груды  камней. Вам необходимо выбрать те, которые вы  доставите на вершину горы для воздвижения памятника.

Рекомендации:

  1. Вы располагаете    таблицей  горных пород   с указанием  их свойств. Проанализируйте свойства   горных  пород . ( Обратите внимание на прочность). Определите, какая из них   подойдет  для воздвижения памятника?
  2. Если данной информации недостаточно, обратитесь за помощью к учителю или к энциклопедии.

Название

Свойства

известняк

Пропускает воду, хрупкий, бывает разного цвета: белый, серый, желтый, используется в строительстве

гранит

Не пропускает воду,  прочный, хорошо полируется, бывает разного цвета: красный, розовый, серый, используется в строительстве.

туф

Пористый, твердый, бывает разного цвета: розовый, красный, серо-зеленый.

Комментарии к заданию 2

 На основании данных таблицы учащиеся могут сделать вывод, что они не обладают достаточными сведениями  о туфе и им необходима дополнительная информация.   Проанализировав свойства гранита, дети  остановятся на нем.

Задание 3

 Восхождение к вершине

      Расстояние к вершине нужно преодолеть на вьючных животных и доставить груз массой 200 кг. Арендуйте  одно или нескольких животных на сумму не более 50 динаров и в течение 4-х часов постарайтесь  добраться  до вершины.

Вы располагаете следующими материалами:

  1. Схема горы (приложение 2)
  2. Таблица стоимости аренды, скорости и грузоподъемности вьючных животных (приложение 3).
  3. Тексты, содержащие информацию  о вьючных животных (приложение 4)

 Рекомендации:

1.В таблицу стоимости аренды, скорости и грузоподъемности вьючных животных  внесите недостающие данные.

2.Выберите,  по какому пути вы будете доставлять груз (камни для   памятника)  на вершину горы.

3. Рассчитайте,  кто из животных сможет доставить груз за указанное время.

4.Расчитайте, какое количество животных вам нужно арендовать, учитывая их грузоподъемность и стоимость аренды.   

Комментарии к заданию 3

В начале работы следует рассмотреть схему горы и выбрать путь. Затем скорость движения животных  и их грузоподъемность необходимо перевести в знакомую единицу измерения:  версты – в километры, а пуды – в килограммы.

Выбирая  вьючное животное,  дети должны обратить внимание на то, что

-слоны и верблюды не используются как вьючные животные  на горных тропинках- серпантинах;

-собачья упряжка – это избыточные данные.

Для  доставки груза лучше всего подойдут мулы. Их следует арендовать  несколько (4-5).

Задание 4.  

Воздвижение памятника

    Из    гранитных камней, которые доставили на вершину горы,  соорудите  монумент  в память о погибших всадниках.

Вы   располагаете  следующими материалами: клей,  ватман,  «камни ,  на которых  высечены  слова».  

Рекомендации 

1.  Вам необходимо  сложить  камни так, чтобы   получилось  высказывание, высеченное на  них.    

2. Объясните смысл    высказывания.

Комментарии к заданию 4

Первая часть  этого  задания не вызовет больших затруднений у детей.   Гораздо труднее будет объяснить смысл, получившихся высказываний.

Подведение  итогов

  1. Предъявление работы группы.  
  2. Учитель знакомит с концовкой  притчи.  

        Однажды  во время  праздника  жители аула  увидели незнакомого  всадника, скачущего к горе. Конь как стрела взлетел по крутому, таящему множество опасностей  склону.  Когда всадник остановил дрожащего от напряжения коня на вершине горы  и снял   головной убор и повязку, скрывавшую лицо, то все увидели,  что   это не юноша, а девушка. Она сказала: «Сколько еще будут погибать наши братья из-за этой  девушки, я остановила это кровопролитие, гора теперь покорена»  

Комментарии

     Каждая группа выбирает одного представителя, который представляет результат работы. Начинает отвечать группа, которая  закончила работу первой. Дальше группы  отвечают по часовой стрелке. Группа представляет решение одного задания. Другие группы дополняют ответ.

Рефлексия

     -Удалось ли вам  покорить гору?  Какие качества и умения помогли вам решить поставленную задачу?

Оцените свою работу и работу группы, используя лист самооценки.

Комментарии

Учащиеся заполняют листы самооценки.  Учитель предлагает высказаться детям по результатам работы в группе, рассказать, что получилось и, в чем испытывали затруднения.

 



Предварительный просмотр:

C:\Users\nach1\Pictures\2vNb34NkyzA.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...