Урок математики "Сложение и вычитание отрезков" 1 класс по программе "Перспектива"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: объяснение нового материала. Есть подробное содержание урока, в котором отражены все формируемые УУД. К уроку есть интерактивное приложение для работы с интерактивной доской.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №137
Учитель начальных классов: Рогова С.А.
Проект урока.
- Математика, 1 класс
- УМК: «Перспектива»
- Тема урока: Сложение и вычитание отрезков.
- Тип урока: объяснение нового материала.
- Задачи урока:
1. Формировать умение складывать и вычитать отрезки.
2. Совершенствовать умение различать «части» и «целое», составлять равенства, используя связь целого и частей.
3. Учить чертить отрезки заданной длины.
4. Развивать логическое мышление при изучении темы сложение и вычитание отрезков.
5. Отрабатывать вычислительный навык.
- Ожидаемые результаты:
-предметные:
- Понимать смысл сложения и вычитания отрезков.
- Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.
- Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.
Метапредметные:
-познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
осуществлять синтез как составление целого из частей, развитие самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, осознанного построения речевого высказывания, выбора наиболее эффективного способа решения, рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности, анализа объектов, синтеза, постановки и решения проблемы;
-коммуникативные: развитие планирования учебного сотрудничества, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-регулятивные: развитие действия целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки
-личностные: развитие действия смыслообразования, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
- Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: знают арифметические действия: сложение и вычитание; знают, что такое отрезок; знают единицу длины сантиметр; умеют чертить отрезки заданной длины.
- Этапы урока и хронометраж:
- Организационный момент - 1 мин.
- Математическая разминка – 7 мин.
- Подготовка к открытию нового приёма – 10 мин.
- Определение темы и цели урока – 1 мин.
- Выполнение проблемного задания в группах – 7 мин.
- Сопоставление версий работы в группах с учебником. – 7 мин.
- Физкультминутка - 2 мин.
- Отработка навыка: сложение и вычитание в группах. – 12 мин.
- Рефлексия – 3 мин.
Содержание урока:
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Оргмомент. | Урок математики надо начать. А что предстоит нам сегодня узнать? В дорогу за знаньями мы поспешим, Открытие новое мы совершим. | |
2. | Математическая разминка. | Учитель: Начинаем нашу математическую разминку. Из чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 выпишите те, которые:
(4, 5) Учитель: Все ли числа выписали? Какие числа остались? (3 ,6) Учитель: Используя эти числа, запишите два примера с разными арифметическими действиями. (6+3=9; 6-3=3) Учитель: Какие примеры записали? Какие арифметические действия знаем? (сложение и вычитание) Учитель: Посмотрите на пример на сложение, назовите целое. (9) А что обозначают числа 6 и 3? (части) Учитель: Используя равенство на сложение, составьте к нему два равенства на вычитание. (9-6=3; 9-3=6) Вывод: Как найти целое? Как найти неизвестную часть? | Познавательные УУД: - логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения заданных признаков. Коммуникативные УУД: - умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
2. | Подготовка к открытию нового приёма. | Работа в парах. Учитель: Посмотрите на листочек, что начертил Буратино? А что начертил пёс Артемон? Назовите как можно больше признаков каждой из этих фигур. Отрезок. 1) прямая линия; 2) есть начало и конец; 3) нельзя продолжить; 4) заданной длины. Прямая. 1) прямая линия; 2) нет начала и конца; 3) можно продолжить в любых направлениях; 4) нет конкретной длины. Учитель: Так что такое отрезок? (Прямая линия, у которой есть начало и конец; отрезок – это часть прямой линии, ограниченная двумя точками) Учитель: Давайте немного вспомним сказку о Буратино. Почему ему не удалось дойти до школы? Совместно в парах помогите друзьям проложить маршрут от дома до школы, который должен проходить через данные точки. Не забудьте воспользоваться линейкой. Учитель: Что у вас получилось? Ваш маршрут похож на чертёж Буратино или на чертёж Артемона? (отрезки) Сколько всего отрезков? (3) Назовите их. (ДЦ, ЦШ, ДШ) Учитель: А теперь попробуйте выполнить сложение и вычитание данных отрезков. Всем ли понятно задание? Просигнальте мне светофорчиком. (Светофорчик) | Познавательны УУД: - логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков. Познавательные УУД: - постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблемы; |
3. | Определение темы и цели урока. | Учитель: Какая тема урока? (Сложение и вычитание отрезков) Какую цель поставим перед собой? (Научиться складывать и вычитать отрезки) | Познавательные УУД: -формулирование темы урока Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. |
4. | Выполнение проблемного задания в группах. | Учитель: Совместно в группе выполните сложение и вычитание данных отрезков. Свои действия вы запишите в прямоугольнике. Но сначала давайте вспомним правила работы в группах. А) Работа в мини группах по 4 человека (2 соседние парты). Б) Отчёт группы (Заслушиваем предложенные варианты) Учитель: Чей вариант вам кажется правильным? Давайте обратимся за помощью к нашим учебникам. | Познавательные УУД: -самостоятельное создание алгоритма своей деятельности при решении проблемы; - получают новые знания в процессе работы в группе Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества в группе; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5. | Сопоставление версий работы в группах с учебником. | Учитель: Чтобы узнать, справились вы с заданием или нет, откройте учебник на странице 19. Посмотрите на номер 1, объясните данные записи. Учитель: Какой группе удалось справиться с заданием? Учитель: Что обозначает отрезок ДШ? А из каких частей состоит этот отрезок? Учитель: Запишем свои действия: ДЦ+ЦШ=ДШ. Выделим части и целое. Можем ли к данному примеру записать примеры на вычитание? Какие? Запишем: ДШ-ДЦ=ЦШ ДШ-ЦШ=ДЦ Учитель: Чтобы продолжить поиск новых знаний, давайте сначала отдохнём, а заодно и повторим то, что мы уже знаем. | - Регулятивные УУД: - контроль: умение сличать результат своей деятельности с заданным эталоном; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона и его результата. |
6. | Физкультминутка. | Игра «Да – нет» Согласны – шаг на месте, не согласны – присесть, спрятаться от ошибки.
| |
7. | Отработка навыка: сложение и вычитание отрезка. | Учебник. Продолжаем нашу работу стр. 19 №2 устно. Посмотрите на чертёж и объясните, как получилась запись КТ+ТО=КО. Объясните следующие записи. Назовите целое на данном чертеже. Что является частями этого целого? Учитель: А) Начертить один отрезок, который получится в результате сложения двух данных отрезков. Составить и записать буквенное равенство. Д М А О Учитель: Как получили отрезок ДО? Б) Начертить один отрезок, который получится в результате вычитания отрезка АД из отрезка АБ, составить и записать буквенное равенство.
А Д Б Учитель: Как получили отрезок ВС? Самостоятельная работа. По данному рисунку составьте и запишите 4 равенства.
О В К ОВ+ВК= …+…= …-…= …-…= | Регулятивные УУД : Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные УУД : Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
8. | Рефлексия. | Учитель: Какая была тема урока? Какую цель ставили? Учитель: Начертите в тетрадях отрезок длиной 5 см, который будет отражать, достигли вы данную цель или нет. Зелёный - всё было легко. Тему поняли. Жёлтый - было чуть-чуть сложно. Что-то уже понятно, а что-то ещё нет. Красный – было всё трудно. Тему не поняли. Учитель: Из данных фраз выбери ту фразу, которая вам ближе и продолжите её (устно):
| Личностные УУД: - осознание личной самооценки Регулятивные УУД: -осознание качества и уровня усвоения материала по новой теме Коммуникативные УУД: - учатся грамотно формулировать свой ответ, правильно делать вывод |
Литература:
- Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука «Математика. 1 класс» (2 часть). М.: «Просвещение», 2015
- Е. Бортникова. Тетрадь «Знакомимся с геометрией». Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012
- И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова «Гимнастика для ума». М.: «Экзамен», 2013
- В.В. Захарова, М.В. Серова «Поурочные разработки по математике» (Система Л.В. Занкова). М.: «ВАКО», 2010
- «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (под редакцией А.Г.Асмолова). М.: «Просвещение», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики Свойства вычитания 1 класс УМК Начальная школа 21 века
1 класс УМК "Начальная школа XXI века " Математика "Свойства вычитания" Конспект по ФГОС. Презентация ( чтобы презентация открылась необходимо скачать две части и сохранит в одной п...
Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа
Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа...
Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков
Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1. Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....
Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"
На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...
УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс
Конспект урока по математике в 3 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...
Конспект урока на тему: Вычитание вида 6, 7. Связь сложения и вычитания
Закрепление умения вычисления вида 6- ,7...
Конспект урока "Алгоритм письменного вычитания" 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект урока "Алгоритм письменного вычитания" 3 класс, УМК "Школа России"...