Рабочая программа по математике 4 класс (автор Л. Г. Петерсон)
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему
4 класс УМК Перспектива (рабочая программа по математике, автор Л. Г. Петерсон)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_4_klass_4_chasa_peterson.docx | 68.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по математике
УМК «Перспектива »
4 класс
(автор учебника Л.Г. Петерсон)
Пояснительная записка
Курс математики для 4-ого класс создан на базе психолого-педагогических исследований, проведенных в конце 70-х – начале 80- г.г. в НИИ ОПП АПН СССР под руководством профессора Н.Я. Виленкина. Этот курс разработан Л.Г. Петерсон и рассчитан на 132 часа из расчета 4 часа в неделю. Он является составной частью непрерывного курса математики для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов средней школы.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– сформировать умение учиться;
– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.
В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.
Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.
В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:
– коммутативный закон сложения и умножения;
– ассоциативный закон сложения и умножения;
– дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.
В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.
Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.
В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:
1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);
2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
4) формируются измерительные умения и навыки;
5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).
Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.
В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.
3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.
Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков. В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
1) формирование представлений о геометрических фигурах;
2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.
Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.
Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.
Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.
Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
• на классификацию фигур;
• на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
• на построение геометрических фигур;
• на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
• на формирование умения читать геометрические чертежи;
• вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)
Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.
5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.
Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.
В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней.
Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4-й класс
(4 часа в неделю, всего – 136 часов)
Числа и операции над ними. 126 ч.
Дробные числа.
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.
Какую часть одно число составляет от другого.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Числа от 1 до 1 000 000.
Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Числа от 1 до 1 000 000 000.
Устная и письменная нумерация многозначных чисел.
Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приемы рациональных вычислений.
Умножение и деление чисел.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменное умножение и деление на однозначное число.
Умножение и деление на двузначное и трехзначное число.
Величины и их измерение.
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы.
Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
Текстовые задачи.
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Изменение положения объемных фигур в пространстве.
Объемные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.
Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
Элементы алгебры.
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Понятие о вероятности случайного события.
Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.
Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математические игры.
Итоговое повторение (10 ч).
Требования к результатам обучения учащихся
к концу 4-го класса
1-й уровень (уровень стандарта)
Учащиеся должны знать:
– название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
– как образуется каждая следующая счетная единица;
– названия и последовательность разрядов в записи числа;
– названия и последовательность первых трех классов;
– сколько разрядов содержится в каждом классе;
– соотношение между разрядами;
– название, количество разрядов, содержащихся в каждом классе;
– сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
– иметь представление о позиционности десятичной системы счисления;
– единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
– функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Учащиеся должны уметь:
– выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
– выполнять умножение и деление с 1000;
– вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
– решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
– решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
– решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
– уметь прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда одна из компонент действия остается постоянной и когда обе компоненты являются переменными;
– уметь находить значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
– решать уравнения вида a ± x = b; x – a = b ; a • x = b; a : x = b; x : a = b на основе связи компонент и действий сложения, вычитания, умножения, деления;
– уметь сравнивать выражения в одно действие, понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент;
– вычислять объем параллелепипеда (куба);
– вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
– выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
– строить окружность по заданному радиусу;
– выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
– распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
– находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (уровень программы)
Учащиеся должны знать:
– название и последовательность чисел в пределах 1 000 000 000.
Учащиеся должны иметь представления:
– о чтении, записи и сравнении чисел в пределах 1 000 000 000.
Учащиеся должны уметь:
– выполнять прикидку результатов арифметических действий;
– вычислять значение числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
– находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
– иметь представление о решении «задач на части»;
– понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
– читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
– распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
– распознавать объемные тела (параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;
– находить объем фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
– использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
– решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а • х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
– читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
– решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
– находить вероятности простейших случайных событий;
– находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Программа предусматривает, что учащиеся 4 класса должны овладеть приемами сложения и вычитания, умножения и деления многозначных чисел на уровне автоматических навыков, что является подготовительной ступенью для обучения в последующих классах. Развитие логического мышления реализуется на каждом уроке в виде небольших заданий и задач.
Большое внимание в программе 4 класса уделяется работе над именованными величинами и ознакомлению с задачами на движение. Настоящая программа предусматривает организацию самостоятельных, контрольных и домашних работ.
На изучение математики отводится всего 136 часов в учебный год (4 часа в неделю).
В том числе:
– на проведение контрольных работ – 13 часов.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Петерсон, Л. Г. Математика. 4 класс : учебник / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2009.
2. Петерсон, Л. Г. Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. Вып. 4 : в 2 ч. / Л. Г. Петерсон, Т. С. Горячева, Т. В. Зубавичене, А. А. Невретдинова. – М. : Ювента, 2009.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по математике осуществляется согласно Уставу общеобразовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».
В результате изучения курса математики учащиеся 4 класса должны
знать:
– таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);
– таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
– свойства арифметических действий:
а) сложения (переместительное и сочетательное);
б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);
в) деления суммы на число;
г) деление числа на произведение;
– разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);
– алгоритм письменного сложения и вычитания;
– алгоритм письменного умножения;
– алгоритм письменного деления;
– название компонентов и результатов действий; правил нахождения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;
– единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;
– способ вычисления площади и периметра прямоугольника;
– правила порядка выполнения действий в выражениях;
– формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда или одного из его измерений по другим известным величинам;
– правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел;
– правила нахождения доли числа, числа по его доле, процентного отношения;
– формулу площади прямоугольного треугольника;
– названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
– названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
– взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
уметь:
– устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, используя свойства арифметических действий, разрядный состав двузначных чисел, смысл сложения, вычитания, умножения, деления и различные вычислительные приемы;
– читать и записывать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений;
– складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;
– умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное;
– делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и деление с остатком);
– решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента;
– сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить величину на число; выражать данные величины в других однородных единицах;
– использовать эти знания для решения различных задач;
– использовать эти правила для вычисления значений выражений;
– использовать эти знания для решения задач;
– применять данные правила при решении задач, уравнений и выражений;
– использовать эти знания для решения задач;
– использовать данную формулу при решении различных задач;
– узнавать и изображать эти фигуры, выделять в них существенные признаки;
– читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, уметь переводить понятия «увеличить (уменьшить) в…», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;
– решать задачи на пропорциональную зависимость величин.
Данный перечень знаний, умений и навыков включает в себя все основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, сформулированным в стабильных программах по математике в 4 классе.
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы.
- Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
- Газета «1 сентября» www.1september.ru
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
- Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
- Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
- Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
- Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
- МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
- Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
- Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
- Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
- Сайт Рособразованияhttp://www.ed.gov.ru
- Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
- Сеть творческих учителей www.it-n.ru
- Учительская газета www.ug.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
- Учитель-национальное достояние! Завуч.инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Школьный портал http://www.portalschool.ru
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru
Основное содержание 4 класс (136 часов)
Количество часов в год-136
Количество часов в неделю -4
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Метапредметные и личностные | Предметные | Вид контроля. Измерители | Домашнее задание | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел 1. Повторение (1 час) | |||||||
1 | Повторение изученного | Урок повторения | Личностные: демонстрируют положитель ное отношение к школе Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Уметь решать задачи изученных видов | Текущий: устный опрос | с. 3, № 10 (1) | |
Раздел 2. Неравенства (7 часов) | |||||||
2 | Решение неравенства, с. 1–3 (I ч.) | Урок открытия новых знаний | Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные: - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Иметь представление о решении неравенств, множестве решений неравенств, знаках , , двойном неравенстве | Текущий: устный опрос | с. 3, № 12; с. 5, № 9 (3, 4) | |
3 | Диагностическая работа (сохранность знаний) | ||||||
4 | Множество решений, с. 4–6 | Урок открытия новых знаний | Текущий: устный опрос | с. 3, № 12 | |||
5 | Закрепление изученного по теме «Неравенства» | Тренировочный урок | Текущий: самостоятельная работа, с. 3–4 | с. 6, № 11 (б), № 10 | |||
8 | Двойное неравенство, с. 10–12 | Урок рефлексии | Текущий: устный опрос | с. 10; учить правило | |||
9 | Закрепление изученного по теме «Неравенства», с. 13–15 | Урок повторения изученного материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 56 | с. 14, № 10 |
Раздел 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (8 часов) | |||||||
10 | Оценка суммы, с. 16–18 | Урок открытия новых знаний | Личностные: самостоятельно делать выбор, опираясь на правила Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Делать выводы на основе обобщения знаний. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний Коммуникативные:сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия. Правильно оформлять работу. Слушать и слышать | Иметь представление об оценке суммы | Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 1 (а), 4, 5 | с. 17, № 8; с. 14 | |
11 | Оценка разности, с. 19–21 | Урок открытия новых знаний | Иметь представление об оценке разности | Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 1 (б) | с. 21, № 11, 9 | ||
12 | Оценка произведения, с. 22–24 | Урок открытия новых знаний | Иметь представление об оценке произведения | Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 2 | |||
13 | Оценка частного, с. 25–27 | Урок открытия новых знаний | Иметь представление об оценке частного | Текущий: самостоятельная работа, с. 7, № 3 | с. 27, № 12; с. 26, № 7 (а) | ||
14 | Контрольная работа №1 (по итогам повторения) | Урок контроля | Уметь выполнять прикидку действий с многозначными числами | Итоговый контроль | |||
15 | Закрепление пройденного по теме «Прикидка результатов арифметических действий» | Урок рефлексии | Текущий: самостоятельная работа, с. 9–10 | с. 27, № 12, 7 (б) | |||
16 | Прикидка результатов арифметических действий | Урок открытия новых знаний | Личностные: самостоятельно делать выбор, опираясь на правила Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Делать выводы на основе обобщения знаний. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний Коммуникативные:сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия. Правильно оформлять работу. Слушать и слышать | Текущий: работа по карточкам | |||
17 | Закрепление по теме «Прикидка арифметических действий». Подготовка к контрольной работе | Урок рефлексии | Уметь оценивать результаты арифметических действий | Текущий: фронтальный опрос | с. 29, № 6 (б); правило |
18 | Комбинированная контрольная работа № 2 по теме «Неравенства» (40 минут) | Урок контроля | Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Итоговый контроль: контрольная работа к урокам 1–10 | |||
Раздел 4. ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО (6 часов) | |||||||
19 | Деление с однозначным частным, с. 31–33 | Урок обучения умениям и навыкам | Личностные: самостоятельно делать выбор, опираясь на правила. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Знать таблицу умножения и деления многозначных чисел на однозначное. Уметь выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число | Текущий контроль | с. 32, № 6 (а, б) | |
20 | Деление с однозначным частным, с. 34–36 | Урок рефлексии | Текущий: фронтальный опрос, индивидуальные задания | № 3 (2-я строка) | |||
21 | Деление на двузначное и трехзначное число, с. 37–39 | Урок открытия нового знания | Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос. Самостоятельная работа, с. 13–14 | № 1 (2-я строка), с. 39, № 9 | |||
22 | Деление на двузначное и трехзначное число, с. 40–42 | Урок рефлексии | Текущий: самостоятельная работа, с. 15–16 | Дописать самостоятельную работу, с. 15–16 |
23 | Деление на двузначное и трехзначное число, с. 43-45 | Урок рефлексии | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. | Уметь работать с правилом | Текущий: самостоятельная работа, с. 17–18, № 1, 2 | с. 45 № 5 (б), № 6 (б) | |
24 | Деление на двузначное и трехзначное число, с. 46-48 | Комбинированный урок | Текущий контроль | с. 48, № 12, № 8 (а) | |||
Раздел 5. ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ (5 часов) | |||||||
25 | Оценка площади, с. 49–52 | Урок изучения нового материала | Личностные: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей Правила поведения при общении и сотрудничестве Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после обсуждения. Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, делать выводы Коммуникативные: - Слышать и слушать, выделять главное из сказанного, задавать вопросы на понимание. | Знать название любой геометрической фигуры. Уметь находить границы площади любой фигуры | Текущий: самостоятельная работа, с. 17–18, № 2, 3, 4 | с. 52, № 11 (а) | |
26 | Приближенное вычисление площади, с. 53–56 | Урок изучения нового материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 19–20, № 1 | с. 56, № 10 (б), № 8 (б) | |||
27 | Закрепление по теме «Приближенное вычисление площади». Подготовка к контрольной работе | Закрепление пройденного материала | Уметь составлять выражение по данной программе | Текущий: самостоятельная работа, с. 19–20, № 2–5 | с. 56, № 9, 10 (а) | ||
28 | Измерения и дроби, с. 57–60 | Изучение нового материала | Уметь проводить анализ задачи по данному тексту | Текущий: самостоятельная работа, с. 23, № 7 | с. 59, № 9б, № 7 (2, 3) | ||
29 | Комб контрольная работа № 3 по теме «Приближенное вычисление S», с. 21–22 | Контроль и учет знаний | Тематический контроль |
Раздел 6. ДРОБИ (37 часов) | |||||||
30 | Из истории дробей, с. 61–64 | Урок-путешествие | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы.
| Знать отличия правильной дроби от неправильной. Уметь: – читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча; – сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; – находить часть от числа, выраженную дробью, | с. 64, № 5 | ||
31 | Доли | Урок изучения нового материала | Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос. Самостоятельная работа, с. 23–24, № 1, 2, 3 | с. 65, пра-вило; с. 67, № 12 (а), 9 (в ,г) | |||
32 | Сравнение долей, с. 68–70 | Урок изучения нового материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 23–24, № 4, 5, 6 | с. 68, правило; с. 70, № 14, 15 (а) | |||
33 | Нахождение доли числа, с. 71–72 | Урок изучения нового материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 25–26, № 4, 5 | с. 71, правило; с. 72, № 8 | |||
34 | Проценты, с. 73–74 | Урок изучения нового материала | с. 74, № 8, 9 | ||||
35 | Нахождение числа по доле, с. 75–76 | Урок изучения нового материала | и число по его части, выраженной дробью; – находить процент от числа | с. 75, правило; с. 76, № 6, 9 (б) | |||
36 | Нахождение числа по доле, с. 77–78 | Урок закрепления пройденного материала | и число по проценту | Текущий контроль | с. 78, № 4, 6 | ||
37 | Дроби, с. 79–81 | Комбинированный урок | Текущий: работа по карточкам | с. 79, правило; с. 81, № 9, 11 |
38 | Сравнение дробей, с. 82–84 | Урок изучения нового материала | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. | Текущий контроль | с. 82, правило | ||
39 | Нахождение части числа, с. 85–87 | Урок изучения нового материала | Уметь выполнять устные и письменные вычисления с использованием свойств сложения и вычитания | Текущий: устный опрос | с. 85, правило; с. 87, № 10, 11 | ||
40 | Нахождение числа по его части, с. 88–90 | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | с. 88, правило; № 4, 10, 11 (а) | |||
41 | Закрепление по теме «Дроби», с. 91–93 | Урок закрепления пройденного материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 29–30 | с. 95, правило; № 8, 12 (б) | |||
42 | Площадь прямоугольного треугольника, с. 94–96 | Урок изучения нового материала | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. | Уметь распознавать треугольник, называть его элементы | Текущий контроль | с. 1, правило; № 10, 13 (б) | |
43 | Деление и дроби, с. 1–3 (II часть) | Урок изучения нового материала | Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем | Текущий контроль | с. 4, правило; № 11 (а), 8 | ||
44 | Нахождение части, которую одно число составляет от другого, с. 4–6 | Урок изучения нового материала | Уметь решать задачи на установление зависимости между количеством товара, ценой и стоимостью | Текущий: самостоятельная работа, с. 31–32, № 1, 2, 3 | с. 6, № 11 (б), 7 | ||
45 | Закрепление по теме «Нахождение части от числа». Подготовка к контрольной работе | Урок закрепления пройденного материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 31–32, № 4, 5 |
46 | Комбинированная контрольная работа № 4 по теме «Дроби» (40 минут) | Контроль и учет знаний | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Правильно оформлять работу. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки | Тематический: контрольная работа, с. 33–34 | |||
47 | Сложение дробей, с. 7–9 | Урок изучения нового материала | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий: фронтальный опрос | с. 7, правило; № 11 (а), 12 | ||
48 | Вычитание дробей, с. 10–12 | Комбинированный урок | Уметь: – самостоятельно анализировать текст задачи и выбирать способ решения; – составлять программу действий и находить значение выражения | Текущий: фронтальный опрос | № 14, 12; с. 10, правило | ||
49 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание дробей» | Урок закрепления пройденного материала | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Задавать вопросы на обобщение. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Текущий: самостоятельная работа, с. 35–36 | с. 12, № 13; повторить правила на с. 7, 10 | ||
50 | Правильные и неправильные дроби, с. 13–15 | Урок изучения нового материала | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия. | Текущий: фронтальный опрос | с. 14, правило; № 11, 13 (б) | ||
51 | Правильные и неправильные части величин, с. 16–18 | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | с. 16, правило; № 14 | |||
52 | Задачи на части, с. 19–21 | Урок изучения нового материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 37–38 | с. 21, № 8, 9 | |||
53 | Смешанные числа, с. 22–25 | Урок изучения нового материала | Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия | Текущий: работа по карточкам | с. 22, правило; № 14 | ||
54 | Выделение целой части из неправильной дроби, с. 26–28 | Урок изучения нового материала | Уметь выполнять деление с остатком и делать проверку | Текущий контроль | с. 26, правило; № 11, 15 (а) | ||
55 | Закрепление изученного по теме «Выделение целой части из неправильной дроби» | Урок закрепления пройденного материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 39–40 | № 10, 15 (б) | |||
56 | Запись смешанного числа в виде неправильной дроби, с. 29–31 | Урок изучения нового материала | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные - Учиться планировать свои действия. | Текущий: самостоятельная работа, с. 41–42 | с. 30, правило; № 10, 5 | ||
57 | Административная контрольная работа №5 за 1 полугодие | Итоговый контроль | |||||
58 | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 32–35 | Урок изучения нового материала | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия. | Текущий контроль | с. 32, правило; № 8,3, с. 33 | ||
59 | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 36–39 | Урок закрепления пройденного материала | Текущий контроль | с. 36, правило; № 10, 6 | |||
60 | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 40–42 | Урок закрепления пройденного материала | Знать соотношения единиц измерения величин. Уметь:– применять правила при нахождении значений выражений; | Текущий контроль | с. 40, правило; № 6, 11 | ||
61. | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 43–45 | Урок закрепления пройденного материала | Личностные: самостоятельно делать выбор, опираясь на правила Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия | Текущий контроль | с. 47, № 9, 11 | ||
62 | Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | Урок закрепления пройденного материала | – выражать величины в заданных единицах | Текущий: самостоятельная работа, с. 43–44 | с. 47, № 10, 11 | ||
63 | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 46–49 | Урок закрепления пройденного материала | Текущий контроль | № 15, 13 (а) | |||
64 | Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 50–52 | Комбинированный урок | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила. Коммуникативные - Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Текущий контроль | № 6, 7, с. 51–52 | ||
65 | Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Подготовка к контрольной работе | Урок закрепления пройденного материала | Текущий: самостоятельная работа, с. 45–46 | с. 52, № 12, 9 | |||
66 | Комб контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (40 мин) | Контроль и учет знаний | Тематический контроль: контрольная работа, с. 47–48 |
Раздел 7. КООРДИНАТНЫЙ ЛУЧ (4 часа) | |||||||
67 | Шкалы, с. 53–56 | Урок изучения нового материала | Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Слышать и слушать. Рассуждать. Выделять главное, задавать вопросы на понимание . Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Знать соотношение между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени и уметь использовать эти соотношения в вычислениях. Уметь сравнивать значения величин | Текущий контроль | с. 55, № 10, с. 56, № 11 | |
68 | Числовой луч, с. 57–60 | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | с. 59, № 6, 10 (б) | |||
69 | Координаты на луче, с. 61–64 | Текущий контроль | с. 64, № 13, с. 62 | ||||
70 | Расстояние между точками числового луча, с. 65–69 | Урок изучения нового материала | Текущий. Самостоятельная работа, с. 49–50, № 1, 2 | с. 65, правило | |||
Раздел 8. ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ (20 часов) | |||||||
71 | Одновременное движение по числовому лучу, с. 77–80 | Урок открытия новых знаний | Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Составлять план решения проблемы совместно с учителем. | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Текущий контроль | с. 79, № 3, с. 80, № 8 | |
72 | Скорость сближения и скорость удаления, с. 81–84 | Урок открытия новых знаний | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы | Текущий контроль | с. 84, № 8, 13 (а) | ||
73 | Скорость сближения и скорость удаления, с. 85–88 | Урок повторения изученного материала | Текущий. Самостоятельная работа, с. 53–54 | Дописать самостоятельную работу | |||
74 | Встречное движение, с. 89–92 | Урок введения новых знаний | Текущий: фронтальный опрос | с. 91, № 6, 7 | |||
75 | Движение в противоположных направлениях, с. 93–96 | Урок введения новых знаний | Текущий: фронтальный опрос | с. 94, № 5 | |||
76 | Закрепление изученного по теме «Движение в противоположных направлениях» | Урок повторения | Уметь решать задачи с опорой на схемы | Текущий: самостоятельная работа, с. 55–56 | с. 96, № 10, 11 | ||
77 | Движение вдогонку, с. 97–100 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль | с. 98, № 6; с. 99, № 10 | |||
78 | Движение с отставанием, с. 101–104 | Урок открытия новых знаний | Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем. | Текущий контроль | с. 102, № 8; с. 103, № 9 | ||
79 | Закрепление изученного по теме «Задачи на движение вдогонку и с отставанием» | Урок повторения | Уметь: – распознавать фигуры; – строить заданные фигуры | Текущий: самостоятельная работа, с. 57–58 | с. 102, № 7; с. 103, №13 | ||
80 | Формула одновременного движения, с. 105–107 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль | с. 106, правило; с. 107, № 12 (а, б), 13 (а) |
81 | Закрепление изученного по теме «Задачи на встречное движение», с. 108–110 | Урок повторения | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. | Текущий контроль | с. 110, № 8, 12 | ||
82 | Закрепление изучен-ного по теме «Задачи на все виды движения», с. 110 | Урок обобщения изученного | Текущий: самостоятельная работа, с. 59–60 | с. 110, № 14, 13 | |||
83 | Задачи на движение, с. 111–113 | Урок повторения изученного | Текущий контроль | с. 112, правило; с. 113 № 14, 11 | |||
84 | Задачи на движение, с. 114–116 | Урок повторения изученного | Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем. | Текущий: работа по карточкам | с. 115, № 6, с. 116, № 13 | ||
85 | Задачи на движение, с. 117–120 | Урок повторения изученного | Текущий контроль | с. 118, № 5 | |||
86 | Закреплениеизученного по теме Задачи на движение» | Урок обобщения изученного | Знать порядок действий.Уметь находить значение выражения | Текущий: самостоятельная работа, с. 61–62 | с. 120, № 12, 14 | ||
81 | Закрепление изученного по теме «Задачи на встречное движение», с. 108–110 | Урок повторения | Текущий контроль | с. 110, № 8, 12 | |||
82 | Закрепление изучен-ного по теме «Задачи на все виды движения», с. 110 | Урок обобщения изученного | Текущий: самостоятельная работа, с. 59–60 | с. 110, № 14, 13 | |||
83 | Задачи на движение, с. 111–113 | Урок повторения изученного | Текущий контроль | с. 112, правило; с. 113 № 14, 11 | |||
84 | Задачи на движение, с. 114–116 | Урок повторения изученного | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. | Текущий: работа по карточкам | с. 115, № 6, с. 116, № 13 | ||
85 | Задачи на движение, с. 117–120 | Урок повторения изученного | Текущий контроль | с. 118, № 5 | |||
86 | Закрепление изученного по теме Задачи на движение» | Урок обобщения изученного | Знать порядок действий.Уметь находить значение выражения | Текущий: самостоятельная работа, с. 61–62 | с. 120, № 12, 14 | ||
87 | Комбинированная контрольная работа №8 по теме «Задачи на одновременное движение» (40 минут) | Урок контроля | Тематический контроль, с. 63–66 | ||||
88 | Действия над составными именованными величинами, с.121–124 | Урок введения новых знаний | Уметь: – сравнивать величины по их числовым значениям; – выражать данные величины в различных единицах | Текущий контроль | с. 121, правило; с.123, № 8, с. 124, № 10 (а) | ||
89 | Новые единицы площади, с. 125–124 | Урок введения новых знаний | Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем. | Текущий контроль | с. 125–126, правило; с. 127, № 8, 14 | ||
90 | Закрепление изученного по теме: «Действия над составными именованными числами» | Урок обобщения изученного | Текущий: самостоятельная работа, с. 67–68 | с. 127, № 7, 13 | |||
Раздел 9. УГЛЫ. ПОСТРОЕНИЕ. ИЗМЕРЕНИЕ (11 часов) | |||||||
91 | Сравнение углов, с. 1–4 | Урок введения новых знаний | Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Уметь использовать приобретенные знания и навыки при выполнении практических работ | Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос | с. 1, правило; с. 3, № 12, 14 | |
92 | Развернутый угол. Смежные углы, с. 5–8 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | с. 5, правило; с. 7, № 8, 12 | |||
93 | Измерение углов, с. 9–12 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | с. 13, правило; № 11, 13 (а) | |||
94 | Угловой градус, с. 13–16 | Урок введения новых знаний | Текущий: фронтальный опрос | № 11, 13 (а) | |||
95 | Транспортир, с. 17–21 | Урок введения новых знаний | Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Текущий контроль | с. 15, № 12 | ||
96 | Закрепление изученного по теме «Измерение углов», с. 22–25 | Урок повторения изученного | Уметь распознавать прямой угол среди других углов с помощью модели прямого угла | Текущий контроль | с. 25, № 14 | ||
97 | Закрепление изученного по теме «Измерение углов», с. 26–29 | Урок повторения изученного | Текущий контроль | с. 29, № 10 (а), 2 способа; № 6 (б) | |||
98 | Закрепление изученного по теме «Измерение углов», с. 26–29 | Урок обобщения изученного | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Текущий: самостоятельная работа, с. 69–70 | |||
99 | Построение углов с помощью транспортира, с. 30–33 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | с. 32, правило; № 13 (б), 14 | |||
100 | Построение углов с помощью транспортира, с. 34–36 | Урок повторения изученного | Текущий контроль | с. 34, правило; № 7, 15 | |||
101 | Закрепление изученного по теме «Измерение и построение углов» | Урок-сказка | Текущий: самостоятельная работа, с. 71–72 | с. 36, № 16 | |||
Раздел 10. ДИАГРАММЫ (6 часов) | |||||||
102 | Круговые диаграммы, с. 37–40 | Урок введения новых знаний | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию Коммуникативные - Умение рассуждать и доказывать свою точку зрения Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Знать порядок выполнения действий в числовых выражениях. Уметь проверять правильность выполненных вычислений | Текущий контроль | № 8, 11 (б) | |
103 | Столбчатые и линейные диаграммы, с. 41–44 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | с. 44, № 6, 5 | |||
104 | Закрепление изученного по теме «Виды диаграмм» | Урок рефлексии | Текущий: самостоятельная работа, с. 73–74 | с. 44, № 3, с. 40, № 10 | |||
105 | Игра «Морской бой». Пара элементов, с. 45–48 | Урок-игра | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию Коммуникативные - Умение рассуждать и доказывать свою точку зрения Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Текущий контроль | № 9 (2-я строка), № 13 | ||
106 | Закрепление по теме «Виды диаграмм» | Урок повторения изученного | Текущий контроль | с. 48, № 10 | |||
107 | Комбинированная контрольная работа №9 по теме «Диаграммы», с. 75 (40 минут) | Урок контроля | Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Тематический контроль | |||
Раздел 11. ГРАФИКИ (13 часов) | |||||||
108 | Передача изображений, с. 49–52 | Урок введения новых знаний |
Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Оформлять свои мысли в письменной речи. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Текущий контроль | № 6, 11 | ||
109 | Передача изображений | Урок повторения изученного | Текущий: самостоятельная работа, с. 77–78 | с. 52, № 7 (б), 12 | |||
110 | Координаты на плоскости, с. 53–56 | Урок введения новых знаний | Знать способы решения задач (с помощью таблиц, схем и т. д.) | Текущий контроль | № 14, 11, с. 53–54; правило | ||
111 | Построение точек по их координатам, с. 57–60 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | с. 57, правила; № 11, 13 (б) | |||
112 | Точки на осях координат, с. 61–64 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | с. 61, правило; № 17, 14 | |||
113 | Построение фигур по координатам | Урок введения новых знаний | Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные - Читать вслух и про себя тексты учебников и отделять новое от известного; выделять главное; составлять план 2. Умение писать под диктовку, оформлять работу. Регулятивные - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Текущий контроль | № 10, 11 | ||
114 | Построение фигур по координатам | Урок повторения изученного | Уметь применять полученные знания при решении задач | Текущий: самостоятельная работа, с. 79–80 | с. 68, № 12 (а), с. 67, № 4 | ||
115 | График движения, с. 69–72 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль | с. 71, правило, № 9 | |||
116 | График движения, с. 73–76 | Урок повторения изученного | Знать свойства сложения и | Текущий контроль | № 10, 11 | ||
117 | График движения, с. 77–80 | Урок повторения изученного | вычитания и уметь применять их при вычислениях | Текущий: работа по карточкам | № 4, 7 | ||
118 | Закрепление изученного по теме «График движения», с. 81–84 | Урок повторения изученного | Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные - Читать вслух и про себя тексты учебников и отделять новое от известного; выделять главное; составлять план 2. Умение писать под диктовку, оформлять работу. Регулятивные - Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Текущий контроль | |||
119 | Закрепление изученного по теме «График движения» | Урок обобщения изученного | Уметь находить периметр и площадь прямоугольника | Текущий контроль | |||
120 | Комбинированная контрольная работа №10 по теме «Графики движения», с. 83–84 (40 минут) | Урок контроля | Тематический контроль | № 6, 9 (а) | |||
Раздел 12. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА 4 КЛАСС (16 часов) | |||||||
121 | Повторение по теме «Нумерация многозначных чисел», с. 85–86 | Урок повторения изученного | Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Слышать и слушать. Рассуждать. Выделять главное, задавать вопросы на понимание . Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Уметь: – вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата), | Текущий контроль | с. 94, № 67 (а) | |
122 | Повторение по теме «Письменные приемы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел» | Урок повторения изученного | Уметь: – вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата), – сравнивать величины по их числовым значениям; – выражать данные величины в различных единицах. Знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | Текущий: самостоятельная работа (15 минут) | |||
123 | Повторение по теме «Свойства сложения и умножения» | Урок повторения изученного | выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. | Текущий контроль | с. 94, № 67 (б), с. 86, № 13 | ||
124 | Повторение по теме «Свойства сложения и умножения» | Урок повторения изученного | Текущий: самостоятельная работа (15 минут) | с. 88, № 26–29 | |||
125 | Повторение по теме «Формулы движения» | Урок повторения изученного | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Текущий контроль | № 28, с.88, № 27 (б, г, е) | ||
126 | Повторение по теме «Задачи на нахождение части числа и числа по его части» | Урок повторения изученного | Текущий контроль | № 42, 43, 44, с. 90 | |||
127 | Повторение по теме «Формулы нахождения Р, S, V» | Урок повторения изученного | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия | Уметь: – выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число); – вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) | Текущий: самостоятельное решение задач | с. 94, № 67 (г), № 74 (а) | |
128 | Повторение по теме «Действия с именованными числами» | Урок повторения изученного | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Задавать вопросы на обобщение. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Текущий контроль | № 76 (2-я строка), № 86 | ||
129 | Повторение по теме. Умножение и деление многозначных чисел» | Урок повторения изученного | Текущий контроль | № 81, 71 (б) | |||
130 | Переводная контрольная работа №11 (40 минут) | Урок контроля | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Правильно оформлять работу. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Итоговый контроль | |||
131 | Работа над ошибками | № 71 (а), № 70 (а) | |||||
132 | Итоговая контрольная работа №12 (40 минут) | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||
133 | Работа над ошибками | Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Правильно оформлять работу. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | с. 96, № 84 | ||||
134 | Административная контрольная работа №13 (40 минут) | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||
135 | Работа над ошибками | № 81, 82 | |||||
136 | Итоговый урок обобщения | Урок обобщения изученного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике к учебнику Л.Г.Петерсон 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования, в котором запланированы предметные результаты на каждый урок и метапредметные результаты по разделу. Указаны такж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВА Л.Г. Петерсон 4 класс.
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВА Л.Г. Петерсон 2. Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основ...
Рабочая программа по математике к учебнику Л.Г. Петерсон. 4 класс.
Рабочая программа по математике к учебнику Л.Г. Петерсон. 4 класс....
Рабочая программа ОПК 4 класс (автор учебника А.Кураев)
Рабочая программа составлена к учебному курсу А.Кураева (в соответствии с тербованиями ФГОС НОО)....
Рабочая программа для 2 класса(автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса по учебнику О.В. Афанасьевой (ФГОС)...
Рабочая программа по математике "Перспектива" автор Г.В. Дорофеев 1-4 классы
Программа составлена учителями Кусмаровой С.Н и Михеевой Л.А. Соответствует ФГОС....