Рабочая программа по математике 4 класс (автор Л. Г. Петерсон)
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Лыжина Ольга Владимировна

4 класс УМК Перспектива (рабочая программа по математике, автор Л. Г. Петерсон)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по математике

УМК «Перспектива »

4 класс

(автор учебника Л.Г. Петерсон)

Пояснительная записка

Курс математики для 4-ого класс создан на базе психолого-педагогических исследований, проведенных в конце 70-х – начале 80- г.г. в НИИ  ОПП АПН СССР под руководством профессора Н.Я. Виленкина. Этот курс разработан Л.Г. Петерсон и рассчитан на 132 часа из расчета 4 часа в неделю. Он является составной частью непрерывного курса математики для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов средней школы.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать умение учиться;

– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.

В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.

1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.

Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

– коммутативный закон сложения и умножения;

– ассоциативный закон сложения и умножения;

– дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.

В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.

Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.

Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.

2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.

Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:

1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);

2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);

3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;

4) формируются измерительные умения и навыки;

5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);

6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;

7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;

8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.

Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).

Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.

В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.

3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.

Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).

Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.

Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков. В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

1) формирование представлений о геометрических фигурах;

2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.

Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.

Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.

Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

• на классификацию фигур;

• на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

• на построение геометрических фигур;

• на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

• на формирование умения читать геометрические чертежи;

• вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.

5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.

7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.

В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней.

Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 часов)

Числа и операции над ними. 126 ч.

Дробные числа.

Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

Какую часть одно число составляет от другого.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Числа от 1 до 1 000 000.

Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Числа от 1 до 1 000 000 000.

Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приемы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на двузначное и трехзначное число.

Величины и их измерение.

Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы.

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи.

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Изменение положения объемных фигур в пространстве.

Объемные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Элементы алгебры.

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

Занимательные и нестандартные задачи.

Принцип Дирихле.

Математические игры.

Итоговое повторение (10 ч).

Требования к результатам обучения учащихся

к концу 4-го класса

1-й уровень (уровень стандарта)

Учащиеся должны знать:

– название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

– как образуется каждая следующая счетная единица;

– названия и последовательность разрядов в записи числа;

– названия и последовательность первых трех классов;

– сколько разрядов содержится в каждом классе;

– соотношение между разрядами;

– название, количество разрядов, содержащихся в каждом классе;

– сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

– иметь представление о позиционности десятичной системы счисления;

– единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;

– функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).

Учащиеся должны уметь:

– выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;

– выполнять умножение и деление с 1000;

– вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;

– решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

– решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;

– решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

– уметь прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда одна из компонент действия остается постоянной и когда обе компоненты являются переменными;

– уметь находить значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;

– решать уравнения вида a ± x = b; x – a = b ; a • x = b; a : x = b; x : a = b на основе связи компонент и действий сложения, вычитания, умножения, деления;

– уметь сравнивать выражения в одно действие, понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент;

– вычислять объем параллелепипеда (куба);

– вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;

– выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;

– строить окружность по заданному радиусу;

– выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;

– распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;

– находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (уровень программы)

Учащиеся должны знать:

– название и последовательность чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны иметь представления:

– о чтении, записи и сравнении чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны уметь:

– выполнять прикидку результатов арифметических действий;

– вычислять значение числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;

– находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

– иметь представление о решении «задач на части»;

– понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;

– читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;

– распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;

– распознавать объемные тела (параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;

– находить объем фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;

– использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

– решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а • х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;

– читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;

– решать простейшие задачи на принцип Дирихле;

– находить вероятности простейших случайных событий;

– находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Программа предусматривает, что учащиеся 4 класса должны овладеть приемами сложения и вычитания, умножения и деления многозначных чисел на уровне автоматических навыков, что является подготовительной ступенью для обучения в последующих классах. Развитие логического мышления реализуется на каждом уроке в виде небольших заданий и задач.

Большое внимание в программе 4 класса уделяется работе над именованными величинами и ознакомлению с задачами на движение. Настоящая программа предусматривает организацию самостоятельных, контрольных и домашних работ.

На изучение математики отводится всего 136 часов в учебный год (4 часа в неделю).

В том числе:

– на проведение контрольных работ – 13 часов.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Петерсон,  Л. Г.  Математика. 4 класс : учебник / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2009.

2. Петерсон, Л. Г. Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. Вып. 4 : в 2 ч. / Л. Г. Петерсон, Т. С. Горячева, Т. В. Зубавичене, А. А. Невретдинова. – М. : Ювента, 2009.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по математике осуществляется согласно Уставу общеобразовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».

В результате изучения курса математики учащиеся 4 класса должны

знать:

– таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);

– таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);

– свойства арифметических действий:

а) сложения (переместительное и сочетательное);

б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);

в) деления суммы на число;

г) деление числа на произведение;

– разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);

– алгоритм письменного сложения и вычитания;

– алгоритм письменного умножения;

– алгоритм письменного деления;

– название компонентов и результатов действий; правил нахождения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;

– единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;

– способ вычисления площади и периметра прямоугольника;

– правила порядка выполнения действий в выражениях;

– формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда или одного из его измерений по другим известным величинам;

– правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел;

– правила нахождения доли числа, числа по его доле, процентного отношения;

– формулу площади прямоугольного треугольника;

– названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;

– названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;

– взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;

уметь:

– устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, используя свойства арифметических действий, разрядный состав двузначных чисел, смысл сложения, вычитания, умножения, деления и различные вычислительные приемы;

– читать и записывать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений;

– складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;

– умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное;

– делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и деление с остатком);

– решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента;

– сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить величину на число; выражать данные величины в других однородных единицах;

– использовать эти знания для решения различных задач;

– использовать эти правила для вычисления значений выражений;

– использовать эти знания для решения задач;

– применять данные правила при решении задач, уравнений и выражений;

– использовать эти знания для решения задач;

– использовать данную формулу при решении различных задач;

– узнавать и изображать эти фигуры, выделять в них существенные признаки;

– читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, уметь переводить понятия «увеличить (уменьшить) в…», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;

– решать задачи на пропорциональную зависимость величин.

Данный перечень знаний, умений и навыков включает в себя все основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, сформулированным в стабильных программах по математике в 4 классе.

Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы.

  1. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
  2. Газета «1 сентября» www.1september.ru
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
  4. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
  5. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
  6. Каталог учебных изданий, электронного  оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
  7. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
  8. Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
  9. МОиН  РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
  10. Музыкальная коллекция Российского  общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
  11. Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
  12. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
  13. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
  14. Презентации  уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
  15. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
  16. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
  17. Сайт Рособразованияhttp://www.ed.gov.ru
  18. Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
  19. Сеть творческих учителей www.it-n.ru
  20. Учительская газета www.ug.ru
  21. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
  22. Учитель-национальное достояние! Завуч.инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
  23. Федеральный портал  «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
  24. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  25. Школьный портал http://www.portalschool.ru
  26. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru

Основное содержание 4 класс (136 часов)

Количество часов в год-136

Количество часов в неделю -4

п/п

Тема урока

Тип урока

Метапредметные и личностные

Предметные

Вид

контроля.

Измерители

Домашнее задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Повторение (1 час)

1

Повторение изученного

Урок повторения

Личностные:

демонстрируют положитель

ное отношение к школе

Регулятивные:

 вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Уметь решать задачи изученных видов

Текущий: устный опрос

с. 3, № 10 (1)

Раздел 2. Неравенства (7 часов)

2

Решение неравенства, с. 1–3 (I ч.)

Урок открытия новых знаний

Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные: - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Иметь представление о решении неравенств, множестве решений неравенств, знаках

, , двойном неравенстве

Текущий: устный опрос

с. 3, № 12;

с. 5, № 9 (3, 4)

3

Диагностическая работа (сохранность знаний)

4

Множество решений, с. 4–6

Урок открытия новых знаний

Текущий: устный опрос

с. 3, № 12

5

Закрепление изученного по теме «Неравенства»

Тренировочный урок

Текущий: самостоятельная  работа, с. 3–4

с. 6, № 11 (б), № 10

8

Двойное неравенство, с. 10–12

Урок рефлексии

Текущий: устный опрос

с. 10; учить правило

9

Закрепление изученного по теме «Неравенства»,

с. 13–15

Урок повторения изученного материала

Текущий: самостоятельная работа, с. 56

с. 14,

№ 10

Раздел 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (8 часов)

10

Оценка суммы,

с. 16–18

Урок открытия новых знаний

Личностные: самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Коммуникативные:сотрудничать в совместном решении проблемы.  

Рассуждать.

Объяснять действия.

Правильно оформлять работу.

Слушать и слышать

Иметь представление об оценке суммы

Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 1 (а), 4, 5

с. 17,

№ 8;

с. 14

11

Оценка разности,

с. 19–21

Урок открытия новых знаний

Иметь представление об оценке разности

Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 1 (б)

с. 21,

№ 11, 9

12

Оценка произведения, с. 22–24

Урок открытия новых знаний

Иметь представление об оценке произведения

Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 2

13

Оценка частного,

с. 25–27

Урок открытия новых знаний

Иметь представление об оценке частного

Текущий: самостоятельная работа, с. 7,

№ 3

с. 27, № 12;

с. 26, № 7 (а)

14

Контрольная работа №1 (по итогам повторения)

Урок контроля

Уметь выполнять прикидку действий с многозначными числами

Итоговый контроль

15

Закрепление пройденного по теме «Прикидка результатов арифметических действий»

Урок рефлексии

Текущий: самостоятельная работа, с. 9–10

с. 27, № 12, 7 (б)

16

Прикидка результатов арифметических действий

Урок открытия новых знаний

Личностные: самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

Коммуникативные:сотрудничать в совместном решении проблемы.  

Рассуждать.

Объяснять действия.

Правильно оформлять работу.

Слушать и слышать

Текущий:

работа по карточкам

17

Закрепление по теме «Прикидка арифметических действий». Подготовка к контрольной работе

Урок рефлексии

Уметь оценивать результаты арифметических действий

Текущий:

фронтальный опрос

с. 29,

№ 6 (б);

правило

 18

Комбинированная контрольная работа № 2 по теме «Неравенства»

(40 минут)

Урок контроля

Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Итоговый контроль: контрольная работа к урокам

1–10

Раздел 4. ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО (6 часов)

19

Деление с однозначным частным,

с. 31–33

Урок обучения умениям и навыкам

Личностные: самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию;

ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Знать таблицу умножения и деления многозначных чисел на однозначное.

Уметь выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число

Текущий контроль

с. 32,

№ 6 (а, б)

20

Деление с однозначным частным,

с. 34–36

Урок рефлексии

Текущий: фронтальный опрос, индивидуальные задания

№ 3

(2-я строка)

21

Деление на двузначное и трехзначное число,

с. 37–39

Урок открытия нового знания

Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа,

с. 13–14

№ 1

(2-я строка),

с. 39, № 9

22

Деление на двузначное и трехзначное число,

с. 40–42

Урок рефлексии

Текущий: самостоятельная работа,

с. 15–16

Дописать самостоятельную работу,

с. 15–16

23

Деление на двузначное и трехзначное число,

с. 43-45

Урок рефлексии

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Учиться связно отвечать по плану.

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Рассуждать.

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы.

Уметь работать с правилом

Текущий: самостоятельная работа, с. 17–18, № 1, 2

с. 45

№ 5 (б),

№ 6 (б)

24

Деление на двузначное и трехзначное число,

с. 46-48

Комбинированный урок

Текущий контроль

с. 48, № 12, № 8 (а)

Раздел 5. ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ (5 часов)

25

Оценка площади,

с. 49–52

Урок изучения нового материала

Личностные: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей

Правила поведения при общении и сотрудничестве

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после обсуждения.

Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи,

делать выводы

Коммуникативные: - Слышать и слушать,

выделять главное из сказанного,

задавать вопросы на понимание.

Знать название любой геометрической фигуры. Уметь находить границы площади любой фигуры

Текущий: самостоятельная работа, с. 17–18, № 2, 3, 4

с. 52,

№ 11 (а)

26

Приближенное вычисление площади,

с. 53–56

Урок изучения нового материала

Текущий: самостоятельная работа, с. 19–20, № 1

с. 56,

№ 10 (б),

№ 8 (б)

27

Закрепление по теме «Приближенное вычисление площади». Подготовка к контрольной работе

Закрепление пройденного материала

Уметь составлять выражение по данной программе

Текущий: самостоятельная работа, с. 19–20, № 2–5

с. 56, № 9, 10 (а)

28

Измерения и дроби, с. 57–60

Изучение нового материала

Уметь проводить анализ задачи по данному тексту

Текущий: самостоятельная работа, с. 23, № 7

с. 59, № 9б, № 7 (2, 3)

29

Комб контрольная работа № 3 по теме «Приближенное вычисление S», с. 21–22

Контроль и учет знаний

Тематический контроль


Раздел 6. ДРОБИ (37 часов)

30

Из истории дробей, с. 61–64

Урок-путешествие

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Учиться связно отвечать по плану.

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Рассуждать.

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы.

        

Знать отличия правильной дроби от неправильной. 

Уметь: 

– читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча;

– сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

– находить часть от числа, выраженную дробью,

с. 64, № 5

31

Доли

Урок изучения нового материала

Текущий:

фронтальный и индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа,

с. 23–24, № 1, 2, 3

с. 65, пра-вило;

с. 67,

№ 12 (а),

9 (в ,г)

32

Сравнение долей,

с. 68–70

Урок изучения нового материала

Текущий: самостоятельная работа, с. 23–24, № 4, 5, 6

с. 68, правило;

с. 70, № 14, 15 (а)

33

Нахождение доли числа, с. 71–72

Урок изучения нового материала

Текущий: самостоятельная работа, с. 25–26, № 4, 5

с. 71, правило;

с. 72, № 8

34

Проценты, с. 73–74

Урок изучения нового материала

с. 74, № 8, 9

35

Нахождение числа по доле, с. 75–76

Урок изучения нового материала

и число по его части, выраженной дробью;

– находить процент от числа

с. 75, правило; с. 76,

№ 6, 9 (б)

36

Нахождение числа по доле, с. 77–78

Урок закрепления пройденного материала

 и число по проценту

Текущий контроль

с. 78, № 4, 6

37

Дроби, с. 79–81

Комбинированный урок

Текущий:

работа по карточкам

с. 79, правило; с. 81,

№ 9, 11

38

Сравнение дробей,

с. 82–84

Урок изучения нового материала

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Учиться связно отвечать по плану.

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Рассуждать.

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы.

Текущий контроль

с. 82, правило

39

Нахождение части числа, с. 85–87

Урок изучения нового материала

Уметь выполнять устные и письменные вычисления

с использованием свойств сложения

и вычитания

Текущий: устный опрос

с. 85, правило; с. 87,

№ 10, 11

40

Нахождение числа по его части,

с. 88–90

Урок изучения нового материала

Текущий контроль

с. 88, правило; № 4,

10, 11 (а)

41

Закрепление по теме «Дроби»,    

с. 91–93

Урок закрепления пройденного материала

Текущий: самостоятельная работа,

с. 29–30

с. 95, правило; № 8, 12 (б)

42

Площадь прямоугольного треугольника, с. 94–96

Урок изучения нового материала

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Учиться связно отвечать по плану.

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Рассуждать.

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы.

Уметь распознавать треугольник, называть его элементы

Текущий контроль

с. 1, правило; № 10,

13 (б)

43

Деление и дроби,

с. 1–3 (II часть)

Урок изучения нового материала

Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем

Текущий контроль

с. 4, правило;

№ 11 (а), 8

44

Нахождение части, которую одно число составляет от другого, с. 4–6

Урок изучения нового материала

Уметь решать задачи на установление зависимости между количеством товара, ценой и стоимостью

Текущий: самостоятельная работа, с. 31–32, № 1, 2, 3

с. 6,

№ 11 (б), 7

45

Закрепление по теме «Нахождение части от числа». Подготовка к контрольной работе

Урок закрепления пройденного материала

Текущий: самостоятельная работа, с. 31–32, № 4, 5


46

Комбинированная контрольная работа

№ 4 по теме «Дроби» (40 минут)

Контроль и учет знаний

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты

Коммуникативные - Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

Тематический: контрольная работа,

с. 33–34

47

Сложение дробей,

с. 7–9

Урок изучения нового материала

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты

Коммуникативные - Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Текущий: фронтальный опрос

с. 7, правило;

№ 11 (а), 12

48

Вычитание дробей, с. 10–12

Комбинированный урок

Уметь:

– самостоятельно анализировать текст задачи и выбирать способ решения;

– составлять программу действий и находить значение выражения

Текущий:

фронтальный опрос

№ 14, 12;

с. 10, правило

49

Закрепление изученного по теме

«Сложение и вычитание дробей»

Урок закрепления пройденного материала

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные - Задавать вопросы на обобщение.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Текущий: самостоятельная работа,

с. 35–36

с. 12, № 13; повторить правила на с. 7, 10

50

Правильные и неправильные дроби, с. 13–15

Урок изучения нового материала

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.  

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия.

Текущий:

фронтальный опрос

с. 14, правило; № 11, 13 (б)

51

Правильные и неправильные части величин, с. 16–18

Урок изучения нового материала

Текущий контроль

с. 16, правило; № 14

52

Задачи на части,

с. 19–21

Урок изучения нового материала

Текущий: самостоятельная работа,

с. 37–38

с. 21, № 8, 9

53

Смешанные числа, с. 22–25

Урок изучения нового материала

Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.  

Рассуждать.

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия

Текущий:

работа по карточкам

с. 22, правило; № 14

54

Выделение целой части из неправильной дроби,

с. 26–28

Урок изучения нового материала

Уметь выполнять деление с остатком и делать проверку

Текущий контроль

с. 26, правило;

№ 11, 15 (а)

55

Закрепление изученного по теме «Выделение целой части из неправильной дроби»

Урок закрепления пройденного материала

Текущий: самостоятельная работа,

с. 39–40

№ 10, 15 (б)

56

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби, с. 29–31

Урок изучения нового материала

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.  

Регулятивные - Учиться планировать свои действия.

Текущий: самостоятельная работа,

с. 41–42

с. 30, правило;

№ 10, 5

57

Административная контрольная работа №5 за 1 полугодие

Итоговый контроль

58

Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 32–35

Урок изучения нового материала

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.  

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия.

Текущий контроль

с. 32, правило;

№ 8,3, с. 33

59

Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 36–39

Урок закрепления пройденного материала

Текущий контроль

с. 36, правило;

№ 10, 6

60

Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 40–42

Урок закрепления пройденного материала

Знать соотношения единиц измерения величин.

Уметь:– применять правила при нахождении значений выражений;

Текущий контроль

с. 40, правило;

№ 6, 11

61.

Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 43–45

Урок закрепления пройденного материала

Личностные: самостоятельно делать выбор, опираясь на правила

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные - Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные - Составлять план решения проблемы

и  работая по плану, сверять свои действия

Текущий контроль

с. 47, № 9, 11

62

Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Урок закрепления пройденного материала

– выражать величины в заданных единицах

Текущий: самостоятельная работа, с. 43–44

с. 47, № 10, 11

63

Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 46–49

Урок закрепления пройденного материала

Текущий контроль

№ 15, 13 (а)

64

Сложение и вычитание смешанных чисел, с. 50–52

Комбинированный урок

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.

Коммуникативные - Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Текущий контроль

№ 6, 7,

с. 51–52

65

Закрепление по теме «Сложение

и вычитание смешанных чисел». Подготовка к контрольной работе

Урок закрепления пройденного материала

Текущий: самостоятельная работа, с. 45–46

с. 52,

№ 12, 9

66

Комб контрольная работа

№ 6 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

(40 мин)

Контроль и учет знаний

Тематический контроль:

контрольная работа, с. 47–48

Раздел 7.  КООРДИНАТНЫЙ ЛУЧ (4 часа)

67

Шкалы, с. 53–56

Урок изучения нового материала

Познавательные - Учиться связно отвечать по плану

Коммуникативные - Слышать и слушать.

Рассуждать.

Выделять главное,

задавать вопросы на понимание .

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Знать соотношение между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени и уметь использовать эти соотношения в вычислениях.

Уметь сравнивать значения величин

Текущий контроль

с. 55, № 10, с. 56, № 11

68

Числовой луч,

с. 57–60

Урок изучения нового материала

Текущий контроль

с. 59, № 6, 10 (б)

69

Координаты на луче, с. 61–64

Текущий контроль

с. 64, № 13, с. 62

70

Расстояние между точками числового луча, с. 65–69

Урок изучения нового материала

Текущий. Самостоятельная работа,

с. 49–50, № 1, 2

с. 65, правило

Раздел 8. ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ (20 часов)

71

Одновременное движение по числовому лучу,

с. 77–80

Урок открытия новых знаний

Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные - Рассуждать.

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Составлять план решения проблемы совместно с учителем.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий контроль

с. 79, № 3,

с. 80, № 8

72

Скорость сближения и скорость удаления, с. 81–84

Урок открытия новых знаний

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Учиться связно отвечать по плану.

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Рассуждать.

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 Составлять план решения проблемы

Текущий контроль

с. 84, № 8,

13 (а)

73

Скорость сближения и скорость удаления, с. 85–88

Урок повторения изученного материала

Текущий.

Самостоятельная работа,

с. 53–54

Дописать

самостоятельную работу

74

Встречное движение, с. 89–92

Урок введения новых знаний

Текущий: фронтальный опрос

с. 91, № 6, 7

75

Движение в противоположных направлениях,

с. 93–96

Урок введения новых знаний

Текущий:

фронтальный

опрос

с. 94, № 5

76

Закрепление изученного по теме «Движение в противоположных направлениях»

Урок повторения

Уметь решать задачи с опорой на схемы

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 55–56

с. 96, № 10, 11

77

Движение вдогонку, с. 97–100

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

с. 98, № 6;

с. 99, № 10

78

Движение с отставанием, с. 101–104

Урок открытия новых знаний

Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем.

Текущий контроль

с. 102, № 8; с. 103, № 9

79

Закрепление изученного по теме «Задачи на движение вдогонку и с отставанием»

Урок повторения

Уметь:

– распознавать фигуры;

– строить заданные фигуры

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 57–58

с. 102, № 7; с. 103, №13

80

Формула одновременного движения, с. 105–107

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

с. 106, правило; с. 107, № 12 (а, б), 13 (а)

81

Закрепление изученного по теме «Задачи на встречное движение»,

с. 108–110

Урок повторения

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Учиться связно отвечать по плану.

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Рассуждать.

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы.

Текущий контроль

с. 110, № 8, 12

82

Закрепление изучен-ного по теме «Задачи на все виды движения», с. 110

Урок обобщения изученного

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 59–60

с. 110,

№ 14, 13

83

Задачи на движение, с. 111–113

Урок повторения изученного

Текущий контроль

с. 112, правило; с. 113 № 14, 11

84

Задачи на движение, с. 114–116

Урок повторения изученного

Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

 Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем.

Текущий:

работа по

карточкам

с. 115, № 6, с. 116, № 13

85

Задачи на движение, с. 117–120

Урок повторения изученного

Текущий контроль

с. 118, № 5

86

Закреплениеизученного по теме Задачи на движение»

Урок обобщения изученного

Знать порядок действий.Уметь находить значение выражения

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 61–62

с. 120,

№ 12, 14

81

Закрепление изученного по теме «Задачи на встречное движение»,

с. 108–110

Урок повторения

Текущий контроль

с. 110, № 8, 12

82

Закрепление изучен-ного по теме «Задачи на все виды движения», с. 110

Урок обобщения изученного

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 59–60

с. 110,

№ 14, 13

83

Задачи на движение, с. 111–113

Урок повторения изученного

Текущий контроль

с. 112, правило; с. 113 № 14, 11

84

Задачи на движение, с. 114–116

Урок повторения изученного

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Учиться связно отвечать по плану.

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Рассуждать.

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы.

Текущий:

работа по

карточкам

с. 115, № 6, с. 116, № 13

85

Задачи на движение, с. 117–120

Урок повторения изученного

Текущий контроль

с. 118, № 5

86

Закрепление изученного по теме Задачи на движение»

Урок обобщения изученного

Знать порядок действий.Уметь находить значение выражения

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 61–62

с. 120,

№ 12, 14

87

Комбинированная контрольная работа №8 по теме «Задачи на одновременное движение» (40 минут)

Урок контроля

Тематический контроль,

с. 63–66

88

Действия над составными именованными величинами, с.121–124

Урок введения новых знаний

Уметь:

– сравнивать величины по их числовым значениям;

– выражать данные величины в различных единицах

Текущий контроль

с. 121, правило;

с.123, № 8, с. 124,

№ 10 (а)

89

Новые единицы площади,

с. 125–124

Урок введения новых знаний

Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем.

Текущий контроль

с. 125–126, правило;

с. 127, № 8, 14

90

Закрепление изученного по теме: «Действия над составными именованными числами»

Урок обобщения изученного

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 67–68

с. 127, № 7, 13

Раздел 9. УГЛЫ. ПОСТРОЕНИЕ. ИЗМЕРЕНИЕ (11 часов)

91

Сравнение углов,

с. 1–4

Урок введения новых знаний

Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация

Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Уметь использовать приобретенные знания и навыки при выполнении практических работ

Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос

с. 1, правило;

с. 3, № 12, 14

92

Развернутый угол. Смежные углы,

с. 5–8

Урок введения новых знаний

Текущий контроль

с. 5, правило;

с. 7, № 8, 12

93

Измерение углов,

с. 9–12

Урок введения новых знаний

Текущий контроль

с. 13, правило; № 11, 13 (а)

94

Угловой градус,

с. 13–16

Урок введения новых знаний

Текущий: фронтальный опрос

№ 11, 13 (а)

95

Транспортир,

с. 17–21

Урок введения новых знаний

Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация

Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Текущий контроль

с. 15, № 12

96

Закрепление изученного по теме «Измерение углов», с. 22–25

Урок повторения изученного

Уметь распознавать прямой угол среди других углов с помощью модели прямого угла

Текущий контроль

с. 25, № 14

97

Закрепление изученного по теме «Измерение углов», с. 26–29

Урок повторения изученного

Текущий контроль

с. 29, № 10 (а), 2 способа;

№ 6 (б)

98

Закрепление изученного по теме «Измерение углов», с. 26–29

Урок обобщения изученного

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты

 Коммуникативные - Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 69–70

99

Построение углов

с помощью транспортира, с. 30–33

Урок введения новых знаний

Текущий контроль

с. 32, правило;

№ 13 (б), 14

100

Построение углов

с помощью транспортира, с. 34–36

Урок повторения изученного

Текущий контроль

с. 34, правило;

№ 7, 15

101

Закрепление изученного по теме «Измерение и построение углов»

Урок-сказка

Текущий: самостоятельная работа,

с. 71–72

с. 36, № 16

Раздел 10. ДИАГРАММЫ (6 часов)

102

Круговые диаграммы, с. 37–40

Урок введения новых знаний

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию Коммуникативные - Умение рассуждать  и  доказывать свою точку зрения

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Знать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Уметь проверять правильность выполненных вычислений 

Текущий контроль

№ 8, 11 (б)

103

Столбчатые и линейные диаграммы,

с. 41–44

Урок введения новых знаний

Текущий контроль

с. 44, № 6, 5

104

Закрепление изученного по теме «Виды диаграмм»

Урок рефлексии

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 73–74

с. 44, № 3, с. 40, № 10

105

Игра «Морской бой». Пара элементов, с. 45–48

Урок-игра

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию Коммуникативные - Умение рассуждать  и  доказывать свою точку зрения

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Текущий контроль

№ 9

(2-я строка), № 13

106

Закрепление по теме «Виды диаграмм»

Урок повторения изученного

Текущий контроль

с. 48, № 10

107

Комбинированная

контрольная работа №9 по теме «Диаграммы», с. 75

(40 минут)

Урок контроля

Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Тематический контроль

Раздел 11. ГРАФИКИ (13 часов)

108

Передача изображений, с. 49–52

Урок введения новых знаний

 

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные - Оформлять свои мысли в письменной речи.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Текущий контроль

№ 6, 11

109

Передача изображений

Урок повторения изученного

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 77–78

с. 52,

№ 7 (б), 12

110

Координаты на плоскости, с. 53–56

Урок введения новых знаний

Знать способы решения задач (с помощью таблиц, схем и т. д.)

Текущий контроль

№ 14, 11,

с. 53–54; правило

111

Построение точек по их координатам,

с. 57–60

Урок введения новых знаний

Текущий контроль

с. 57, правила; № 11, 13 (б)

112

Точки на осях координат, с. 61–64

Урок введения новых знаний

Текущий контроль

с. 61, правило; № 17, 14

113

Построение фигур по координатам

Урок введения новых знаний

Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные - Читать вслух и про себя тексты учебников

и отделять новое от известного; выделять главное;

 составлять план

2. Умение писать под диктовку, оформлять работу.

Регулятивные - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Текущий контроль

№ 10, 11

114

Построение фигур по координатам

Урок повторения изученного

Уметь применять полученные знания при решении задач

Текущий:

самостоятельная работа,

с. 79–80

с. 68,

№ 12 (а),

с. 67, № 4

115

График движения,

с. 69–72

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

с. 71, правило, № 9

116

График движения,

с. 73–76

Урок повторения изученного

Знать свойства сложения и

Текущий контроль

№ 10, 11

117

График движения,

с. 77–80

Урок повторения изученного

вычитания и уметь применять их при вычислениях

Текущий:

работа по карточкам

№ 4, 7

118

Закрепление изученного по теме «График движения», с. 81–84

Урок повторения изученного

Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные - Читать вслух и про себя тексты учебников

и отделять новое от известного; выделять главное;

 составлять план

2. Умение писать под диктовку, оформлять работу.

Регулятивные - Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Текущий контроль

119

Закрепление изученного по теме «График движения»

Урок обобщения изученного

Уметь находить периметр и площадь прямоугольника

Текущий контроль

120

Комбинированная контрольная работа №10 по теме «Графики движения», с. 83–84

(40 минут)

Урок контроля

Тематический контроль

№ 6, 9 (а)

Раздел 12. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА 4 КЛАСС (16 часов)

121

Повторение по теме «Нумерация многозначных чисел», с. 85–86

Урок повторения изученного

Познавательные - Учиться связно отвечать по плану

Коммуникативные - Слышать и слушать.

Рассуждать.

Выделять главное,

задавать вопросы на понимание .

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Уметь:

– вычислять периметр, площадь прямоугольника

(квадрата),

Текущий контроль

с. 94,

№ 67 (а)

122

Повторение по теме «Письменные приемы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел»

Урок повторения изученного

Уметь:

– вычислять периметр, площадь прямоугольника

(квадрата),

– сравнивать величины по их числовым значениям;

– выражать данные величины в различных единицах.

Знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях

Текущий:

самостоятельная работа

(15 минут)

123

Повторение по теме «Свойства сложения и умножения»

Урок повторения изученного

выводы на основе обобщения   знаний.

Учиться связно отвечать по плану.

Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Рассуждать.

Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы.

Текущий контроль

с. 94,

№ 67 (б),

с. 86, № 13

124

Повторение по теме «Свойства сложения и умножения»

Урок повторения изученного

Текущий:

самостоятельная работа

(15 минут)

с. 88,

№ 26–29

125

Повторение по теме «Формулы движения»

Урок повторения изученного

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий контроль

№ 28, с.88, № 27 (б, г, е)

126

Повторение по теме «Задачи на нахождение части числа и числа по его части»

Урок повторения изученного

Текущий контроль

№ 42, 43, 44, с. 90

127

Повторение по теме «Формулы нахождения Р, S, V»

Урок повторения изученного

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: определять причины явлений, событий.

Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные - Рассуждать. Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия

Уметь:

– выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

– вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них)

Текущий:

самостоятельное решение задач

с. 94,

№ 67 (г),

№ 74 (а)

128

Повторение по теме «Действия с именованными числами»

Урок повторения изученного

Познавательные - Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные - Задавать вопросы на обобщение.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Текущий контроль

№ 76

(2-я строка),

№ 86

129

Повторение по теме. Умножение и деление многозначных чисел»

Урок повторения изученного

Текущий контроль

№ 81, 71 (б)

130

Переводная контрольная работа №11

(40 минут)

Урок контроля

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты

Коммуникативные - Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Итоговый контроль

131

Работа над ошибками

№ 71 (а),

№ 70 (а)

132

Итоговая контрольная работа №12

(40 минут)

Урок контроля

Итоговый контроль

133

Работа над ошибками

Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты

Коммуникативные - Правильно оформлять работу.

Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

с. 96, № 84

134

Административная контрольная работа №13 (40 минут)

Урок контроля

Итоговый контроль

135

Работа над ошибками

№ 81, 82

136

Итоговый урок обобщения

Урок обобщения изученного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике к учебнику Л.Г.Петерсон 2 класс УМК "Перспектива"

рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования, в котором  запланированы предметные результаты на каждый урок и метапредметные результаты по разделу. Указаны такж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВА Л.Г. Петерсон 4 класс.

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВА Л.Г. Петерсон 2. Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основ...

Рабочая программа по математике к учебнику Л.Г. Петерсон. 4 класс.

Рабочая программа по математике к учебнику Л.Г. Петерсон. 4 класс....

Рабочая программа ОПК 4 класс (автор учебника А.Кураев)

Рабочая программа  составлена к учебному курсу А.Кураева  (в соответствии с тербованиями ФГОС НОО)....

Рабочая программа для 2 класса(автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа по английскому языку для 2 класса  по учебнику О.В. Афанасьевой (ФГОС)...

Рабочая программа по математике "Перспектива" автор Г.В. Дорофеев 1-4 классы

Программа составлена учителями Кусмаровой С.Н и Михеевой Л.А. Соответствует ФГОС....