Введение проблемы на уроках математики
учебно-методический материал по математике по теме
Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя.
П. Хаббард – амер. писатель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Введение проблемы на уроках математики | 25.88 КБ |
Буклет "Введение проблемы на уроках математики" | 461.78 КБ |
Введение проблемы на уроках математики | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Введение проблемы на уроках математики
Мастер-класс
29 марта 2011 г.
Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя.
П. Хаббард – амер. писатель
Учебная проблема:
- как тема урока;
- как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.
Введение проблемы на уроках математики
- через противоречивые факты, теории или точки зрения;
- через столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием;
- через столкновение знания и незнания (между житейским представлением учащихся и научным фактом);
- через практическое задание, не сходное с предыдущим;
- через практическое задание, не выполнимое вообще;
- через невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим, затем доказать, что задание учениками не выполнено;
- через представленную информацию;
- через коллизию (правило и исключения);
- через яркое пятно.
Учебная проблема:
- от создания проблемной ситуации к побуждающему диалогу;
- подводящий к теме диалог;
- мотивирующие приёмы (яркое пятно, актуальность)
«Мозговая гимнастика»
Качания головой
Ленивые восьмёрки
Шапка для размышлений
Моргания
Вижу палец!
«Порядок действий»
(Через противоречивые факты, теории или точки зрения)
На доске записи: 72:9∙3:6:2∙7=14
72:9∙3:6:2∙7=56
- Что вы скажете об этих равенствах? (Примеры одинаковые, а ответы разные)
- Над каким вопросом надо подумать? (Побуждение к осознанию противоречия) (Почему в одинаковых примерах разные ответы)
- Давайте рассуждать: если правые части разные, … (Значит и левые должны быть разные)
- Но числа и знаки слева одинаковые. Что может быть разным? (Порядок действий может быть разным)
- Как вычисляли первый пример? (Умножение и деление выполняли по порядку)
- А как быть со вторым? (Сначала делили 72 на 9, потом 8 умножили на 3, затем 6 разделили на 2, только потом 24 разделили на 3 и получившееся умножили на 7)
(Не надо за детей говорить то, что они могут сформулировать сами. Надо подвести к побуждающему диалогу)
- А как же нам показать, что деление чисел 6 и 2 выполняется раньше? (Надо дописать что-то, чтобы было видно, как выполнять действия. Можно дописать скобки? Мы же знаем, что в скобках действия надо выполнять первыми)
- Молодцы! Значит, что мы будем делать сегодня, над какой темой урока работать? (Побуждение к формулированию проблемы и темы урока) (Будем изучать порядок действий в выражениях со скобками и без них)
«Составные задачи»
(Через столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием)
(Через практическое задание, не сходное с предыдущим)
С использованием числового веера (обратная связь).
Учитель: Решите задачи устно, а ответ покажите на числовом веере.
- На одной тарелке лежит 5 пирожков, а на другой на 7 пирожков больше. Сколько пирожков лежит на другой тарелке? (12)
- В классе 18 человек. Сколько в классе мальчиков, если девочек – 6? (12)
- Сейчас часы показывают 9 часов, а сколько они будут показывать через 2 часа? (11)
- Одна белочка набрала 7 орехов, а другая на 4 ореха больше. Сколько орехов набрали обе белочки?
Ответы у детей будут разными, т.к. с задачами такого типа ещё не работали. Возникает проблема: кто из детей прав? Кто правильно поднял ответ?
Выслушать ответы учеников. Сделать чертёж к задаче.
Выдвигается гипотеза (Чем отличается эта задача от остальных?) и ищем пути решения проблемы.
- С какими задачами познакомимся на уроке? (С задачами, на вопрос которых нельзя ответить одним действием) (Учебная проблема как вопрос)
«Обратные задачи»
(Через практическое задание, не сходное с предыдущим)
Начинаем урок с арифметического диктанта. Дети записывают решение задачи в виде равенства.
- На одной полке 28 книг, а на другой – на 5 книг больше. Сколько книг на другой полке?
- В классе 6 девочек, а мальчиков – на 5 больше. Сколько мальчиков в классе?
- В фотоальбоме 17 фотографий животных, их на 5 больше, чем фотографий растений. Сколько фотографий растений в фотоальбоме?
При решении третьей задачи мнения детей разделились, дети столкнулись с проблемой – как записать решение?
2 класс «Смысл умножения»
(Через столкновение знания и незнания)
(Через практическое задание, не выполнимое вообще)
Учитель:
Как узнать, сколько в классе детей, если все сидят парами, а парт в классе 9?
У мальчика есть четыре монеты по 5 рублей. Сколько денег у мальчика?
Запишите сумму чисел 31 шесть раз.
На столе лежит 4 стопки тетрадей по 9 тетрадей в каждой? Запишите решение.
Запишите сумму чисел 6 - 152 раза.
Дети:
Надо сложить число 2 девять раз. (2+2+2+2+2+2+2+2+2)
Надо сложить число 5 четыре раза. (5+5+5+5)
31+31+31+31+31+31
Дети легко справляются с этим заданием, записывая решение: 9+9+9+9.
Дети в недоумении (реакция удивления) – долго писать, можно ошибиться.
Дети поставлены перед проблемой: как сделать запись короче?
- Значит, что мы будем сегодня делать на уроке? (Искать пути как можно сделать записи короче)
Анализируя все предыдущие записи, приходим к выводу, что можно использовать количество одинаковых слагаемых.
Получаются записи:
2+2+2+2+2+2+2+2+2=2∙9
5+5+5+5=5∙4
31+31+31+31+31+31=31∙6
6∙152
«Умножение многозначного числа на многозначное»
(Через представленную информацию)
На доске запись:
236543 ∙ 725
576 ∙ 653986
150432 ∙ 845
606 ∙ 762181
560032 ∙ 523
643 ∙ 127006
476 ∙ 600024
200683 ∙ 304
Учитель: Что общего в этих записях?
(Умножается многозначное число на многозначное.
Многозначное число – шестизначное.)
- Какое свойство мы можем применить при решении этих выражений?
(Переместительное свойство)
- Какое выражение лишнее в первом столбике и почему?
(Лишнее - 150432 ∙ 845, потому что в числе 150432 единиц IV разряда – 0.)
- Какое выражение лишнее во втором столбике и почему?
(Лишнее - 476 ∙ 600024, потому что в числе 600024 нет единиц в трёх разрядах)
- Как умножать на число с нулями посередине? (Проблемный вопрос)
(После письменной записи решения данного выражения, дети предлагают сократить запись промежуточных ответов. Записываем сокращённую запись.)
- Проверьте правильность вышей догадки. Как можно проверить умножение? (Побуждение детей к проверке решения разными способами)
- Так какая тема нашего урока? (Дети формулируют учебную проблему как тему урока)
Затем дети сами делают вывод: как умножать многозначное число с нулями посередине на однозначное.
«Умножение нуля на число и числа на нуль»
(Через коллизию (правило и исключения))
На доске два столбика выражений:
5*4
6*3
7*0
2*5
0*6
3*8
- Что общего у всех выражений? (Это выражения на нахождение произведения двух однозначных чисел)
- Давайте вспомним смысл умножения. (Умножение – это сложение одинаковых слагаемых)
- Замените произведение суммой одинаковых слагаемых. (Дети выполняют)
- Что вы заметили? (Выражения 7*0 и 0*6 не относятся к табличным, а выражение 7*0 нельзя заменить сложением)
- Но эти выражения можно решить? Как? (Идёт объяснение детей)
- Какая же тема урока сегодня?
«Время. Час. Минута»
(Через яркое пятно)
- Который сейчас час? Вы быстро определили время. А представьте, что мы с вами в Древней Греции. Как же тогда люди определяли время? Вы, наверное, замечали, что солнце утром «встает» с одной стороны горизонта, а «садится» с другой стороны. А как движется при этом тень? Греки заметили это несколько тысяч лет назад и придумали солнечные часы. (Слайд: солнечные часы)
А шведский ученый Карл Линней создал «цветочные» часы. Однажды в его саду появилась клумба, на ней были посажены растения, которые распускали и закрывали свои цветы в строгой последовательности.
Затем появились водные, песочные часы. Но все они были неудобны.
Что же придумали люди? (Ответы детей)
Что вы знаете про механические часы? А про электронные?
Так какая же тема нашего урока?
Диалог, подводящий сразу к теме
1)
- Сколько ног у человека? (2)
- Сколько глаз у зверей? (2)
- Одна голова хорошо, а …. лучше. (Две)
- Самая плохая оценка в школе. (2)
- Сколько букв в слове «да»? (2)
- Сколько звуков обозначают гласные буквы е,ё,ю,я, когда стоят в начале слова? (2)
Учитель: Чем похожи все ваши ответы? (На каждый вопрос мы отвечали: «Два»). Молодцы! Как вы думаете, с чем новым мы познакомимся сегодня на уроке? (С цифрой 2)
2)
-Какой сегодня день недели?
- Какое число?
- Какой месяц сейчас идёт?
- Как назывался месяц перед ним?
- Какой будет следующий месяц?
- Без ног и крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Время)
- Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте. (Часы)
- Мы, когда идём, стоим, а стоять умеем лёжа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже. (Часы)
- На какую тему были все вопросы?
- Какая же тема урока?
Предварительный просмотр:
Цель обучения ребёнка
состоит в том,
чтобы сделать его
способным развиваться дальше
без помощи учителя.
П. Хаббард – амер. писатель
Воронежская область
Воробьёвский район
Село Воробьёвка
МОУ Воробьёвская ООШ
Телефон: 8-473-56-52-1-90
e-mail:
МОУ Воробьёвская основная общеобразовательная школа
Введение проблемы на уроках
математики
Кулько Зоя Ивановна
учитель начальных классов
2011 г.
Учебная проблема:
- как тема урока;
- как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.
Учебная проблема:
- от создания проблемной ситуации к побуждающему диалогу;
- подводящий к теме диалог;
- мотивирующие приёмы (яркое пятно, актуальность)
Введение проблемы на
уроках математики
- через противоречивые факты, теории или точки зрения;
- через столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием;
- через столкновение знания и незнания (между житейским представлением учащихся и научным фактом);
- через практическое задание, не сходное с предыдущим;
- через практическое задание, не выполнимое вообще;
- через невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим, затем доказать, что задание учениками не выполнено;
- через представленную информацию;
- через коллизию (правило и исключения);
- через яркое пятно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. П. Хаббард – амер . писатель
Введение проблемы на уроках математики через противоречивые факты, теории или точки зрения; через столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием; через столкновение знания и незнания; через представленную информацию; через практическое задание, не сходное с предыдущим; через практическое задание, не выполнимое вообще; через невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим, затем доказать, что задание учениками не выполнено; через яркое пятно.
Учебная проблема: как тема урока; как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.
Учебная проблема: от создания проблемной ситуации к п обуждающему диалогу; подводящий к теме диалог; мотивирующие приёмы (яркое пятно, а ктуальность)
«Порядок действий» 8 24 4 2 14 72:9∙3:6:2∙7=14 1 2 3 4 5 8 24 8 3 56 72:9∙3:6:2∙7=56 2 3 4 1 5
«Порядок действий» 8 24 4 2 14 72:9∙3:6:2∙7=14 1 2 3 4 5 8 24 8 3 56 72:9∙3: ( 6:2 ) ∙7=56 2 3 4 1 5
«Составные задачи»
«Умножение многозначного числа на многозначное» 236543 ∙ 781 560032 ∙ 554 653 ∙ 127006 501 ∙ 653986 423 ∙ 600024 150432 ∙ 835 200683 ∙ 305 612 ∙ 762181 200683 3 0 5 1003415 000000 602049 61208315
«Обратные задачи»
«Смысл умножения» 2+2+2+2+2+2+2+2+2 5+5+5+5 31+31+31+31+31+31 6? 152 раза
«Смысл умножения» 2+2+2+2+2+2+2+2+2=2∙9 5+5+5+5=5 ∙ 4 31+31+31+31+31+31=31 ∙ 6 6∙152
«Время. Час. Минута»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.
В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...
стандарты нового поколения.Опыт введения, проблемы и перспективы.
Доклад подготовлен на районную конференцию работников образования.Доклад сопровождается презинтацией....
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
ОС " Школа 2100" 2 класс. Урок математики " Порядок действий в выражении" (урок введения нового знания).
Методическая разработка. Математика. 2 класс "Порядок действий в выражении". 1-ый урок по теме....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...
Урок математики 4 класс (Урок введения новых знаний)
Тема урока: Письменное деление многозначных чисел на двузначное число Цель:1.Создать условия для осознания учащимися алгоритма письменного деления многозначных чисел на двузначное число, к...
Конспект урока математики. Тема урока: "Введение дополнительных требований" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о задачах, которые решаются в два действия; формирование умений решать задачи с дополнительными требованиями; отработка вычислительных навыков.Планируемы...