Составление текстовых задач.
статья по математике на тему


В данной публикации рассказано об опыте работы над составлением задач. Работа над задачей важна на каждом уроке. Она должна быть интересна учащимся. Если детям интересна работа, они активнее работают на уроке, мобилизируют все свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл costavlenie_tekstovykh_zadach.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

             Составление текстовых задач учащимися.

В качестве одного из средств формирования математической культуры младших школьников можно рассматривать текстовые задачи. Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями. Это поможет показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развивать их умения применять математические знания на практике.

 Использование метода проектов формирует у учащихся навыки поиска и систематизации материала по заданной теме. Когда предлагается самостоятельно придумать задачи для своих одноклассников, у ребят загораются глаза. Они стараются придумать такие задачи, чтобы их друзья заинтересовались, удивились, узнали что-то новое. При составлении задач разрешаю пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Детей очень увлекают задачи с биологическим сюжетом. Приведу примеры задач, которые придумали сами ребята:

     1.Стрекоза съедает за 2 часа 40 мух. Сколько мух она уничтожит за 7        

        часов?

     2.Ворона летит со скоростью 50км/час, а стриж в два раза быстрее.

        С какой скоростью летает стриж?

     3.Сова съедает 13 мышей. Сколько мышей она съест за неделю?

     4. Осёл живёт50 лет, а корова в два раза меньше.

        Сколько лет она может прожить?

Дети могут оформить такую задачу на альбомном листе, нарисовать рисунок.

Решают такие задачи с огромным интересом, ведь дети здесь сами выступают в роли авторов и художников. Такой вид творческой работы учащимся нравится.

Очень часто урок математики пересекается с литературой. Меры величины изучаются в начальных классах, но это современные, общепринятые меры. В сказках же и детской литературе наши школьники встречают много непонятных мер величины. На уроках математики можно решать задачи связанные с переводом « сказочных» величин в понятные им. Здесь часто приходится прибегать к работе с толковыми словарями.

                 1 «Волга проходит через всю

                    Россию на три тысячи

                    Сто шестьдесят верст»  (Л.Н.Толстой)    

 Слово верста обозначает старинную единицу длины, которая равна1,0668км  

                  2. « Она была нежная, маленькая

                       Всего дюйм ростом» (Х.К. Андерсен)

Слово дюйм обозначает единицу длины( британская система мер), которая равна 2,54см.

                   3. «Не было гроша- да вдруг алтын.» поговорка

Алтын монета (три копейки). При изучении денежных единиц можно рассказать детям о том, что на полушку (четверть копейки) можно было купить калач, а на алтын- обед в трактире.

А как активизируется деятельность учащихся, если на уроке присутствуют сказочные герои. Вот несколько задач ,придуманных моими ребятами. Очень интересно придумывать задачи для своих друзей.

                             

1.От царства Кощея выехали в противоположных направлениях Баба-Яга в избушке и Емеля на печи. Баба-Яга ехала со скоростью 7км в час, а Емеля 8 км в час. На каком расстоянии друг от друга они будут

через 4 часа?

2.Однажды Гена принёс в детский сад к Чебурашке 42 игрушки. Чебурашка расставил их на несколько полок по 7 игрушек на каждую. Сколько полок занято этими игрушками?

3.Винни-Пух и Пятачок искали Кролика. Они вышли одновременно а противоположных направлениях. Через два часа расстояние между ними было 18 км. Винни-Пух шёл со скоростью 4 км в час, С какой скоростью шёл Пятачок?

Поиск решения задач позволяет развивать интеллект учеников, а привлекательные сюжеты способствуют развитию интереса к урокам математики. Дети не хуже взрослых умеют придумывать задачи, где главные герои- сказочные персонажи, наиболее любимые ими.

Немаловажную роль играет связь математики с историей. На таких уроках веду работу по сохранению историко-культурного наследия, работаю над расширением кругозора учащихся, воспитываю чувство гордости за наш народ.

1.Город Саратов был основан в 1590 году. Сколько лет исполнилось  Саратову в этом году?

2.Наша школа была открыта в 1981 году. Сколько лет нашей школе?

На уроках мы знакомимся с мерами длины. Обязательно знакомлю детей с первыми измерительными приборами, которыми были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, локоть. Дети с интересом измеряют длину парты в ладонях, ширину класса в ступнях. Они приходят к выводу, что современные приборы намного удобнее.

На уроках с интересом принимаются старинные задачи. Их решение требует от учащихся не только математические знания, но и сообразительности и умения логически мыслить, искать нетрадиционные пути решения. Эти задачи составлены давно, но их до сих пор решают. О тех ,кто составил задачи, помнят и гордятся ими. Это задачи ,найденные в рукописях Л.Магнитского.

Работа над текстовой задачей необходима на каждом уроке. Она помогает нам воспитать всесторонне  развитого человека. В процессе преподавания математики применение знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин, положительно воздействует на познавательную деятельность учащихся, в результате чего приобретённые знания становятся более глубокими и прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект по математике "Составление текстовых задач" 2 класс

Конспект + презентация.Цель урока: - Опираясь на свой жизненный опыт, учащиеся должны создать страничку в учебнике «Математика 2 класс»,   которая будет называться «Задачи». - Путём составления текс...

Конспект урока по математике (4 класс). Тема:Составление таблицы по тексту задачи. Составление текста задачи по таблице. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Цели деятельности учителя: - Повторение пройденного материала по теме «Описания величин. Таблицы»;Планируемые результаты:     Предметные: - Знать табличную форму п...

Решение текстовых задач путем составления уравнения

Урок  математики по теме: "Решение текстовых задач путём составления уравнений"...

Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"

Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"...

Конспект урока математики в 4 классе Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени

Конспект урока математики в 4  классе по программе «Начальная школа 21 века».Тема: «Текстовые задачи. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание событ...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...

Сборник контекстных задач, составленных в рамках работы экспериментальной площадки АСОУ по составлению контекстных задач

Данный сборникзадач составлен обучающимися начальных классов МБОУ СОШ №14 г. Сергиева Посада под руководством учителей начальных классов....