Урок математики в 1 классе по теме "Как люди научились считать"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Урок математики в 1 классе проводился в рамках Дня науки. На нём дети познакомились с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, закрепили навыки счёта в пределах 10, используя римские цифры. К уроку создана презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_lyudi_nauchilis_schitat.doc | 47 КБ |
kak_lyudi_nauchilis_schitat.ppt | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
День науки.
Тема: Как люди научились считать.
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах.
Задачи: 1) Познакомить детей с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации.
2) Закрепить навыки счёта в пределах 10.
3) Развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся и интерес к математике.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, листочки с заданиями у каждого ученика.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1) Долгожданный дан звонок,
начинается урок.
2) Проверка рабочего места.
Посадка.
II. Сообщение темы урока.
- – Чем мы будем заниматься на первом уроке 4 четверти, вы отгадаете, расшифровав слово. Для этого нужно решить примеры. (Сл.2)
- Правильно! Урок математики. Какая тема урока? Ваши предположения.
- Разгадав кроссворд, узнаете тему сегодняшнего урока. (Сл.3)
2)
- Единица измерения длины равная 10 см.
- Название компонента вычитания.
- Продолжите предложение. Треугольник – это геометрическая ….
- Единица измерения объёма.
- Как называется рассказ, в котором, чтобы ответить на вопрос, нужно сделать вычисления.
- Прочитайте слово по вертикали. Это тема урока.
- Что такое цифра?
- Но мы знаем все цифры. Умеем их писать. Что же мы ещё не знаем о цифрах?
- Сегодня мы совершим путешествие в историю математики. Узнаем, как люди научились считать. (Сл.4)
III. Основная часть.
1) Сколько вам лет? Сколько лап у кота? Чтобы всё подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали. (Сл.5)
Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв, разыскивая себе пищу. Ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.
Древние люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат считать родители и учителя, братья, сёстры. А древним людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь.
Земледельцы, охотники, пастухи с помощью глиняных фигурок, камушков, зарубок вели учёт собранного урожая, добычи, животных в стаде. Перекладывать камушки и глиняные фигурки с места на место было довольно утомительно. Время шло. Людям пришлось придумать названия для чисел. (Сл.6)
Сначала названия получили только числа «один» и «два». Название для числа «один» связывалось обычно со словом «солнце», а название для числа «два» - с предметами встречающимися попарно: крыльями, ушами, глазами и т.д. У некоторых племен ещё совсем недавно не было других числительных, кроме «один» и «два». А всё, что шло после двух, называлось «много». Но потом понадобилось называть и другие числа. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек.
Например, на языке некоторых папуасских племён, живущих на острове Новая Гвинея в Тихом океане, и сейчас числительное «один» звучит «урапун», «два» - «окоза», а число «три» они называют «окоза – урапун».
- Назовите число «четыре» по – папуасски. («окоза – окоза»; «урапун – окоза – урапун»)
- Назовите число «шесть» по - папуасски. («окоза – окоза – окоза»)
- Попробуйте сказать слово «сто», пользуясь папуасскими названиями «урапун» и «окоза». Придётся 50 раз повторить слово «окоза». Тут был необходим совершенно другой подход! Старые методы счёта вытеснил новый – счёт по пальцам.
Пальцы были первыми условными знаками для обозначения чисел. Так родилась идея счёта. Вначале люди всё считали на пальцах. Пальцев 10, поэтому и счёт шёл на десятки. Дойдя до 10, начинали считать сначала.
Долгое время после того, как появились названия чисел, люди их не записывали, они ещё не умели писать. Для обозначения количества предметов люди пользовались зарубками на дереве или на кости, узелками на верёвке, рисунками на мягкой глине.
- Например, в Древнем Вавилоне числа обозначали значками с помощью заострённых палочек на глиняных табличках. (Сл.7,8)
- Немало различных способов записи чисел было создано людьми. (Сл.9,10)
(Сл.11)
- В древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком (титло), который писали над буквой. Первые 9 букв алфавита обозначали единицы, следующие 9 букв – десятки, а последние 9 букв – сотни. Число 10 тысяч называли словом «тьма». (Сл.12)
- Приходилось ли вам видеть такие часы? Как называются цифры на циферблате?
- Римляне, похоже, любили прямые линии, потому и сделали свои цифры такими прямыми и жёсткими. Но в любом случае римские цифры, придуманные 2500 лет назад, не что иное, как изображение пальцев.
- Вспомним римские цифры и состав чисел. (Сл.13,14)
- Римская нумерация сравнительно неудобна: записи чисел длинные.
- Посмотрите на цифры, которые придумали индусы. (Сл.15)
- В течение многих столетий, переходя от народа к народу, цифры много раз изменялись, пока приняли современную форму. Кстати, «нуль» придумали индусы. Арабы заимствовали у индийцев цифры. Мы в свою очередь узнали их от арабов. Поэтому цифры, которыми пользуемся, называются арабскими.
IV. Заключительная часть.
Мы совершили увлекательное путешествие в глубь истории. Узнали как люди научились считать. В конце урока вспомним знакомые и привычные арабские цифры.
Прежде чем попадём в сказочную Страну Цифирию, попросим каждую цифру представиться и сказать, на что она похожа. (Сл.16)
Отправляемся в путешествие. Дорога выводит нас к сказочному домику. (Сл.17)
Наконец-то мы сможем отдохнуть. И вдруг у самых дверей раздался загадочный голос: «Вы сможете зайти, если ответите, на что похожи окружающие вас предметы».
Ну что ж, давайте попробуем.
(Сл.18) В небе парит ласточка (это цифра 3). В реке плавает уточка (2).
(Сл.19) Пахнет сеном. У снопа лежит серп (5).
(Сл.20) Вставляем ключ в дверной замочек (6) и открываем дверь.
(Сл.21) Вешаем курточки на сломанный крючок (1). Вкусно пахнет бубликами, да не простыми, а слепленными по два. У печки стоит кочерга (7). А на печке греется кот, у которого хвост свисает справа налево (9). Поставили у стола перевёрнутый стул (4), поели бубликов и тронулись в обратный путь.
(Сл.22) А на уроке математики попробовали всё это написать.
- Запишите встретившиеся вам цифры.
V. Итог. – Что нового узнали и запомнили на уроке?
- Назовите живую счётную машинку. (пальцы)
- Кто придумал арабские цифры? (индусы)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вычисли: 8 – 3 + 4 2 + 5 – 7 6 – 4 + 8 9 – 5 + 3 10 – 7 – 2 4 + 6 – 5 5 9 1 7 5 9 1 10 0 9 7 е 1 т 5 м 9 а 0 к 10 и м а т е м а т и к а
Кроссворд 1. 2. 3. 4. 5. д е ц и м е т р и ф р а в ы ч т а е м о е и г у р а л и т з д а ч а
Как люди научились считать
Первый способ записи расчётов – с помощью заострённых палочек на глиняных табличках ставили значки, похожие на наконечники стрел. Древний Вавилон
Один - I Десяток – Десять тысяч - Сто – Сто тысяч - Тысяча - Миллион - Древние египтяне
Вместо специальных знаков для обозначения числа греки использовали буквы своего алфавита. Древние греки
Американские индейцы племени майя разработали свою систему счёта, используя пальцы не только рук, но и ног. Индейцы майя
В древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком (титло), который писали над буквой. Древняя Русь
50 L 100 C 500 D 1000 M Древний Рим
Вспомним состав чисел. I III V I Х VIII VI Х II VII IV V VI V II III I III IV
V + II = V + I = IX + I = X – II = VI + II = VIII – III = X – I = IX + I = Вычисли VII X VIII IX VI VIII V X
Цифры, придуманные индусами, через много-много лет, претерпев множество изменений, стали теми самыми цифрами, которыми мы пользуемся теперь. Индусы
– обломанный сучок – утка – ласточка – стул перевёрнутый – серп – дверной замочек – кочерга – два бублика – кот с хвостом Сказка про цифры 7
7
7 1 2 3 4 5 6 7 8 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как люди научились считать"
Презентация знакомит детей с историей развития понятия числа...
Презентация на тему "Как люди научились считать"
Презентация подготовлена для учащихся 2-3 классов и может быть использована как дополнительный материал к уроку или как дополнительное занятие по организации досуга школьника.План:1. Вступление.2. Осн...
Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Как люди научились считать" (3 класс)
Презентация к занятию №1 "Как люди научились считать" курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас". Содержит исторический материал по данному вопросу, задания устного типа на счет для третьек...
Презентация по математике "Как люди научились считать"
С помощью данной презентации можно рассказать учащимся КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ?...
Конспект урока математики 1 класс "Что узнали. Чему научились."
На уроке использовались индивидуальные ,групповые формы работы(сэлементами сингапурской методики)...
Конспект урока "Как люди научились считать" (УМК "Перспектива", 3 класс)+ раздаточный материал
Цель урока: ознакомление учащихся с историей развития понятия числа.Планируемые результаты:Предметные:- знать историю развития понятия числа;Личностные: - принимать и осваивать социальную роль об...
Презентация к уроку математики " 1 класс "Что узнали. Чему научились"
Задачи урока: закрепление знаний о последовательности чисел, геометрических фигурах. Урок с элементами окружающего мира....