Нестандартные задачи по математике 1 класс
учебно-методическое пособие по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие 1. НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10
I. «Поспевай – не зевай»
(Учитель читает вопрос, дети должны быстро давать ответ,
не поднимая руки.)
1. Когда падает снег? (Зимой.)
2. Самое большое однозначное число? (9.)
3. Сколько дней в неделе? (7.)
4. Кто первый тянул репку? (Дед.)
5. С чего начинается дружба? (С улыбки.)
6. Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)
7. Сколько букв в русском алфавите? (33.)
8. Задача:
К серой цапле на урок
Прилетели 7 сорок,
А из них лишь 3 сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок? (4.)
II. Решите задачи
1. Какие числа надо переставить, чтобы они шли в порядке
возрастания: 1, 2, 3, 5, 4, 6, 8, 7, 9?
(Ответ: надо переставить числа 5 и 4, а также 8 и 7.)
2. Петя, возвратившись с прогулки, подбежал к маме и стал
рассказывать: «А мы видели разных птиц: голубя, скворца, бабоч-
ку, воробья, сороку, стрекозу и грача. Вот сколько – целых семь
штук!» Мама заметила, что Петя ошибся, и сказала ему об этом.
В чем Петина ошибка? Сколько всего он видел птиц?
(Ответ: всего Петя видел 5 птиц.)
3. Два товарища договорились ехать вместе в пятом вагоне
электропоезда. Электропоезд состоял из девяти вагонов. Один из
6 Нестандартные задачи по математике. 1 класс
товарищей сел в пятый вагон с начала, а другой – в пятый вагон
с конца. В один ли вагон сели товарищи?
(Решение. Они сели в один вагон. Для того чтобы это про-
верить, можно сделать соответствующий рисунок. Если хотим
ответить на вопрос без использования рисунка, то можно вначале
назвать пять номеров вагонов, считая с начала: первый, второй,
третий, четвертый, пятый, а затем назвать пять номеров вагонов,
начиная с конца электропоезда: девятый, восьмой, седьмой, шес-
той, пятый. Таким образом, если бы вагоны были пронумерова-
ны, то друзья ехали бы в вагоне № 5.)
4. Электропоезд состоял из 8 вагонов. Пассажир с собакой
сел в четвертый вагон от начала поезда, а пассажирка с кошкой
села в четвертый вагон от конца поезда. В одном ли вагоне ехали
кошка с собакой?
(Решение. Они ехали в разных вагонах. Рассуждая таким же
образом, что и в предыдущей задаче, назовем четыре номера ва-
гонов, начиная с конца: восьмой, седьмой, шестой, пятый. Таким
образом, пассажир с собакой ехал в четвертом вагоне от начала по-
езда, а пассажирка с кошкой – в пятом вагоне от начала поезда.)
III. Игра
У ч и т е л ь. Я назову какое-либо число, а вы назовите мне
такой предмет, который содержит это число. Например, если
я скажу «пять», вы можете ответить: «Рука имеет пять пальцев».
Или: «На руке пять пальцев».
(Можно организовать такую игру между двумя учащимися,
а можно между одним и всеми остальными, причем если задаю-
щий называет число «один» или «два», то отвечающий должен
дать ответ в мужском роде – «1 рубль», «два глаза» или «два уха
у человека», а если «одна», «две», то отвечающий говорит, на-
пример, «одна голова у коня», «две ноги у курицы». Надо иметь
в виду, что такую игру легче организовать в пределах первой
пятки, чем в пределах второй пятки.)
Занятие 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ
В ПРЕДЕЛАХ 10
I. «Поспевай – не зевай»
1. К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось 10? (8.)
2. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек.)
Занятие 2. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 7
3. Тише едешь – … (дальше будешь).
4. Лыко дерет, а лапти не носит. (Коза.)
5. Сколько звуков в слове «юла»? (4.)
6. Паук – насекомое или нет? (Нет.)
7. В каком слове 7 «я»? (Семья.)
8. Задача:
Повезло опять Егорке.
У реки стоит не зря –
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Сколько рыбок он поймал? (9 рыб.)
II. Решение задач
1. а) К одному числу прибавили другое число, получилось
число, равное первому. Сколько прибавили? б) К одному числу
прибавили другое число, получилось число, равное второму чис-
лу. К какому числу прибавили второе число? в) Из одного числа
вычли другое число, получилось первое число. Какое число вы-
чли? г) Из одного числа вычли другое число, осталось столько,
сколько вычли. Придумайте такие примеры.
(Ответ: а) прибавили 0; б) прибавили к 0; в) вычли 0; г) вы-
чли половину уменьшаемого, например 12 – 6 = 6.)
2. В магазине за день купили 8 холодильников. Сколько по-
требуется сделать рейсов, чтобы доставить все купленные хо-
лодильники, если на машину можно погрузить только 3 холо-
дильника?
(Ответ: 3 рейса. 8 = 3 + 3 +2.)
3. По рецепту врача для больного купили в аптеке 10 табле-
ток. Врач прописал принимать лекарство по 3 таблетки в день.
На сколько дней хватит этого лекарства?
(Решение. Будем прибавлять по три: 3 + 3 + 3 +1 = 10. На
четвертый день останется только одна таблетка, следовательно,
лекарства хватит на 3 дня.)
4. Гриша из большого листа бумаги сделал себе блокнот. Он
сложил лист вдвое – получил 2 листа, затем перегнул эти лист-
вы пополам, а затем еще раз перегнул их пополам. Из скольких
листов состоял блокнот у Гриши?
(Решение. При сложении листа пополам число листов
будет удваиваться, т. е. будет прибавляться столько листов,
сколько получилось на данный момент времени: а) 1 + 1 = 2;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные задачи по математике для обучающихся 2 класса
Данный материал можно использовать по любому УМК....
Нестандартные задачи по математике 2 класс
Файл содержит нестандартные и логические задачи для учащихся 2 класса....
Нестандартные задачи по математике. 4 класс. 4 четверть. Часть 1.
Нестандартные задачи по математике. 4 класс. 4 четверть. Часть 1....
Методическая разработка внеурочного занятия по математике, с использованием нестандартных задач для 1 класса.
Современные стандарты требуют, чтобы урок был интересным, информационно-насыщенным, а материал понятным для усвоения учащихся.От степени подготовленности и методик преподавания учи...
Методическая копилка. Комбинаторные, логические и нестандартные задачи по математике 1-4 класс
Одной из самых важных составных частей способности человека мыслить является логическая грамотность, то есть некий минимум логических умений и знаний, необходимых в...
Методическая копилка. Комбинаторные, логические и нестандартные задачи по математике 1-4 класс
Одной из самых важных составных частей способности человека мыслить является логическая грамотность, то есть некий минимум логических умений и знаний, необходимых в...
Комбинаторные, логические и нестандартные задачи по математике 1-4 класс
Одной из самых важных составных частей способности человека мыслить является логическая грамотность, то есть некий минимум логических умений и знаний, необходимых в любой интеллектуальной де...