"Горизонт.Линия горизонта"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Цели урока: ознакомить с основными и промежуточными сторонами горизонта и их расположением.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «горизонт», «линия горизонта»; объяснить, чем линия горизонта отличается от горизонта; учить определять стороны горизонта; способствовать обогащению представлений учащихся о шарообразной форме Земли, а также о способах доказательства шарообразности Земли; познакомить с правилами ориентирования на карте и глобусе.
Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах.
Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивать желание познавать новое, воспитывать бережное отношение ко всему вокруг нас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 29.93 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное образовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Рамонский лицей»
Рамонского муниципального района Воронежской области
Окружающий мир.
2 класс
Тема урока: « Путешествие по планете Земля»
Учитель начальных классов
Новикова Татьяна Геннадьевна
р.п.Рамонь
2015год
Цели урока: ознакомить с основными и промежуточными сторонами горизонта и их расположением.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «горизонт», «линия горизонта»; объяснить, чем линия горизонта отличается от горизонта; учить определять стороны горизонта; способствовать обогащению представлений учащихся о шарообразной форме Земли, а также о способах доказательства шарообразности Земли; познакомить с правилами ориентирования на карте и глобусе.
Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах.
Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивать желание познавать новое, воспитывать бережное отношение ко всему вокруг нас.
Методы обучения: подводящий диалог, проблемный, деятельностный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, практическая работа.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Работа в группах. Постановка проблемы.
- Совместное «открытие» новых знаний.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление. Работа в парах. Индивидуальная работа.
- Беседа о роли природы на нашу жизнь и бережном к ней отношении.
- Итог урока. Рефлексия.
- Творческое домашнее задание.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийные проектор, экран;
- презентация к уроку;
- учебник «Мир вокруг нас», 2 класс, 2 часть, авт. А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2007 г.;
- рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс, 2 часть, авт. А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011 г.;
- глобус;
- карта полушарий;
- таблички со словами «горизонт», «линия горизонта», «север», «юг», «запад», «восток»;
- конверты с заданиями для групповой работы (Приложение 1);
- карточки для каждого ученика (Приложение 2);
- красная верёвочка;
- магниты трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный.
Ход урока
Этапы урока | Формы обучения | Учитель | Учащиеся |
Оргмомент | (Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы. Поэтическая минутка вхождения в урок). | - Ну-ка, проверь,дружок. Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке:Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? | Слушают учителя. |
Актуализация знаний и постановка проблемы | Фронтальная и групповая работа | -Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Вы любите путешествовать? Как можно путешествовать? - Но к любому путешествию нужно подготовиться. Проверим, как вы готовы, хорошо ли усвоили правила вежливости, которым были посвящены прошлые уроки. Ведь в путешествии нам они очень пригодятся. (Класс разбивается на группы – экипажи по 4 человека, каждая из которых получает конверт с заданием (Приложение 1). Через определённое время после обсуждения экипажи отчитываются о выполнении заданий. Остальные учащиеся контролируют ответы. В последнем задании встречается затруднение). - Что ж, я вижу вы хорошо подготовились. Но в путешествии необходимо уметь точно определять местонахождение, направление пути. Какую же цель мы поставим перед собой на уроке? | Ответы детей. -…А можно и по книгам – добывать новые знания. Дети обсуждают. Учиться определять местонахождение, направление пути. |
Совместное «открытие» новых знаний | Фронтальная и индивидуальная Работа по учебнику. | - Итак, мы отправляемся в путешествие по нашей замечательной планете.(Слайд№2) - А как называется наша планета? - А какую форму имеет Земля? - Люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли. Послушайте, пожалуйста, их мнения и определите, правы ли были древние мудрецы? -Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему? -Разобраться нам поможет рассказ «Как выглядит Земля» на стр. 72-73 учебника. (Слайд 7) | -Как же выглядит Земля? (Ответы учащихся.) (Ребята слушают сообщения одноклассников.) 1 ученик: (Слайд 3) - Ещё в глубокой древности мудрецы стали задумываться над тем, какую форму имеет Земля. Их суждения зависели от того, что они видели вокруг себя. Например в древнем Вавилоне, расположенном между горами и морем, думали так: мир – это большая гора, окружённая морем. На западном склоне горы – родной Вавилон. Над Вавилоном – небесный свод. Он опирается на море – как перевёрнутая чашка на блюдце! Под Вавилоном – пустота. Вечером туда уходит солнце и там, под землёю, всю ночь идёт с запада на восток, чтобы утром опять выйти над Вавилоном. 2 ученик: (Слайд 4 ) - В других странах считали, что Земля похожа на тарелку, стоящую на спинах трёх китов. 3 ученик: (Слайд5) - Даже в одной и той же стране представления о форме Земли могли различаться. Например, древние индусы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. 4 ученик: (Слайд 6) - Другие представляли, что, черепаха плавает по безбрежному молочному морю. 5 ученик: - Гораздо позднее, когда люди стали подробно изучать небесные тела (Солнце и звёзды) индусы стали утверждать, что черепаха «плавает» в бескрайних просторах космоса, Вселенной… - Мудрецы не правы. Земля имеет форму шара. (Дети высказывают свои предложения. Возможно они будут таковы: - Доказательства тому – вид земли из космоса, глобус, кругосветные путешествия мореплавателей.) (Дети читают вслух рассказ из учебника по абзацам.) (Ответы учащихся.) |
Фронтальная и индивидуальная работа. | Практическая работа. Знакомство с доказательствами о шарообразности Земли. 1.Вид Земли из космоса. - Снимки из космоса являются доказательством того, что Земля имеет форму шара. Это самое важное доказательство. Давайте вспомним, что нам известно об этом. Кто совершил первый полет в космос?(Слайд 8) -Первый космический полет длился всего 108 минут или 1 час 48 минут. Во время этого полёта Ю. Гагарин облетел Землю быстрее, и полеты стали намного продолжительнее.(Слайд 9) 2. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта. - В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при его приближении становился виден весь корабль. Прошло много времени, и люди поняли, что такое может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар. Кругосветные путешествия мореплавателей. -Одним из доказательств являются также кругосветные путешествия моряков. Почти 5 веков назад отважный капитан Фернан Магеллан плыл в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течение нескольких лет. Корабль Магеллана обогнул Землю и вернулся туда, откуда начинал свое путешествие. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли. 4. Гипотеза Пифагора и доказательство Аристотеля. - Еще до плавания Магеллана, ученые, считавшие, что Земля – шар, придумали глобус. Как вы думаете, что такое «глобус»?(Слайд10) - Одним из первых предположил, что Земля имеет форму шара древнегреческий ученый Пифагор более 2500 лет назад. Он рассуждал примерно так. Если Солнце и Луна – небесные тела, то и Земля, возможно, тоже.(Слайд 11) -Первым предоставил доказательства формы Земли Аристотель через 200 лет после гипотезы Пифагора. В этом ему помогли… лунные затмения! Почему они происходят? Задав себе такой вопрос, Аристотель сделал правильный вывод: потому что на Луну надвигается тень нашей планеты. В этот момент Луна, Солнце и Земля находятся на одной линии, причем Земля загораживает собой Солнце от Луны. Тень круглая. Значит, она – от шара. - Предлагаю провести опыт, который помог великому ученому доказать свою гипотезу. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. - Первым космонавтом был Юрий Гагарин - Уменьшенная модель Земли. Проводят опыт вместе с учителем. | |
Физкультминутка: Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают.) И немножко отдохнем. (Потягиваются.) Вправо, влево повернитесь, (Повороты.) Наклонитесь, наклонитесь! (Наклоны.) Руки вверх и руки вбок, (Движение руками.) И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте.) А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте.) Молодцы вы, ребятишки! | |||
Продолжение работы над новым материалом. | Работа по учебнику . Практическая работа. Фронтальная работа. | Знакомство с понятиями «горизонт» и «линия горизонта». - Продолжаем наше путешествие. Вот перед нами живописные пейзажи. -Откройте учебник, рассмотрите иллюстрации. Чем различаются изображенные местности? Что их объединяет? -Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонтом. -Здесь четко видна линия, на которой соединяются небо и земля. Как называется эта линия? -Верно. Граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта. (Слайд 12) -Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? (Учитель вызывает к доске ученика и просит отметить красной верёвочкой границу видимой области. Затем ученик возвращается на место, а учитель просит встать всех учащихся.) - Что вы заметили? - Так можно ли добраться до линии горизонта? -Верно. Если мы будем двигаться вперед или поднимемся на гору, горизонт будет расширяться (большее пространство откроется взгляду), а линия горизонта будет удаляться. Ведь линия горизонта – это воображаемая линия между небом и землёй, добраться до неё нельзя. Знакомство с основными и промежуточными сторонами горизонта. -Всё чаще жители древних стран уплывали от своей родины, отправляясь в далёкие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? - С давних пор люди умели ориентироваться на местности, используя заметные предметы и положения небесных тел. Они, например, говорили: «От большой горы пойдёшь в сторону заката и выйдешь к реке». Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их сторонами горизонта.(Слайд 13) -То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет – ЮГ. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали СЕВЕРОМ. На ВОСТОКЕ Солнце всходит, А на ЗАПАДЕ садится. На схемах и картах север всегда обозначают вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. -Если обратиться лицом к северу , тогда за спиной у вас будет юг, по правую руку – восток, а по левую – запад. -Назовите стороны горизонта. -Покажите их на глобусе и карте. -Кроме основных сторон горизонта есть еще и промежуточные : северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад. Записывают название сторон горизонта сокращенно. Основные- одной буквой, промежуточной – двумя. Физкультминутка: (Учитель называет стороны горизонта, учащиеся рукой показывают направление.) | (Выслушиваются ответы учащихся.) (Линия горизонта) (Выслушиваются ответы учащихся.) -Линия переместилась. -Нет. (Ответы учащихся.) (Ответы учащихся.) |
Закрепление пройденного материала. | Работа в парах. Работа в тетрадях со взаимопроверкой. | -Обсудите, какие стороны горизонта не обозначены на четырёх рисунках-схемах в учебнике на стр. 71. -Кто помог товарищу исправить ошибку? -Выполните задание 3 в рабочих тетрадях на стр.28. - Проверьте друг у друга правильность выполнения задания по учебнику. -Кто нашел ошибку? | (Учащиеся выполняют задание в парах.) (учащиеся выполняют задание, затем коллективно их обсуждают.) |
Подведение итогов. | Фронтальная работа. | -Вот и подходит к концу наше путешествие.(Слайд 14) -Понравилось ли вам быть путешественниками? -Что нового вы сегодня узнали, какие для себя сделали открытия? -Какая работа на уроке вам понравилась больше всего? -Что вызвало наибольшие затруднения? -Какое самое важное доказательства шарообразной формы Земли? -В чем отличие горизонта от линии горизонта? -Перечислите основные стороны горизонта. -Назовите промежуточные. | (Выслушиваются ответы учащихся.) |
Рефлексия | -Я хочу напомнить слова Ю.А.Гагарина. (Слайд 15) -Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее. -Давайте украсим нашу планету, прикрепив цветные магниты: красный, если довольны своей работой; жёлтый, если считаете, что работали не в полную силу; зелёный, если испытывали затруднение. | (Дети украшают карту полушарий цветными магнитами.) | |
Д/з | Рабочая тетрадь, с.29 задание №6. Нарисовать планету «Земля»( по желанию) |
Использована литература:
Окружающий мир («Наша планета Земля»). 2-й. класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008.
С. П. Докшина Урок окружающего мира во 2-м классе. //Начальная школа + до и после - №4, 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На четырех слонах, которые стоят на черепахе
Луна – спутник Земли.
Глобус – модель Земли
Луна – спутник Земли
Горизонт – это видимое вокруг тебя пространство.
Стороны горизонта.
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее.» Ю.А.Гагарин
Ресурсы: Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 г. Энциклопедия «География» М. «Росмэн» 1998г. Энциклопедия «Наука» М., «Росмэн»1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Горизонт. Стороны горизонта".
Эта проверочная работа используется при закреплении темы "Горизонт. Стороны горизонта"....
Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта.Урок окружающего мира по программе Плешаков А.А. УМК "Школа России"
Окружающий мир 2 класс программа Плешаков А.А. Умк "Школа России". Урок: Горизонт и линия горизонта.(технология проблемного обучения в рамках ФГОС). В приложении содержится подборка стихов о горизонте...
Окружающий мир. Школа России 1 кл. Горизонт. Линия горизонта.
На уроке вводятся понятия: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, компас.Проводится практическая работа на закрепление введённых понятий...
Урок по познанию мира по теме "Горизонт и линии горизонта"
Учащиеся работают в группах. Учитель использует стратегии ИНСЕРТ, а также работу с визуальным материалом. Дети сами оценивают себя с помощью смайликов....
Проверочная работа "Строение Земли. Горизонт. Стороны горизонта"
УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова", 2 класс...
Урок с оэр «Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта. Путешествие с компасом.»
Урок с ОЭР Предмет: окружающий мир Класс: 4 Тема: «Что такое горизонт. Как определяют стороны гор...
Горизонт. Линия горизонта.
.В конце урока учащиеся будут знать определение слова «Горизонт и линиягоризонта»....