Технологическая карта изучения темы «Симметричные фигуры». По комплекту для начальной школы «Перспектива» Математика 3 класс
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему
Данная технологическая карта разработана в соответствии с соблюдением требований ФГОС. В ней прослеживаются все основные этапы урока с указанием планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_izucheniya_temy.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы «Симметричные фигуры».
по комплекту для начальной школы «Перспектива»
Математика
3 класс
Тема | Симметричные фигуры | |
Цель темы | Познакомить учащихся с симметричными фигурами; Научить выделять их среди группы фигур; Уметь обосновывать свой выбор; Повторить приём симметричного вырезания | |
Основные понятия | «Симметричные фигуры» «Ось симметрии» | |
Планируемый результат | ||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
Проявлять - интерес к изучению темы. -желание решать проблему, используя приобретенные знания. - осознание собственных достижений при усвоении учебной темы. | Познавательные умения: Актуализировать знания о симметричных фигурах. Использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания. Развитие логического мышления. Регулятивные умения: Тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования. Выполнять учебное действие, используя алгоритм и эталон. Выполнять взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания. Выполнять самооценку и самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: Формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре. | Знать название понятия «симметричные фигуры». Знать название понятия «ось симметрии». Уметь различать симметричные предметы. Уметь строить симметричные фигуры. |
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение: Тема: «Сказки зарубежных авторов» Технология: Тема: «Вырезание орнамента» | Информационный материал: Учебник-тетрадь «Математика. 3 класс». Ч.2 Методическое пособие для учителя. Интерактивный материал: Презентация к уроку Демонстрационный материал: Эталон симметричности фигур. Фигуры для открытия нового знания. Раздаточный материал: Карточка с заданием на повторение. Карточка с заданием на пробное действие. | Фронтальная:
|
Технология изучения темы | ||
1 этап. Мотивация к учебной деятельности | ||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
| - Прочитайте пословицу «Знания по наследству не достаются». - Как вы понимаете ее смысл? - Вы помните девочку Алису и её приключения в Зазеркалье? Сегодня на уроке мы тоже будем смотреть в зеркало, для того, чтобы провести новое исследование. Послушайте отрывок из сказки известного математика Льюиса Кэрролла, который больше известен как автор сказок о девочке Алисе. «Алиса подошла к дереву. Рядом с ней на ветке сидел Чеширский кот. - Извините, пожалуйста. Вы не подскажете, как мне пройти? - А куда ты хочешь попасть? – спросил кот. - А мне всё равно куда, - ответила Алиса. - Тогда всё равно и как идти, - сказал кот». - Как вы думаете, что хотел сказать этими словами кот? - Конечно, очень важно знать цель своей работы. Сегодня на уроке вы будете получать новые знания о симметрии. - А раз сегодня вы будете открывать что-то новое, как вы будете это делать? (…) | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание найти способ решения проблемы |
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | ||
Цели деятельности | Учебные задания на знание, понимание, умение | Планируемый результат |
знания о симметричных фигурах;
мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
| 1)Повторение знаний о симметрии - Посмотрите на вашу карточку. (Р-1) № 1. Назовите симметричные фигуры. Как вы определили? Учитель вывешивает эталон симметричности фигур с прошлого урока Д-2 (рассуждения учащихся по эталону) № 2. Постройте фигуру симметричную данной фигуре (комментирование учащихся) - Что вы сейчас повторили? - Какое теперь задание необходимо выполнить? - Для чего это необходимо? 2) Пробное задание. - Вы только что здорово определили, какие фигуры являются симметричными, а какие нет. Определите: какие буквы являются симметричными, а какие нет. На карточках буквы: Ю, Я, В, А, Г. - Что нового в этом задании? - Попробуйте выполнить это задание (самостоятельная работа) - Что вы можете сказать о выполнении вами пробного задания? - Что вы будете делать? | Диагностические задания: Работа с карточкой Р-1 Задание №1 Доказать симметричность фигур. Задание №2 Построить симметричную фигуру, относительно прямой. Задание на пробное действие: из данных букв найти симметричные. Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения:
|
3 этап. Выявление места и причины затруднения. | ||
Цели деятельности | Планируемый результат | |
восстановление выполненных операций и фиксацию места, где возникло затруднение;
| Диалог учителя с учащимися для выявления причины затруднения: - Какое задание вы должны были выполнить? - Как вы выполняли задание? - Где возникло затруднение? - Почему не смогли выполнить задание? | Познавательные умения: - уметь фиксировать нехватку имеющихся знаний. Коммуникативные умения: - формулировать в рамках учебного диалога фиксацию места, вызвавшего затруднение; |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. | ||
Цели деятельности | Проект учебных действий | Планируемый результат |
(вывести правило, по которому мы сможем определить, симметричны ли фигуры, если нет оси симметрии);
(алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
достижения цели. | - Давайте сформулируем цель нашего исследования. - Для достижения вашей цели я выступлю в роли помощника. Учитель предлагает детям вырезанные фигуры симметричные и несимметричные. На листе эти же фигуры, где подписано, какие из них являются симметричными, а какие - нет. На некоторых симметричных фигурах отмечена ось симметрии. - Рассмотрите фигуры, что в них особенного?(…) - Составим план действий. 1) Определим, чем отличаются симметричные фигуры от несимметричных фигур. 2) Проверим свои выводы перегибанием. 3) Сделаем выводы. - Какова же тема нашего урока? | Познавательные умения: - уметь поэтапно создавать шаги достижения цели. - обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока. Коммуникативные умения: - коммуникативная форма организации построения проекта будущих учебных действий |
5 этап. Построение проекта выхода из затруднения. | ||
Цели деятельности | Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Планируемый результат |
коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний определения симметричности фигур без оси симметрии;
| - Работать будете в группах. Какие правила нужно соблюдать? Затем каждая группа представляет результат своей работы. Учитель обобщает полученные результаты. - Как вы назовёте линию сгиба, относительно которой фигура оказалась симметричной? а) Работа с зеркалом. - Я вам попробую помочь. Возьмите приготовленные вами зеркала и поднесите к ним различные предметы, например … (резинку, карандаш, ручку) - Расскажите о своих наблюдениях. - А если посмотреть на зеркало сбоку, что вы видите? Я провела такой же эксперимент с грушей. Эта прямая называется осью симметрии. По обе её стороны совершенно одинаковые предметы. - Какое название вы им дадите? - Какие фигуры называются симметричными?(..) Вы сделали важные открытия. - Давайте убедимся, что ваши выводы правильные. Откройте стр. 46 в учебнике и прочитайте правило. Эталон вывешивается на доске (Д – 3). - Сейчас вернёмся к заданию, которое вызвало у вас затруднение. Работаем в парах (рассуждения учащихся) Определите симметричные фигуры на карточке Р-2. Проверьте ваши рассуждения с буквами Ю, Я, В, А, Г. - Удалось ли вам выйти из затруднения? Вывод учителя: Симметрия наблюдается не только у геометрических фигур. Симметрия – одно из величайших тайн природы. Это явление и математическое, и природное, и космическое, и художественное. - Посмотрите вокруг. Назовите симметричные фигуры, которые встречаются в окружающем мире. Да и сам человек является частицей симметричного мира. | Регулятивные умения: - выполнять учебное задания в соответствии с алгоритмом; Предметные умения: - знать определение «ось симметрии»; -отличать симметричные фигуры от несимметричных; - проводить наблюдения в соответствии с заданием. Личностные умения: - проявлять интерес к выполнению творческого задания; Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для выполнения задания. Коммуникативные умения: - использовать речевые умения для представления результата; - уметь договариваться и приходить к общему решению при работе в группе и в паре |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель1)мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент. Очень я хочу учиться Не лениться, а трудиться.Точно знаю – я смогуИ ребятам помогу. - Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы). Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг-другу, если в этом будет необходимость. -Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке. Личностные УУД | I этап. Организационный момент. Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? Коммуникативные УУД |
II этап. Актуализация знаний. Цель – совершенствовать вычислительные навыки | Работать с информацией, представленной в форме задач. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по решению задач. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | II этап. Актуализация знаний. Зад. 1.У паука 8 ног, а у жука на 2 ноги меньше. Сколько ног у паука? Зад. 2. На клумбе росло 5 ромашек и 5 васильков. Маша сорвала 3 цветка, а Миша 1 цветок. Сколько цветов осталось на клумбе? Зад. 3. Сколько грибов у ежика уже лежит в норке, если он сейчас несет 2 гриба, и когда их положит в кладовую, то грибов станет 10? Зад. 4. В вазе было 10 красных роз, а белых – на 2 розы меньше. Потом поставили еще 5 белых роз. Сколько всего белых роз в вазе? (Фронтальная проверка) | II этап. Актуализация знаний. - Рассмотрите рисунки, которые появились на доске. Как вы думаете, какой рисунок здесь лишний? - Жук, светофор, барабан – это предметы из одной группы. Как вы думаете, почему они относятся к одной группе? Вот на этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить. Познавательные УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение» УМК "Начальная школа 21 век" 2 класс
Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. I к УМК «Начальная школа XXI век»Автор: Кулагина В.В. учитель начальных классов ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г. Кузнецк-12Це...
Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение» УМК "Начальная школа 21 век" 2 класс
Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. I к УМК «Начальная школа XXI век»Автор: Кулагина В.В. учитель начальных классов ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г. Кузнецк-12Це...
Технологическая карта изучения темы «Что вокруг нас может быть опасным» Окружающий мир 1 класс
Цели Образовательные: Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей. Соблюдать осторожность при обращении с ними. Повторить правила перехода улицы.Способствовать развитию связной ре...
Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы «ПЕРСПЕКТИВА»технология
Технологические картыдля работы по комплекту для начальной школы«ПЕРСПЕКТИВА» ТЕХНОЛОГИЯ4 класс I полугодие...
Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы "Перспектива" Русский язык 2 класс
Данный материал содержит технологические карты по русскому языку во 2 классе (комплект для начальной школы "Перспектива")...
Технологическая карта урока литературного чтения "Детские журналы. Новости." (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс")
Цель урока: формирование понятия «новости», о том, какие они бывают, формирование знаний о периодике, формирование умения работать с информацией детских журналов. Задачи урока Дидакти...