Технологическая карта изучения темы «Симметричные фигуры». По комплекту для начальной школы «Перспектива» Математика 3 класс
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

Козыленкова Ольга Анатольевна

Данная технологическая карта разработана в соответствии с соблюдением требований ФГОС. В ней прослеживаются все основные этапы урока с указанием планируемых результатов:  предметных, метапредметных и личностных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_izucheniya_temy.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Симметричные фигуры».

по комплекту для начальной школы «Перспектива»

Математика

3 класс

Тема

Симметричные фигуры

Цель темы

Познакомить учащихся с симметричными фигурами;

Научить выделять их среди группы фигур;

Уметь обосновывать свой выбор;

Повторить приём симметричного вырезания

Основные понятия

«Симметричные фигуры»

«Ось симметрии»

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять 

- интерес к изучению темы.

-желание  решать проблему, используя приобретенные знания.

- осознание собственных достижений при усвоении учебной темы.

Познавательные умения:

Актуализировать знания о симметричных фигурах.

Использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Развитие логического мышления.

Регулятивные умения:

Тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования.

Выполнять учебное действие, используя алгоритм и эталон.

Выполнять взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания.

Выполнять самооценку и самопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

Знать название понятия «симметричные фигуры».

Знать название понятия «ось симметрии».

Уметь различать симметричные предметы.

Уметь строить симметричные фигуры.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение:

Тема: «Сказки зарубежных авторов»

Технология:

Тема: «Вырезание орнамента»

Информационный материал:

Учебник-тетрадь «Математика. 3 класс». Ч.2

Методическое пособие для учителя.

Интерактивный материал:

Презентация к уроку

Демонстрационный материал:

Эталон симметричности фигур.

Фигуры для открытия нового знания.

Раздаточный материал:

Карточка с заданием на повторение.

Карточка с заданием на пробное действие.

Фронтальная:

  • индивидуальная –

  • парная -  

  • групповая  -

Технология изучения темы

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;
  • определить содержательные рамки урока: симметричные фигуры;
  •  мотивировать к учебной деятельности.

- Прочитайте пословицу «Знания по наследству не достаются».

- Как вы понимаете ее смысл?

- Вы помните девочку Алису и её приключения в Зазеркалье? Сегодня на уроке мы тоже будем смотреть в зеркало, для того, чтобы провести новое исследование.

Послушайте отрывок из сказки известного математика Льюиса Кэрролла, который больше известен как автор сказок о девочке Алисе.

«Алиса подошла к дереву. Рядом с ней на ветке сидел Чеширский кот.

- Извините, пожалуйста. Вы не подскажете, как мне пройти?

- А куда ты хочешь попасть? – спросил кот.

- А мне всё равно куда, - ответила Алиса.

- Тогда всё равно и как идти, - сказал кот».

- Как вы думаете, что хотел сказать этими словами кот?

- Конечно, очень важно знать цель своей работы. Сегодня на уроке  вы будете получать новые знания о симметрии. - А раз сегодня вы будете открывать что-то новое, как вы будете это делать? (…)

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание найти способ решения проблемы

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цели деятельности

Учебные задания на знание, понимание, умение

Планируемый результат

  • актуализировать

знания о симметричных фигурах;

  • тренировать

мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;

  • мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  • предъявить индивидуальное задание для пробного действия;
  • организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности;
  • организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.

1)Повторение знаний о симметрии

- Посмотрите на вашу карточку. (Р-1)

 1. Назовите симметричные фигуры. Как вы определили?

Учитель вывешивает эталон симметричности фигур с прошлого урока Д-2 (рассуждения учащихся по эталону)

 2. Постройте фигуру симметричную данной фигуре (комментирование  учащихся)

- Что вы сейчас повторили?

- Какое теперь задание необходимо выполнить?

- Для чего это необходимо?

  2) Пробное задание.

- Вы только что здорово определили, какие фигуры являются симметричными, а какие нет. Определите: какие буквы являются симметричными, а какие нет.

На карточках буквы: Ю, Я, В, А, Г.

- Что нового в этом задании?

- Попробуйте выполнить это задание (самостоятельная  работа)

- Что вы можете сказать о выполнении вами пробного задания?

- Что вы будете делать?

Диагностические задания:

Работа с карточкой Р-1

Задание №1 Доказать симметричность фигур.

Задание №2 Построить симметричную фигуру, относительно прямой.

Задание на пробное действие: из данных букв найти симметричные.

Познавательные умения:

  • определять симметричность фигур относительно прямой линии;
  • уметь проектировать симметричные фигуры;

Регулятивные умения:

  • выполнять самопроверку и взаимопроверку;
  • выполнять индивидуальные задания для пробного действия и фиксировать затруднение;

 Коммуникативные умения:

  • использовать речь для регуляции своего действия

Предметные умения:

  • уметь строить симметричные фигуры, использую знание  эталона

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Цели деятельности

Планируемый результат

  • организовать

восстановление выполненных операций и фиксацию места, где возникло затруднение;

  • организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.

Диалог учителя с учащимися для выявления причины затруднения:

- Какое задание вы должны были выполнить?

- Как вы выполняли задание?

- Где возникло затруднение?

- Почему не смогли выполнить задание?

Познавательные умения:

- уметь фиксировать нехватку имеющихся знаний.

Коммуникативные  умения:

- формулировать в рамках учебного диалога фиксацию места, вызвавшего затруднение;

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели деятельности

Проект учебных действий

Планируемый результат

  • Уточнение цели проекта

(вывести правило, по которому мы сможем определить, симметричны ли фигуры, если нет оси симметрии);

  • Уточнить тему урока;
  • Определение средств

(алгоритмы, модели, учебник и т.д.);

  • Построение плана

достижения цели.

- Давайте сформулируем  цель нашего исследования.

- Для достижения вашей цели я выступлю в роли помощника.

Учитель предлагает детям вырезанные фигуры симметричные и несимметричные. На листе эти же фигуры, где подписано, какие из них являются симметричными, а какие - нет. На некоторых симметричных фигурах отмечена ось симметрии.

- Рассмотрите фигуры, что в них особенного?(…)

- Составим план действий.

1) Определим, чем отличаются симметричные фигуры от несимметричных фигур.

2) Проверим свои выводы перегибанием.

3) Сделаем выводы.

- Какова же тема нашего урока?

Познавательные умения:

- уметь поэтапно создавать  шаги достижения цели.

- обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока.

Коммуникативные умения:

- коммуникативная форма организации построения проекта будущих учебных действий

5 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели деятельности

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Планируемый результат

  • организовать

коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний определения симметричности фигур без оси симметрии;

  • создать условия для построения нового эталона, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать знания на практике;
  • организовать уточнение общего характера нового знания.

- Работать будете в группах.

Какие правила нужно соблюдать?

Затем каждая группа представляет результат своей работы. Учитель обобщает полученные результаты.

- Как вы назовёте линию сгиба, относительно которой фигура оказалась симметричной?

а)  Работа с зеркалом.

- Я вам попробую помочь. Возьмите приготовленные вами зеркала и поднесите к ним различные предметы, например … (резинку, карандаш, ручку)

- Расскажите о своих наблюдениях.

- А если посмотреть на зеркало сбоку,  что вы видите?

Я провела такой же  эксперимент с грушей.

Эта прямая называется осью симметрии. По обе её стороны совершенно одинаковые предметы.

- Какое название вы им дадите?

- Какие фигуры называются симметричными?(..)

Вы сделали важные открытия.

- Давайте убедимся, что ваши выводы правильные. Откройте стр. 46 в учебнике и прочитайте правило.

Эталон вывешивается на доске (Д – 3).

- Сейчас вернёмся к заданию, которое вызвало у вас затруднение.

Работаем в парах (рассуждения учащихся)

 Определите симметричные фигуры на карточке Р-2. Проверьте ваши рассуждения с буквами  Ю, Я, В, А, Г. - Удалось ли вам выйти из затруднения?

Вывод учителя: Симметрия наблюдается не только у геометрических фигур. Симметрия – одно из величайших тайн природы. Это явление и математическое, и природное, и космическое, и художественное.

- Посмотрите вокруг. Назовите симметричные фигуры, которые встречаются в окружающем мире.

Да и сам человек является частицей симметричного мира.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задания в соответствии с алгоритмом;

Предметные умения:

- знать определение «ось симметрии»;

-отличать симметричные фигуры от несимметричных;

- проводить наблюдения в соответствии с заданием.

Личностные умения:

- проявлять интерес к выполнению творческого задания;

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения задания.

Коммуникативные умения:

- использовать речевые умения для представления результата;

- уметь договариваться и приходить к общему решению при работе в группе и в паре


Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель1)мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап.  Организационный момент.

Очень я хочу учиться

Не лениться, а трудиться.

 Точно знаю – я смогу

И ребятам помогу.

-  Кто  из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг-другу, если в этом будет необходимость.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Личностные УУД

I этап.  Организационный момент.

 Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель – совершенствовать вычислительные навыки

Работать с информацией, представленной в форме задач.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по решению задач.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

II этап. Актуализация знаний.

Зад. 1.У паука 8 ног, а у жука на 2 ноги меньше. Сколько ног у паука?

Зад. 2. На клумбе росло 5 ромашек и 5 васильков. Маша сорвала 3 цветка, а Миша 1 цветок. Сколько цветов осталось на клумбе?

Зад. 3. Сколько грибов у ежика уже лежит в норке, если он сейчас несет 2 гриба, и когда их положит в кладовую, то грибов станет 10?

Зад. 4. В вазе было 10 красных роз, а белых – на 2 розы меньше. Потом поставили еще 5 белых роз. Сколько всего белых роз в вазе?

(Фронтальная проверка)

II этап. Актуализация знаний.

- Рассмотрите рисунки, которые появились на доске. Как вы думаете, какой рисунок здесь лишний?

 - Жук, светофор, барабан – это предметы из одной группы.

Как вы думаете, почему они относятся к одной группе?

Вот на этот вопрос мы  и постараемся сегодня ответить.

Познавательные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение» УМК "Начальная школа 21 век" 2 класс

Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. I к УМК «Начальная школа XXI век»Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных классов ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г. Кузнецк-12Це...

Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение» УМК "Начальная школа 21 век" 2 класс

Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. I к УМК «Начальная школа XXI век»Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных классов ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г. Кузнецк-12Це...

Технологическая карта изучения темы «Что вокруг нас может быть опасным» Окружающий мир 1 класс

Цели Образовательные: Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей. Соблюдать осторожность при обращении с ними. Повторить правила перехода улицы.Способствовать развитию связной ре...

Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы «ПЕРСПЕКТИВА»технология

Технологические картыдля работы по комплекту для начальной школы«ПЕРСПЕКТИВА» ТЕХНОЛОГИЯ4 класс I полугодие...

Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы "Перспектива" Русский язык 2 класс

Данный материал содержит технологические карты по русскому языку во 2 классе (комплект для начальной школы "Перспектива")...

Технологическая карта урока литературного чтения "Детские журналы. Новости." (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс")

Цель урока: формирование понятия «новости», о том, какие они бывают, формирование знаний о периодике, формирование умения работать с информацией детских журналов. Задачи урока Дидакти...